Факел непопалимый 6

Виталий Голышев
Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/03/19/150




       Итак, дед Флегонт поступил в Реальное училище А.С.Черняева. Кто такой А.С.Черняев и что представляло собой само Училище?


       ЧЕРНЯЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1873-1916). Родился в крестьянской семье в деревне Петрино, Грязовецкого уезда, Вологодской губернии. Окончил Санкт-Петербургский университет (учился вольнослушателем на двух факультетах - физико-математическом и археологическом). Учёный-педагог, основатель общеобразовательных курсов для взрослых при Петербургском университете (с 1901 г.). Автор научных статей по педагогике.
 

                ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.


                (Из рукописи В.И. Будько "Павел Яновский". 2011.)

       «…С большой долей вероятия можно утверждать, что Павел Яновский мог общаться с учителем Кологривской школы, широко известным в округе, а затем в столице, – Александром Сергеевичем Черняевым, который был старше П.Я. Яновского на 5 лет. Назначенный учитель этот происходил из крестьян Вологодчины. В свое время в С.-Петербурге на него обратил внимание «директор одной из столичных гимназий. Он поддержал пытливого юношу, стал руководить его чтением, помог ему ускорить прохождение гимназического курса.

       Весной 1890 года Александра Сергеевича назначили учителем в сельскую школу… Позже Черняев сдал экзамен на звание учителя церковно-приходской школы и «получил должность» в селе Кологриво Гдовского уезда (ныне Сланцевский район Ленинградской области)-(1).

       …Будучи педагогом от бога, он внедрил в школе новые методы обучения и трудового воспитания. Им была открыта общественная библиотека, которая пользовалась популярностью у крестьян. А.С. Черняев в молодости составил сборник стихов, а с годами писал «Записки». В 1900 г., поняв, что в рамках села воплотить большие просветительские проекты нереально, он покидает Кологриво, оставив по себе память на многие-многие годы – «…распрощавшись с учителями и крестьянами, оставив крепкий коллектив и налаженное пришкольное хозяйство, Александр Сергеевич уехал в Петербург и поступил вольнослушателем на физико-математический факультет университета. Одновременно он стал студентом Археологического института. В ту пору он и основал общеобразовательные курсы, снискавшие добрую славу (2). К 1908 году здесь насчитывалось восемьсот слушателей. Создатель курсов уже окончил к тому времени университет и Археологический институт».
 
       «Идея курсов оказалась привлекательной, и меня поддержали своим сотрудничеством лучшие преподаватели и ученые», – напишет позже А.С. Черняев. Многие из них бесплатно читали лекции и вели занятия. И популярность этого учебного заведения нового типа все время росла. Со всех концов страны ехала сюда молодежь. Среди курсантов были П.И. Баранов – после Октября начальник Главного управления авиационной промышленности страны, И.А. Акулов – будущий секретарь ЦИК СССР, и другие»…

       …Курсы А.С. Черняева были популярны в столице и далеко за ее пределами. Они просуществовали 16 лет, пока новые реформаторы не прикрыли начинания известного гуманиста. Идеи просветительства были далеки от русофобских идей зомбирования. В стране разразилась религиозно-гражданская война, разруха и голод. – Геноцид в стране стал тотальным и принял неслыханные масштабы. Талантливый организатор-педагог умер перед самой революцией. Он не увидел крушения своего детища».

                ПРИМЕЧАНИЕ:

       (1).  А.С. Черняев – поэт, автор сборника стихов «Родные картины», изданного в 1901 г. По содержанию, стилю, языку стихи близки к произведениям Кольцова и Никитина Они посвящены описанию родной природы и крестьянского труда. В них широко использованы образы русских былин и сказок, навеянные рассказами земляков поэта.
http://www.cultinfo.ru/griazovec/gryaz-people/index.html

       (2).Черняевские курсы представляли собой частное среднее учебное заведение, соединявшее особенности классической и реальной школы. А.С. Черняев стремился к строго научной постановке дела. К преподаванию на курсах привлекались профессора петербургских вузов, их лекции не очень сильно отличались от лекций для студентов 1 и 2 курсов университета.

