Листая Салтыкова-Щедрина

Юрий Ривкус
       Старый  совок,  отваживаюсь  порой  побродить  по  кладбищу  Изящной  словесности, склоняя  седины  свои  пред  милыми  с  юности  Литературными  памятниками. Вот  присел  сейчас  под  сень  Гранитного  Утеса  русской  классики – Салтыкова-Щедрина. В  угасающей  памяти  всплывают  персонажи  его  горькой  сатиры, их  тщеты  и  деяния. 
        Все  это  давно  уже  должно  было  бы  покрыться  пеплом  «срока  давности»:  ведь  даже  со  времени  последнего  шедевра – «Пошехонской  старины» прошло  без  малого  125  лет!  За  это  время  Россия, как  никакая  другая  страна, успела  трижды  перекувыркнуться  через  голову, трижды  Последние  становились  Первыми, сменилось целых пять  поколений!
        Ан  нет!  Увы, опять  все  то  же. Разве  что  некоторые  наименования  изменились  сообразно  требованиям  злобы  дня.
        А  может, это  лишь  ветхость  моя  не  дает  разглядеть  Нового   Человека  и  его  благие  деяния  во  славу  Отечества?
        Пробегусь – ка  еще  разок  по  его  сказкам  и  хроникам, авось  удастся  утихомерить  мой  вечный  скепсис!
        Поскольку  все  щедринские  произведения  сами  по  себе  есть, по  сути, сплошной  афоризм, извлечь  из  них  еще  какие-то  особые  изречения -  занятие довольно  затруднительное. Посему  выбрал  то, что  попалась  на  глаза, так  сказать, «на  взлет».


                ЛИСТАЯ  САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
 
   Я  всегда  удивлялся, сколько  красноречия  нередко  заключает  в  себе  один  палец  истинного  администратора.
             Губернские  очерки, «Неприятное  посещение.               
…если  их  высокородие  и  припускают, так  сказать, к  своей  высокой  особе, то  это  еще  не  значит, чтобы  позволительно  было  утомлять  их  зрение  исполнением  обязанностей, до  дела  службы  не  относящихся.
                «Неприятное  посещение».
…безнаказанность  есть  синоним  невиновности.
                «Приятное  семейство».
…от  свиньи  родятся  не  бобрёнки, а  всё  поросёнки
                «Хрептюгин  и  его  семейство». 
… «скажите, однако  ж, на  милость, отчего  мужик, простейший  мужик, так  легко  претворяется  в  чиновника? Оттого  ли, что  чиновнику  веселее  жить  на  свете? Или  оттого, что  прежде  сотворён  был  чиновник, а  потом  уж человек, и  по  этой  причине  самый  инстинкт  или, лучше  сказать, естество  заставляет  человека  тяготеть  в  чиновника?»
                «Дорога».
…единообразие  в  действиях  по  вопросам  внутренней  политики  не  только  полезно, но  и  необходимо.
         Помпадуры  и  помпадурши. «От  автора».
…все  проявления, имеющие  либеральный  характер, как  бы  преданны  они  не  были, заключают  в  себе  одно  лишь  безобразие.
                «Прощаюсь, ангел  мой, с  тобою!».
…я  знал  одного  мудреца, который  даже  зажимал  нос, как  только  приходилось  поднимать  завесу  будущего…
                «Старый  кот  на  покое».
…что  может  быть  покладистее, уживчивее  и  готовнее  хорошего, доброго  взяточника? Ради  возможности  стянуть  лишнюю  копеечку он  готов  ужиться  с  любой  внутренней  политикой, уверовать  в  любого  бога. Сегодня, напялив  мундир, он  отправляется  в  собор  поклониться  Богу  Истинному, а  завтра, - только  прикажите! – в  том  же  мундире  выйдет  на  лобное  место  и  будет  кричать: распни! Распни  его!
                «Он».
     Из  всех  зол, которые  до  сих  пор  известны,  нет  зла  более  ужасного, как  заблуждающийся  помпадур, ибо  с  его  заблуждением  неизменно  связывается  заблуждение  целого  края.
                «Помпадур  борьбы, или  проказы  будущего».
