Война и Мир Кутузова

Каким Бейсембаев
Из книги "Седьмая печать Апокалипсиса"
Как и библейский Израиль, Россия, имеющая огромную территорию, многонациональность народов, разнообразие географических зон, давала цивилизации не один поучительный урок истории. Технологически Россия уступала западу, но её роль в сохранении равновесия на планете всегда была  высока. На полях России нашли свой конец амбиции  Наполеона и Гитлера. Западные историки, описывая эти события склонны объяснять успехи России,  плохими дорогами, жестокой зимой и готовностью её лидеров к большим людским жертвам.   Однако освободительная миссия России опирается и на духовные качества борцов за свободу, которые ценили и понимали значение человеческих отношений. Они противостояли в своей стране не только вторгшемуся противнику, но и людям не понимавшим значение духовных ценностей. Если Наполеон и Александр І противостояли друг другу как лидеры двух воюющих стран, то Михаил Илларионович Кутузов,  будучи профессиональным военным и верховным главнокомандующим русской армии давал им урок человека, не принимающего насилие верного  основам христианской истины.  Жизнь  Наполеона чаще всего благосклонно описывается западными историками, и Европа зачастую оказывалась, терпима к  оккупанту. Но уроки истории показывают, что война в любой форме противопоказана человеку и в ней побеждает не, сколько тот, кто несёт на штыках новые идеи и демократию, но стоит за социальную справедливость. Тот, кто ценит и защищает людей.
Рассмотрим временные «столпы», представляющие главные этапы жизни этих людей,  не есть ли они результат, начального воспитания заложенного смолоду? Подтвердятся –ли наши первоначальные характеристики анализом событий главных героев?
Наполеон прошел хорошую школу математики и артиллерии, показав себя талантливым ученым, проявляя творчество и способности. Жаркое солнце Корсики,  французский двор позволяли видеть будущему императору самые разные стороны общества. Предшествующая рождению Наполеона эпоха, полна войн, террора и интриг. Только, что погубили друг друга якобинцы и только что  технократическую славу Франции  наполнили деяния Людовика 14: построен Версаль, возведён великий канал соединяющий  Францию с Атлантикой.  Поэтому  жизнь Наполеона есть активная позиция, почитающая науку и силу, часто переходящая в навязывание своего мнения через войну. И если у Людовика 14, можно ещё встретить заботу о людях ( предоставление первых трудовых отпусков, высокая заработанная плата), то у Наполеона забота о боеспособности солдат перекрывает все его реформы. Но Наполеон и не мог быть иным, он технократ и воитель. Что бы стать другим нужны уроки от бога,  нужно умение их воспринять. Наполеон на первых порах, исполняет ещё то, что можно было как-то согласовать с миссией освободителя Франции и строителя  более прогрессивного порядка в Европе, но  каждая новая военная акция заставляет забывать его о предназначение человека. Военным путём он в 30 лет становиться фактическим правителем Франции. Придавая слишком большое значение технократии и внешним атрибутам популярности,  он склоняется к убеждению, что победа оправдывает всё. Вера же и демократия Наполеона становятся формальными. И вот перед ним соблазн: огромная, противоречивая Россия. Можно ли быть достаточно великим, не завоевав её?  Так думал император летом 1812 г. И поэтому Наполеон, утверждающий,  по мнению ряда историков реформы, и новый порядок,  не достиг славы Людовика 14 – относимого к носителям непрогрессивного социального строя. Памятником же этому технократу по существу осталась – лишь одна Триумфальная арка, а не Великий канал, Блестящий Версаль или Непревзойдённый собор Нотрдама. 
Ученик генералиссимуса Суворова Кутузов, вырос в старой дворянской семье, уважавшей русские традиции: сдержанность, учение, богобоязнь, порождаемую тревожным звоном  церковных колоколов напоминающих  о вечном. Также как и Наполеон, он был  хорошим математиком и артиллеристом. В возрасте 29 лет, получил тяжелое ранение – пуля, пробив левый висок, вышла у правого глаза, а в обоих ранениях, полученных в течении 10 лет, потерял треть мозга. Крупного военного успеха добился через 16 лет после первого ранения. С возрастом богобоязнь Кутузова со всей очевидностью усиливалась. Событийный столп Кутузова  разделен на две равные части двумя тяжелейшими ранения в голову, где Кутузов выжил чудом. Сегодня известно, и подтверждено нейрофизиологическими исследованиями, что уменьшившийся мозг хотя и справляется с  задачами жизнедеятельности человека, но многое теряет в скорости и качестве мышлении. Но этого не произошло с Кутузовым!
Александр в 24 л. вступил на престол после смерти своего отца Павла 1 - из¬вестного реформатора, задушенного заговор¬щиками; обвинялся  молвой в заговоре про¬тив отца. Он, как и Наполеон становится императором почти в юношеском возрасте. Это, как всякое незаслуженное благо, отрицательно повлияло на Александра и  взрастило в нём гордыню и самоуверенность.
