Факел непопалимый 7

Виталий Голышев
Предыдущая:http://www.proza.ru/2015/03/20/269




       Питирим Сорокин оказался прав, утверждая, что некоторые учащиеся Реального училища А.С.Черняева, получив в нем достойное образование и продолжив его в высших учебных заведениях России, впоследствии прославились в науке, литературе и искусствах, политике.

       Кроме самого Питирима Александровича Сорокина и его друга, Николая Дмитриевича Кондратьева (он учился на Черняевских курсах с 1908 по 1911 годы) – известного русского и советского экономиста, основоположника теории экономических циклов, известной как «циклы Кондратьева», экономически обосновавшего НЭП в 20-е годы, но обвиненного в 30-е НКВД и расстрелянного в 1938 году; - стали известными специалистами в своих областях знаний такие научные, общественные и культурные деятели России и СССР, как:


       - белорусский народный поэт ЯНКА КУПАЛА (ИВАН ДОМИНИКОВИЧ ЛУЦЕВИЧ), учившийся в Училище с 1909 по 1913 годы;
 
       - один из основателей авиационной промышленности СССР ПЁТР ИОНОВИЧ БАРАНОВ (1892-1933), участник Первой мировой и Гражданской войн, видный военный, государственный деятель и организатор промышленности, член Реввоенсовета и Президиума ВСНХ СССР, заместитель наркома тяжелой промышленности и начальник Главного управления авиационной промышленности, инициатор создания Московского и Харьковского авиационных институтов. Трагически погиб в авиационной катастрофе, похоронен в Кремлёвской стене. Окончил Реальное училище в одном из первых его выпусков;

       - архитектор ЕВГЕНИЙ АДОЛЬФОВИЧ ЛЕВИНСОН (1894—1968). В 1914 году окончил Реальное училище Черняева и в 1915 году поступил в Институт гражданских инженеров на архитектурный факультет.
       По его проектам в Москве был выстроен ряд павильонов Всесоюзной Сельхозвыставки. Одновременно он, совместно со скульптором М. Г. Манизером, воздвигает памятники Т. Г. Шевченко в городах Киеве и Каневе. В 1941 году Е. А. Левинсон избирается членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.
       Во время Великой Отечественной войны возглавлял группу архитекторов, строивших оборонительные сооружения под Ленинградом, по его проекту началось строительство малоэтажных жилых кварталов в Магнитогорске. Его творчество тесно связано с историей Ленинграда. Он проявлял большой интерес и к другим видам искусства, в том числе в области театрально-декорационного искусства и книжной графики;

       - актер ПЁТР ПЕТРОВИЧ РЕПНИН, учившийся в Училище в 1907-1914 годах, сыгравший в 20-40-е годы XX-го столетия много ролей, как в кино, так и на подмостках театральных сцен в труппах, руководимых такими выдающимися режиссерами, как Мейерхольд и Охлопков;
 
       - выдающийся ученый-кинолог ВСЕВОЛОД ВАСИЛЬЕВИЧ ЯЗЫКОВ, преподаватель и организатор, внесший большой вклад в становление и развитие служебного собаководства в нашей стране, окончивший Реальное училище в 1915 году;
 
       - священник ВЛАДИМИР ЕВГЕНИЕВИЧ СОКОЛОВ, окончивший училище в 1914 году, живший в России, а с 20-х годов в Латвии. Был чтецом рижской Троице-Задвинской церкви, затем рукоположен в Риге архиепископом Рижским Иоанном в диакона, а затем в иерея. Настоятель ряда церквей в Двинском и Люцинском уездах в Латвии.

                *    *    *


       Среди немногочисленных «живых» документальных свидетельств жизни деда Флегонта, дошедших до нынешних времен, остались записные книжки времён его учёбы в питерском реальном училище А.С.Черняева 1913 – 1917 годов.

       Сохранились все четыре книжки по годам его учёбы: 1913/1914; 1914/1915; 1915/1916; 1916/1917. Сами по себе это – уникальные издания, отражающие ушедшую эпоху, с её пониманием образованности, самовоспитания, оказания помощи в привитии нравственности, добрых качеств, долженствующих, в конечном счете, воспитать из ученика (студента, курсанта, юнкера, слушателя) Человека и Гражданина, полезного Обществу и Государству.

       С современных позиций некоторые вещи покажутся анахронизмом, пересыпанным нафталином атавизмом, отмершим вместе с ушедшей эпохой. Но, если глубоко вдуматься, то вдруг начинаешь в этих, включённых в них, справочных материалах, в самом их построении находить и узнавать те современные общественные и нравственные категории, к которым мы ещё только подбираемся, ломаем голову – включать или не включать их в курс обучения в наших современных учебных заведениях, изучение и знание которых, оказывается, также  необходимо, как это было понято и принято к исполнению ещё 100 лет назад. И никакие политические, сословные или классовые постулаты тех далеких лет тут не могут быть оправданием тому, чтобы не задуматься об их применении в нынешних условиях.


       Итак, передо мной четыре небольшие, с жесткими корочками, книжечки (9,5 на 13,5 см) с объемом 250-260 страниц каждая, объединенные общим названием «Товарищъ» (конечно же, в старинной транскрипции, с обязательным присутствием на конце слова буквы «ять»). На лицевой стороне жесткой обложки – название «Товарищ», ниже надпись – «Издание Отто Кирхнер». На последней странице обложки цена – 30 коп.

       С внутренней стороны обложки предусмотрительно сделан кармашек, позволявший хранить некие интимные вещи: записки, маленькие фото, даже, при желании, и ассигнации (бумажные деньги). На задней внутренней стороне обложки вмонтирован матерчатый пистончик, куда можно было вкладывать небольшой карандаш (шариковых ручек тогда, естественно, ещё не было).

