Кто изображён на картине мужчина или женщина?

Алина Алексеева-Маркезин
Ф.Рокотов.Портрет неизвестного в треуголке .1770 год.

   Данный портрет – одно из самых загадочных произведений Ф.С.Рокотова.
       В доме Струйских хранился портрет молодого человека с нежными чертами лица, пышным галстуком и накидкой, драпирующей фигуру. Полон обаяния беспечной юности образ неизвестного в треуголке.

Небольшое отступление о Николае Струйском.

 Был близким другом Рокотова.Увлекаясь живописью и литературой, занимаясь издательским делом, он все же оставался тираном в своем хозяйстве, для крепостных – самодуром.

   Существовал домашний тир Струйского, где крепостных крестьян заставляли бегать на ограниченном пространстве, в то время как хозяин стрелял из ружей и пистолетов, причем, отнюдь не холостыми пулями.
  Кроме этого, у Струйского была коллекция орудий пыток, старательно скопированная со средневековых орудий пыток. Иногда он устраивал суд над кем-то из своих крепостных и приговор был – “запытать насмерть” .

  Болезненно пристрастен был к юридическим упражнениям: делал сам своим крепостным допросы, судил их, ввел самые изощренные, изуверские пытки. Даже построил по собственному проекту тюрьму, где заключенных держали в цепях.Даже говорили,что он однажды проиграл свою жену соседскому помещику в карты.

Описание портрета

           Лицо на картине с живыми темными глазами, приветливой улыбкой, нежным и свежим румянцем таит в себе какую-то недосказанность Черты лица отличаются женственной мягкостью.
          На модели загадочное черное домино с капюшоном, тюлевая накидка и дымчатое жабо. На шее — белый мужской платок по моде того времени. Такие платки можно наблюдать чуть ли не на всех мужских портретах XVIII века.
            
      На голове надета офицерская треуголка с пряжкой и плюмажем (для  Рокотова изображение головного убора — редчайший случай). Волосы припудрены и схвачены позади бантом — это классическая мужская прическа той эпохи. И вместе с тем видны горячие румяные щеки и полные алые губы, как у девушки. Выражение глаз и лица в целом, как нередко у Рокотова, задумчиво неопределенное.
    Колорит портрета построен на тончайшей игре оттенков коричневого и черного цветов, пронизанных золотистым светом и оживленных яркими серебряными бликами
               
         На обороте портрета до дублирования холста была надпись: «Партрет т: […] Е(?). Б: Николай Струйскi». Своей подписью владелец обозначал изображенное лицо, написав его имя.

          Первая буква или слово не поддается прочтению, вторая буква напоминает «Е», а третья определенно «Б». При рентгеновской съемке полностью прочесть надпись не удалось, но стало явственно видно, что «неизвестный в треуголке» написан поверх изображения молодой женщины.
 
         Изменения затронули лишь позу и костюм. Поверх пышной прически написана треуголка с пряжкой, а маскарадное домино заменило платье с глубоким вырезом. Рокотов записал также кружевную горжетку и грушевидные жемчужные серьги.

         «Все это заставляет думать, — справедливо пишет И. М. Сахарова, — что в первом и во втором случае Рокотов писал одну и ту же модель. Следовательно, в
„Портрете неизвестного в треуголке“ изображен не молодой человек, а женщина в традиционном маскарадном костюме. Маскарады в ХVIII веке были одним из излюбленных увеселений светского общества.

          Доподлинно известно, что портрет принадлежал семье Струйских,друзей художника. Это позволило выдвинуть следующую гипотезу: изображенная женщина - Олимпиада Сергеевна Балбекова, скончавшаяся в раннем возрасте, первая жена Н. Е. Струйского.
 
         Возможно, перед вторым бракосочетанием с Александрой Петровной Озеровой, дабы не вызывать ревности новобрачной, Николай Еремеевич попросил Рокотова замаскировать изображение..
 
ВТОРАЯ ВЕРСИЯ.

      Сходство лица неизвестного в треуголке с существующими портретами А.Г.Бобринского служили основанием для того, чтобы долгое время считать изображенного молодого человека в маскарадном домино сыном Екатерины II и графа Григория Орлова, родившегося в 1762 году и получившего имя и титул графа Бобринского. В таком случае портрет мог быть написан в 1780-х годах, чему не противоречит сам характер живописи.

Притягивает тайна, как магнит,
И зрителей загадкою манит
Который век, но коль она поманит,
В конце концов, опять нас всех обманет!

Возможно, это Струйского жена*
Была художником отражена!
А может быть, и сын Екатерины**
Изображён в загадочной картине!

Сколь можно версии перебирать?
Не будем время попусту терять,
А лучше мы читателям расскажем
Об этом, столь заметном, персонаже!

Конечно же, всем зрителям виднО
На нём загадочное домино;
Накидка тюлевая, вместе с нею
По моде той мужской платок на шее!

Румянец щёк и выраженье глаз,
И губы девичьи смущают нас!
А треуголка с пряжкой и плюмажем
Донельзя маскирует персонажа!..( Иван Эсаулков)

 
      А  человек на портрете загадочно улыбается нам,оставляя открытым вопрос.

           Кто же изображён на картине?


http://maxpark.com/community/6782/content/3326975