Авторский вечер Ах, вы, годы мои! Часть 1

Владимир Тяптин
Конференц-зал Центральной муниципальной
библиотеки г. Ижевска.
5 февраля 2015 г.

Часть 1. 30 книг и 315 песен

У каждого – своя, особая судьба, 1
Своё, особое земное назначенье,
И счастлив тот, кто разгадал себя
И понял жизни смысл и цель её теченья.
Полвека я блуждал среди дорог земных
И думал – не смогу найти свою дорогу.
Но вот запел и мой, рождённый в сердце стих,
И я воздал хвалу родной земле и Богу.
И счастлив я, что он мне лиру в руки дал,
Земля родная – нежные напевы,
Чтоб я людей от зла оберегал,
Растил добра и радости посевы.
И если я смогу хотя б одной душе
Помочь осилить боль, найти дорогу к свету,
То и тогда я выполню уже
Своё предназначение поэта.

21 сентября 1996 г.
----------
   Этим стихотворением я завершил свою 6-ю книгу,
изданную в октябре 1997 года.

Время летит быстро. Вот уже и 75 лет, как живу я на планете Земля, и 24 года, как стал заниматься поэтическим творчеством. Думал вообще не отмечать эту дату, поскольку дело это весьма хлопотное: требует больших затрат энергии и денежных средств. Особенно, если проводить авторский вечер в большой аудитории – в театре или во дворце культуры. За 24 года поэтической деятельности я создал более четырёх тысяч произведений, издал 30 поэтических книг тиражом около 70-ти тысяч экземпляров, мои стихи вошли более, чем в 35 коллективных сборников, во многие литературные альманахи, 38 композиторов создали на мои стихи 315 песен, из них 16 прозвучали премьерами по Центральному Радио и Телевидению и на всероссийских мероприятиях. Всё это не так просто отразить и донести до собравшихся в ходе одной встречи.

За 24 года у меня было очень много авторских встреч, радио и телепередач, выступлений на различных концертах. Только в Москве за четыре приезда и проживание там в течение двух с половиной месяцев, с июля по декабрь 2002 года и в январе 2003-го года, состоялось 68 больших и малых авторских встреч и выступлений на концертах. 16 марта 1996 года совместно с композитором Виктором Шацким в Государственном театре оперы и балета Удмуртской Республики мы провели благотворительный авторский вечер «Вздымаются храмы в России» для сбора средств на возрождение разрушенного Свято-Михайловского собора в Ижевске, и там же 25 мая 2007 года, на заключительном этапе его строительства, совместно с композиторами Сергеем Русских, Надеждой Уткиной и солистами этого театра провели ещё один авторский благотворительный концерт. 6 февраля 1999 года в концертном зале республиканской государственной филармонии прошёл мой авторский вечер «Любовь моя – Россия!», на котором были исполнены 27 песен на мои стихи, приняли участие 6 композиторов, в том числе Народная артистка России, композитор Людмила Лядова (Москва), исполнившая одноимённое танго на мои стихи. 19 апреля 2001 года в этом же зале совместно с композитором Александром Бахтиным состоялся наш с ним авторский вечер «Люблю тебя, хорошая!» Инициатива наказуема, и подготовка всех этих вечеров целиком и полностью легла на мои плечи. Руководство театра и филармонии только предоставляли помещение за определённую плату. Деньги на оплату помещений тоже приходилось находить мне. Тогда у меня было больше сил и энергии. И снова взваливать на себя такую обузу мне не хотелось, хотя и само проведение этих мероприятий доставляло огромную радость.

Но мудрая моя супруга Римма сказала, что «в жизни только раз бывает восемнадцать лет», и юбилей надо обязательно отметить. И я решил провести его в конференц-зале Центральной городской библиотеки им. Н.А. Некрасова. Это довольно уютное помещение на 70 человек, на стенах которого были развешаны репродукции картин Рериха. Помещение мне понравилось. Составил список, включив в него министра культуры республики, представителей Администрации города Ижевска, видных деятелей науки, культуры, искусства, литературы, представителей общественных организаций города и республики, моих близких, друзей и знакомых. Набралось как раз 70 человек, которых я лично пригласил по телефону. Название юбилейной встрече дал «Ах, вы, годы мои!» по названию одноимённой песни на мои стихи, посвящённой моей супруге. Составил план проведения юбилея. Подобрал несколько сотен файлов для иллюстраций на световом экране стихов и песен.