Не раз Кутузов переживает опалу русского императора. Не раз Александр 1, отстраняя Кутузова, пользовался плодами успехов полководца. Нельзя с уверенностью сказать, что император ставил перед собой такие цели, хотя это мнение популярно. Скорее всего, он считал, что исправляет то, что но его мнению не совсем правильно делал полководец.  В тоже время отсутствие опыта заставляло его учиться у Кутузова. Тем более что  получивший реформаторские навыки отца и привыкший не особенно чураться грязных методов Александр мог считать, что с помощью учебы у Кутузова он одолеет корсиканского выскочку, стяжая себе, восхищение придворного мира и его дам. Отсутствие последовательного духовного воспитания приводила и к непоследовательности в вере, и неустойчивости в поступках. Александр, сопоставляя с собой  Наполеона и видя много похожего, не может не захотеть стать таким же или ещё более великим завоевателем.
Странно, когда историки, как в прошлом, так и нынешнём веке ставят причиной поражения французов морозы России. Император не мог не знать о них, как и о бесконечных просторах,  длинных и трудных как сама жизнь дорогах, ведь он был математиком и ученым. Но любовь к победам сделали его психику сторонней богу и целям человека. Это толкнуло его к жажде еще одной схватки с соперником победа, над которым придаст ему еще больший эффект.
Интересно отметить, что столпы Наполеона и Александра практически совпадают во времени: рождение, приход к власти через образ насилия,  смерть. Оба прожили короткую жизнь и главные события (приход во власть) разделили их жизнь по времени также как и столп Кутузова почти на равные части. Столп Кутузова как магическое зеркало мог отразить жизни императоров в лучшем направление, и обеим судьба давала шансы изменить свой вектор, которыми они не воспользовались.
Западные историки склонны придавать акции Наполеона святые цели, но они не учитывают, что нет святого, достигнутого грязными методами. Сам же император смотрит на Россию как на дикий край рабовладельческого строя крепостников, где отсутствует демократия. Но чем, же лучше Франция - столп становления христианства в Европе, много раз сменявшая кровью королевские династии, и все же, опять наступившая на те же грабли? Есть ли причины для восторга западным историкам своими пенатами? Что говорить о Франции 18 века, если даже в США второй половины 20 века, несмотря на завоевания демократии вплоть до 1963 г. фактически царил режим апартеида. И лишь последующие усилия и кровь президента Джона Кеннеди и негритянского проповедника Мартина Лютера Кинга, позволили сдвинуть откровенный расизм в сторону бытового.
  Когда библия говорит о золотом тельце и соблазнах идола, то это означает, что человек забывая о главном, желает яркого, потрясающего. Но именно так блеск побед Наполеона затмил разум Александра 1. Ему царю огромной страны, занимающей 1/6 часть суши планеты, знавшему о блестящих победах его соотечественника Суворова, юнцу, дорвавшемуся до власти, появился пример подражания.  Недостаток опыта Александра, умноженный на дурные примеры от убийства царя, тень участия в  котором омрачала и сына, не позволяя расцвети в нём благому полученному  от Павла  и чему пытался его научить старый Кутузов.
Кутузов был против ввязывания в  сражение у Аустерлиц (1805 г.), когда Россия, вместе с Австрией, вступила в войну с Францией, но Александр фактически берет руководство на себя и .. проигрывает. Аустерлиц имел катастрофическое значение для армии и экономики России.
Также как и поход Наполеона на Россию, битва при Аустерлиц была обречена. И, прежде всего потому, что Россия, как и Франция не имела к тому времени  духовного лидера - освободителя народов от захватчиков, ибо Александр не мог быть таковым.  Там у Аустерлиц, человечество могло изменить негативный ход истории, изменить и характер Наполеона, направить его на лучшие деяния. Амбиции же Александра 1 и молодого императора Австрии их желание прославиться, привели к последствиям, которые не могли выдержать их страны.
Ни к чему оказалось изучение христианских истин, которыми они не смогли воспользоваться.
Победа способствовала стремительному росту авторитета Наполеона; теперь его армия подпитывалась новыми идеями, техникой и людскими ресурсами. Он надутый, но пока еще ещё здравомыслящий помнил о миссии и о том положительном, что говорили о нём люди. Вся Европа становиться ему на службу и к 1812 г он имеет троекратное преимущество над армией России. Оно и в опыте проведения сражений, технике владения оружием и умении вдохновлять солдат.
