Соломбала и ченч

Петрович 8
     Кто бывал в Архангельске или на Западной Двине, тот не может не знать про посёлок Соломбалу. Это было одно из главных мест грузовых операций. Как сейчас модно называть логистики…
Дело было в 80-х, летом. Самое время завоза запасов. Чем мы собственно и занимались. Но горячо любимый  личный состав, преподносил самые неожиданные подарки… Командир не пустил матросов в увольнение на берег, а они в отместку… уволили его самого…
Начала этой интригующей истории я не застал. А в нескольких словах, дело было – так! Кэп, из-за чего-то упёрся и запретил увольнение. Может и по делу, а может из прихоти или вредности характера… Народ-то, он ведь самый разный и дураков хватает везде и всюду… И в ответ на это, какой-то придурок, ночью, открыл пожарный вентиль в помещении гребного электродвигателя… Вся беда этого была в том, что он конструктивно находился ниже ватерлинии. И в следствие этого, вода, самотёком, без шума и брызг, залила, почти до половины этот самый ГЭД… А это не маленький электромоторчик, а здоровенный электродвигатель 6,5 метров в диаметре… И дизель-электроход встал как «Аврора», почти на стоянку у причала…
Начальство, как всегда, решило не доводить дело до прокуратуры и суда. Экипажу была поставлена задача, в кратчайший срок ввести ГЭД в строй. На промывку его было израсходовано около 600 литров спирта. Были задействованы авиационные воздуходувки на базе автомобилей ЗИЛ-131. Которые сделали в помещении ГЭДа настоящий Ташкент.
Короче, почти каторжными усилиями, технику ввели в строй. Но командира всё равно сняли… Запасливый помощник нацедил себе два бидона спирта, которым промывали окислившуюся медь ротора и статора… Цвет у неё был как у спирта-денатурата. Его за цвет, раньше называли – «голубой глаз»… Вот и этот спирт, по виду смахивал на медный купорос… Сам помоха его пить побоялся, а выливать было жалко… Вот и оставил, на всякий случай.
Случай не заставил себя ждать. Через несколько дней произошла его встреча с местными, соломбальскими пролетариями. Которые осуществляли преступную деятельность, группой лиц, по предварительному сговору… Это из Уголовного Кодекса… Короче, эта банда, из трёх человек, предложила нашему помощнику ворованные  металлические голландские стропа. Поясню - это 2,5 или 3,0 метровые специальные тросы, на концах которых сделаны петли (огоны). Уж в Голландии или у нас их изготовили, но только они были из нержавеющей проволоки, гибкие, удобные. Работать с ними было хорошо, но по нашим ведомостям снабжения они не проходили. Так и родился этот сговор, закончившийся ченчем. Нам стропа - им спирт… Полагаю, что помощник взял у командира под эти цели нормальный спирт, который потом сам и употребил, а в дело пустил свой «синий контрафакт»…
Поскольку его было много, то помощник от своих щедрот налил целых 3 литра этой жидкости… Такого в Соломбале ещё не пили… Но помоха успокоил, что всё нормально, что он сам, её, эту спиртовую жидкость, регулярно употребляет… Желание выпить побороло природную осторожность и обмен состоялся.
Продолжение этой истории имело место на следующий день. Все трое похитителей стропов появились у борта часам к 12. Двое упали возле штабелей досок, а один, что был покрепче, смог подняться по трапу на борт. Далось ему это с большим трудом. Смотреть на эту троицу было больно. Опухшие, небритые, с глазами, «как у тухлой рыбы»… Которые ещё и слезились, а носы были цвета копчёной колбасы. Казалось, что если на них надавить, то из носа спирт потечёт… Старший, позвал через вахтенного у трапа, помощника командира. Когда помоха увидал дело рук своих, то явно испугался…
Старший из троицы мог говорить с трудом… Да и от природы видимо был   нераговорчив. Сказал только: «Давай ещё столько же, а то помрём…»
Помощник пулей слетал в каюту и дрожащими руками передал ещё 3 литра этой отравы… Троица отошла чуть в сторону от трапа, за штабель с досками, похмелилась синим спиртом и попадала в изнеможении на землю… 
Светило солнце. Погода стояла тёплая. Наши герои спали «мёртвым сном». По их физиономиям ползали мухи, но это не мешало их нирване… Редкие прохожие останавливались, что бы взглянуть на них. Рядом стояла начатая банка с пойлом… Но никто не позарился на такое богатство, не понимая, что это, а догадываясь, зачем…
К вечеру, наши герои пришли в себя. Захватили с собой банку и тяжёлой походкой ушли. Крутой ченч получился…
Да и мы, на следующий день тоже покинули  Соломбалу.