Веслав Мысливский. Трактат о лущении фасоли 29-4

Константин Кучер
(с польского, отрывок из романа)

Если же говорить о саксофоне, то с каждым месяцем мне удавалось откладывать все больше и больше. Я не отказывался ни от каких сверхурочных. К тому же вечерами или в воскресенья выполнял частные заказы. Бимбера в счет оплаты я не брал, деньги. Брал меньше, но деньгами. Мог и подождать, но деньгами. Практически не было села, где бы кто-то не хотел, чтобы ему установили дополнительный ввод, другую розетку, а к каждому вводу или розетке нужно было тянуть провод. По правилам, а значит и по расценкам, можно было только один ввод, одну розетку на помещение. Но в сенях - нет, в кладовых - нет, на чердаках - нет,  нигде больше - не положено. Ну, на чердаках можно понять, чердаки в большинстве домов под соломенными стрехами и в случае короткого замыкания дом сгорит в момент, как спичка. Но если, например, идти через сени. И в темноте искать дверную ручку? Или в кладовую, что - с керосиновой лампой, когда в доме есть электричество?

Соответственно, мы делали там, где кто хотел. Естественно, надо понимать, частным порядком. Кто-то хотел в сенях, в кладовой или над входом в дом, - я вас умоляю. Какие проблемы? Сделаем. Будет стоить столько и столько. Кто-то хотел, чтобы ему к хлеву протянули, почему бы и нет, сделаем. Редко, но случалось и такое. В одном селе кто-то даже хотел, чтобы ему к овину провели, потому что купил себе по случаю электромотор, мог бы молотить, веялку на электричество переделать, она же не все время будет работать. Мы протянули ему. Должен был только подождать, пока мы сэкономим материал на государственных заказах. И на чердаках под стрехами мы делали, если кто-то хотел у себя такое. Провод дополнительно изолировался, протягивали его через изолированную трубку, металлическую, но с изоляционным материалом внутри, и тянули на высоких консолях, на безопасном расстоянии от стрехи, по стропилам, а ввод шел от каминного провода. И ничего смешного. Частным порядком не запрещалось, не было никаких препятствий к этому. Что частным порядком можно, служебным или государственным, как пан и сам знает, - нельзя.

Но не все были за электричество, нет. Некоторые даже не позволяли, чтобы столб стоял перед их домом. Я теперь всю жизнь должен на столб смотреть? К чертям! Моя земля до середины дороги. Не раз с топорами на нас выпадали, так что приходилось вызывать милицию. К домам не подпускали, прогоняли, как каких-то злочинцев. Но то, что касается домов, тут не было никакого принуждения. Не хотел кто-то, его дело. Как это толковали? По-разному. Что новая война скоро будет, о, только посмотри. А в войну самая надежная лампа - керосиновая. Не будет керосина, можно льняным маслом заправлять. И лен сеять. Из всего, что светит, только солнце, пока Бог даст, и керосиновая лампа не обманывают. И не должно быть так же светло ночью, как и днем. Дня – достаточно, ночь для того, чтобы спать. Вы пришли этот мир перевернуть? Еще и столбы с проводами? А что воробьи или ласточки? Сгорят, и пепла от них не останется. Эти столбы молнии будут притягивать. А может и болезни.

Нам хватит и тех, которыми до сих пор болеем. У таких, должен пан понимать, не заработаешь. Но по итогу, так неплохо на этих частных работах выходило. У мельников, например, пока мельницы у них не национализировали. В плебаниях (1), в костелах. Хотя со священниками по-разному было. Как правило, обязательно, срезали от цены, на которую договаривались, мол, за это Бог заплатит.

Как-то, когда я снова пересчитал, сколько у меня уже собралось на саксофон, мне показалось, что, может, и хватит. Я не знал, сколько саксофон стоит. Начал расспрашивать у музыкантов по селам, знали, сколько стоит гармония, скрипки, кларнет, но о саксофоне мало кто даже слышал. Ну, так я отпросился на день и собрался в ближайшее местечко. Был там музыкальный магазин, но саксофона не было, и даже не знали, сколько он мог бы, особенно сейчас, после войны, стоить. Какое-то время я откладывал дальше, поднакопил побольше. Снова саксофона не было, но пообещали, что узнают, что бы он мог стоить, может даже попробуют заказать, если он есть. Посмотрят в частном порядке, может у кого-то есть, потому, как иногда им люди приносят инструменты на продажу. Я оставил им свою фамилию. Хотел дать аванс. Но не взяли. Сказали, чтобы через месяц, другой приехал. Если будет, они оставят.

Пан и представить себе не может, но я каждый раз, перед тем, как заснуть, представлял себе, что вешаю саксофон на шею, беру мундштук в рот, перебираю пальцами по клапанам. Я даже решил, что когда он уже будет у меня, накрою всем поляну и сам напьюсь допьяна.

Вдруг однажды, как гром среди ясного неба, услышал кто-то по "кукурузнику" – обмен денег. Что такое "кукурузник"? Нет, не самолет. Так же говорили на динамики радио, которые мы тоже устанавливали, естественно, если кто-то хотел, в домах, где уже было электричество. А обмен денег, знает пан, в чем заключался? Нет, не то, новые банкноты. Только на эти новые пан мог купить в три раза меньше. Не слышал пан о таком обмене? Да где только пан тогда был? Ну, в конце концов, это не имеет значения. В любом случае, о саксофоне мне уже не стоило и мечтать. Даже злости я не почувствовал, скажу пану. Вообще, ничего не почувствовал. Единственное, что почувствовал, так это то, что незачем дальше жить. И решил повеситься.

И как-то сделал это на трансформаторном столбе. А трансформаторный столб выглядел, как заглавная буква A. Он состоял из двух столбов, которые вверху сходились вместе, а ниже, для усиления конструкции, были соединены поперечной балкой. Вот на этой балке. Накануне я одолжил веревку у одного хозяина. И под вечер, как закончил работу, сложил инструменты в сумку, сумку  спустил на землю. Один конец веревки я привязал к этой поперечной балке, на другом сделал петлю. Надел петлю на шею и уже хотел отцепиться от столба, но ещё кинул взгляд вниз, на землю, и увидел дядю Яна. Он стоял с задранной вверх головой и смотрел на меня, что это я там делаю. Нет, не привиделось мне. Я видел его, как сейчас пана вижу.

- Не делай этого, - сказал. – Я повесился. Ну, и что? Не вижу никакой разницы.

Примечания переводчика:
1 - Плебания - подворье священника католической, реформаторской или униатской церкви в Польше и Белоруссии. Обычно располагается поблизости от храма и включает в себя как жилой дом, так и хозяйственные постройки.