   Но виновник этого – по Александру – все-таки Кутузов и он конечно в опале. Сам же Александр с 2.12. 1805 уже официально возлагает на себя миссию главнокомандующего. Кутузову же, поручаются какие-то  второстепенные задачи. В этот период Россия присоединяет к себе Грузию (1809), Финляндию (1812). Недостаточность Александра сказывается, как только происходит столкновение с более серьезным противником. Критическая ситуация в войне с Турцией принуждает извлечь старого солдата из запаса, в результате война на просторах Бессарабии заканчивается пленением армии турок, а затем заключением мира, выгодного России. Таким образом, Кутузов не имеет прямого отношения к колониальным захватам России на Кавказе. В том числе и захвату в войне с Ираном Азербайджана (1813). Имеются лишь сведения о его участие в подавлении мятежа крымских татар (1872г), где он получил повторное ранение в голову. Судьба всегда выводила его из сомнительных предприятий, затеваемых царём. И вводила в бой там, где, в самом деле, его умение было необходимо, где речь шла о защите основ России, сохранения её духовных ценностей.  Бог всегда удерживает человека от дурного, если тот просит его об этом, если он пытается  поступать, по его принципам, поэтому завоевателем Кавказа мир знает генерала Ермолова, но не знает таковым Кутузова, чья мощь военного руководителя во много раз больше.
В 1807 г Александр совершает очередной «фортель», заключив  с Наполеоном Тильзитский мир, по существу предавая своего союзника – Англию и даже участвуя  в её континентальной блокаде. Однако экономика России измотана, и она изнывает под пятой Франции и уже не в состоянии выполнять требования Бонапарта. Но духовное состояние Александра и чувство измены союзнику не позволяют ему активно сотрудничать с новым «другом». Поэтому летом 1812 г., под предлогом неверности России Наполеон без объявления войны вступает в её пределы.
Еще никогда Россия не подвергалась такой опасности. У императора вновь сдают нервы и 67 летний Кутузов становиться главнокомандующим армии, сменяя на этом посту царя. Но наивны надежды русских солдат на то что «Приехал Кутузов бить французов» на столько превосходит армия вторжения остатки русских. Соотношение сил противников нельзя даже сравнить с соотношением сил между армиями Германии и СССР в 1945 г. Но надо спасать Россию, так считает одноглазый,  погрузневший, белый как лунь старик  много раз обиженный,  терпеливый, скромный и преданный своему народу. Он принимает вызов нового потрясателя вселенной, великого полководца  математика и артиллериста Наполеона, шум и восхищение которым стоит во всем мире.  Кутузов понимает, что победа может стоить ему жизни и вряд ли будет отблагодарена. Александр так поступал с ним не раз. Но Кутузов без претензий на величие, он знает жизнь все её ухабы и невзгоды, он выработал в себе терпение… Наполеон  идет на Смоленск, Наполеон идет на Москву, а мы терпение и время.  Что еще мог сказать Кутузов, когда вышколенные полки армии завоевателя двинулись на Россию. Через её речушки и лесные дороги, через цветение её душистых степей и тенистых перелесков, где туманные холмы и низины Родины смягчали сердце русского человека. Но где теперь дым пожарищ и непривычный говор иноверца,  в отсутствии сил и средств, что бы дать достойный отпор.  Что могла противопоставить Россия до крайности ослабленная русско–французским договором, тяжелейшим положением её крепостного крестьянина, так и не увидевшего свободу и уже на 2 столетия дольше, чем другие цивилизованные народы! Терпение и время, ждать пока раздробленная и побитая армия русских, как живительные ручейки её земли незаметно стечется к местечку Бородино. Россия поверила Кутузову, но сколько вытерпел её народ, оставляя город за городом, село за селом, отца и мать, братьев и сестер, детей и любимых. Ведь они надеялись и верили: придет Кутузов и все решится. Но нет. Избранный ими главнокомандующий не велел вступать в открытые кровопролитные стычки. Не раз бывало в истории Росси, когда ошибки амбиций, оборачивались долгими и тяжелыми мучениями её народа и тех, кто взял на себя её долг.
.. Досадно было, боя ждали.
   Ворчали старики:
       Что ж мы на зимние квартиры?
 Не смеют, что ли командиры
 Чужие изорвать мундиры
                О русские штыки…
Эти стихи Лермонтова не отражают настроение основной части населения, соприкоснувшегося с войной. Царило тяжелое чувство ожидаемой гибели страны и ближайшей гибели мира. Погибла Росея – говорили бородатые мужики, вслед уходящей армии. Россия воспринимала Наполеона как Антихриста. Предвестника конца света, зверя со знаком 666, составленного из суммы порядковых цифр для букв французского алфавита из имени и фамилии императора. Настолько было отставание в военном,  политическом и экономическом отношении.
 Александр скрывался в Петербурге, времена в те годы не были такими стремительными как ныне и вести об исходе русской армии доходили туда с большим опозданием. Да и сам Кутузов, почему-то не торопился посылать свои депеши в столицу. Может он не хотел тревожить светский двор, проводивших время на роскошных баллах, но, скорее всего слепой развратник, как называл его раздосадованный император, желал одного, что бы Александр ни вмешался и не помог ему в очередной раз проиграть компанию.
