Эликсир жизни. Глава 28

Владимир Галин
              Эликсир жизни.  Глава 28

            Первый месяц  весны. как начало обновления природы после зимней спячки, ознаменовался новым  постановлением ЦК КПСС.  Все газеты освещали курс партии на борьбу с бюрократизмом. Подчёркивалось, что надо не командовать , а учить массы и учиться у них. Искать у людей хорошее , развивать их лучшие качества и побуждать к новым трудовым свершениям для улучшения условий жизни.

            Такую установку  Центрального Комитета я воспринял как руководство  непосредственно и в своей практической деятельности по организации и проведении политико- воспитательной работы в колонии.

              Из Омска  от Вершинина  мне шли одно за другим письма.

               В  очередном письме он сообщал, что постоянно находится в конфликтном состоянии с администрацией колонии за что получает одно взыскание за другим. Эти его сообщения меня угнетали и напрягали. Я безоглядно принял меры, чтобы облегчить ему его существование, задействовал своё высокое руководства ОМЗ с просьбой запросить перевод Вершинина в Павлодар. Не думая о том , что моя педагогическая  озабоченность могла получить отрицательную оценку. Но мои побудительные мотивы были столь чисты, что не вызывали кривотолков  и запрос  официально был отправлен.

           Вершинин писал:
         
          « Здравствуй , Володя!»- в соответствии с заповедью  Морального Кодекса строителя коммунизма, - «человек человеку -друг, товарищ и брат»-Пишу на работе, писать после работы  в секции общежития нет возможности. Ты часто мне напоминаешь  о том, что я и делаю. Но что поделаешь, если всюду окружает серость и вся настроена против меня.

           Дело в том, что на должность начальника  заступил Кузнецов , с которым у меня получился конфликт из-за газет, и теперь его прибытие отражается на мне. Как будет дальше — опишу, но сейчас: изолятор-работа, и опять работа-изолятор, за то, что высмеял такого-то, острил такому-то  и т. д.  Я жду ,когда они выдохнутся.Тем не менее учителя сожалеют о моих пропусках занятий в школе и пишут докладные . А «К» только радуется, чтобы этих докладных было больше.Заморить , задавить это его первый девиз. Он гордится своими правами , потому что  начальник Управления  Громов его друг детства.

       О! Если бы вырваться от сюда! Был бы самым тихим!

        Стихи есть новые , но я их прячу. Обыск у меня каждый день. Хочется бунтовать , но твоя программа сдерживает меня. Надзиратель не отходит от меня и подсказывает бригадиру , чтобы дать мне такую работу , чтобы именно долбить ломом землю.

         Ну вот видишь, теперь чуть свободен, пришел только из школы. За 5 суток ШИЗО очень соскучился за книжками . В Иране опять произвол... больно за людей, настоящих людей.

           Пробежал речь Хрущёва об идейном и высоком мастерстве в искусстве и почему-то почувствовал себя сжатым. Неужели спартанский режим нравится миру? Единая ком. Культура? Бред! Человек красив тем, что в нём присутствуют все качества! Я знаю, ты скажешь опять : всё красивое в коммунизме! Согласен, но не в военном коммунизме.  68% военный бюджет, а на чем догонять Америку? Разве на этом?

          Зачем жать из себя давно выжатое? Где семи часовой  рабочий день? С какой стороны пахнет «хультом»? Да хультом ,а не культом.

           Я согласен , пусть сознание опережает прогресс. Но разве милиционера, злого на соседа, излечишь Указом о посягательстве на его достоинство? Нет! Он рад , что к нему не протянуты щупальца врага-Указа! Объясни мне всё это. Так это с толком , как всегда, чуть с дерзинкой.

