Деревенский человек. Иллюзии прошлого

Юрий Ведяев
               
       
                Один и тот же сон мне повторяться стал:          \
                мне  снится будто я от поезда.отстал...
                И я хочу бежать за ним и не могу......
                И чувствую сквозь сон,что всё-таки бегу..
                Юр.Ливитинский.

      Кто он такой деревенский человек? По ходу всего повествования  я часто обращаюсь к этому непростому вопросу. В данном очерке  я пытаюсь дополнить то,что было сказано ранее . Всего сейчас живут в сельской местности около 40 миллионов человек.Не так уж и мало.
 В первом приближении можно ответить так: городской человек живёт в городе,а деревенский - в деревне. В принципе это так,но очень поверхностно. Желательно привести ряд признаков по-существу.Характерным для деревенской жизни -постоянство или медленное изменение обстановки,ежедневная её поаторяемость. Меняются руководители ,но жизнь остаётся та же: скучная,тусклая,серая,однообразная.Но и её можно полюбить. Я её полюбил,но как и многие другие уехал в город учиться.
 Многие деревенские думают,что тем кто живёт в городе -очень повезло.У них там и работы больше и зарплата выше и культурный отдых и налево и на право. И проще жизнь свою устроить,достичь своей цели,счастья.. Многие из обжытых деревенских мест собирают свои пожитки и едут в город.Но когда осмотрятся ,поймут что тут далеко не сладко- уезжают обратно. Или  чувствуя ,что возвращаться неудобно подвергают себя не оправданным лишениям.Зависть не менее распространённое негативное  явление в деревне чем в городе.
 Были  у нас в деревне и по-своему талантливые люди,которых в большой город тянуло их естественное любопытство.Когда взрослый человек описывает своё детство в деревне,где он уже давным-давно не живёт,как правило картина этой жизни выглядит красивой,почти без тёмных пятен,романтической.Я поступаю так же.Конечно разница между городским и деревенским жителем есть.
.
  Но по некоторым  значимым показателям разница между деревенским жителем и городским заметно снижается. Если лет 30-40 назад подавляющее большинство деревенских были малообразованными,то сейчас в этом вопросе существенная  разница между городом и деревней не так заметна,а тенденция указывает на дальнейшее выравнивание этого показателя..
 ( Я не хочу утверждать-хорошо это или плохо).
В деревенских больше необходимой простоты,доброты. Они кажутся более закомплексованы в поведении , но их действия кажутся  ясными и продуманными. Среди них есть профессионалы ,умные ,талантливые и гордые люди.В деревне живут более свободные  и смелые люди.Они практически мало зависят друг от друга поэтому там почти не знают что такое коррупция. Из нашей деревни во время войны десантниками служили  не менее 15 человек.Половина из них погибли под Москвой,под Сталинградом,на Курской дуге..
Наряду с этим мнением о деревенских стали отмечать ,то что за последнее время  среди них чаще встречаются люди не добрые,завистливые ,бездушные Они плохо относятся к приезжим-городским. .
Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей (Сократ).


Город продолжает" высасывать" из деревни самых перспективных,самых лучших,энергичных,самоуверенных,трудоспособных,амбициозных людей.Самых красивых девушек..,а в деревне - по остаточному принципу..(для сохранения и развития деревни-это, видимо ,негативный процесс)
 Деревенские крепче стоят на ногах, большей частью обладают оптимизмом.добродушным нравом,психической устойчивостью.Они кладезь народной мудрости.Они лучше сохраняют традиции и у них прочнее семьи. Никто им не говорил,что они наряду с городом относительно самостоятельная цивилизация.
               
 В прежние времена различие между городски и деревенским человеком был большой  и во внешнем облике и в манере одеваться и в поведении.Деревенские обычно работали в колхозах,в поле ,выращивали пшеницу,рожь,держали дома хозяйство-поросят,корову,домашнюю птицу и свои огороды обрабатывать успевали и это накладывает определённые отпечатки на их образ жизни



.Жители города  трудились на заводах и фабриках,были инженерами ,конструкиторами ,научныи работниками.В общем каждый занимался своим делом.У городских в отличии от деревенских была и есть опредёлённая культура труда и отдыха...
Теперь многое изменилось и сравнялось внешне.Хорошо это или плохо -отдельный разговор И городские и сельские жители носят одинаковую одежду,В магазинах,и в городеи в селе-один и тот же ассортимент.Сельские жители ездят на  тех же автомобилях. В деревне и сотовая связь и Интернет..

Жители даже мелких исчезающих деревень остаются патриотами и резко реагируют,когда их называют- " деревня", " глушь" ," колхозник"..Это вызывает у них негативную реакцию и в отношении всех приезжих-городских,в том числе и тех,кто намеревается переехать в деревню на постоянное место жительство. Это их место..
Деревенские жители несмотря на телевизоры и различные средства связи в болшинстве своём испытывают душевное одиночество,хотя и городские жители испытывают его в не меньшей степени. Истоки одиночества в деревне более очевидны. Ниже приводится фотография ,на которой отражена типичная  картина деревенской жизни и в войну и после войны-одни женщины ,могучие ,улыбающиеся женщины России.. Ни одного мужика.
 
               
Отдельная печальная история-одинокие женщины в военной и послевоенной деревне.
                Одиночество.
 

 Не оставляйте матерей.Тольео уход на войну позволяет это делать.
Мать всегда ждёт сына домой! "Пишут мне,что ты тая тревогу загрустила шибко обо мне,что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне"(Есенин  С.А.).Сколько непростительных ошибок мы делаем в жизни.


Женщина такой цветок,который быстро вянет,если вокруг неё такая обстановка,что никто не видит в ней женщину,не улыбаетс ей,не говорит красивых слов..,если вокруг нет мужиков. Во время войны всех мужиков забрали на фронт и большинство из низ убили,многих искалечили..На 50 женщин в деревне осталось 5 мужиков. Все они были востребованы,началась сумятица.Женщины  помоложе посимпатичней были во внимании больше других.. Но напряжённость была  высокой. Страдания ,страдания.. Инстинкты делали своё дело..Нередко женщины по ночам перехватывали свободных. мужщин и любезничали с ними. На зависть и не удовольствия другим. Проблема близкая к лагерям заключённых.Равенство женщин и мужчин в деревнях так и не было достигнуто и это тоже послужило исчезновению деревень.
               