Планировалось, что вначале выступит министр культуры В.М. Соловьев, затем председатель Совета ветеранов республики Г.Н. Крюков, главный редактор энциклопедии «Удмуртская Республика» профессор Удмуртского государственного университета В.В. Туганаев даст краткую оценку моей творческой деятельности, а бывший преподаватель Института иностранных языков и литературы УдГУ Ф.В. Дерюшева, вдова рецензента моих переводов сонетов Шекспира профессора этого института А.М. Акмарова, даст оценку моим переводам сонетов Шекспира. Затем я кратко изложу историю своей жизни и поэтического творчества, прочитаю с десяток своих произведений. Затем пять композиторов должны были исполнить с десяток песен на мои стихи, в том числе две премьеры. И после этого предполагались поздравления в мой адрес.

Но в связи с тем, что министр культуры, будучи в этот день в командировке в Сарапульском районе, задержался на час, а ряд композиторов и других лиц спешили на другие мероприятия, я вынужден был сломать запланированный план, дать слово вначале тем, кто не мог долго быть на моём мероприятии, а своё выступление заменил краткими реакциями на выступления моих гостей. И это оказалось лучше запланированного.
 
К трём часам дня пришли почти все приглашённые, и всё прошло очень ярко и эмоционально. На виду собравшихся был размещён стенд с моими книгами с ярким заголовком «Песня сердца – песня поэта», с моим портретом и краткой биографической справкой и рассказом о моём творчестве. Жена моя договорилась с замечательным фотомастером Лауреатом Государственной премии СССР Михаилом Егоровым (он получил эту премию в 28 лет за созданный в составе группы фотоальбом, посвящённый победам наших лыжников на зимней олимпиаде в Саппоро в 1972 году, где Галина Кулакова из Удмуртии завоевала 3 золотые медали) и бывшим телеоператором Удмуртского телевидения, чтобы они создали фотографии и видеофильм, с чем они прекрасно справились. Все выступления сопровождались специально подобранными мною файлами на большом экране.

Открыла встречу директор библиотеки Светлана Юрьевна Гусева. Перед этим я поблагодарил всех, кто пришёл меня поздравить. «Владимир Яковлевич, вы удивительный человек. Я не перестаю поражаться вашему таланту, энергии, жизнелюбию и вашей памяти, – сказала она. – В вашем лице мы имеем поэта, который создал массу ярких произведений, посвящённых Ижевску, Удмуртии, России и всей планете». При этом она показала рукой на стенд и на стол передо мной, на которых были размещены мои книги «На пруду Ижевском», «Город нашей любви», «Людям земли удмуртской», «Земле удмуртской», «Вздымаются храмы в России», «Верю в Россию», «Путешествие по Хабаровскому краю», «Путешествие по России», «Путешествие по планете Земля» и другие.

Я рассказал, что на мои стихи композиторы создали 107 песен, посвящённых Ижевску, предприятиям города и конкретным горожанам. В двухтомник, посвящённый Удмуртии, на 725-ти страницах вошли 501 произведение, из них 150 произведений именные, 150 экспромтов созданы на картины, скульптуры и архитектурные сооружения 15-ти художников, скульпторов и архитекторов республики. В книгу, посвящённую Хабаровскому краю, где я родился в 1940 году в городе Хабаровске, вошли 500 экспромтов на фото хабаровского фотомастера Виктора Алеветдинова. В книге «Путешествие по России» впервые в России опубликованы произведения одного автора, посвящённые каждому региону России. А в книге «Путешествие по планете Земля» впервые в истории человечества напечатаны поэтические произведения, посвящённые каждому государству мира и 47-ми зависимым территориям, имеющим собственное гражданство и постоянное коренное население.

 При этом я показал 52 конверта с письмами, полученными мною в августе 2014-го года от глав регионов и министров культуры в ответ на мои сообщения по Интернету о том, что 10 февраля 2014-го года я издал книгу «Путешествие по России», в которую вошли произведения, посвящённые их регионам, при этом я сообщил тексты и дал файлы с изображениями страниц, на которых они были напечатаны, а также файл с изображением этой книги. 15 августа я достал из почтового ящика сразу 14 писем из регионов России. Остальные письма пришли в мой адрес по электронной почте (в целом 166 писем по обычной почте и электронной – от глав и министров культуры всех регионов России). Так реализовались слова В.В. Туганаева, сказанные им 2-го января 2014 года по телефону, что в этом году обо мне заговорит вся Россия. Стихи, посвящённые Севастополю и Крыму, я поместил в раздел «Россия» в книге «Путешествие по планете Земля». Во многих письмах я получил благодарность от губернаторов и министров культуры регионов России. Особенно тёплые слова благодарности я получил из Брянской области, Ставропольского и Красноярского краёв. В Пятигорске на обороте титула альманаха «Истоки» было опубликовано моё стихотворение «Пророк. Лермонтову» с преамбулой: «Стихотворение Почётного гражданина города Ижевска Владимира Тяптина «Пророк. Лермонтову» печатается по рекомендации Министерства культуры Ставропольского края».