       Содержание и методика преподавания на Черняевских курсах были приближены к университетским, слушатели ориентировались на поступление в вузы. По словам П.А. Сорокина, слушателя курсов, впоследствии – социолога с мировым именем, профессора, организатора и первого декана факультета социологии Гарвардского университета, президента Американской социологической ассоциации, Черняевские курсы были «одной из лучших школ такого типа».
Численность слушателей курсов увеличилась с 8 в 1902\03 до 800 в 1907\08 учебном году, накануне поступления туда Н.Д. Кондратьева. В 1908г. в возрасте 16 лет Н.Д Кондратьев был зачислен на Санкт- Петербургские общеобразовательные курсы А.С. Черняева, где учился 3 года.

       На курсах Черняева читали лекции такие известные ученые, как В.М. Бехтерев, С.А. Венгеров, Н.Е. Венгеров, Н.Е. Введенский, И.Ф. Федосеев и др. Высоко оценивая поистине подвижническую педагогическую деятельность А.С. Черняева, его близкий друг проф. К.Ф. Жаков, проработавший с ним на Санкт-Петербургских общеобразовательных курсах 12 лет, отмечал, что о нем «должны быть написаны тома, ибо он займет почетное место в истории русской педагогики». Сам проф. Жаков был одной из наиболее ярких фигур среди преподавателей Черняевских курсов. Слушатели отмечали, что для большинства слушателей он являлся «душою курсов, учителем жизни».

                http://www.kondratieff.nw.ru/chernyev.html

       Жакова Л. Сельская школа в Кологриво. А.С. Черняев. «Пусть жаждущие знания идут…» Нева. 1975. № 8.

       В 1908 г. А.С. Черняев открыл реальное училище для детей-переростков, по каким-либо причинам не посещавшим школу. При училище работала мастерская по производству наглядных пособий. На международной выставке «Устройство и оборудование школ» (1912) в С.-Петербурге училище Черняева было удостоено большой серебряной медали.

                *     *     *


       Наиболее обширную информацию о Реальном училище А.С.Черняева (а в те годы они еще не были «Училищем», а именовались «Курсами») дает в своём автобиографическом романе «Долгий путь» известный российско-американский социолог и культуролог Питирим Александрович Сорокин (1889-1968).

       Выходец из крестьянской семьи той же Вологодской губернии (отец – русский, из ремесленников, мать – коми-зырянка из крестьян), получив начальное образование, пройдя первичную революционную школу в партии эсеров, отсидев несколько месяцев в Кинешемской тюрьме, ознакомившись в ней с трудами основоположников  мирового и русского революционного движения, он решает получить серьезное образование, для чего после освобождения уезжает в Санкт-Петербург.

       Приступив к достижению основной цели – поступлению в университет и не имея достаточного уровня образования, он решает поступить на Санкт-Петербургские общеобразовательные курсы А.С.Черняева, для чего воспользоваться протекцией профессора Каллистрата Фалалеевича Жакова, своего земляка и единоверца, читающего лекции на Курсах. Осенью 1907 года он приезжает в Санкт-Петербург.

       Вот как в своем романе «Долгий путь» он передает рассказ жены Жакова, Глафиры Николаевны, об этом событии:


       «Открываю я дверь и вижу: стоит парень в косоворотке, с небольшой котомкой в руках. На мой вопрос, кого ему угодно видеть, он ответил, что он приехал от коми-народа и хотел бы видеть коми-профессора. Когда я спросила, где он оставил багаж, юноша показал на котомку и сказал: „Всё здесь“. На вопрос, есть ли у него деньги на жизнь, он жизнерадостно ответил: „Да, у меня ещё осталось пятьдесят копеек, уже есть, где жить, и двухразовое питание ежедневно. О деньгах я не беспокоюсь. Если будет нужно, заработаю“».

       За свою смелость молодой человек был вознаграждён. Жаков действительно помог ему поступить на курсы, а также пригласил его бывать в своём доме.
На Черняевских курсах преподавал блестящий состав педагогов. Среди профессоров, читавших лекции, - Н.И.Кареев, В.И.Бауман, Н.Е.Введенский, С.А.Венгеров, П.Л.Мальчевский, К.Ф.Жаков, С.А.Золотарев, А.К.Ксенофонтов, М.М.Ковалевский, М.К.Линген, Г.С.Смирнов, И.Л.Сербинов, Г.В.Флейшер, а также доктор физики И.И. Боргман, доктор ботаники А.Г. Генкель.
 