В деревне считается правилом быть мастером на все руки,в городе важна  специализация..Житель деревни должен уметь делать практически всё .Не у всех это одинаково хорошо получается,но тот, кто действительно является деревенским жителем овладевает всем : он и пашет,он и сеет,он и строит,оборудует всё необходимое для ухода за скотиной,птицей,всё для огорода,заготовляет  дрова ,сено,имеет одежду для зимней и летней работы,владеет кузнечным делом и т.д. и т.п.Он очень интересный человек. У него и дом и ограда и всё хозяйство в порядке. В этой связи приведу выдержеу из произведения  Салтыкова -Щедрина "Как мужик двух генералов прокормил".
«Долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след». Смотрят, под деревом спит лентяй-мужик. Увидел он генералов, хотел бежать, но они намертво вцепились в него. Мужик начинает работать: нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое; покопался в земле и добыл картофеля; потёр два куска дерева друг о друга — и получил огонь; сделал силок из собственных волос — и поймал рябчика. И столько наготовил еды, что генералы даже подумали, не дать ли и «тунеядцу» кусочек?
Прежде чем лечь отдохнуть, мужик по приказу генералов вьёт верёвку, и те привязывают его к дереву, чтоб не убежал. Через два дня мужик так наловчился, что «стал даже в пригоршне суп варить». Генералы сыты и довольны, а в Петербурге тем временем скапливаются их пенсии. Сидят генералы да почитывают «Московские ведомости». Но вот они соскучились. Мужик построил лодочку, устлал её дно лебяжьим пухом, уложил генералов и, перекрестившись, поплыл. «Сколько набрались страху генералы во время пути от бурь и ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство — того ни пером описать, ни в сказке сказать"
       Вот какой настоящий деревенский мужик,каких становится всё меньше.               
 Что означает порядочный  и успешный  человек в деревне.? Да ,примерно .то ,что и в городе и ещё что -то. Любить землю-она главное в жизни деревенского человека.Уметь  и желать хорошо работать на ней.,иметь специальное образование,профессию,построить дом,создать семью,детей,болеть за развитие  деревни,заслужить авторитет у людей.. Быть активным, искать и не сдаваться.
Быть убеждённым ,что деревня не хуже города,а деревенский не ниже городского.. нада преодолеть такое понимание.


Адаптацию к городской жизни ОЧЕНЬ НЕПРОСТОЕ дело  и не каждый её успешно выдерживает. Особенно эта проблема больших городов -мегаполисов. Не находят себя  в городе,приехавшие из деревни. И работа есть и жильё,но проходят годы, а они чувствуют себя чужими. Особенно трудно адаптируются ребята,  молодые люди. Многие из них не выдерживают отчуждения от родных мест ,от своих природных условий и когда кончается терпение ,возвращаются в родные края ,в свою деревню. Полезно  помнить отличную пословицу: лучше быть первым в деревне ,чем последним в городе.. Нужно иметь в виду и  такое глупое,но бытующее выражение москвички:"Москвич в 3-ем поколении на много  привлекательнее и перспективнее мужика из Кемерово",хотя и  понятно,что"дураков не убавишь в России,а на умных тоску наведёшь".
 Я  изучил жизнь многих городских -деревенских и могу сказать что,красивой не исчезающей тоской тоскуют по жизни в своей деревне  те ,кто не только жил,но и родился в деревне.Хотя однозначно назвать причину этого трудно.Быть культурным больше чем другие в деревне как и в городе всегда хотелось каждому,особенно из молодёжи. Были в деревне среди ребят и девчат люди с определёнными природными навыками культуры,которые и одевались красиво и разговаривали грамотно и вели себя привлекательно.
Надо сказать что-в войну и после войны-девчата и парни ещё существенно отличались от молодёжи города и прежде всего по одежде и по её качеству и по форме. Отличались деревенские и по походке.В деревне она была не торопливой,часто в развалку..По разговору- в нашей деревне он отличался тягучестью и местными словечками.
 По поведению в основном девчата отличались застенчивостью,а парни-бесцеремонностью- лапанием их и плоскими шутками. Даже распространяли слухи,что в результате лапанья девчонки становятся статьней,фигуристей,красивей. Молодёжи в деревне было много,особенно девушек.
 В войну в деревню приехали девушки эвакуированные из европейских городов .. В основном они были молоды,симпатичны,красиво одевались с приобретёнными европейскими навыками и манерами в разговоре и поведении. Между ними и нашей днревенской братией завязывались разговоры,знакомства и даже любовь.Это вызывало резкое неудовольствие у деревенских девчат,что приводило к резким коло практическое однообразикнфликтным ситуациям.
Особенностью деревенской жизни было практическое однообразие,ежедневная утомительная повторяемость.Каждвй день одно и то же.Подчиняемость жизни в основном законам природы,..природе

Часов  ручных  у деревенских не было.Время летом определяли по солнцу,зимой приспрсабливались к короткому дню. Газет и радио практически не было. О жизни в городе и в других местах узнавали от случайных прохожих и проезжих. Все хотели жить лучше и знать больше,одеваться лучше. Многие  мечтали куда-нибудь уехать,но паспортов  колхозникам не выдавали.




 В чём особенность горожанина?
Городской человек -тот кто приспособился к жизни в городском пространстве,полном смутных предчувствий и ожиданий. Он привыкает к толкотне ,к множеству вокруг него  незнакомых людей, к восприятию  сплошного потока разнообразной информации,к её быстрому распознаванию ,оценке и принятию решений для правильного поведения.Даже на улице это делать не легко. Обстановка постоянно меняется. И оперативно приспосабливаться ней  психологически трудно всем и особенно деревенскому человеку,который привых к спокойной медленно изменяющейся комфортной обстановке. В этом суть адаптации. Горожанину с детства это проще. Для того чтобы человек был свободным  и " уместным " в городе ,он  должен быть достаточно образованным,коммуникабельным,толерантным и активным. Только при этих условиях человек в городе может быть успешным. Каждый  человек в городе всё больше осознаёт свою несвободу от внешнего мира,зависимость от неподконтрольных ему процессов.  Адаптпция помогает ,но не всем удаётсяи одинаково .У каждого деревенского человека ,приехавшего в город возникает много проблем. У того получается лучше,кто обладает способностью быстро приспосабливать свой накопленный в деревне опыт к обстановке в городе.
Достойный человек считается достойным не только потому что у него нет недостатков ,а прежде всего потому ,что у него есть несомненные достоинства. Недостатки есть у всех,но не у всех из них есть необходимые достоинства. Есть такие люди и в деревне и в городе.Если в деревне всё плохо ,тогда откуда берётся мясо ,молоко,яйца ,хлеб,лён,хлопок,шерсть? Почему бы иначе в людях из деревни так нуждался город?
               