     Не  только  страна, но  и  град  всякий, и  даже  всякая  малая  весь, - и  та  своих  доблестью  сияющих  и  от  начальства  поставленных   Ахиллов  имеет, и  не  иметь  не  может. Взгляни  на  первую  лужу – и  в  ней  найдешь  гада, который  иройством  своим  всех  прочих  гадов  превосходит  и  затмевает.
           История  одного  города.  «Обращение  к  читателю».
     Явились  даже  опасные  мечтатели, руководимые  не  столько  разумом, сколько  движениями  благодарного  сердца, они  утверждали, что  при  новом  градоначальнике  процветет  торговля, и  что, под  наблюдением  квартальных  надзирателей, возникнут  науки  и  искусства.
                «Органчик».
      Новому  правителю  уже  по  тому  одному  должно  быть  отдано  преимущество,  что  он  новый.
                «Органчик».
       Начальник  может  совершить  всякие  мероприятия, он  может  даже  ни  каких  мероприятий  не  совершать, но  ежели  он  не  будет  при  этом  калякать, то  имя  его  никогда  не  сделается  популярным.
                «Органчик».
…тайна  построения  градоначальнического  организма  наукой  достаточно  еще  не  обследована.
                «Органчик».
…ежели  человек начинает  издалека  заводить  речь  о  правде, то  это  значит, что  он  сам  не  вполне  уверен, точно  ли  его  за  эту  правду  не  посекут.
                «Голодный  город».
…любовь  народная  есть  сила, заключающая  в  себе  нечто  съедобное.
                «Фантастический  путешественник».
…в  том-то  собственно  и  заключается  замысловатость  человеческих  действий, чтобы  сегодня  одно  здание на «песце» строить, а  завтра, когда  оно  рухнет, зачинать новое  здание на  том  же «песце»  воздвигать.
                «Войны  за  просвещение».
     «Ежели  чувствуешь, что  закон  полагает  тебе  препятствие, то, сняв  оный  со  стола, положи  под  себя. И  тогда  все  сие, сделавшись  невидимым, много  тебя  в  действии  облегчит».
                «Войны  за  просвещение».
…если  мы  очистим  остов  истории  от  тех  лжей, которые  нанесены  на  него  временем  и  предвзятыми  взглядами, то  в  результате  всегда  получится  только  большая  или  меньшая  порция  «убиенных».
                «Войны  за  просвещение».
     Народ, доведенный  до  воздыхания, - какого  еще  идеала  можно  требовать!
                «Войны  за  просвещение».
…всякий  администратор  добивается, чтобы  к  нему  питали  доверие, а  какой  наилучший  способ  выразить  это  доверие, как не  беспрекословное  исполнение  того, чего  не  понимаешь?
                «Войны  за  просвещение».
…«просвещение»  полезно  только  тогда  когда  оно  имеет   характер  непросвещенный.
                «Войны  за  просвещение».
…цель  издания  законов  двоякая: одни  издаются  для  вящего  народов  и  стран  устроения, другие -  для  того, чтобы  законодатели  не  коснели  в  праздности.
                «Эпоха  увольнения  от  войн».
…ежели  человек, произведший  в  свою  пользу  отчуждение  в  сумму  в  несколько  миллионов  рублей, сделается  впоследствии  даже  меценатом  и  построит  мраморный  палаццо, в  котором  сосредоточит  все  чудеса  науки  и  искусства, то  его  все-таки  нельзя  назвать искусным  общественным  деятелем, а  следует  назвать  только  искусным  мошенником.
                «Поклонение  мамоне  и  покаяние».
     Науки  бывают  разные; одни  трактуют  об  удобрении  полей, о  построении  жилищ  человеческих  и  скотских, о  воинской  доблести  и  непреоборимой  твердости – сии  суть  полезные; другие, напротив, трактуют  о  вредном  франкмасонском  и  якобинском  вольномыслии, о  некоторых, якобы  природных  человеку, понятиях  и  правах, причем  касаются  даже  строения  мира – сии  суть  вредные.
                «Оправдательные  документы».
    


     Человек, видевший  в  шкафу  свод  законов, считает  себя  юристом;  человек, изучивший  форму  кредитных  билетов, называет  себя  финансистом; человек, усмотревший  нагую  женщину, изъявляет  желание  быть  акушером. Все  эти  люди, не  обремененные  знаниями, которые  в  «свежести»  почерпнут  решимость  для  исполнения  каких  угодно  приказаний, а  в  практике  отыщут  и  средства  для  их  осуществления.