             Твои письма в основном - «эликсир жизни» и если бы не они, я бы давно  что нибудь придумал  против  «К». Либо уж очень нужно быть терпеливым , чтобы не придавать значения его придиркам.  Но в этих пошлостях я становлюсь, или вернее беру, твою натуру на прокат и открываю дверь пьяному Эду. Вообщем между администрацией и мной глухая стена, либо я сам не хочу. Школа- работа, -молчание, - книги, - вот мой мир!

           Готовлюсь к читательской  конференции  по Льву Ющенко « Если мы  вместе». Волоку всю "мазуту" сам ...Конспектирую сейчас. Вообщем , до …
                Эд.


           На это его письмо я написал следующее:

   Да, Эдуард, тяжёлый ты человек. Или почему ты до сих пор не расстаёшься с барским чистоплюйством и верхоглядством? У тебя непомерно развито самолюбие и самолюбование. Чтобы иметь своё лицо , его надо не терять и помнить, как мы к людям, так и они к нам. Конечно , бывают и исключения. Можно ошибаться, но сущность каждого из нас остаётся неизменной. Как мы видим и оцениваем людей со своей позиции и своим аршином, так и другие  нас. Как у них , так и у нас «аршин» бывает  верным. Главное не то ,что человек говорит, а то, что он делает.

           Здраво мыслящий человек сам должен осознавать недостатки своего характера и держать себя в своей узде, чтобы его не сдерживали другие. Я не люблю , когда люди кичатся своими недостатками. Необходимо стремиться правильно распределять своё внимание и силы по всему кругу жизненных вопросов. Ты что-то зачитываешь до дыр, а вот речь  Хрущёва на встречи с деятелями искусства и литературы ты только «пробежал»! Пробежал! Хочешь ты или не хочешь , в ней закон нашей жизни на созидание новой жизни. Люди веками не исполняют библейские Заповеди и грешат не боясь гиены огненной в Аду за свои прегрешения. Партии , чтобы воплотить в жизнь  свой постулат «Человек человеку — друг, товарищ и брат» мало опубликовать Моральный Кодекс, ей нужно , чтобы мастера искусств и литературы не просто самовыражались , а способствовали бы новым общественным отношениям в процессе нового, социалистического, производства.

               Выступление Хрущёва,  как руководителя партии и государства,- это компас, по которому должны сверять на данном этапе , кто плывёт на корабле. А. когда деятели культуры  думают только о самовыражении и, как в басне Крылова, кто в лес, а кто по дрова, то трудящимся, на шее которых все едут в рай, ни холодно , ни жарко. Свобода творчества должна сочетаться с обязанностью гражданина. Социалистического государства рабочих и крестьян.

          Мне противен  твой глупый страх перед «спартанским  режимом» И,если я его терплю, то только потому, что объясняю это твоим положением и состоянием. Да я за единую коммунистическую культуру, а не за буржуазную, где всё продаётся и всё покупается, и честь, и совесть. А если ты против, то мы оказываемся по разные стороны баррикад.

            А читал ли ты выступление писателей на пленуме Союза писателей? Обрати внимание на речь Прокофьева в отношении Евтушенко.

              Что касается военного коммунизма, то у некоторых людей короткая память. Чем голодные годы войны и разрухи лучше «военного коммунизма»? Прежде чем думать на чём догонять Америку, нужно думать о том, чем от неё защищаться.

               68 % бюджета идёт на оборону, да хотя бы и так. Для нас это не самоцель, для нас это вынужденная необходимость. Одержав победу над фашизмом, мы по прежнему противостоим  капитализму, с которым мирно сосуществуем только благодаря нашей военной мощи. И так будет до тех пор, пока весь мир со временем не перейдёт к социализму, как закономерный процесс  развития цивилизации.

        Что ты спрашиваешь о семичасовом рабочем дне? А разве его нет у рабочих и служащих? Это у меня не нормирован рабочий день, а у тебя нормирован в 8 часов.

