ТБ 13. Оракул Баальбека

Кот Базилио 2
Баальбек или, как его называли римляне, Гелиополис, почитался в римском мире как место древнего культа античного оракула. Он успешно конкурировал с другими местами поклонения в Римской империи.
    
Известно, что Император Траян, перед выступлением войной против Парфинян в 115 году, писал священникам Баальбека и вопрошал его оракула (1). Оракул обладал высокой репутацией, по крайней мере, еще в четвертом столетии существующей эры, когда Макробий (2) в его «Сатурналиях» писал из Баальбека: “Этот храм также известен своими оракулами.”
    
Был ли это древний оракул Михи? Иеремия, незадолго до вавилонского плена в 586 году до н.э., говорил о “голосе... из Дана” (3). Здесь мы встречаем последнюю библейскую ссылку на оракула Михи. В дни Иеремии оракулу, должно было быть, семьсот или восемьсот лет. Дожил ли он до времени Траяна или еще позже, до  Макробия?
    
В Трактате Песахим вавилонского Талмуда записано следующее предложение: “изображение Михи стоит в Бехи” (4). Бехи известны как еврейское название Баальбека во времена Талмуда. Как мы видели, и как это изложено в Книге Исход (4),  сыны Дановы, мигрируя на Север, взяли с собой Миху и его идола и  поместили его в Дане на Севере. Талмуд был составлен между вторым и пятыми столетиями существующей эры.
    
Это место в Трактате Песахим является сильным аргументом за тезис этого эссе, а именно, что Баальбек – это древний Дан.

Иллюстрация: Император Траян.

(1) В 116 году к оракулу храма Юпитера в Гелиополисе явился император Траян. Он решил проверить всеведущего прорицателя и вместо вопроса передал ему чистую табличку для письма, завернутую в ткань. В ответ он получил точно такую же; это уверило императора в проницательности оракула. – Так каким же будет окончательный ответ? – спросил император. Траяну выдали связку сучьев, завернутых в тряпку. На следующий год император погиб в Киликии. Тело его сожгли на костре из сучьев. Предсказание сбылось. КБ.
(2) Амвросий Феодосий Макробий ( Ambrosius Theodosius Macrobius, V век н. э.) — древнеримский писатель, филолог, философ-неоплатоник, теоретик музыки. КБ.
(3) Иеремия 4:15
(4) Песахим, 117 а
(5) История Михи описана в книге Судей 17-18 гл.