                Господа  Ташкентцы.      Введение.
      Цивилизующее  значение  России  в  истории  развития  человечества  всеми  учебниками  статистики  поставлено  на  таком  незыблемом  основании, что  самое  щекотливое  самолюбие  должно  успокоиться  и  сказать  себе, что  далее  этого  идти  невозможно.
                Ташкентцы – цивилизаторы.   
      Поступит  в  «заведение»  партикулярный  ребенок, сейчас  начнут  его  со  всех  сторон  обшлифовывать  и  обгосударствливавать , - глядишь, через  шесть-семь  лет  уж  выходит  настоящий, заправский  государственный  младенец.
                «Параллель  третья».
      Дальше  рубля  взор  ничего  не  видит. Ни  общего  смысла  жизни, ни  смысла  общечеловеческих  поступков, ни  прошлого, ни  настоящего, ни  будущего. Все  сосредоточилось, замкнулось, заклепалось  в  одном  слове: жрать!
                «Параллель  третья».          
...как  ни  малоплодотворно  занятие, формулируемое  выражением  «гнуть  в  бараний  рог», но  при  отсутствии  других  занятий,  при  отчаянной  однообразии  общего  тона  жизни, и  оно  освежает.
            Дневник  провинциала  в  Петербурге.  III.
…чем  малограмотнее  человек, тем  упорнее  он  в  своих  начинаниях  и, однажды  задумав  какой-нибудь  подвиг, рано  или  поздно  добьется-таки  своего.   
                III.
    Вращаясь  между  людьми  всякого  звания, я  всегда  примечал, что  лишь  те  из  них  вполне  благополучны, кои  держат  себя  в  довольном  от  наук  расстоянии.
                III.
…только  те  науки  распространяют  свет, кои  способствуют  выполнению  начальственных  предписаний.
                III.
   Мы  грабим -  не  стыдясь, а  ежели  что-нибудь  и  огорчает  нас  в  подобных   финансовых  операциях, то  это  только  неудача.  Удалась  операция – исполать  тебе, добру  молодцу!  Не  удалась  -  разиня!   
                III. 
…в  Китае  и  оспопрививание  и  порох  были  известны  гораздо  ранее, нежели  в  Европе, но  только  они  прививали  оспу  совсем  не  туда, куда  следует.
                IX.
    Умея  только  распоряжаться  и  не  умея  «делать», мы  оказываемся  совершенно  бессильными  относительно  созидания  новых  ценностей, и  какие  предприятия  мы  ни  затевали   в  этом  смысле -  всегда  и  везде, за  очень  малыми  исключениями, оказывается…«кавардак».  Но  этого  мало: мы  не  умеем  обращаться  с  теми  ценностями, которые  дошли  до  наших  рук  независимо  от  наших  усилий…
                XI.
    …совершенно  особенная  и  притом  не  вполне  безопасная  человеческая  разновидность, именуемая  русским  писателем.
                XI.

     Литературное  ремесло  имеет  свойство  до  того  оболванивать  человека, что  он  везде, кроме  литературы, представляет  только  лишний  рот.
                Похороны.
   …ах, этот  рубль! сколько  публицистических  усилий, сколько  полемики  потрачено, чтобы  он  настоящим  рублем  смотрелся,  а  он 
все  на  полтинник  смахивает!
                Похороны.
   …возможны  случаи когда, несмотря  на  обширность  круга  знакомых  и  их  радушие, самый  изворотливый  прихлебатель  может  найтись  в  необходимости  от  времени  до  времени  отобедать  за  свой  собственный  счет.
  Старческое  горе, или  непредвиденные  последствия  заблуждений  ума.
      
   
 Умственное  пустодумство  удивительно  как  утомляет.
                Дворянская  хандра.
     Ежели  у  человека, с  младенческих  пеленок, единственный  способ  передвижения  состоит  в  том, что  его  перетаскивают  с  места  на  место  за  волосы, то, конечно, он  будет  ощущать  при  этом  физическую  боль, но  все-таки  вряд  ли  поймет, что  этот  способ  передвижения  ненормальный.
                Дворянская  хандра.
