К физике здравого смысла

Павел Каравдин
К ФИЗИКЕ  ЗДРАВОГО  СМЫСЛА

Научная система, возглавляемая РАН, в полном соответствии с законом сохранения (инерции) всеми способами удерживается от развития (изменения). Например, публикуется только, то, что «соответствует» современному научному уровню, и  только авторы своего клана.  В Израиле  С.Хмельник издает «Доклады независимых авторов», в которых за свой счет можно  опубликовать любую точку зрения. Вот, например, в  ДНА №29 (8.08.2014) есть статья «К электродинамике здравого смысла», в которой утверждается: «Современная электродинамика изобилует «парадоксами» и утверждениями, противоречащими не только здравому смыслу, но и другим теориям и закономерностям»

Автор статьи Канн К.Б., доктор технических наук, профессор физики. Действительный член Нью-Йоркской АН. Я попытаюсь изложить суть его статьи для обычных читателей без математических выкладок.

Началом электродинамики можно считать открытие М.Фарадеем (1831 г.) явления электромагнитной индукции (ЭМИ). Фарадей установил, что при изменении магнитного потока, пронизывающего замкнутый проводящий контур, в нем протекает электрический ток.
Переход от экспериментальной зависимости Фарадея (;q=;Ф/R  [1] ) к формулировке Максвелла (;= - dФ/dt  [3]) был простым (тождественным) математическим преобразованием и кажется логически обоснованным. Но именно эта подмена стала первым шагом науки об электричестве на тропинку, которая к настоящему времени завела эту важнейшую область человеческого знания в тупик.
Так электродинамика из науки о взаимодействии электрических зарядов превратилась в науку о взаимодействии полей, а теория Максвелла – в «теорию электромагнитного поля». За полтора столетия развития электродинамики зависимость Фарадея была практически забыта, а «Законом Фарадея» сегодня повсеместно называют его «Максвелловскую» формулировку.

Понятие электрического (а затем и магнитного) поля ввели Фарадей и Максвелл, чтобы исключить дальнодействие в электродинамике. Поля оказались удобной математической моделью для расчетов электрических и магнитных взаимодействий. Авторы считали их реальными физическими объектами, как-то отражающими деформацию мирового эфира. С появлением Специальной теории относительности понятие "мировой эфир" было исключено из научного обихода. Его заменили "электромагнитным полем", которое наделили массой, энергией, импульсом и прочими атрибутами реальных (материальных) объектов. Это было логическим  развитием идеи  "взаимодействия полей", но стало вторым серьезным отступлением от здравого смысла в электродинамике.

Практическая электротехника уже многие десятилетия развивается   самостоятельно    без какой-либо реальной теоретической поддержки. Огромные успехи электроэнергетики, электроники, радиосвязи, кибернетики, телевидения и пр. получены не благодаря, а скорее - вопреки представлениям современной теоретической электродинамики.

Венцом "теории взаимодействия полей" является предсказание и дальнейшее экспериментальное подтверждение (Г. Герц, 1888г.) существования электромагнитного излучения — электромагнитных волн (ЭМВ). В этом открытии проявилась вся гениальность и физическая интуиция Дж. Максвелла. Но — с другой стороны — в этом заключительном аккорде "теории полей" сконцентрировались все "парадоксы" и рецидивы отклонений от здравого смысла, допущенные Максвеллом и его последователями — Г. Герцем, О.Хэвисайдом, А. Эйнштейном и др. ЭМВ — по существующим сегодня представлениям — не способны перемещаться в вакууме.
Электродинамика — наука новая и молодая. Так получилось, что буквально с первых шагов развития электродинамики энтузиасты -исследователи увлеклись "безумными" идеями, отступив от фундаментального методологического правила — так называемого "принципа бритвы Оккама", высказанного философом Уильямом Оккамом еще в XIV веке: "Не нужно множить сущности без необходимости". В современной транскрипции этот принцип гласит, что "самое простое объяснение, скорее всего, и есть правильное". В процессе аппроксимации новых научных понятий были допущены грубейшие отклонения от интуитивных представлений ("здравого смысла"). За два века неадекватного развития электродинамики в теории накопилось много сомнительных и просто ошибочных положений и неразрешимых "парадоксов".

Теперь моя точка зрения на проблемы не только электродинамики, но и всей теоретической физики.  Вот что писал профессор М.В.Мостепаненко: «В истории физики имели место три наиболее широкие идеальные модели материи: корпускулярная, в которой главенствовали идеи механического атомизма; континуальная, в которой материя понималась как бесконечное абсолютно непрерывное физическое поле; современная квантово-полевая, в которой свойства непрерывности и прерывности диалектически взаимосвязаны» (Философские науки. №3-1985 г. стр.74).

Знает профессор историю физики, но знать историю, оказывается мало, нужно еще уметь логически мыслить, понимать, что противоположности не совмещаются.

Верно, что сначала атомисты Левкипп и Демокрит опирались на идею «механического атомизма», на прерывную материю в виде атомов в пустоте.

Потом Аристотель, опираясь на ложную неподвижность Земного шара, пришел к ошибочному выводу, что материя (эфир) - «бесконечное абсолютно непрерывное физическое поле, которая или который  удерживает Земной шар в центре Вселенной. Волнами эфира (непрерывной материи) Гюйгенс стал объяснять оптические явления.
Коперник и Галилей поставили под сомнение теорию Аристотеля. Земля движется, и природа не боится пустоты. А Ньютон добил его теорию,  поняв, что правы атомисты, а не Аристотель. Но если материя прерывна, то волновая теория невозможна и свет может быть только потоком каких-то частиц (корпускул).

 Но в 1818 году Парижская АН вопреки логике признала, что материя двойственна, что она и прерывна и непрерывна. С того момента началось безумие современной теоретической физики, кризис двойственной физики, приведший ее к множеству безумных теорий, в том числе и в электродинамике.

Нужно понять, что двойственность материи и света не «твердо установленный факт», а ошибочное признание экспериментов Юнга и Френеля за доказательство непрерывности материи при одновременном признании правоты Ньютона о прерывности материи.
Рассматриваемая  статья заканчивается словами:  Максвелловская "Теория электромагнитного поля" последователями и "доброжелателями" Дж. Максвелла была канонизирована и возведена в догму. Ситуация усугубляется тем, что ретрограды и чиновники от науки сегодня берегут девственность этой теории с не меньшим усердием, чем инквизиция в свое время берегла догматы религиозные. Любая новая мысль упирается в глухую стену, на которой начертано: "Система уравнений Максвелла". Эта стена стоит на пути теоретической электродинамики уже много десятилетий...».

Эта глухая стена стоит на пути не только электродинамики, но и всей теоретической физики. Отказ от двойственности позволяет просто решить многие проблемы, включая и проблему всемирного тяготения.