               
     Типичные условия жизни деревенских детей:
        растут под  небом и солнцем,очень ждут весны, лета,осени и зимы и очень рады когда они приходят;
       проводят всё свободное время на улице,они более закалены;
       там нет повышенной загрязнённости  атмосферы воздуха и городского шума;
       их окружакт природа,свежий воздух,парное молоко,овощи ,фрукты и ягоды со своего огорода ...
     они живут в гармонии с окружающим миром,вволю играют и наслождаются детством;
 они живут в более благоприятном психологическом климате;
 они живут более спокойно и безмятежно,у них даже биоритмы другие по сравнени. с городскими детьми;
 они находчтся в большем душевном равновесии,чем юные жители города,у них реже возникают состояния стресса и негативные эмоции.

   Но нередко:
  во круг них  безработица ,нищета и пьянство;
 тяжёлые бытовые условия, раньше у них не было ни модной одежды, ни дорогих игрушек; сейчас многое меняется
 они  практически лишены возможности получить качественное образование,реализовать свои таланты,стать успешными людьми в будущем;
  Если городских детей с раннего детства стараются развивать интеллектуально,то в деревне упор делается на развитие трудовых навыков,которые могут пригодиться здесь прежде всего;
 их приучают -покормить кур,прополоть грядки,собрать урожай,помочь косить и убирать траву.., чинить технику.копать картошку;
 им приходится раньше сталкиваться с"суровой правдой жизни": ухаживать за домашними животными,они раньше узнают о таких понятиях как рождение и смерть,воспринимая их как естественные жизненные явления.

У нас там климат резко континентальный.Зимой мороз,летом жара.Много озёр. Главное деревенское озеро -Куреинское с красивым полуостровом,на который можно заплыть с деревенского берега.Кое-кто заплывал в том числе и я. Купание в жаркие летние дни -было всеобщим звнятием.Купались  и ребята и девчёнки отдельно,но в пределах видимости. Следует отметить такую деталь,что ни у кого из нас не было ни трусов,ни плавок.Купались девочки разного возроста у них тоже не было никаких купальных костюмов. Ребята приглядывали за девочками ,а девочки любопытствовали за ребятами.. Нередко юмористы распространяли по деревне различные словесные картинки о голых ребятах и девочках. Но это не одобрялось,а осуждалось.Кому-то это нравилось. Я думаю,что на общую мораль молодёжи это не влияло.Хотя это можно отнести к особенности ускоренного физического формирования  деревеской молодёжи:раннее желание жениться,выйти замуж.Учиться трудно-бросали. Помню такой случай. Я учился в 9 классе ,жил в интернате и познакомился с одной симпатичной девочкой из 8 класса из Привольного,которая тоже жила в интернате. Приезжаем в школу после зимних каникул ,а она не приехала-сказали,что вышла замуж за деревенского гармониста-тракториста.Володе Бушуеву она сказала,что учиться не будет-трудно.
 Деревенские дети нередко отстают от городских в интеллектуальном развитии.На это есть ряд причин и проблем.
 Да ,городские дети  более эрудированы, у них шире кругозор, глубже знания по школьным предметам,но сельские ребята хорошо знают окружающий мир,легко различают рыб ,птиц,зверей ,грибы ,ягоды ,хорошо ориентируются в местных лесах. Они
не плохо знают народное творчество ,хотя с высокой культурой знакомы слабо. Мама говорила мне,что отец ,уходя на фронт,нодчёркивал,что при воспитании детей самое главное постарайся сделать так,чтобы они выросли хорошими,порядочными людьми. Такие просьбы лично или в письмах были высказаны матерям других моих товарищей,отцы ккоторях не вернудись с войны. Никто не знал,что значит быть ХОРОШИМ  человеком,но все мы всю жизнь старались следовать этой задаче.
Жизнь показала,что это самое важное-важнее науки и всего остального.
 Деревенские дети удивительно смекалисты,в них очень развито созидательное начало.
Вредные привычек у сельских детей формируются реже чем у городских,хотя свободы поведения у них больше.Деревенские дети ведут более здоровый образ жизни.
У деревенских детей пока нет вредной привычки- болезненного пристрастие к Интернету,к компьюторным играм.Их образ жизни более здоровый.Они многого лишены.
Почитание старших неотьемлемая черта деревенских детей. Связи с братьями и сёстрами! От родителей   они перенимают чувство стабильности ,защищённости,поддержки. Почти 90% деревенских семей имеют атмосферу дружеских и доверительных отношений детей и родителей.
 Почти каждое событие в деревне является предметом обсуждения всех жителей.
 Как правило ,деревенские дети  беззаветно любят свою деревню,хотя и мечтают о городе. Ребёнку там хрошо,где  его любящие родители!

 Все те ,которые выезжают из деревни в город лишь во взрослом состоянии по общему развитию догоняет городских сверстников.  Сложность заключается в переходе одной системы образа жизни в другую принятую более совершенной систему , необходимую для успешной учёбы и дальнейшей жизни. Эта адаптация может осуществляться всю жизнь. Это -борьба за выживание. Здесь много проблем.! Единый экзамен -это шаг в плане ускорения адаптации?
 Телевизор ,и Интернет,которые сейчас имеются в деревнях принципиально пока ситуацию не изменяют,хотя смотрят их все и непрерывно. Корень -в образе жизни и ощущение  необходимости накопления знаний для текущей и будущей жизни.Такой потребности практически нет.Обучение поставлено неплохо и совершенствуется. Но медицина  в разрухе.               