      Это  как-то  не  в  натуре  русского  человека – прожить  век, никого  не  обидевши. Предполагается,  что  ежели  ты  никого  не  обижаешь, то  это  значит, что  ты  - слабосильная, ничего  не  значащая  дрянь,  которую  всякий  может  обидеть.
                Больное  место.               
     Мы  переживаем  время, которое, несомненно, представляет  самое  полное  существование  ликующего  хищничества.
                Из «Отголосков», Чужой  толк.
    



        Бессовестность, заручившись  союзом  с  невежеством  и  глупостью, выбросила  на  поверхность  целую  массу  людей, которые  до  того  упростили  свои  отношения  к  вещам  и  лицам, что, не  стесняясь, возводят  насилие  на  степень  единственного  жизненного  регулятора.
                Чужой  толк.                .
      Прежде, в  среде  самых  отпетых  людей, можно  было  изредка  расслышать  слова, вроде:  великодушие, совесть, долг;  нынче  эти  слова   окончательно  вычеркнуты  из  лексикона  торжествующих  людей.
                Чужой  толк.                .
      Какая-то  щемящая  унылость, сопровождаемая  отсутствием  естественности  и  искренности,  слышится  мне  в  базарном  гвалте,  и  во  всех  бряцаниях, составляющих  внешнюю  обстановку  современной  хищнической  свалки.
                Чужой  толк.               
       Нужно, чтоб  возможно  большее  количество  людей  почувствовало  стыд. Нужно,  чтоб  люди  стыдились  не  только  поражений, но  и  побед  и  одолений, не  только  неудач, но  и  удач.
                Чужой  толк.               
       В  нашей  служебной  иерархии и  малая  птица  значение  имеет, потому  что она  на  себе  образ  и  подобие  больших  птиц  отражает.
                Чужой  толк.               
       О,  если  бы  все  подчиненные   умели  понимать  и  ценить   сердца  своих  начальников!
                Благонамеренные  речи.  «Переписка». 
   …на  дело-то  нынешнее  посмотришь, так  словно  бы  оно  на  мошенничество  похоже  стало.  Прежде  совсем   делов  не  было, а  нынче  уж  слишком  их  много, а  настоящего, постоянного  дела  все-таки  нету  -  все  с  наскоку. Перервал  горло, утащил, надул -  и  убёг. Вот  нынешнее  дело.
                «Опять  в  дороге».
…даже  самое  глубокое  разномыслие   не  может  людям  препятствовать  делать  одно  и  то  же  дело, если  это  требует  начальство.   
                «В  дружеском  кругу».
…бывают  такие  эпохи, когда  начальство  вдруг  сплошь  проникается  набожностью, как  бывают  и  такие, когда  начальство  сплошь  проникается  скептицизмом.
                «В  дружеском  кругу». 
      Ежели  мы, русские, вообще  имеем  довольно  смутное  понятие  об  идеалах, лежащих  в  основе  нашей  жизни, то  особенною  безалаберностью  отличается  наше  отношение  к  одному  из  них, и  самому  главному -  к  государству…Одни  смешивают  его  с  отечеством, другие  -  с  законом, третьи  -  с  казною, четвертые – громадное  большинство – с  начальством.
…А  если, сверх  того, предложить  еще  вопрос: какую  роль  играет  государство  в  смысле  развития  и  преуспевания  индивидуального  человеческого  существования? -  то  ответом  на  это, просто-напросто, является  растерянный  вид, сопровождаемый  несмысленным  бормотанием.               
                «В  погоню  за  идеалами».
…характеристическою  чертою  настоящего  времени  является  не  столько  знание  интересов  и  нужд  государства  и  бескорыстное  служение  ему, сколько  самоуверенная  и  хлесткая  болтовня, сопровождаемая  знанием, где  раки  зимуют, и  надеждою  на  повышение.
                «В  погоне  за  идеалами». 
            Подлость  имеет  громадную  силу; она  всегда  застает  свежего  человека  врасплох, и, в  то  время, как  он  удивляется  и  осматривается, она  быстро окутывает  его  и  забирает  в  свои  тиски.
                Господа Головлевы.  Племяннушка.               
     Всякому, вероятно, случалось, проходя  мимо  клоаки, не  только  зажимать  нос, но  и  стараться  не  дышать; точно  такое   же  насилие  должен  делать  над  собой  человек, когда  вступает  в  область, насыщенную  праздномыслием  и  пошлостью.
