ленин с маленькой буквы

Валерий Соболев
«И думать забудь!», «Даже не мечтай!», «Не смеши меня!», «Окстись!..» - примерно такие восклицания слышал я в свой адрес, стоило мне упомянуть Макаровку*, как учебное заведение, куда я решил-было поступать по окончании средней школы.

И вот, когда в очередной раз на вопрос «куда, дескать, пойдёшь учиться?», я ответил и услышал раскатистый, долго несмолкаемый хохот, увидел направленный на меня палец (как это делают, когда, давясь от смеха, указывают на человека, ставшего его причиной), и до ушей долетели слова: «на…на – на-и-вняк, че…че-го захо-хо-тел…», а потом серьёзно: «не будь дураком, не теряй время: туда поступить невозможно!», - тогда я понял, что нужно внять советам старших товарищей, и оставить свою мечту. Ну, не оставить совсем, а просто – поступать в другую мореходку.

В какую?  Выбрал ту, что в Мурманске. Написал туда письмо, и за год до окончания школы поступил на заочные подготовительные курсы, которые впоследствии благополучно закончил, и был рекомендован для поступления на первый курс.

Словом, всё шло по плану. Но тут случился выпускной вечер в школе… Танцы. Я приглашаю Её – и ... получаю отказ. Тут же подходит другой «кавалер», и вот она уже кружится с ним под аккорды школьного вокально – инструментального ансамбля**. Кольнуло сердце (первый раз в жизни) и часто забилось, в голове всё смешалось, жизнь потеряла смысл, участвовать в празднике расхотелось.
 
Под утро вернулся домой, но спать не мог: первое, самое сильное в жизни – но, увы, безответное - чувство заставило буквально рыдать. В объятиях мокрой от слёз подушки принял решение: вопреки всему - в Ленинград, в Макаровку, сегодня, сейчас!

Вечером того же дня я был в поезде «Красная Стрела», отъезжавшего из Москвы, а следующим утром – в Ленинграде. Приехал в училище, поселился в «экипаже», устроился на месячные подготовительные курсы, и стал напряжённо готовиться к вступительным экзаменам.***

Подготовка, впрочем, у меня была: аттестат – все «пятёрки»****, занятия с репетиторами по всем экзаменационным предметам, подготовительные курсы в Мурманской мореходке, а главное – действительно мальчишески наивное, но твёрдое и неукротимое желание, потребность, мечта - стать курсантом судоводительского факультета, выучиться на штурмана, и работать в море.

Всё это я пишу не для того, чтобы потешить тщеславие, и показать читателям: «смотрите, мол, каков я – крут не по годам». Нет. Просто иначе трудно будет понять трагизм дальнейших событий.

Наконец, первый экзамен – сочинение. Школьные сочинения у меня удавались неплохо, настолько – что не раз «защищал честь школы» на различных конкурсах и образовательных сборах. Потому я был спокоен, выбрал свободную тему, и написал. Вот так, всё просто. И был уверен, что ни одной ошибки не было. Через день узнаю – «четвёрка». Удивлению не было предела – подал на апелляцию.

- Если Вам что-то неясно, поставлю «двойку», -  буквально уничтожает меня преподаватель, отвечающая на вопрос «в чём же ошибка?».

А ошибка была вот в чём: в словосочетании «ленинский комсомол» слово «Ленинский» я написал с заглавной буквы, а по мнению комиссии нужно было писать с маленькой буквы. С идеологической точки зрения - а все мы тогда были «пропитаны» большевистско – марксистско - ленинской  идеологией – я и мысли не мог допустить, чтобы даже производные от слова ЛЕНИН можно писать со строчной буквы, - а вот оно как получилось. Впрочем, я до сих пор не уверен, кто был прав, я или экзаменаторы.*****

Вот так: пять страниц текста – без единой ошибки, орфографической, грамматической, стилистической, и размер одной только буквы в слове играет роковую роль.

Такой вот уровень письменной грамотности требовался от будущих командиров советского торгового флота!

Тогда я понял, как правы были все те, кто отговаривал меня от поездки в Ленинград. Ну, попробуй пробиться сюда, если даже Ленина(!) в Ленинграде(!) низводят до строчных букв!******


P.S.
Поступить в Макаровку мне всё-таки удалось. Сдача оставшихся экзаменов также сопровождалась драматическими эпизодами, но проходной балл я всё же набрал.




* ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова, затем ГМА им. адм. С.О. Макарова, теперь ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова.

** ВИА – так называли тогда такие коллективы для краткости.

*** Кроме экзаменов необходимо было пройти строгую медкомиссию, которая отсеивала многих претендентов, а также так называемую мандатную комиссию, где проверяли на благонадёжность и верность советскому строю, причём не столько самого абитуриента, сколько его родственников. В те годы заграничную (выездную!) визу получали лишь вдоль и поперёк проверенные люди.

****Золотую медаль не получил, но это уже совсем другая история.

*****Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. — М.: Эксмо, 2009. — С. 117. — 512 с.
 
****** Нужно вспомнить те времена, чтобы понять мою озадаченность. События этого рассказа происходили в 1981 году.