.В селе когда -то отношения между всеми людьми  были более-менее  равными  потому,что все знали друг друга, почти не было разделение на более богатых и бедных,не было зазнайства  и признаков коррупции. Была доброта. Но к сожалению многое меняется и в деревне. И не влучшую сторону.Человек,проживший долгое время в городе и оказавшийся по определённы обстоятельствам в селе в отношении к себе почувствует разницу с прошлым.Другая психология. В разговоре с приехавшим  местные  натягивают на себя маску важности ,напыщенности и превосходства,чтобы выглядеть позначительней? Может он и в вопросе не очень разбирается .и сам себе в этом не признаётся.А уж к местным чиновникам попав на приём,ощутите это в полной мере. Наделает ошибок,промохов ,переведёт стрелки,свалил всё с больной головы на здоровую,погоняет тебя как следует и посмотрит на тебя сверху вниз.. Всё как у Гоголя и у Шукшина о деревенских жителях.Их герои любили поговорить с городскими ,которые были и вежливыми и приветливыми и здоровались первыми и не пытались других унижать. Шукшин ,сам выросший в деревне  называл деревенских",зазнайками,особенно из своих же,выучившихся и вернувшихся работать домой.(Марина К). Властям неодходимо чётче определиться в перспективной политике в отношении деревни. И больше думать о людях,о их социальных проблемах.. Деревни так и будут исчезать,если кто-то не будет отвечать за них,жалеть их.. Странно,но уже появились и своего рода "предупреждения"  тем, кто решил переехать в деревню-прежде чем переезжать- призадуматься,вроде как никому они там и не нужны.  И не нужно туда стремиться.Везде есть не только хорошие люди ,но и не очень.Важно чтобы не последние,а люди ответственные ,с пониманием решали судьбу деревень.
 Особенностью жизни в деревне было и то,что практически каждому из нас  давали определённое прозвище.У меня было прозвище "карбюратор".Сначало я не знал что такое карбюратор.Узнал,что-это важная часть двигателя трактора или комбайна,,но так  не запомнил почему меня удостоили таким названием. Моего друга Витю Белова называли "саломотряс". Прозвища имели и все взрослые. Кто присваивал нам эти непростые имена- точно мы так и не  знали. Говорят,что и сейчас также.Дольше память сохраняется.
               
 По сравнению с городским  деревенского человека (хотя бы с точки зрения осведомлённости в культуре) иногда  называют примитивным человеком. Это ошибочное поверхностное  суждение. Деревенский человек живёт как бы в неограниченном пространстве ,поэтому он  обладает восприятием некой целостности  материального жизненного  пространства по сравнению обычно с ограниченным пространством  городского жителя. Я спрашиваю своего товарища:"Гриша ,я называю известное  тебе слово "Пеган",что ты видишь после этого"? Гриша рисует мне внутренний образ реального пространства размером  100 на 100 км,отмечая наиболее существенные  его признаки. Он как бы всю свою культуру,природу держит в голове ,воспринимает её в целом и чувствует как целое. Он обладает превосходством мысленного моделирования перед жителем изощрённой  городской цивилизацией.Деревня и город-это разные цивилизации и  понимание культуры у них не совпалают.
Вдеревнях не было тёплых туалетов и не везде были клубы-в основном избы-читальни. В нашей деревне было более 100 домов.Почти все они были деревянные,хотя вокруге строительного леса практически не было-только в районе Кургана. За годы войны и после неё не было построено ни одного деревянного домат только несколько  избушек из земляных пластов. Всё шло в упадок.. Только в 70-х завезли несколько финских  домиков,но и они,как и водопровод, не смогли затормозить процесс распада деревни.
За неимением другого мы очень любили художествгнную самодеятельность.. Моя сестра Тамара и ряд других девочек очень хорошо пели, успешно участвовали  в различных местных фестивалях . Видимо это занятие и передалось мне.При поддержке родственников мама купила мне старенький аккордеон четвертушку,котрый во многом окрасил и мою жизнь в детстве и  ,мне кажется сыграл определённую положительную роль в нашей деревенской культуре. Что и как было я не буду подробно рассказывать,а приведу выдержки из лирической поэмы Василия Быкова"О чём поёт гармонь",где во многом рассказывается о том,что было  и у нас в деревне и со мной.
.........................................
В год,когда судьба бесповоротно
Увела судьба в шальной огонь,
За полпуда ржи сыромолотной
Мать купила старую гармонь.
И дивились бабы: «Ой, Анфиска,
Ум-то, видно, с горя прожила,
В женихи не скоро ребятишкам,
А она гармонью завела».
Я старался горе пересилить,
Утирал под носом рукавом.
Голосили бабы, голосили:
«Пятерых оставил, на кого?
Ни здоровым больше, ни калекой
Не откроет двери, не придет...»
Но несчастье с радостью от века
Под одною крышею живет.
Доставал гармонь я из комода,
Уносил ее на косогор
И в густой траве, у огорода,
Подбирал упрямо перебор.
Той поры суровое наследство
Осмысляя, память вороша,
Все больней с годами рану детства,
Все сильнее чувствует душа.
Все сильней и резче... А тогда я
Ничего вокруг не замечал.
Трепыхала ноша дорогая
На ремне у детского плеча.
Отдувалась рваными мехами,
Но не зря осипшие лады
От надсады жалостно вздыхали
В ту годину горя и беды.
Гармонисту без году неделя,
На печи ему бы загорать,
А его девчата канителят,
Донимают, просят поиграть.
Сколько раз на камне под окошком,
Терпеливо, чуть не до зари
Повторяла старая гармошка:
«Отвори да снова затвори».
Комаров черемуховой веткой
Отгоняла девичья рука,
И краснел мальчишка-малолетка
От ее ночного холодка.
И кидало в пот его и в холод
От касанья легкого рукой...
Как был мал тогда я, мал и молод
Для девичьей нежности такой!
На лугу скрипели коростели,
Комары кружились у крыльца,
А девчата пели, пели, пели,
Изливаясь в песнях до конца:

«Санитарочки родные,
Белые косыночки,
Потихонечку кладите
Дролю на носилочки».

Только вскоре к песням незнакомым,
Не простившись с музыкой своей,
Я ушел извилистым прогоном
От моих девчат на много дней.
И тогда совсем не горевал я,
Уходя из дому налегке,
Что минует юность зоревая
От лесной деревни вдалеке.
Лишь потом, сильнее год от года
Призывал к себе отцовский край.
...Вновь беру гармошку из комода,
Как легка ты стала, поиграй!
Поиграй, как раньше-то играла
У того зеленого мальца,
Как девчат когда-то собирала,
Собери их снова у крыльца!
И лады нехитрым перебором
Для меня опять отозвались,
Но мои певуньи на пригорок
В этот раз уже не собрались
Их девичьи сроки миновались,
И тоскует сердце об одном:
Ни одна из них не целовалась
За веселым свадебным столом.
Отцвела коротенькая юность,
Не польстясь на мелкие грехи.
Отчего вы к девкам не вернулись,
Ягодинки, дроли, женихи?
Много весен стонут коростели,
И молчат гармони много лет,
Много песен девки перепели,
Только вас, ребята, нет и нет.
Пожелтели карточки на стенках
В самодельных рамах без прикрас
И в сосновых ваших деревеньках
Поредели улицы без вас.
Знаю: ваша молодость и сила
Навсегда украдена войной.
Вас война с землею поженила,
С этой самой верною женой.
Пусть земля вам будет мягким пухом,
А людская память — на века,
Но не надо сниться вековухам,
Для чего на старость намекать?
Без того на жарких изголовьях
От бездетной стужи ледяной
Не девичьи косы и не вдовьи
Прихватило первой сединой.
Вековух не тянет на пригорки
В хоровод, где словно напоказ
Выбегают новые девчонки,
Синевою брызгая из глаз.