                Племяннушка.
…не  раздражайте! Не  раздражайте  господ  кабатчиков, ибо  в  настоящее  время на  них  покоятся  все  наши  упования.
                Убежище  Монрепо. Тревоги  и  радости  Монрепо.
    Ничто  так  не  возвышает  дух  обывателей, как  вид  гордящихся  друг  другом  начальников.
                Тревоги  и  радости  Монрепо.
     Невинный  человек  отвечает  немедленно, не  ожидая  подзатыльника; отвечает  быстро, порывисто, отчетливо, твердо, звонко. Напротив  того, человек, за  которым  водятся  грешки, даже  и  по  получении  подзатыльника, путается, отвечает  уклончиво, неохотно, а  иногда  прямо  с  дерзостью  говорит:  не  твое  дело!
                Тревоги  и  радости  Монрепо.
     В  последние пятнадцать-двадцать  лет, вместе  с  успехами  наук  и  развитием  форм  общежития  у  нас  появился  особенный  класс  злонамеренных  людей, известных  под  именем  газетчиков  и  сочинителей.
                Тревоги  и  радости  Монрепо.
      Еще  Владимир  Великий  сказал: «Веселие  Руси  пити  и  ясти» -  и  в  этих  немногих  словах  до  такой  степени  верно  очертил  русскую  подоплеку, что  даже  и  доныне  русский  человек  ни  на  чем  с  таким  удовольствием  не  останавливает  свою  мысль, как  на  еде.
                Монрепо-усыпальница.               
…мир  мечтаний  так  велик  и  допускает  такое  бесконечное  разнообразие  сочетаний, что  нет  такой  навозной  кучи, которая  не  представляла  бы  повода  для  интереснейших  сопоставлений.
                Монрепо-усыпальница.               
…только  народы  веселые  и  хороводолюбивые  к  объегориванию  ласковы;  народы  же  угрюмые, узаконениями  непосильно  изнуряемые, даже  для  самых  изобретательных кровопивцев  дают  мало  пищи.
                Предостережение.               
    Я  говорил  себе:  отечество – святыня! Об  этом  во  всех  стихотворениях  упоминается. Но  ежели  мое  личное  процветание  не  поставлено  в  прямую  зависимость  от  процветания  отечества, то  пускай  оно  остается  святыней, а  я  буду  процветать  особо.
                Предостережение.
       Надо  сказать  правду, в  России  в  наше  время  очень  редко  можно  встретить  довольного  человека (конечно, я  разумею  исключительно  культурный  класс, так  как  некультурным людям  нет  времени  быть  недовольными). Кого  ни  послушаешь, все  на  что-то  негодуют, жалуются, вопиют. Одни  говорят, что  слишком  мало  свобод  дают, другой,, что слишком  много; один  ропщет  на  то, что  власть  бездействует, другой – на  то, что  власть  чересчур  достаточно  действует; одни  находят, что  глупость  нас  одолела, другие – что  слишком  мы  умны  стали; третьи, наконец, участвуют  во  всех  пакостях  и, хохоча, приговаривают: ну  где  такое  безобразие  видано?! Даже  расхитители  казенного  имущества – и  те  недовольны, что  скоро  нечего  расхищать  будет. 
                За  рубежом.  Глава I.               
…сколько  еще  встречается  на  свете  людей, которые  вполне  искренне  убеждены, что   с  жиру  человек  может  только  беситься  и  что  поэтому  самая  мудрая  внутренняя  политика  заключается  в  том, чтобы  держать    людской  род  в  состоянии  более  или  менее  пришибленном!
                За  рубежом.   Глава II. 
     Что  делать! Такие уж  у  нас, русских, глаза  завистливые, что  не  можем  мы  в  чужом  глазу  сучка  видеть, чтоб  себе  того  же  не  пожелать!
                За  рубежом.    Глава IV. .
…никто  не  выделяет  такую  массу  естественных  зловоний, как  благополучный  человек.
                За  рубежом. Глава IV.   
…ничто  так  не  веселит, как  вид  человека, приведенному  к  общему  знаменателю.
                Письма  к  тетеньке.  Письмо  второе.               
     В былое  время  только  один  хлев  на  всю  литературу  полагался, а  ныне  их  считают  десятками.  И  везде  раздается  победоносное  хрюканье, везде  кого-нибудь  чавкают.