  В отличие от Наполеона Кутузов не собирался никому навязывать имперскую волю, а в войне он видел долг не порабощения народов, но защиты отечества. Армия Кутузова уходит от прямых столкновений. Он понимает, надо восстановить то, что было потеряно Александром. Измаил в войне с турками, Ульман, Амштене, Кремс в первой части войны с французами, сколько еще подобных битв и походов можно назвать, что бы характеризовать полководческую смекалку Кутузова, чьим Учителем был сам Суворов. Но видеть Кутузова мастером военных дел, значит не видеть главного: нельзя быть Великим, не научившись у Учителя не только его непосредственному мастерству, но  и его видению жизни.    И вот теперь армия полководца избранного на эту роль народом,  избранного спасителем России, по мнению Александра І медлительна и безынициативна. К началу компании Наполеон имел трех кратное преимущество над армией России, а в  Бородино 100 тысячной армии русских противостояла 120 тысячная армия Французов. Не знаю  в результате  ли болезни и потерь, либо ошибки рассредоточения солдат французскими генералами так снизилась разница в численности противостоящих.
Л.Н. Толстой,  изучавший историю войны с Наполеоном полагает, что и здесь Кутузов уклонялся от битвы, он считал, что при одинаковом уровне потерь пришел бы момент, когда французов оставалось бы 20 тысяч, а русских 0. Он прекрасно понимал полководческий гений Наполеона, опыт ведения войн, современность вооружений,  преданность и веру солдат непобедимому императору. Математику знали и были в ней классными специалистами оба полководца, но Бородино установлено волей провидения таково мнение Толстого. И оно существенно отличается от традиционных взглядов, полагающих,  что битва была спланирована и обдуманна гением Наполеона, и  гением Кутузова. Он считает, что произошли тысячи случайных событий, наслаивающихся друг на друга, и результатом их было Бородино. За этими случаями воля людей, воля солдат и полководцев, воля тех, кто напряженно ждал исхода объединённая некой силой. Таков многолетний анализ Толстого, который видит в Бородино предопределение судьбы, её неумолимый вектор и как мне кажется, этим объясняет медлительность русского полководца. Более того, Кутузов не желал сражения. Толстой сравнивает планы и намерения той и другой стороны, убедительно показывает их противоречивость и, … несбыточность. Но, тем не менее, время настало, и произошла битва. В ней немало ошибок, немало героических решений, но немало и действий силы, остававшейся за пределами видимых событий. У русских, считает Толстой, не было преимуществ местности и рельефа. Его анализ также как и М.Булгакова ставит серьезное сомнение в возможностях одного человека и даже целой группы давать решения  задачи  зависящей от тысяч факторов. Они обосновывают некоторую волю, участвующую в решении и опирающуюся на интеллект человека, обобщающую его, делающую на основе обобщения новые выводы, грандиозность которых не сопоставима с творческими возможностями  группы людей. Фельдмаршал «Терпение и время», страдающий тяжелым мозговым ранением, сосредоточенный на провидении смог услышать эти выводы и  довести их до своих генералов, императора и солдат. Бородино позволило Кутузову нанести тяжелый удар, который французская армия не знала на протяжении многих лет. Поэтому вопреки мнению многих Кутузов всегда считал битву Бородино победой, в ней он получил возможность обобщить все сведения и понять: Москву надо оставить, но изгнание француза не за горами!
Не во всех учебниках указывается, что в этой битве Наполеон не использовал, свою гвардию из отборных солдат. Она составляла именно те 20 тыс. составлявших количественное превосходство французов. Толстой предполагает, что уже там, вблизи Бородино Император Франции понял полную бесполезность своей акции, бесполезность войны! И в Бородино он уже не искал победы с той волей и решительностью, с какой он это делал в других сражениях. Там под Бородино император думал о том, как ему убраться из России, а для этого ему нужна была его гвардия, для прикрытия бегства, а сама битва должна была нанести русской армии максимальный урон так, что бы она не могла преследовать отступающих. Там под Бородино изнеможенный раздумьями император, вернулся к идеям юности о свободе и равенстве и там он, возможно, проклял войну. И здесь бог услышал его и подумал о прощение. 
   Кутузов же мыслил не как полководец намеревавшийся выиграть одну битву, но как Руководитель страны и народа, который собирался изгнать зарвавшегося врага, выдворить его за пределы Родины и дать миру великий урок, ибо час этот теперь настал. Но Кутузов показывает себя как христианин, умеющий принимать решения, а значит и всю ответственность на себя, он понимал, что армии России нужна еще передышка, что жизнь солдата бесценна, а война бессмысленна.  Кутузов тянул время и уходил от отчетов императору, не вел войну, так как предполагала традиция. Ситуация скорее всего напоминала современную тактику американцев, известную нам со времен последней мировой войны, исключающую столкновение там, где жизнь солдата ставилась под большую угрозу и предполагавшую наступление при достижении заданного преимущества в живой силе и технике. Но Кутузов понимал, что достичь такого преимущества России не под силу также как и Наполеону невозможно задерживаться в стране в которой было всё против него и люди и природа и .. дороги. Поэтому Кутузов понимает, теперь роль ослабленной армии в том, чтобы корректировать предрешенное отступление французов по пути позора – старой смоленской дороге.