Пусть пока в деревне маловато
Ясноглазых, новых, молодых,
Но и с этой сменой небогатой
Счастлив я сегодня за двоих.
Не затихли песни-коротушки.
Оттого и радуюсь, что вновь
По ржаным тропинкам и горушкам,
Как и раньше, странствует любовь.
Молодая, вечная, большая,
Без которой беден белый свет,
Ей ничто вовек не помешает,
И конца ей не было и нет.
Но любовь без песни невозможна,
А для песни спутница — гармонь.
Я беру гармошку осторожно,
Зажимаю клавиши в ладонь.
Застучали кнопки под руками,
Как стучали много лет назад.
Удивленно, радостно, лукаво
На меня доярочки глядят.
Не от пудры вовсе белолицы,
Не бездельем выношена стать.
Я бы мог им в ноги поклониться,
А не то что просто поиграть.
Только этим новеньким девчатам
Вдруг моя игра не подошла,
И гармошка сразу виновато
На моих коленях замерла.
Я совсем на это не в обиде,
Что остался с нею не у дел,
Значит, что-то в жизни не увидел,
Значит, что-то я не доглядел.
Я пойду над речкой каменистой
На пастуший голос, на огонь,
А в руках у новых гармонистов
Пусть играет старая гармонь.
Пусть играет целыми ночами
Для моей ольховой стороны,
Пусть играет, только без печали,
Без девичьей боли, без войны.



 Когда я закончил среднюю школу и уезжал в город в институт ,меня провожали под песню "На деревне расстование поют,провожают гармониста в институт..."Очень душевная и волнительная песня по существу. Я помню этот момент всю жизнь..Пели со слезами на глазах не только девчёнки ,но и ребята...

. В деревенской простой культуре как бы выражается,то,что придаёт смысл жизни и сама жизнь деревенского жителя.Он как бы от самой природы проникнут этим смыслом,который определяет и его жизненную троекторию. .. Конечно, и в деревне есть люди  разные,но все они обладают этим свойством ...Все мои товарищи такие от самой природы,которую они всегда любили.
  Жизнь в деревне можно сказать до определённого момента была самодостаточна. Но постепенно и туда начала проникать городская цивилизация ,стали распространяться какие-то общие её признаки  и прежде всего образование,которое наряду с общеположительным явлением ускорило приход времени или эпоху кризисов в деревне: урбанизация,упадок нравов,распад традиций деревенской жизни,  уменьшение населения деревни,которое  приводит к разрушению чего-то главного , к быстрому исчезновению,к  вымиранию русских деревень. 
.Недавно я прочёл замечательную книгу Апполона Апполоновича Корнифского  "Народная Русь",посвящённая жизни крестьян-пахарей. Издана книга в 1901 году. Удивило меня то,что ,хотя свои наблюдения автор осуществлял в Самарской ,Нижегородской,Казанской Симбирской губерниях и по всему Поволжью,собраные им в течении 20 лет пословицы,поговорки,ходячие народные слова,отрывки деревенских песен,сказки,суеверные обычаи,связанные с языческим  прославлением природы процентов на -70,или больше я слыхал это,живя в Сибири-в Курейном,Макушино..тех местах  ,где автор не занимался сбором материала. Удивительно ! Какое богатства языка! Какая осведомлённость широких масс.Какая  культуры крестьян-пахарей,их умения рассказывать,сочинять сказки,песни.На все случаи жизни у них есть присказки ,пословицы ..И не в бровь ,а в глаз.. И очень жаль ,что с исчезновением  деревень этот пласт культуры бесследно исчезнет из реальной жизни. Абсурд! Это же наше бесценное богатство России.
                х                ..
Могу честно признаться ,что нам-каждому из нас в основном было хорошо там ,где проходило каждого детство и молодость среди известных нам лугов ,полей,лесов и озёр ,под нашим небом. А не вообще сельская местность. С возрастом особенно остро чувствуешь то,к чему привык,полнее ощущаешь естественность существования там ,где рос. Сейчас иногда думаю,что добровольно покинуть родные места человек может лишь в случае,если жизнь его прошла в глухом одиночестве,среди непонимания,зависти недоброжелательства. Но всё было и так и не так . Последние годы в Лопатках и в деревне я ощущал высокую степень взаимопонимания и теплое отношение окружения  ,которого я в большей степени нигде и никогда не чувствовал. Но жизнь противоречива... И я как и многие мои товарищи уехал в город,в Свердловск...Хотя уехали не все. Думаю пословица: где родился -там и пригодился , имеет под собой вполне хорошую основу.
 Для молодёжи движущей силой в деревне в основном были-работа в колхозе.добывание  еды и девчонки -ребятишки-любовь.. Девчонки стимулировали ребят на добрые и дурные поступки.Каждый хотел выделиться,чтобы на него обратили внимание.Выделялись игрой на балалайке,на гитаре,сочинением и исполнением частушек,игрой на гармошке,..грубыми выходками..Жизнь в деревне была не замысловатая,бедная,но самодостаточная.Девчонки к грамотеям не тянулись,они больше вниманя обращали на смелых,на хулиганистых. Меня среди этих практически не было.
Виктор Габрусенко  ,который прожил в деревне 25 лет говорит,что старые деревни были более жизнеустойчивы,зелёные и более интересными..
Центральная усадьба Боксары ,где он жил, была по дороге из Лебяжья в Лопатки Курганской области.. Там был клуб,куда они рвались после работы в поле на посиделки .вечеринки и позднее из лопатинской школы. Так делали практически все ребята нашей школы.
 Почему тянет  туда до сих пор,хотя там уже и следов прошлого  почти нет?. Потому,что мы воспринимали всё впервые детским незамыленным сознанием. У детей было  в основном беззаботное счастливое время,несмотря на все реальные проблемы взрослых. Именно оно и запало в детском сознании-первые впечатления об окружающем мире,всё только хорошее помнится и лишь кое- что плохое.Всё это с преобладанием хорошего и сохроняет память и это чувство не исчезает  всю жизнь независимо от того что там сейчас и есть ли кто там в живых..Хотя всё там в моём воображении так же как и было в то лучшие время. Память не изменишь.Она может ослабеть,но пока мы живы она будет жить..Но в целом оценка жизни в деревне при комплексной оценке не всегда радужная и чаще наоборот.