                Письмо  третье..
…как  это  мы  так  живем! И  земли  у  нас  довольно, и  леса  у  нас, а  в  лесах  звери, и  воды, а  в  водах  рыбы – и  все-таки  нам  нечего  есть!
                Письмо  пятое..
   

      «Никогда  лгать  не  надо, за  исключением лишь  того  случая, когда  необходимо  уверить, что  говоришь  правду. Но  и  тогда  лучше  выразиться  надвое»
                Письмо  одиннадцатое.
     По  наружности  кажется, что  никогда  не  бывало  в  литературе  такого  оживления, как  в  последние  годы; но, в  сущности, это  только  шум  и  гвалт  взбудораженной  улицы , это  нестройный  хор  обострившихся  вожделений, к  котором  главная  нота, по  какому-то  горькому  фатализму, принадлежит  подозрительности, сыску  и  бесшабашному  озлоблению.
                Письмо  одиннадцатое.
     Не  одно  благородное  мышление в  умалении – самая  способность  толково  и  правильно  выражаться (синтаксис, грамматика, правописание) – и  та  мало-помалу  исчезает, так  что  в  скором  времени  нам, видимо, угрожает  всеобщее  косноязычие.
                Письмо  тринадцатое.
      Как  тридцать  лет  тому  назад  мы  чувствовали, что  под  нашим  существованием  витает  нечто  случайное, мешавшее  правильному  течению  жизни, так  и  теперь  чувствуем, что  в  той  же  силе  и  то  же  случайное продолжает  витать  над  нами.
                Письмо  четырнадцатое.
…бывают  такие  физиономии, которые -  как  ни  умывай, ни  холь  а  все  кажется, что  настоящее  их место  не  тут, где  вы  их  видите, а  в  доме  терпимости.
                Современная  идиллия. III.               
…есть  подлости, согласные  с  обстоятельствами  дела, и  есть  подлости, которые, кроме  подлости, ничего  в  результате  не  дают. Сделать  подлость  с  тем, чтобы  с  помощью  ее  превознестись – полезно; но  сделать  подлость  для  того, чтобы  прослыть  только  подлецом – просто  обидно.
                Современная  идиллия.  XIII.   

     Во  всяком  благоустроенном  обществе  по  штатам  полагаются:  воры, неисправные  арендаторы, доносчики, издатели  «Помой», прелюбодеи, кровосмесители, лицемеры, клеветники, грабители. А  прочее  всё – утопия.
                Современная  идиллия.   XXIV.
     Злодейства  крупные  и  серьезные  нередко  именуются  блестящими  и, в  качестве  таковых, заносятся на  скрижали  Истории. Злодейства  же  малые  и  шуточные  именуются  срамными, и  не  только  Историю  в  заблуждение  не  вводят, но  и  от  современников  не  получают  похвал.
           Сказки.     Медведь  на  воеводстве.
…читатель  читает  и  думает, что  газетчик  ему  глаза  открывает. «Такая, говорит» уж  у  нас  свобода книгопечатания: куда  ни  взгляни -  везде  либо  дифтерит, либо  пожар, либо  неурожай»…
                Обманщик-газетчик  и  легковерный  читатель.
…если  бы  всех  самородков, в  недрах  земли  русской  скрывающихся, откопать, то вышла  бы  такая  каша, которую  врагам  России  и  вовек  бы  не  расхлебать.
                Игрушечного  дела  людишки..
   Нынче  и  человек, ежели  который  с  отличной  стороны  себя  зарекомендовать  хочет, -  и  тот  по-пёсьему  лаять  обязывается!
                Верный  Трезор.
…ежели  ты  баран, так  и  оставайся  бараном  без  дальних  затей. И  хозяину  будет  хорошо, и  тебе  хорошо, и  государству  приятно.
                Баран  непомнящий.
    Нет  опаснее  человека, которому  чуждо  человеческое, который  равнодушен  к  судьбам  родной  страны, к  судьбам  ближнего, ко  всему, кроме  судеб  пущенного  им  в  оборот  алтына.
           Мелочи  жизни.  Введение,  IV
     И  мироед  не  чужд  природы.
           На  лоне  природы  и  сельскохозяйственных   ухищрений. 4. Мироеды.