Зачем маршалу 8 аккордеонов?

Алессандро Де Филиппо




«Трофейное дело» или «генеральское дело» (1946 – 1948 гг.) – компания органов госбезопасности СССР при активном участии В.С. Абакумова, начатая по личному указанию И.В. Сталина и направленная на выявление злоупотреблений среди генералитета.

Фигурантами по этому делу проходили 14 маршалов и генералов, в том числе маршал Советского Союза Жуков и Главный маршал авиации Новиков.

Поводов для начала следствия против Жукова стали показания арестованного в апреле 1946 г. маршала Новикова и сообщение Булганина (тогда министра обороны) Сталину о вывозе маршалом из Германии значительного количества мебели, произведений искусства и другого трофейного имущества в своё личное пользование.

В письме Жданову Жуков пытался объяснить, что значительная часть имущества ему была подарена, другая часть приобретена на его зарплату. Но следователей это не убедило.

Не убедило, во-первых, оттого, что «генеральское дело» инициировал сам Сталин; а во-вторых – слишком обширен список  дорогостоящих «трофеев», занявших 7 вагонов, чтобы их смог купить маршал на свою зарплату.

Не могу представить себе лицо Абакумова на докладе у Сталина, когда бы он начал убеждать вождя, что в семи вагонах Жукова это всё подарки благодарного населения Германии и покупки, сделанные в музеях и дворцах. Не тот человек был министр госбезопасности, чтобы ходить к вождю с оправдательными докладами.

Следствием «трофейного дела» стало снятие в 1946 году Жукова с должности Главкома сухопутных войск и назначение на должность командующего войсками Одесского военного округа, затем Уральского.

Не всем досталось такое лёгкое наказание. В августе 1950 года три генерала были расстреляны, а в ноябре 1951 года четыре генерала получили по приговору Военной коллегии ВС СССР от 10 до 25 лет лагерей. В числе последних – генерал-лейтенант Крюков, муж народной артистки Л.Руслановой, тоже осуждённой, но другим судом.
***
Вернёмся к списку «трофеев» маршала Жукова. В середине списка есть строка с записью: «аккордеонов с богатой художественной отделкой – 8 штук».

У маршала уже не спросишь, а мне интересно знать, и потому я просто обращаюсь в пространство (или к читателю) с вопросом: «Зачем маршалу 8 аккордеонов?». Сам спрашиваю и сам отвечаю: он любил и умел играть на гармошке. У него даже на фронте была с собой гармоника. Это записано во многих его биографиях.

А причём здесь аккордеоны? Так ведь родственные духовые музыкальные инструменты. Более того, некоторые гармони называют диатоническими кнопочными аккордеонами. Баян тоже является разновидностью кнопочного аккордеона и отличается от него особой конструкцией.

Да и вообще, аккордеон – это современная разновидность ручной гармоники. В 1829 году венский органный мастер К. Демиан усовершенствовал гармонь, заменил кнопки клавишами и назвал инструмент аккордеоном.

А зачем маршалу сразу 8 аккордеонов?

Солдаты и офицеры тоже ведь знали о музыкальном увлечении маршала и надарили ему столько инструментов. Такое случается и в нашей жизни, когда, не сговариваясь, приносят на именины одинаковые подарки.

Не мог же маршал отказаться от подарков, тем более, что все они с богатой художественной отделкой. Невозможно отказаться! Видел я такие немецкие аккордеоны в детстве – они действительно красивые, сверкающие хромом, с красной или зелёной перламутровой отделкой, и к тому же прекрасно звучащие инструменты. В 1946-47 гг. из армии возвращались демобилизованные фронтовики и приносили с собой трофеи: швейные машинки «Zinger», велосипеды «Diamant» и аккордеоны «Weltmeister».

Надо сказать, что наши гармонисты легко осваивали немецкие инструменты, но русская музыка на аккордеоне звучала как-то своеобразно, непривычно.

Когда какой-нибудь умелец играл на аккордеоне, это было событие дня. Возле него собиралась толпа, и мы, пацаны военных лет, стояли среди слушающих, не отводя глаз от сверкающего аккордеона, и слушали дивную музыку. И, может быть, в эти минуты, когда мы с восхищением слушали аккордеонную музыку, Жукова допрашивали следователи МГБ и выпытывали у него, откуда взялись 8 аккордеонов.

Интересно, поверил ли следователь Жукову про подаренные ему 8 аккордеонов? Я бы поверил. Это вполне могли быть подарки от солдат. А с солдата какой спрос? Наступаем на Берлин, смотрю аккордеон красивый стоит на столе и никого нет. Ничей. Вспомнил про маршала и взял, чтобы подарить. Трофей, понимаешь…Имеем право, как победители.

Ох уж эти недоверчивые органы – НКВД и МГБ! Они, наверное, и маме родной не верили. Только товарищу Сталину. А кому они стали верить, когда вождь ушёл в иной мир? Ведь надо же кому-то верить. Без веры жить нельзя.

                20.03.2015