       Такая среда способствовала интеллектуальному и культурному развитию Питирима. Он не только посещал занятия, но и читал классические труды, посещал музеи, спектакли, концерты симфонической музыки, участвовал в работе различных кружков и обществ, вёл просветительскую работу среди рабочих петербургских заводов. Продолжалась и дружба с профессором Жаковым. В 1908 году они вместе участвуют в экспедиции по изучению Печорского края… После трёх семестров учёбы, в феврале 1909 года Питирим уезжает к родственникам в Великий Устюг, где уже самостоятельно готовится к сдаче выпускного экзамена за гимназический курс и поступлению в Санкт-Петербургский университет.

       Чтобы понять ту общественную атмосферу, царившую в Столице, и учебную – на самих Черняевских курсах, в которой четырьмя годами позже, в 1913 году, оказался мой дед, я приведу очень интересные и образные мысли и рассуждения Питирима Сорокина о полутора годах его учебы, несмотря на то, что он оказался в этом учебном заведении на несколько лет раньше, чем там проходил учебу дед Флегонт. Судьбы их обоих оказались настолько схожими - как в отношении крестьянской среды, выходцами из которой они оба  являлись, так и в их неподдельном стремлении получить достойное образование, - что приведенные в автобиографическом романе Сорокина воспоминания и рассуждения наиболее полно дают картину жизни и учебы в ту далекую от нас эпоху и отражают нравы и образ мыслей студентов тех лет.
 

                ПРИЛОЖЕНИЕ № 8:


       «…Моей целью было поступить в университет. Поскольку меня исключили из церковно-учительской школы, и я ни одного года не посещал гимназию, существовал единственный путь стать студентом университета, а именно: сдать жесткий экзамен на аттестат зрелости за все восемь классов гимназии, включая некоторые дополнительные знания, требуемые от экстернов, которые не получили классического образования. К тому времени я не был подготовлен к экзамену, в частности, не знал латинский или древнегреческий, французский или немецкий языки, а также математику.

       Чтобы получить такую подготовку, мне хотелось поступить в одну из вечерних школ, которые, помимо прочего, обучали способных студентов этим предметам. Поскольку у меня не было денег оплатить довольно большую стоимость обучения, я решил использовать возможность бесплатно поступить на Черняевские курсы, одну из лучших школ такого типа. Еще раньше я узнал, что основатель курсов господин Черняев был выходцем из Вологодской губернии и симпатизировал эсерам, а одним из преподавателей курсов являлся близкий друг Черняева К. Ф. Жаков, первый из Коми, получивший звание университетского профессора…»

                (СПРАВКА
       Санкт-Петербургские общеобразовательные курсы Черняева — среднее учебное заведение в ведении Министерства народного просвещения. Учредителем-директором курсов был видный педагог и общественный деятель Александр Сергеевич Черняев (1873—1916).

       Курсы были рассчитаны на четыре года, принимались лица обоего пола, не моложе 15 лет без сословных и иных ограничений. Курсы были платными, но неимущие и хорошо успевающие учащиеся освобождались от платы за обучение. Курсы открылись в 1902 году, в 1906 году на курсах начали читать лекции для продвинутых учеников по университетской программе, и на базе курсов было организовано реальное училище для детей в возрасте до 15 лет. Количество слушателей в 1908 году составляло 1000 человек. В число преподавателей и лекторов входили лучшие ученые и педагоги Санкт-Петербурга, профессоры и приват-доценты ряда институтов и университета. 23 марта 1916 года А. С. Черняев скончался, после его смерти заведующим стал К. Ф. Жаков. В 1917 году курсы прекратили свое существование).

       «…Вскоре по рекомендации Жакова я получил дополнительную репетиторскую нагрузку и вместе с ней несколько лишних рублей на мои незатейливые нужды: я вполне довольствовался спартанскими условиями. Решив эти мелкие проблемы, я полностью посвятил себя задаче умственного, нравственного и культурного развития. Держа в голове эту цель, я усердно занимался в вечерней школе, читая и размышляя о вещах вне программы, участвовал в различных диспутах и впитывал в себя как можно больше культуры, т. е. все, что было доступно в столице.

       Три семестра вечерней школы значительно облегчили достижение моей цели. Большинство преподавателей школы были институтскими профессорами, и их лекции мало отличались от тех, что читают на первых двух курсах высших учебных заведений. Посещение лекций и уроков было свободным. Контрольных работ и экзаменов оказалось немного, но знания оценивались строго и требовательно. Эта система обучения весьма близка к той, что существовала в русских университетах до революции, была свободна от «нудистики» и гимназических занятий, так же, как от скуки обязательного посещения уроков и других по большей части бесполезных «требований». Мне нравилась такая свободная система учебы, как лучше всего подходящая моим способностям.

