Зарисовки из СССР. Варенье

Инна Самарина
Зарисовки из СССР.
ВАРЕНЬЕ.

Браки должны заключаться только среди своих, по-интеллигентному выражаясь - в своем круге общения, а на языке Раисы Петровны – в своей сфере деятельности. Раиса Петровна, товаровед универмага в подмосковном наукограде, воспитала сына Диму одна. Муж давно уехал на Север и в родной наукоград не вернулся. Но алименты присылал приличные и регулярно. Алименты зачислялись на сберкнижку,  сына мать-одиночка растила на свои, хватало.
 
И вот сын взрослый, окончил институт, пора женить. На свадьбу предприимчивая женщина планировала подарить автомобиль. В те времена это было не столько средство передвижения, сколько элемент труднодоступного престижа. Алиментных денег за многие годы скопилось достаточно, очередь на «Жигули» подходила. Дело было за невестой. Как раз у директора базы имелась дочка на выданье, не красавица, но из своего круга. Раиса Петровна обдумывала, как бы к свадебке дело подвести, все взвешивала. Родство с директором базы повышало ее авторитет, но тот мог иметь планы на повышение своего авторитета посредством замужества дочери. Ломала голову, как все устроить?

Дима в этом матери не только  не помогал, а поставил ее планы под угрозу. Он дружил с бывшей одноклассницей и других девушек не признавал.  С пятого класса сидел с Мариной за одной партой, в Москву на учебу ездили вместе, на ней и жениться собрался. Однолюб, весь в мать.

 Раиса Петровна места не находила. Марина, окончив институт, поступала в аспирантуру, на этом настаивали ее родители, ученые-физики.  Дима приступил к работе в НИИ. Какая это семья? Жена снова  три года за учебой, муж сам по себе. Это и для Димы не вариант, считала Раиса Петровна, и для нее самой совсем другой мир, то есть сфера деятельности. Отговаривала сына, рисовала перспективы беззаботной обеспеченной жизни с девушкой из своего круга: кооперативная квартира, путевки в Ялту и Пицунду, в Болгарию. Но Дима был непреклонен. Любовь и все тут. Иначе пригрозил уехать к отцу на Север. Угроза подействовала, Раиса Петровна сдалась.  И подарила-таки на свадьбу автомобиль.

Родители Марины благословили их брак не раздумывая. Диму они знали с детства – умный симпатичный парень им нравился. К будущей сватье относились философски: не с ней Марине жить.  На первое время обеспечили молодым отдельное жилье -   родственники уезжали работать в африканскую страну на три года и предложили свою квартиру Марине с Димой на условиях оплаты счетов, полива цветов и ухода за домашней живностью. Радость переполнила сердца молодоженов,  стали они жить-поживать в квартире с котом Елизаром сибирских кровей, канарейкой Душечкой и попугаем породы ара, который к месту и не к месту кричал “Караул”.

В придачу к квартире родственники оставили  гараж, в котором имелся подвальчик  для хранения картошки,  солений, варенья. В гараже поселился автомобиль, а  подвальчик пустовал. Молодая жена не готовила пищу и заготовок на зиму не делала. На это нужно было время, а его катастрофически не хватало, поглощала наука. Сосиски, макароны и покупные пельмени составляли основной рацион супругов. Но Дима не горевал, любовь все сглаживала. Только вот мама постоянно твердила ему, что у них ненормальная семья, жена не хозяйственная, все за книгами сидит, с детьми не торопится.

Прошел год. Диме очень хотелось убедить маму, что он счастлив, что все у них хорошо, только Марине нужно в три года аспирантуры успеть защитить диссертацию. А потом – дети и хозяйство. Этих законов научного мира Раиса Петровна понимать не хотела и продолжала петь свое.

Наконец, Марина, которой хотелось понравиться свекрови, предложила план. Ей нужно продемонстрировать какой-нибудь хозяйственный талант. Посоветовавшись, решили, что легче всего научиться варить варенье.  Лето, на рынке яркое изобилие плодов, у Марины каникулы, поэтому приступили к делу немедленно. На рынок отправились на машине, накупили полный багажник  фруктов. И за неделю Марина освоила процедуру создания варенья. Наварила разного,  много, разложила в банки. Банки  отнесли в гараж, чтобы потом спустить на хранение в подвальчик. Замечательное варенье получилось. Дима наметил день, когда они пойдут к маме, преподнесут ей пару банок и та, оценив эту грань таланта Марины признает хотя бы долю неправоты по отношению к ней.

И именно в намеченный день, рано утром в дверь позвонили. На пороге стоял сосед с застывшим цвета сахарной пудры лицом. Открывший дверь Дима замер знаком вопроса. Голосом, в котором было все: и боязнь шоковой реакции, и сопереживание, и испуг,  сосед  произнес:

-” Дим, я проходил мимо твоего гаража, двери распахнуты и  там нет машины. Похоже, ее украли, Дим. “
Внутренне и внешне замер, готовый ко всему. Но услышанное в ответ совсем лишило его дара речи. Изменившись в лице, металлическим голосом Дима спросил:
-“И варенье украли?”-
-“Жить будет” – констатировал сосед. Он действительно заметил, что в углу гаража сиротливо поблескивали  стеклянные банки. Видимо с вареньем.