Кутузов знал истину, но как трудно принимать окончательное решение. Увы, сомнения одолевают человека и тогда, когда решение, казалось бы, найдено! И весь его вид усталый и медлительный говорил о том, что не о славе думает старый полководец, не о своей семье, но о России.  Москву отдать! Решение это пронзило патриота, отдалось огромной болью и нанесло невосполнимый  удар старому сердцу. И только привычка терпеть, и сдерживаться не позволила вышибить полководца из седла. Кутузов принимал решение и не боялся, что император не утвердит его приказ и отстранит от  командования,  не боялся позора на свои седины. Но забота о русском солдате  беспокоила его. Доброе сердце полководца приняло на себя удар возмущенного мира, но он не послал солдата, с которым делил хлеб, кашу и порох под бессмысленные пули, и пушечную картечь лучших артиллеристов мира. Кутузов любил жизнь, но и побеждают те, кто любит жизнь, а не те, кто любит смерть. Россия, занимавшая около одной шестой мировой суши, познавшая величие земли и вселенной и малость человека на неё, имевшая почти самую меньшую плотность населения должна была больше всех ценить жизнь каждого из людей. Произошло то, что задумал русский полководец и о чём он денно и нощно молил бога, Наполеон оставил Москву и его армия психологически разбитая, потерявшая дисциплину,  обездоленная поплелась восвояси по старой смоленской дороге... «Мордой и в гавно»…не сдержав эмоций, сказал о своем сопернике старая шельма.  Кутузову сообщают об исходе французов из Москвы. Нет сомнений, что Кутузов знал и был уверен в том, что у Наполеона только один выход – покинуть Россию. Но во всякой вере есть и сомнение: слезы радости и слезы глубокой веры и справедливого воздаяния полились из его глаз, и слова истовой молитвы и благодарности творцу, когда он слышит давно ожидаемое сообщение. Вернее глуховатый провидец не слышит, а опережает гонца с депешей: «Что, что побежал Наполеон, так ведь?!» 
Задолго до выше описываемых событий под Алуштой Кутузов потерял правый глаз, а затем через несколько лет ещё одно сквозное ранение в голову. Объем его мозга стал на треть меньше объема мозга среднего человека. Как сказалось это обстоятельство на формирование мышления Кутузова. Остается только предполагать какая сила и воля позволили ему собраться, стать еще зорче, еще мудрее, так как будто  мышление Кутузова вышло за пределы  человека и соединилось с богом.
      Кутузов сдержал обещание: Наполеон пожинал плоды своего похода и своей мерзости, разграбленные села, сожженные им же города, встречались на его пути и люди, люди униженные и оскорбленные, ищущие  мщения в партизанских бригадах  и …великодушные. Не плюй в колодец - пригодится воды напиться – гласит старая русская мудрость, и Наполеону пришлось познать её справедливость. Как мудр народ и как мудр Кутузов: не бить он приехал французов, но дать нравственный урок! Кутузову были  хорошо известны причуды власть держащих  ему, человеку, привыкшему к достижению успеха через пот, кровь и страдания, знавшего за долгие годы работы в высших имперских кругах все их привычки было предельно ясно, успех ему не развить, найдется тот, кто завершит победоносное дело. Такое с ним случалось не раз. Александр сделает все, что бы его успех ни заслонил мерцание золотых эполет Императора начавшего Войну с Францией.
    В первые дни начала войны, Наполеон – просвящённый император Европы, узнав от русского посла, что в Москве около 200 церквей  сравнил Россию с отсталыми народами: в Европе не принято строить многочисленные храмы. Но в одном был прав император, конечно дело не в численности храмов, но в истинности служения. И здесь он не вспомнил, что величайший храм Нотрдам де Пари Людовики строили три столетия. Фактически Наполеона нельзя назвать верующим человеком, и при всем своём таланте и прогрессивном мышлении, хороших технических условиях западной Европы он не достиг успеха. Природа дала ему и вторую возможность выполнить свои лучшие намерения стать императором Мира, но не войны, воплотить свои реформы  в 1815 г. при новом возвращении во власть, но и тут он быстро забыл свои мысли о покаянии, вновь посчитав удачу вторым шансом на военную победу. Но бог отвернулся от него, и последняя битва при Ватерлоо была окончательно проиграна. 