 Он прислал мне для использования новую инфрмацию,из котрой следует,что гражданская война жестоко прошлась по Курганской области  и не только по нашему Куреинскрму краю ,но и по многим  другим её деревням и сёлам .Это сам Курган,Лебяжье,Лопатки,Лисье, Баксары,Остравное,Кривинское,Малое Монастырское,Пеган,Пресновка,Большое Курейное,Малое Курейное.. Героические наши места!.. Во многих из названных  мест я бывал,в некоторых из них есть могилы красноармейцам ,погибшим в гражданскую войну .Многих из названных деревень уже не существует как таковых. В большинстве есть мемориальные сооружения в честь погибшим на фронтах ВЕЛИКОЙ Отечественной Войны.Все памятники в ухоженном состоянии.               
 В основном все с кем я учился в средней школе в Лопатках были из бедных семей без отцов и что же всё -таки моих деревенских товарищей заставляло  учиться в средней школе, в голоде в холоде,в одиночестве,во вшивости слабых тел?.
Большинство моих товарищей отдают предпочтение следующим факторам.
    1.Явно выраженная тяга к знаниям.  Учёба-это уход от грубой примитивной и безнадёжной реальноси в условиях колхозной деревни ... в идеальный мир математики,физики,химии..  Чем лучше учишся ,тем ярче вырисовывается картина возможной  светлой будущей жизни,которая во многом зависит от тебя.
    2.Подражание ,стремление доказать свою состоятельность  реальному или виртуальноу  герою. В основном наши фантастические мечты формировались на героях кино.Помогали и советы близких людей.
     3.Чувство любви к предмету ,учителю к товарищу по школе.. В школе было много историй о влюблённых,которые заканчивались по разному. Нравственность в нашей школе была на высоте.За этим зорко следили директор школы Андрей Ефимович Колосова и его жена,которая была  воспитателем интерната.Многие  считают, что именно любовь является основным фактором ,стимулирующим учёбу в старших классах.
       4.За компанию:как все так и я.Известно,что в нашей  стране общество в определённой степени двигали компании,которые объявлялись сверху и подхватывались всеми.Такими компаниями были: " все на трактор","всё для фронта ,всё для победы"," все на фронт"," все учиться" "все на лыжи" ... И надо сказать это призывы действовали и помогали молодым людям определиться в своей жизни.
 Позиция :"учился  потому,что заставляли родители"  была отвергнута всеми опрашиваемыми и заменена добрым отношением к учёбе родителей,которые то же видели единственный путь к достойной жизни.

               
 В одной из статей доктор философии, говоря о студентах из сельской местности, отметил  следующее.
   Они не случайно ,а с определённой целью пришли в институт, всегда чётко знают,зачем  учатся; Многие из городских студенто толком не знают ,а провинциалы  ещё в школе    определились в том зачем им надо учиться.Они  осознают,что кроме как на себя им расчитывать больше не на кого и поступить в вуз их главный и зачастую единственный шанс. Учатся    они прилежней,и усидчивей и ведут себя скромнее.  Уровень знаний приличный, особых пробелов в их подготовке не отмечается.Они целенаправлены и добиваются  высоких результатов.Дают о себе знать отсутствие систематических знаний и общая низкая культура,но целеустремлённость и трудолюбие сглаживают этот недостаток..
 .  Интересные наблюдения прфессора!
                Если бы в деревне был культ огорода и сада,приусадебного участка -жизнь бы издавно была иной и зависть не была бы такой острой, изнуряющей и печальной.Не нужно гнаться за длинным рублём,а радоваться тому что есть ,что наработал и чувствовать себя счастливым. Жить не тем,что хотел бы иметь,а тем ,что имеешь.  Может быть и не урожай ,бедность подступить может (как бывало не раз).  Деревенский человек более крепок для преодоления таких бед чем городской и заслуживает глубокое уважение.
 К сожалению иссякает поток деревенской студенческой молодёжи .Причина всё таже.Стареют деревенские жители ,молодёжь уезжает,пока уезжает.. Но в городской жизни много негатива ,не привычного для жизни деревенского человека.
 Уверен,что пройдёт ещё лет 20 и образуется поток желающих из города переселиться в деревню.Как будут  принимать приезжих городских старожилы люди деревенские.? Пора подумать и об этом.                -                х
 Основная работа с привлечением нас -малышей  была летом  и осенью: во время заготовки кормов и уборки урожая.Это прекрасное время в деревне! Природа благоухает -всевозможные цветы,птицы,хочется участвовать в покосе,подборке  сена и сеномётке.
 Мы в войну быстро становились взрослыми и позновали цену жизни.
                Случай во время уборки сена.
                В обеденный перерыв на сенокосе в районе озера Плоское мы-трое ребят,работающих на сборке скошенного сена конскими граблями, поехали поить лошадей. У меня была лошадь ,которую называли инвалидской(она была горбатой с детства).Она значительно уступала другим особенно в беге. И вот мы задумали проехать на перегонки.Я тоже поддержал идею ребят. И помчались! Перед нами был овраг оформившийся под воздействием ручья текущего из леса в озеро Горькое при таянии снега и длительных дождей. Оба парня на своих шустрых лошадях быстро преодолели овраг,а моя лошадь при выезде из оврага запнулась передними ногами за землю и упала. Я кубарем слетел с лошади ,ударился о землю и ,видимо ,потерял сознание.. Пролежал я видимо минут 20.Открыл глаза,вижу лошадь моя поднялась ,подошла ко мне ,стала на колени и начала лизать мне лицо.Вскоре подбежала мама,которая увидела ,что со мной что-то случилось и начала меня приводить в себя- полила воду на лицо....начала поднимать меня..Приехали ребята,стали ругать мою лошадь...Я сказал им ,чтобы они прекратили это делать. Мне подумалось : какая она умная,вот так спасая раненых боевые лошади подходили к ним ,ложились рядом и раненый заползал на их спины.. Падение было нешуточным,но я постепенно оклемался. Подошёл к лошади и искренне обнял её за шею Она чувствовала себя  виноватой.без вины.Какая бедная ,но умная лошадь.
 Она была спокойной,не лягалась ,не пугалась,была выносливой ,работящей..Бригадир сказал : не волнуйся Юра, найдём тебе другую лошадь. Но я возразил,сказав ,что на другой лошади я работать не буду. Он согласился и даже(мне  помнится) прослезился,сказав,что я молодец,что у меня доброе сердце.На этой лошади я доработал до конца сезона.Между нами была дружба и я её  не напрягал больше  возможного. Я до сих  пор хорошо помню эту историю и свою бедную лошадь. Этот год лошади и я с удовольствием вспоминаю этот случай.

