Фильм! - фильм! - фильм!

Владимир Пасько
I
Отсутствие Сапогова (Il assenza di Sapogoff)

Италия, Болгария, Франция, Бельгия, Нидерланды, Аргентина, Чили, Сомали, Ботсвана, Россия, Новая Зеландия, документальный, 2015, продолжительность 24 часа
Режиссер Анкон Анконну

Один из последних киногениев уходящей эпохи Кондратий Сапогов известен своим особым отношением к изображению: в его фильмах нет объектов, да и в жизни он отказывается на них смотреть, вернее – не смотрел никогда. Но на этот раз он согласился на съемки себя – в формате интервью – и вот на каких условиях: камера будет, так сказать, обходить молчанием любые предметы, кроме, возможно, мух, если те случайно попадут в кадр (24 часа – срок немалый!), а режиссёр Анкон Анконну вместо Сапогова крупным планом на неподвижную камеру снимет специально препарированный лист бесцветной бумаги.
 
Фильм намеренно построен так, чтобы в нём явственно сквозила беспомощность молодого режиссера перед исполином: вид, принципиальность, отсутствие Сапогова в кадре красноречивей и несут больший смысл, чем жалкие попытки режиссёра рассказать о жизни и деяниях Сапогова в специальном аудиофайле, украшением которого является божественная музыка Софии Недозвольской, не вошедшем, однако, в окончательное издание фильма на BluRayDVD.



II
Хардкэнди (1-я пилотная)

Объединённым Кондитерам не удалось вовремя получить полную денежную сумму в осуществление своей претензии к транспортному предприятию, перевозящему их грузы, и они посылает в офис предприятия киллеров, с целью устранить его руководящий состав. Киллеры, переодевшись в спецодежду, проникают на территорию предприятия и устраняют его руководство.

Внезапно, привлечённая звуками выстрелов, появляется полиция. Бандиты, с целью отвести от себя подозрения, вынуждены теперь и дальше маскироваться под работников предприятия. Они овладевают транспортным средством, принадлежащим фирме, руководство которой было ими устранено. Транспортное средство – грузовик КАМАЗ – оказывается загруженным ящиками конфет. Маршрутный лист лежит в бардачке. Документы членов банды у проверяющих их полицейских подозрений не вызывают.

Что ж, делать нечего – надо ехать!

Полиция, однако, не намерена отказываться от преследования и экскортирует подозреваемых до местонахождения торговой точки заказчика груза, а затем, испытывая разумное сомнение, наблюдает за разгрузкой, припарковавшись поодаль в намерении довести дело до логического конца. В связи с чем и наши бандиты также вынуждены до конца играть роль работников транспорта. Главный из них даёт шоколадную конфету одной из девочек, стоящих у разгружаемой фуры. Та говорит: «Спасибо, дядя. Конфетка такая вкусная. Из чего она сделана?» (Говорит без восклицательных знаков, так как сильно истощена.)
 
Услышав и увидев это, полиция убеждается в невиновности преследуемых и уезжает.

На обратном пути между бандитами происходит серьёзный разговор. Зрителю ясно, что все они стали киллерами не по духовной склонности, а мстя негодяям за убитых жён, тёщ и сожительниц. Главный киллер, Демон (Димон), не может забыть исхудавшую девочку с голубыми, как озёра, глазами, напоминающими ему те времена, когда он сам был лучше, был чище… Он часто сидит на крылечке старого дома, в котором банда ныне отсиживается, и грустит, подняв плечи, как у Врубеля. Та девочка, Лариса, становится постоянным образом его подсознания. (Флэшбек.) «С подсознанием шутки плохи – это тебе не клиента завалить!» – говорит ему киллер-подельник Виктор Ленидович, бывший педагог. «Подсознания не жалко – Бога жалко!» – возражает ему Димон.
 
Вскоре все члены банды договариваются впредь не убивать. А зарекомендовав себя в перевозке грузов с положительной стороны, они имеют теперь новый социальный шанс. Они идут к Объединённым Кондитерам и устраиваются к ним на работу – кто экспедитором, кто грузчиком; а уж мастерски водить тяжёлую фуру из них способен каждый! И таким образом превращаются из простых бандитов в полноценных участников экономического процесса.