  Судьба Наполеона, судьба Кутузова, судьба Александра І. Нельзя говорить о них, не анализируя истоки. Александр стал императором в 28 лет, участвуя в заговоре против своего отца Павла І - так повествует советская история. На сколько это соответствует действительности – судить не нам, но ясно одно жизнь которую видел Александр 1, взрастила в нем черты человека подозрительного и огограниченного. Либерализм и обещания облегчить судъбу крепостных крестьян оказались не исполнеными, а  лишь мероприятием по приглушению в канун войны протеста тех, кто составлял основу России. Привычка же обещать и обманывать стала устойчивой. Поверхностность своействена людям его возраста и класса, если они не прошли школы Терпения и времени, чем же иначе объяснить стиль таких руководителей?
  Кутузов не сомневался в своем отстранении от дел, как и не сомневался в ненужности продолжать войну за границами России. Трудно решиться на такое предложение после блестящих побед, но в нём мужество Кутузова, его принципы человека.  И в этом его поддержали русские политики Шишков и Румянцев. Александр же прислушался к Штейну, вернее он прислушался к тем, кого хотел услышать.
 Решение Александра поддержали бы и многие современные политики, но в те времена мирное решение в аналогичной ситуации было достаточно частым. С одной стороны это объяснялось родственными и дружественными отношениями   между царствующими дворами Европы, а с другой обычно терпимым отношением к мирному населению со стороны воюющих, хорошими контактами между руководителями, ещё не ослабшим христианским импульсом о греховности человека, побуждавшего осознавать личную ответственность за развязанную войну. Кутузов был за осуждение войны всеми, но не за её продолжение. Победа по Кутузову должна была произойти не на поле брани, но в человеке.  Не исключено, что Кутузов понимал прогрессивность некоторых идей Франции и не прочь был дать им шанс воплотить не  в войне, но в мире.
  Принцип же «Головокружения от успехов» сказался и здесь, и сомнительное желание продефилировать по Парижским площадям в отместку за Москву оказалось сильнее.  Александр І возглавил русско-австрийскую военную группировку после выхода пределов войны за границы империи. Опережая события, добавлю, что его армия вошла в Париж. А еще через двенадцать лет император совсем  молодым в возрасте 48 лет, неожиданно (и в условиях, не выявленных обстоятельств) умирает в Таганроге. Незадолго до этого на острове Святой Елены, окутанный такой же тайной умирает Наполеон. Ему всего лишь 52 года. Вот так заканчивается противостояние двух императоров. Каждый, из которых пришел к власти путем насилия, и каждый из которых, на словах желал добра своим народам, но в действиях не смог придерживаться заповедей человека.
  Известно, что Александр перед смертью  стал  глубоким мистиком. Последние восемь лет были страницами, не украсившими его путь. Отменены свои же прогрессивные достижения, продолжалось  укрепление крепостничества в России, создавался «Священный Союз» реакционных сил европейских стран, для сдерживания новых  преобразований. Вот на что обратил победу Александр, слушая советы Голицина и Аркачеева. Бог лишает ума тех, кто не прислушивается к воле его – примерно так звучит русская пословица. Как результат, увлечения  мистицизмом. Ходили слухи, что, в самом деле, Александр не умер, но принял отшельничество под видом старца Федора Кузмича и даже существует акт о экспертизе почерка старца и императора, выполненный в апреле 1988 г., давший положительный результат.  Но мы ниже привёдем достаточно подробные данные Милы Дворецкой о смерти императора, что бы поставить под сомнение эту версию.  Версии о тайном отречении императора Александра, объясняются желанием, очистить «победителя» Наполеона. Но фактически уйдя от власти, он все дела перепоручил Аркачееву, вводиться наказание шпицрутенами при проведение виновных солдат сквозь строй, которое стало самым жестоким и унизительным актом против человека, по сравнению с которым и смерть являлась лучшим выбором (см., например, рассказ Л.Толстого «После балла»).   
  Но вернемся назад к войне 1812. Фактический удаленный от руководства Кутузов проводил свои последние военные операции   в Польше. Нельзя сказать, что судьба и император обошли его. Он награждается титулом Великого князя и самой известной боевой наградой, но сопоставимо ли это с тем, что он сделал для России, и всего мира. Сопоставимо ли это с тем нравственным Уроком, который он дал миру!
   Разве можно измерить жизнь человека титулом и золотой нашлепкой. Нет, уважение к такому человеку – продолжение его идей, продолжение жизни по его образцу, чего не сделал  Александр 1. Бог дал победу Кутузову не ради освобождения России, но ради освобождения мира, не ради победы над Наполеоном, но над тиранией и деспотизмом. Вся жизнь Кутузова – крупнейшего полководца России была направлена не на войну, но на Мир. Все поступки Кутузова не имели вычурности и выпячивания,  главным мерилом их мерилом  была  свобода России и спокойствие  её народов. Мудрость проста, но следовать ей не легко и, прежде всего тем, кто стоит у руля. Вся жизнь Кутузова не согласовалась с  колониальными войнами России. Последний выбор Кутузова возможно и не под силу человеку, кто кроме него пришёл бы к решению не преследовать противника после столь блистательной победы. Разве только Христос! Кутузов не в обиде на царя. Он понимает, как далёк от истины Александр, как давно он перестал прислушиваться к Учителю.