       Учениками вечерней школы были в основном юноши и девушки с самыми разными возможностями и подготовкой. Рядом с туповатыми посредственными учениками занимались и те, у кого были блестящие головы. Впоследствии некоторые из них прославились в науке, литературе и искусствах, политике. Общность интересов, включая антисамодержавные политические взгляды, дала мне возможность подружиться с некоторыми из этих блестящих учеников. Мы вместе обсуждали различные проблемы, участвовали в «подрывной» деятельности и частенько собирались за бутылочкой пива или рюмочкой водки. Эта дружба продолжалась много лет, до тех пор, пока многие из нас не были убиты или разбросаны по всему миру первой мировой войной и коммунистической революцией 1917 года.

       Ближайшим моим другом был Кондратьев. Мы вместе учились еще в церковно-учительской школе. Несколько месяцев спустя после моего исключения Кондратьева также вышибли из нее за революционную деятельность. Зная о том, что я посещаю Черняевские курсы, он также приехал в Санкт-Петербург и был принят в школу весеннего семестра 1908 года. Осенью того же года мы сняли комнату…, и с тех пор мы с ним жили вместе на протяжении нескольких лет нашей учебы, в том числе и в университете. Впоследствии он стал известным и заслуженным профессором экономики и руководителем высокого ранга в министерстве сельского хозяйства, как в правительстве Керенского, так и при коммунистах…

       …Мое умственное и культурное развитие шло не только за счет занятий на курсах, но и благодаря приобщению к великим культурным ценностям, собранным в Санкт-Петербурге. В те годы я как губка жадно впитывал бессмертные достижения человеческого гения в науке и технике, философии и изящных искусствах, этике и праве, политике и экономике. Любой большой город накапливает не только пустые и ядовитые псевдоценности, но и огромное богатство универсальных, вечных и бессмертных ценностей мысли и духа, хранимых школами и лабораториями, храмами и библиотеками, музеями и художественными галереями, театрами и концертными залами, величественными зданиями и историческими памятниками. В этом смысле любой большой город дает человеку возможности для развития и для деградации, для облагораживания и для сведения на «нет» его созидательных возможностей. К несчастью, многие горожане, особенно сейчас, в век коммерциализованной и вульгарной псевдокультуры, не делают различия между ней и образцами культуры, которые они воспринимают. Широкие массы вообще и стадо «образованных варваров» в частности берут из городской культуры — в основном через печать, радио, телевидение, рекламу и другие средства коммуникации — только пустые банальности, яркие и вредные забавы и непрочный «успех»…

(ЧЁРТ ВОЗЬМИ! НАСКОЛЬКО ЭТО АКТУАЛЬНО СПУСТЯ СТО ЛЕТ, ДЛЯ НАШЕГО "СМУТНОГО" ВРЕМЕНИ!В.Г.)…


       …Вместо того чтобы забивать мозги такой кашей, я впитывал в себя бессмертные шедевры литературы, музыки, изобразительного искусства, скульптуры, архитектуры, религии и философии, науки и техники и гуманистической мысли. Подобное общее образование я получал, читая классические труды, посещая, насколько позволяли время и деньги, музеи, спектакли, концерты симфонической музыки, участвуя в работе различных литературных, художественных, философских и политических кружков и обществ. Через Жакова и других профессоров я вскоре познакомился с несколькими российскими знаменитостями в этих областях культуры. У меня также установились личные взаимоотношения с некоторыми лидерами эсеров, социал-демократов и кадетов, и я вновь начал культурно-просветительскую работу среди рабочих Путиловского и других заводов…

       …Как бы там ни было, но два года занятий на Черняевских курсах в столице оказались весьма продуктивными с точки зрения моего умственного, нравственного и культурного развития. К концу этого периода я почувствовал, что уже в основном готов к экзамену на аттестат зрелости, достаточно разбираюсь в основных областях культуры, и заметно продвинулся в создании новой мировоззренческой системы. Интеллектуальное развитие шло параллельно эмоциональному созреванию и становлению характера. Я был доволен результатами и, чувствуя себя молодым, здоровым и собранным, надеялся на дальнейшие успехи…».

Продолжение:http://www.proza.ru/2015/03/20/1232