Но силы зла не дремлют. Их бывший босс, авторитет Мичиган (Мачикян), тянет к ним свои кровавые руки…

Главное же, однако, то, что и глава Объединённых Кондитеров, некто Леденцович, за глаза называемый сотрудниками Пончиком, оказывается человеком, оставляющим желать много лучшего…


III
Три оттенка трупно-зелёного

Сюжет фильма настолько прост, что укладывается в одно слово. А поскольку для рецензии этого мало, то я наобум приведу два живых свидетельства, скорее благородно (и благоразумно!) указывающие на фильм, чем плебейски его описывающие.

Вот что, к примеру, говорит автор книги и сценария по ней, девица (она сама настояла на этом определении) Ксения Умыкай:

«Читатель! Мой бестселлер я писала ото всей моей души, вовсе не надеясь на его дальнейшую реализацию, а тем более – на ЭКРАНИЗАЦИЮ!  Единственная моя ЦЕЛЬ была – доставить Тебе по возможности ОГРОМНОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ! И если мой текст всё же по праву вошёл в Твой ежедневный обиход, то это только потому, что я старалась правдиво изобразить свои и Твои, Читатель, душевные и интеллектуальные чаянья, как говорится, НАДЕЖДУ, ВЕРУ И ЛЮБОВЬ и, кроме того, что-то такое ещё, что беспокоит в наше неспокойное время всякого честного гражданина, где бы он не жил – на временной или же, напротив, постоянной основе!
Твоя Ксения.»

Приводим – также взятый совершенно наобум – один из характерных отзывов зрителей фильма:

«Дорогой «Кино для… !» Не знаю, что сказать о книге, которую мы не читали (пишет сиамский близнец Александр-Ирина, наполовину – мальчик, наполовину – девочка), но по которой фильм экранизирован, а сам фильм доставил в итоге мне обоим почти непереносимое удовольствие!

В фильме бичуются пороки современного общества. И если не всё визуально видно, как это делается, то это только потому, что это ведь не порно какое-нибудь, а серьёзное произведение искусства. Зато зритель ясно видит и понимает, что это бичевание, начинаясь как патологическая болезнь, переходит, как обычно и, более того, как всегда, в большую любовь одного человека к другому. Очень социально звучит, что это не простая любовь, а любовь богатого и очень хорошего, умного и, в итоге, высоконравственного человека к одной бедной девушке, которая работает за прилавком. Сначала он хотел её обмануть, но потом любовь эта в конце концов переходит в высокие чувства. Как это актуально!

И вот невольно задумаешься: какую высокую любовь мы имели бы возможность увидеть, если бы главный герой фильма были не просто примитивным секс-жокеем со скудной фантазией, ну и, конечно, отвратительным мерзавцем, циником и увлечённым предателем, хотя, конечно же, и замечательным человеком, – а… но кем, в конце-то концов?! Всё уже так пресно звучит! Озверелым палачом, людоедом, к примеру? Было, было, было! Все уже поняли, что обычно это очень хорошие люди, пусть иногда они и резковаты в выражении своего внутреннего «я». Но тут главное, чтобы у режиссёра хватило таланта средствами кино убедительно показать это зрителю: чтобы тот не просто понял, а полюбил!

А с другой стороны – ещё не целиком освоена любовь с трупами: это ведь тоже может быть источником лирики и твёрдой гражданской позиции!

Хотим ещё напомнить, что обычных серийных убийц с их порой, конечно, непростыми отношениями и богатым духовным миром, в кино теперь уже слишком много, хотя и среди них наблюдается рост народных любимцев и вообще очень милых и симпатичных персонажей. Но этого так недостаточно!
 
Советовать режиссёрам не хочется, так как они профессионалы, но всё же пора им подумать, что ещё увлекательного можно на эту тему в будущем снять!

Больше мне нечего сказать – по крайней мере, мне так представляется. Но должны отметить, что после просмотра этого фильма я по-другому стали относиться к личной жизни каждого существа и вывел такой урок: ВСЯКИЙ ПУТЬ ВЕДЁТ К ЛЮБВИ.

Особенно всем нам запомнились проникновенные слова с песенным рефреном:

                Поделись со мной трупными пятнами!
                Обывателю
                Непонятными!

Cool story!

Благодарный и не стыдящиеся пролитых, хотя и сентиментальных, слёз
Саша/Ира»

Ну а мне не остаётся ничего другого, как, будучи поражённым в самое сердце народного чувства, радостно ко всему сказанному присоединиться.