 Может быть удивительно,деревня привязывала к себе и тем, что мы были хотя слабыми,но дерзкими и верили ,что наши малые дела на что-то могли повлиять.Но потам ,когда  уже значение каждого из нас стало объективно побольше, появилась мысль,что  каждый из нас в принципе ещё меньше может изменить,а скорее всего ничего изменить не может.А с возростом  понял,что и не хочу ничего менять. И опять же без меня всё изменилось. Может быть поставленные задачи не соизмерял со своими реальными возможностями

 Помню такой забавный случай.В деревне был "Иван",который каким-то тайным образом  катал пимы-валенки.  Было,видимо ,запрещено этим заниматься. Он был мастером, и о том ,что он занимается этим промыслом  знали все в деревне,но  дружно  соблюдатли маскировку, скрывали друг от друга связь с ним,хотя каждый  пользовался его услугами.  Жил пимокат на окраине деревни и проити к нему незаметно днём было непросто. Кто наблюдает за избой пимоката тоже было известно. И вот мы с дедушкой решили пойти к нему насчёт валенок для меня.. У нас с собой была шерсть. Вышли мы ,когда уже стемнело. Было холодно.Снег подмёрз. Подошли со стороны огорода пимоката.Перелезли без шума через прясло. Легли на снег и соблюдением тишины медленно поползли по пластунски к дому "Ивана". Ползли долго,проваливаясь в снег.Дед полз быстрее и ловчее меня. Останавливались,прислушивались.Всматривались -нет ли около дома посторонних. И смех и грех. Дед,а мы,что ползаем-то?,Кого боимся? Дед еле слышно сказал в бороду: не мы боимся ,а Иван.. С нами была и наша собака"Валет" Тоже ползёт,Вся морда в снегу..Замёрзли.Зашли в дом ,хозяин почему-то напугался,хотя у него всё хозяйство для подготовки шерсти и заготовки моделей валенок  и т.д было развёрнуто.В доме было жарко и не хорошо пахло кислой овчиной. Он взял у нас шерсть, смерял мне ногу и отправил нас назад,сказав,идите тем же путём,то-есть опять по-пластунски. После этого мы с дедом ползали ещё два раза к пимокату. Оказалось не только мы ползали ,но и другие тоже.   Он был частник ,в колхоз не вступал и откупался валяными изделиями ,в том числе делал кашму для хомутов. За работу ему несли различные продукты ,самогон ,материал. А может быть и деньги.Он жил безбедно.Но запах от его избушки был тяжёлый,противный. Я учился в начальной школе  с его внучкой.Одевалась она хорошо,но специфический  запах от её одежды  не исчезал. Валенки мне пимокат сделал,удобные ,тёплые.Было это в войну ,году в 1944. Я тогда ходил в первый класс.


 В деревне хорошо никто не жил во время войны и после неё,может быть кое-кто из таких особо затейливых "пимокатов".Но несколько больших семей жили даже очень плохо.У них было человек по семь детей,они всегда были голодные и злые.Им помогали как могли. Сейчас много говорят о привязанности жителей к деревне через оргакизацию рынка сбыта продукции,выращиваемой  крестьянами. Наверное в этом что-то есть..Но проблема заключается в том,что у крестьянина нет враждённой привычки к обогащению. Конечно ,он хочет жить лучше,но занятие фермерством  меняет его образ жизни ,требует от него большого коллективного труда,от которого он уже отвык. У каждого есть небольшой приусадебный участок. И он довольствуется этим. Философия жизни крестьянина может быть и не понятна даже учёным.Но как не странно крестьяне по своему социальному статусу ближе всех тех ,кто готов работать зе идею и за деньги достаточные для нормального  не роскошного проживания.Я вижу в этом посыл не только развития деревенской цивилизации.,но и всей нашей страны .               
Встречался ли я в школьные годы с какими-то выдающимися людьми? Самыми выдающимися для меня  были наши учителя,мой дядя-учатник войны,дядя ,который был репрессирован в 1937 году и мой дед. Все они были очень умными,авторитетными. Но учителя -это особая категория.
.Одни  учителя к нам были ближе,другие -подальше.Но все они вызывали зависть. Для меня так же авторитетом была моя сестра.Она много читала,была независимая и умная,относительно спокойно перенасила  горечи судьбы.Мне помнится,что
в деревне мало кто из посторонних за кого-то заступался в случае какого-то наката властей. В деревне всегда жилось бесперспективно..Никто не думал о будущем деревни и не работал на на это. И особенно этоотносится к культуре,уоторой всем не хватало.
Мне иногда казалось,что большая часть людей находились  между собой в какой-то тайной вражде.,хотя внешне этого не всегда было видно.  И хотя многие находились в  родственных отношкниях,но родственные связи как-то уже подвяли и почти не проявляли себя. Получилось, видимо ,это исторически ,прой дя через коммуны,раскулачивания,период репрессий. Каждый не раскрывал свою жизнь перед другими. Многие были замечены в чинопочитании,в доносительстве. С ними  стремились жить в без тесного контакта,быть от них  подальше.
 Хотел бы отметить ещё несколько особо запомнившихся моментов из моей детской жизни в деревне.
 Когда погиб мой отец ,то кто-то из руководителей колхоза додумался посадить меня с сани и направить с кем-то из взрослых по домам деревни собирать золу,которую затем рассыпали по полю,способствуя повышению урожая.. В каждом дворе говарилось ,что мой отец погиб на Курской дуге и люди не отказывали и отдавали золу ,помогая сознательно фронту. Вспоминая это случай, я всегда сильно волнуюсь. И горжусь!
В  начальной школе я учился с очень симпатичной умной девочкой Ниной. В 1947 году её маму арестовали за то что она принесла домой ей стакан гороха с поля. Я видел как её маму увозили милиционеры из сельского совета. И Нина была здесь.Она плакала и кричала:" мама возьми меня с собой,я буду слушаться тебя,я умру без тебя".! Этот крик я слышу всю жизнь.Это безумие!
И третье. Была зима 1951 года. У нас  с мамой кончились дрова. На улие мороз,много снега. И я на санках поехал в лес и срубил осину или берёзу. Об этом кто-то донёс в правление и нас решили оштрафовать. Пришла комиссия,в числе её и секретарь совета девушка лет 22.Председатель комиссии осмотрел то,что у нас в квртире было и говорит: описывать и брать нечего , считаю- можно ограничиться замечанием. При этих словах секретарь камиссии,которая была одной из активистов вечерами на танцах,где я играл ,вдруг  говорит:"как же нечего взять,а аккордеон,с которым Юра приходит  в избу-читальню и играет молодёжи?" Председатель взлянул на неё ,на меня ,на маму..и как-то растерянно тихо сказал: акордеон не подлежит  изьятию.. Он наше деревенское достояние..  Акордеон мне оставили,но я играл на публике уже меньше..Как будто ,что-то во мне надломилось ,причём навсегда.