“ О боги боги как грустна земля! Как таинственны туманы над болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много стадал перед смертью неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это знает уставший. И он отдается с легким сердцем  в руки смерти, зная, что только одна она успокоит его”.  Эти строки М. Булгакова  как нельзя лучше подходят к завершающему этапу жизни Кутузова.
  1813 году усталый и разочарованный старый полководец умирает, но смерть его легка ибо за ней облегчение исполненого долга в освобождении России.  Все ещё гремит война, а Наполеон надеется воcстать из пепла, Александр І считает себя главным виновником победы и как кстати ему смерть Кутузова. Тем более Александр не считает себя виноватым. Кутузов награжден.., Наполеон повержен.
Ум Кутузова  выше злых намерений людей, он и не считал свои затруднения кознями Императора.. Он просто устал  и  много видел за свой не очень длинный по нашим временам век и радостей и разочарований. Фельдмаршал «Терпение и время» прекрасно понимал: Александр не переродится, темное время не закончиться. Исход Кутузова завершился. Похоронен Кутузов в Казанском соборе Петербурга, куда было перевезено его тело из местечка Бунцлау  и где оно уже в покое 200 лет.
Последний год жизни Алексадра – полон разочарований и думается прежде всего в самом себе. Победа уже забыта, а от идеи свободы крестьянам еще дальше чем при жизни Павла І. Император понимает отсутствие у себя духовного стержня, на котором держится человек. Поиски Александра  заканчиваются ничем. И поныне сушествуют сомнения в причинах смерти императора.  Прибытие императора  в Таганрог объясняется тяжелой болезнью императрицы Елизаветы и рекомедациями врачей на проживание в Крыму. Александр же с согласия Елизаветы выбирает Таганрог  в общем то Южный город, в котором он впервые побывал в 1818 г., где они намеревались прожить  8 месяцев. Однако судьба распорядилась так, что Александр по приглашению генерал губернатора Воронцова на некоторое время выехал в Крым, где заболел и по возврашению вскоре скончался вследствии горячки с воспалением мозга. Это произошло 19 ноября 1825 г.. Императрица не надолго пережила супруга. Она умерла 4 мая 1926 г по пути из Таганрога в Петербург. Много раз Александр ошибался, но бог прощал его, он дал ему торжество вступления в Париж, он дал ему еще 12 лет для преобразования России, но понял - ли наместник бога на земле  уроки Кутузова. Хочется верить, что последние годы он много думал о великом уроке сохранения простого человека, что бы не вернутся вспять к новым испытаниям на крови.   
Войны – есть результат потери идеологии, и потери веры в ценность человека и если в 1812 распад веры только начинался то в 1936 г он существенно продвинулся и взор партийной философии обратился назад – к идолопоклонству. Вера ищется  то в тибетском мистицизме, то в атеизме.      
    Как то я услышал Западную версию о судьбе и истории Наполеона: о войне в России там два предложения, а причина поражения французов конечно же, в русской зиме. Но нет ли в такой оценке вины тех,  кто не стал продолжателем духовного обновления её народа. Как  стремительно летит  наш мир к очередному витку истории, но исправим ли мы то что возложенно ею на нас. Наполеон под предлогом вечного грядущего мира, процветания и демократии захватил всю континентальную Европу. Но известна ли в Мире гармония установленная на крови?
Послесловие.
В  приведенной истории есть факторы, указывающие на возможность изменения фатума (судьбы), Природа как бы предлагала двум императорам изменить свое отношение к событиям, выдвигая в качестве альтернативы Кутузова и его принципы. Я заговорил о фатуме, постольку,  поскольку эта мысль присутствует в идеологии Л.Толстого. Назначение в качестве главнокомандующего Кутузова есть фатум, цель которого разгром Наполеона в России. Бог вероятно  посчитал, что именно Терпение и Время могли принести успех русской армии, которая для победы должна была сохранить себя к моменту морального и  физического разложения французов. И это мог сделать только старый и больной Кутузов, иной же генерал обязательно ввязался бы в драку и погубил Россию.  Болезни Кутузова, как бы являлись гарантией от его активных действий. В смерти Кутузова и повторном приходе к командованию Александра фатум в необходимости ведения активных боевых действий на территории западной Европы, когда имеется преимущество русской коалиции. Здесь медлительный Кутузов -  ни к чему. И наоборот необходим авантюризм Александра его желание прославиться в победе над известнейшим  противником, его зависть Наполеону. Жестокий Фатум, написав историю развития своего вектора, подбирает  необходимых исполнителей, а затем, использовав их убирает! Толстой не говорит об этом прямо, но идея эта присутствует в сюжете не только романа, но и в некоторых других произведениях писателя. Более того, Толстой в ряде своих произведениях прямо говорит о Фатуме. Думается эти причины и послужили толчком для широко распространившегося  мнения об отлучении Толстого от церкви. Я не настаиваю на том, что правильно изложил идеи Толстого, а лишь утверждаю, что вольно или не вольно таковая мысль приходит в голову. Но существует и другое видение событий. Кутузов был привлечен к командованию Русской армией, не только потому, что на тот момент являлся самым талантливым полководцем, но в большей степени потому, что Россия стояла на краю гибели.  И духом способным соединить бога и отечество к тому времени не обладали более молодые генералы, если это не знал император, то знало провидение. И свою задачу Кутузов выполнил. Александру же был дан шанс понять, что его преобразования, обещанные народу при вступлении на престол для России важны. Бог милостив и к Александру, и к Наполеону, дав обеим, не использованы ими возможности.