Затем я рассказал о том, что два года назад в этом зале прошла презентация моей поэтической книги «1812: Отечественная война». Тогда с 16-го по 26 марта мною были изучены и написана поэтическая эпопея, отразившая 17 лет войн с Наполеоном, начиная от сражений Суворова в Италии летом 1799 года и кончая прохождением через Париж 7 июня 1815 года 150-тысячной русской армии во главе с императором Александром I. Показал книгу, в которой на 200-х страницах смог отразить 207 войн, сражений и атак, 140 исторических личностей. Сообщил, что особое внимание в этой книге я уделил Бородинскому сражению и что само сражение описано мною на 21-й поэтической странице, при этом 8 поэм посвящены каждой атаке французов на Багратионовы флеши и 3 поэмы – каждой атаке на батарею Раевского. 23 апреля книга на мои средства была уже издана, а 25 апреля, в день работников библиотек, в этом же зале произошла её презентация. Тогда я подарил 20 книг всем муниципальным библиотекам города.

Выступивший тогда В.В. Туганаев назвал меня гениальным поэтом. Мой рецензент переводов сонетов Шекспира А.М. Акмаров опередил его на 12 лет, назвав в своей рецензии мои переводы "трудом, несущим мировую литературную славу Ижевску, Удмуртии и России». Его мнение тогда поддержала его супруга, в прошлом преподаватель кафедры стилистики и фонетики английского языка Института иностранных языков и литературы Удмуртского государственного университета Ф.В. Дерюшева. Ещё раньше сказали это Народный артист УР и Заслуженный артист РФ певец Н.М. Копысов и Заслуженный работник культуры УР композитор В.А. Шацкий. За последние годы к их мнению присоединились министр культуры УР В.М. Соловьёв, оформитель моих книг Лауреат государственной премии УР, Заслуженный художник РФ Ю.Н. Лобанов (автор Герба и Флага УР), бывший министр социальной защиты населения УР, к.э.н. А.Е. Матвеев, Почётный гражданин УР и города Ижевска, Народный артист УАССР и РФ художественный руководитель Государственного академического ордена Дружбы народов ансамбля песни и танца УР «Италмас» А.В. Мамонтов. Конечно, об этом на этой встрече я не говорил, но считаю уместным поблагодарить их за столь высокую оценку моего творчества, поскольку такие отзывы много стоят, и редкий поэт их удостаивается.

Затем я рассказал, что с присутствующим здесь композитором Виктором Шацким мы создали и подарили Франции к 65-й годовщине Победы диск CD с записью песни на мои стихи «Нормандия-Неман» (в исполнении автора музыки), за что получили благодарственное письмо от посла Франции в России г-на Жана де Глиниасти. 5 июля 2010 года, в 57-ю годовщину создания этого легендарного полка, эта песня с нашим интервью, прозвучала по радиостанции «Голос России» на 35 стран мира. Кстати, этот полк был создан по приказу Сталина уроженцем Удмуртии, начинавшим трудовую деятельность на заводе «Ижмаш», маршалом авиации Ф.Я. Фалалеевым. Вот текст этой песни:

Нормандия – Неман

Песня-память о боевом братстве авиаторов Франции
и СССР в годы Второй мировой войны

Всё дальше и дальше военные зори,
Но годы войны не упрячут века.
И в памяти так же рокочут моторы,
И яростно «Яки» идут на врага.

«Нормандия – Неман, Нормандия – Неман»,
Ты в песнях, как прежде, над миром паришь.
«Нормандия – Неман, Нормандия – Неман»,
Летим мы друг к другу в Москву и Париж.

Хотя отгремели те годы лихие,
Мы помним, как храбро сражались они –
Французские парни в просторах России,
Крылатому братству верны в наши дни.

«Нормандия – Неман, Нормандия – Неман»,
Ты в песнях, как прежде, над миром паришь.
«Нормандия – Неман, Нормандия – Неман»,
Под нами, ребята, Москва и Париж.

И два монумента, как символы братства 1
Пилотов двух стран – это вечность уже,
Хранят это главное наше богатство
Москва – Юго-Запад, Париж – Ле-Бурже.

21 апреля 2010 г.
----------
   1 В 2006 г. в аэропорту Ле-Бурже под Парижем, а в 2007 г.
в Юго-Западном районе Москвы были открыты
памятники-символы боевого братства авиаторов
Франции и СССР в годы Второй мировой войны.

   На фото Михаила Егорова: Директор Центральной библиотеки им. Н.А. Некрасова С.Ю. Гусева открывает авторскую встречу Владимира Тяптина.