Можно сказать постоянным явлением в деревне были драки.
Взрослые ребята дрались с ребятами из соседних деревень, "защищая " наших девчёнак,которые часто  завлекались  чужими ребятами. Дрались  страшным боем,но в основном на кулаках..Средидрачунов были свои герои. В самой деревне  дрались край на край..причины трудно вспомнить. Как в "Приваловских миллионах".Мы -школьники  дрались с Куреинскими из-за престижа смелости для подражания героям в кино..Одна драка была кошмарная.Использовались офиерские ремни. Я активно  в ней участвовал и случайно оказался под ударами  своих. Следы этой драки я ощущаю и сейчас. Нас всех исключили из школы-человек 5. Кого-то насовсем,коготопосле излечения -восстановили,в том числе и меня..Было это в 6 классе. Дружбы с ребятами со стороны  противника уже никогда не было. Я как самый пострадавший  -среди ребят слыл героем и был среди них особо уважаем. Болел я больше месяца.Лечили плохо.Ребята сидели около нашей избушки по долгу ,чтобы войти комне -попроведать.Когда было решено меня возвратить в школу-стали приходить учителя. Особую теплоту я ощутил тогда от моих товарищей -участников драки,хотя их исключили из школы насовсем. Денисов Вася ,Карташов Толя говорили ,да чёрт с ней со школой лишь бы ты скорей поправился. Они всю жизнь демонстрировали свою дружбу со мной. Я помню,когда Вася получил новый самоходный комбаин ,он несмотря на разные запреты  и угрозы начальства,примчался на нём издалека к моей избушке ,посигналил.,крикнул "Юра ,посмотри,доверили первому из всех наших..". Собралось много народу ,чтобы посмотреть новый комбаин.Я подошел,залез к нему в кабину и сказал: Спасибо, Вася, ты молодец!. Он развернулся и умчал на своём новом комбайне в поле. Эту картину я помню всю жизнь.
 И это-мая деревня! И любовь и слёзы .и радост и печаль..
 И всё-таки мне казалась жизнь того времени в деревне  имела явно выраженный смысл ,у каждого прсматривалась цель ,диктуемая не только циклами природы ,но и какими-то социальными,перспективными задачами. Что делалось там на верху мы не знали. Прямо скажу -радость приносила природа ,своей сменой времен года,рождаемые  всегда новые ожидания.  Мы всегда пытались увидеть свою сопричастность  к событиям в стране,даже в мире. Особенно это стало предметно проявляться ,когда в колхоз стала приходить навая техника.
 Сейчас  многое изменилось и может быть покажется удивительным,но мы жили ,да и сейчас во многом живём  в створе великих слов Павки Корчагина в книге "Как заколялась сталь": "Жизнь надо прожить так,чтобы не было мучительно больно за безцельно прожитые годы.." и мы в деревне,а потом  и в городе старались жить именно так..Это нас поддерживало и мы поддерживали жизнь. Это выглядело как задача ,поставленная обществом,аналогична задаче- Победить в ВОВ. Мысленно нашим мечтам не было ограничений,пока эти мечты не переходили к стадии воплащения в реальную  жизнь.Я хочу ,чтобы у деревенских был свой настойчивый и весомый голос за справедливость. Жизнь в деревне нужно менять к лучшему.
 Мне очень хочется,чтобы у каждого деревенсого жителея всегда присутствовал смысл жизни,мечта из которой вытекали бы перспективная цель и конкретные задачи и создавались реальные возможности для их решения. Я и все другие ,уехавшие по разным причинам из деревни,в долгу перед неё!
   Р. S  Почему ,люди жившие в деревне и сейчас живущие в городе- расбросанные по всему миру,скучают по своей убогой деревне,видят её во сне,едут при первой возможности ,чтобы побывать постоять на той своей земле,хотя там уже нет в живых никого из родных,поклониться погосту,постоять на пепелише своего бывшего дома,подышать тем воздухом,проститься с бывшей исчезающей деревнькой?..Почему с годами не разрушается образ родной деревни,не исчезает  тяга к исчезающей реальности..В чём загадка того ,что нередко умирая люди хотят,чтобы их прах развеяли в небе на родной землёй,которая живёт и будет жить,когда их  уже не будет.?
 Я как человек,как целостное явление,был" сделан" полностью,окончательно и бесповоротно в юности там у себя и нигде не переделывался,а только адаптировался  к условиям среды,в которой я оказывался, обеспечивая возможность выживания. При этом моя внутренняя среда,конструкция её не подвергалась существенному изменению,она сохранялась в своей  первозданной неделимости. Никакая социальная путаница не может разрушить личной жизни человека,на глубине которой находится его величайшая радость или печаль?,его личное,никому не передаваемое  общение его с прошлым,с его памятью. Жизнь каждого человека-целый мир. Личная жизнь-это средоточие всего содержания всей глубины жизни вообще,где весь объём ума сливается в одно живое единство.(В.С.Варшавский)
  Целостность картины  деревенской горькой и радостной жизни,сформированной  в детские и юношенские годы, не разрушается как идеальный образ,всегда влекущий к себе,где бы я не был и как бы не жил. Конечно у каждого городского-деревенского человека разная крепость   идеальной конструкции  его души,способной воссаздавать всю потребную картину прошлого по части его отражения. Сестра привезла фотографию поля  с разрушенным ,изуродованным колодцем..Мой мозг повозмущавшись  ..воссоздал свой идеальный образ с колодцем прошлого и прочими строениями  всей округи...
Что это такое ? Это,видимо.всем известное ,всеобъемлемое ,всёпобеждающее и всегда новое явление-  любовь к жизни, к людям и любовь" к отеческим гробам,любовь к родному пепелищу"? ( А.С. Пушкин)!Всё это в книгах специалистами социологами,философами...давно научно объяснено..Но душа живёт на другом материале..Я не боюсь оставаться наедине со своим прошлым.