            А о культе, или как ты пишешь о «хульте» я и говорить не хочу. Много  таких умников в зоне , которые всё знают , только себе ладу дать не могут. Да, есть злые милиционеры. Они как и другие люди бывают разные  простые смертные ,как и все в любой профессии.

             Милиционер должен быть человеком, а сам человек должен быть тоже человеком или нет?! Об этом надо больше думать. Ишь ты , злой милиционер! А сколько там у тебя в зоне «добрых» соседей злого милиционера?

           На ряду с вопросом , как сократить вооружение, не мешало бы тебе подумать, как сократить преступность, борьба с которой отвлекает столько здоровых сил общества. Если преступления против собственности ещё можно объяснить трудностями материальной жизни, бедностью, то чем можно оправдать преступления против личности от хулиганства до убийства? Сколько мужчин задействованы в работе с заключенными, которым надо обеспечить жизнь в условиях изоляции от общества? И лично от меня было бы гораздо больше пользы, если бы я работал в школе и учил детишек уму разуму, а не лоботрясов и анашакуров наставлял   на трудовой путь, потому что кто не работает, тот не должен есть, ибо чем живёт человек, всё создаётся трудом.

           Что ты продолжаешь учиться в школе , это хорошо, это похвально. И чтение- мать ученья. Это аксиома. Но то, что тебя постоянно уму разуму учат через ШИЗО, меня угнетает. Кто бы ни был «К», тебя водворяют в изолятор не за цвет твоих глаз, а за тот или иной проступок. Я не могу тебе простить ни одного случая водворения в изолятор. Выходит что все мои наставления  тебе до «фени»... И ты не оправдывайся. Меньше надо носиться со своей натурой, уже пора быть хозяином своей судьбы.

         Сообщили ли тебе, что из Павлодара в адрес вашего ОМЗ послан на тебя запрос этапировать в наш адрес? Омск пока молчит на наш официальный запрос.

         Будь здоров,  Макаров.

        Сложны и не однозначны чувства,  которые лежат в основе отношений между людьми. Они возникают и исчезают в результате личных контактов в общении и соучастии в учебной или  производственной деятельности.  Состояние -сила и прочность этих связей зависит от степени созвучия  не видимых струн души и единства цели.

         В середине мая меня посетил мой институтский близкий товарищ Коля Ситько. Мы с ним изредка переписывались и вот уже год, как он живёт и работает учителем в средней школе по соседству с Павлодаром в рабочем посёлке Ермак. Все его желчные взгляды , скепсис, космополитизм, недовольство жизнью, он тогда был жителем Алма-Аты и нуждался в улучшении жилищных условий, остались прежними.

            В студенческие годы мы были комсомольскими активистами и выступали единым фронтом против недостатков в работе комсомола. И только сейчас я обратил внимание на его фигуру сгорбленного  желчного человека. Теперь он мне оказался со своим пессимизмом чуждым по духу. Я звёзд с неба не хватал, но был оптимистом и вперёд смотрел без страха и упрёка, а он по-прежнему брюзжал.

                Встретились мы горячо, по студенческому братству, а расстались отчуждённо. В жизни есть всегда место подвигу, и от людей не стоит ждать большего , чем от самого себя. Без творческого горения в школе учителю делать нечего. Кому , кому а учителю литературы надо знать басни Крылова, и в частности: «...нечего на зеркало пинять, коли рожа крива.»

                По запросу  нашего ОМЗ Вершинин был этапирован в ИТК № 25. По прибытию в колонию он прислал мне письмо:

              Здравствуйте, Володя и Галя!
     Я в 25 колонии. По школе чуть отстал, но догоню, В дороге пробыл  один месяц. Всё время от книг не отрывался!
      
       Здесь меня встретили хорошо потому, что многие знали. Друзей по духу много и друзей хватает.

           Значит идейность, художественное мастерство, служение народу на первом плане.

                Итак, за настоящую и плодотворную работу!

         Всего хорошего!    Эдвин.

           25 мая  я его  посетил  в колонии.