Судьба продолжала  уроки,  она надеялась, что будут сделаны правильные выводы. Но Александр не понял урока и, прежде всего потому, что его вера в основные заповеди человека оказалась в нём не устойчивы, свои неудачи до и после Аустерлиц он воспринял как отрицание природой его добра и призыв к злу. И вот поворот на 180°, вот жесткая война на территории Европы, приведшая вновь к большим жертвам,  наперекор желанию Кутузова, наперекор мнению тех, кто  как-то симпатизировал Бонапарту. Вот «Священный Союз» укреплявший деспотизм. И вот финал полное противоречие с самим собой… и мозговая горячка. Для Александра эти события  не «фатум», он был прощен и в его силах, было исправить  ситуацию. Особенно силен «Фатум» в описании Наполеона – вся его судьба это предопределение, но посмотрите! Идеи Наполеона содержательны, и ныне о нём упоминают не как о злодее. Наполеон не «великий ариец» и даже не француз он корсиканец и в его идеологии нет нацизма, но много идей … гуманизма.  Общественное мнение  о нем не столь жестоко. Но исполнение идей разболталось и с каждым годом как в плохо собранной машине оно все больше и больше отклонялось от первоначальной чистоты. Внимательному человеку природа как бы говорит: «смотри так уже было, смотри люди поступили неверно, поступите по-другому». Ошибки  исправлять тоже нелегко лучше их не допускать, лучше изучать историю и, прежде всего историю души человека. Кто же допускал ошибок больше Наполеон, Александр? Почему они не могли найти общее решение? Ведь в первоначальных шагах они были чем-то похожи. Может Наполеон не верил Александру, зная молву об убиении отца, или Александр не доверял какому-то выскочке из Корсики? Толстой утверждает этому тысячи причин, преломляющихся через тысячи судеб людей, экономику, безграмотность населения и т.п. В этих условия ни гений Наполеона, ни  гений Кутузова, ни гений Александра, ни на йоту не могли изменить и подвинуть вектор Фатума.
Самым значительным «грехом» бога, по мнению атеистов, является  расслабление человека. Поэтому атеизм против бога и борец за активные действия. Но кто против?  Разве действия не выражаются и в размышлениях. Может, здесь следовало больше прислушаться к внутреннему голосу,  который прекрасно считает  и размышляет. Не его ли  слушал Кутузов  извилинами, которые остались у него после ранений и не его ли  Император,  посчитал слюнями выживающего из ума плаксивого старика. Хотя вся жизнь императора прошла в Кремле, где сотни проповедников говорили об этом.   Александр не посчитался и  с  железными фактами - победами и той активностью, которую развивал фельдмаршал  в необходимых моментах  компании, когда он получал решение. Так значит  дело в другом. Блеск эполет оказался сильнее, а ведь это блеск золотого тельца, о котором говорилось в писаниях, и о ком предупреждал звон колоколов кремля.
Человек допускает ошибки. Институты человека записывают их в анналы истории. Затем всё повторяется, но цена ошибки многократно увеличивается. По-видимому, человек не всегда способен порыться в документах, изучить опыт, поговорить с Учителем. Это требует времени, желания и ума, которых не хватает. Человек - по замыслу общественное животное, но  механизмы общественного мышления, которые бы срабатывали также на бессознательном уровне, как мыслительно-мышечные реакции при потере равновесия в нём не усиливаются. В чем причина? Слабость природного механизма или не желание отдельных лидеров отойти от старой схемы? Есть решений на уровне киборгизации человека, но есть решения и на уровне усиления его духа, присущего ему от природы и данного артефактом древних документов. Л. Толстой говорил о таком механизме, и он утверждал его проявление в Бородино, как и во всей отечественной войне. Когда же человек преодолеет эту слабость и прервется его одиночество, и голос вопиющего в пустыне будет услышан. 

Караганда 2002 - 2012