Пономарь

Виктория Белькова
       Впервые я увидела его в храме за богослужением.  Это потом храм стал для меня родным и прихожане, как одна семья, а тогда все было в первый раз.  «Какой странный пономарь, –  подумала я, – на католика похож».


       Валерий действительно похож чем-то на католических служителей культа – всегда гладко выбритый, со строгим аристократическим лицом,  прямой и подтянутый. Даже своей прической с укороченной челкой он похож на католических монахов средневековья.


       Бабушки прихожанки охотно рассказывали мне, новому человеку, о своем приходе.  Однажды прозвучало:

– А это наш Валерий-алтарник.  Он с того света вернулся.

– ?!!

– Да-да! Должен был умереть, а выжил.  Врач, когда отказался от него, сказал, что он долго не протянет.  Врача того уж сколько лет нет в живых, а Валера живет! Как-то мы в Радоницу на кладбище поминали своих, вдруг кто-то говорит:

– Бабоньки, посмотрите, не Валера ли идет?

– Валера! Не может быть! Говорили, что он при смерти. Господи, чудо-то какое! Слава Богу!

– Я когда его на клиросе в храме увидела – заплакала:  кем он был и кем стал!


     Ревностная его вера видна всем. За трапезой, которую в храме называют трапезой любви, Валера сидит по правую руку от батюшки. За прямолинейность мыслей и слов батюшка называет воскресшего пономаря «мой обличитель».  Каждый из нас, хоть раз в жизни бывал в ситуации, когда тебя вдруг начинают обличать.  Но не каждый, помня о полезности этой процедуры для души, готов воспринимать это публично. Поэтому я с уважением смотрю на батюшку, который вздыхая, повторяет иногда:

– Ох, Валера, обличитель ты мой, чтобы я без тебя делал?

       Чувствуя внутреннюю строгость Валерия, рядом с ним ощущаешь  себя подростком-школьником. Похоже, подобное испытываю не только я одна. Как-то во время трапезы Валера, не повышая голоса, сказал перепачкавшемуся мальчишке-алтарнику:

– Вытри рот.

Через несколько мгновений все дружно рассмеялись.  Оказалось, что эти слова отнесли к себе и вытерли рот не только батюшка с матушкой, но и добрая половина присутствующих за столом.

 
       Без всякого панибратства он обращается «на ты» к любому человеку, будь то хоть батюшка, хоть благочинный.   Не сомневаюсь, что и к митрополиту или патриарху он обратился бы также по-свойски, ничтоже сумняшеся.  И это вовсе не высокомерие, просто Валерий на деле претворяет слова, услышанные мною от одного священника: «Если мы к Богу «на ты» обращаемся, то кто из нас выше Бога, чтобы называться «на вы»?»

 
       Проходя по храму по своим делам, Валера старается незаметно сунуть мне в ладошку кусочки антидора, бережно завернутые в салфетку. Как-то в разговоре он поведал мне свою историю прихода к вере.  Путь к храму у каждого человека свой, и такие истории бывают очень интересны и поучительны.


      – Раньше я в Бога не верил.  И жил непутево.  С молодости вращался среди блатных, с годами и сам стал «авторитетом» местного значения.  Ни о чем особо не задумывался, жил по понятиям. Всю жизнь прожил без семьи.


       Потом заболел, да сильно так заболел.  Водянка у меня образовалась – по двадцать и более литров жидкости из организма откачивали почти каждый день.  Тело у меня раздулось, сам уже  ходить не мог, на коляске передвигался.  Врачи, конечно, делали все, что могли, несколько операций провели, но, в конце концов, расписались в своем безсилии  и отправили меня домой умирать.  Родственникам сказали готовиться к самому худшему.  А у меня из родственников одна сестра. Вот она мне к похоронам уже костюм купила и ткань для обивки гроба.

 
        А однажды сестра пришла меня навестить и принесла водичку в маленькой бутылочке. Вода была крещенская.  Сестра уже тогда в храм ходила. Надо сказать, что врачи мне строго-настрого запретили пить много воды.  А мне так хотелось пить.  И я подумал:  «А-а, все равно помирать!»  Лекарства пить перестал.  Возьму банку с водой, добавлю в нее из бутылочки святой воды – и в холодильник. Потом пью. Потом батюшка приходил, исповедал, причастил, к смерти меня готовил.  А я поправился. Вот скажи, не чудо разве?  Выздоровел, в храм пришел.  Кем тут только не был – и звонарем, и сторожем, а потом меня батюшка в алтарь позвал.


        После этого разговора уже не виделся мне в Валерии католический монах.  Самый что ни на есть наш, православный.


           Почти два года спустя после того нашего памятного разговора, раб Божий Валерий отошел ко Господу в канун празднования Иконы Божией Матери «Взыскание погибших».  А похоронен в сам праздник, который совпал с Вселенской родительской (мясопустной) субботой.  Девять дней со дня преставления пришлись на канун Прощеного воскресения.

            Последние месяцы Валера храм не посещал из-за обострившегося диабета.  А тут пришел в конце праздничной службы, кажется на "Введение во храм Пресвятой Богородицы".  Это была последняя наша встреча. Во время взаимного приветствия, я в каком-то непонятном для меня самой порыве, приобняла его и поцеловала в щеку. Валера очень обрадовался, расстрогался и... прослезился.

            Хочется верить, что взыскал Господь душу раба Своего Валерия не на погибель, что простились ему грехи его по молитвам Божией Матери, в чью честь освящен храм «Благовещения Пресвятой Богородицы», под сводами которого в последние годы жизни нес свое послушание пономарь Валерий.