       Далее шли форзацы - двойные листы, соединяющие книжный блок с переплетной книжкой. На всех лицевых сторонах форзацев были напечатаны Табели-календари на каждый из учебных годов. Казалось бы – ничего примечательного. Ан, нет! Приглядевшись, можно было заметить ряд особенностей, отличавших обычный табель-календарь от предлагаемого.

       Во-первых, он нёс свою особую предназначенность – для учащегося, а потому начинался не с 1 января, как обычно, а с 1 августа (ведь в те годы учебный процесс начинался не с 1 сентября, как ныне, а с 1 августа).

       Во-вторых, исчисление дней недели начиналось не с привычного для нас понедельника, а с воскресенья. Для меня это было открытием. Но, покопавшись в Интернете, я нашел объяснение этому. Оказывается, вопрос о признании того или иного дня недели первым носил прежде всего культурно-исторический и эзотерический характер. Так, для христиан и иудеев, принимающих Ветхий Завет, первым днем является именно воскресенье, т.е. день начала Творения.

       Вспомните: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1,3-5). С астрологической точки зрения отсчёт рабочих дней тоже начинается с воскресенья, ибо «День Солнца» или «День Господень» (как переводится «воскресенье» на многих европейских языках) выглядит более креативным, бодрым, нежели понедельник - «день Луны». Здесь – абсолютное полюбовное единение, согласие между религией и астрологией.

       В-третьих, в примечании к табелю было отмечено: «Праздничные и неприсутственные дни обозначены жирными цифрами. Цифры, обведенные черною линией – посты». О праздничных днях – всё вроде бы ясно. За исключением тех, которые носили историко-династический и религиозный характер (о чём речь впереди).

       А вот «неприсутственные дни» - что это? В современном языке таковых понятий нет. Выручили толковые словари русского языка. Вот какое объяснение понятиям «Присутственные дни. Присутственное время. Присутственное место» дает «Толковый словарь русского языка» под редакцией профессора Д.Н.Ушакова (издания 1935-1940гг., переиздан - Москва, «Терра» 1996г.):

       «Правительственное учреждение или помещение, занимаемое им (устаревшее). «Неприсутственный день» - такой, в который закрыты государственные учреждения, присутственные места».
 
       О постах. Они – суть нравственная основа Православия.


                ПРИЛОЖЕНИЕ № 9:


       О постах. Вот – постулаты Свято-Никольского собора: «Пост для православного человека – это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержание во всем… Пост телесный необходим для совершения поста духовного, тот и другой в своем объединении образуют пост истинный, способствующий духовному воссоединению постящихся с Богом…».

       В Русской Православной Церкви четыре многодневных поста, три однодневных и, кроме того, пост по средам и пятницам в течение всего года. Самый длительный и суровый – Великий Пост, предшествующий основному православному празднику - Пасхе. Его продолжительность – семь недель, а период – февраль-март – апрель. Второй по продолжительности – Рождественский Пост, предшествующий Рождеству Христову, продолжительностью шесть недель: с конца ноября до 25 декабря (по старому стилю или 7 января – по новому стилю).

       Наиболее щадящими и менее продолжительными являются два летних поста – трехнедельный июньский (по старому стилю) Петров Пост, заканчивающийся празднованием апостолов Петра и Павла, и двухнедельный августовский Успенский Пост, заканчивающийся праздником Успения Пресвятой Богородицы.

       Три однодневных поста также связаны с церковными праздниками либо днями памяти святых: 18 января (или 5 января по старому стилю) – пост в навечерие Богоявления Господня (его ещё называют сочельником накануне праздника Крещения Господня, который празднуется на следующий день – 19 января); 11 сентября (или 29 августа по старому стилю) – пост в День Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня; 27 сентября (14 сентября по старому стилю) – пост в День Воздвижения Креста Господня.

       Еженедельные посты, хранимые Православной Церковью в среду и пятницу, установлены: в среду – в воспоминание предания Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу – в воспоминание самих страданий и смерти Иисуса, распятого на кресте.

                *     *     *

 
       Таким образом, уже в самом начале этой обычной записной книжки дается ясная привязка обычного календаря к соблюдению нравственных устоев православного общества. А мы, уже который год, муссируем вопрос о том – преподавать ли в школе нашим детям основы вероисповедания и православия, в первую очередь.

       На второй, третьей и четвертой страницах форзаца напечатана набившая оскомину и в наши дни вездесущая реклама, связанная с канцелярскими товарами. Но с ней же соседствует интересная и важная таблица медицинской направленности, где указаны необходимые «сроки разобщения учащихся в учебных заведениях» в зависимости от продолжительности заболевания той или иной болезнью, как правило, инфекционной, и основные профилактические меры предосторожности в этом направлении. В наши дни такую информацию размещают, как правило, только в лечебных заведениях. А здесь она всё время под рукой, что очень важно.

       Наконец, сама переплетная книжка открывается титульным листом, на котором – основная информация о данном издании, и её принадлежности хозяину:

       «ТОВАРИЩ». Ниже: «Календарь учащихся на 19__-19__ уч.г.». Ниже: «Воспитанника Санкт-Петербургских Общеобразовательных курсов А.С.Черняева» (такая запись только в сборнике 1913-1914 учебного года; в остальных трёх сборниках – Реального училища А.С.Черняева). При этом годы учёбы рукой деда в календаре обозначены не как «курсы», а как «классы». Так, если в 1913-1914 гг. он числит себя учеником 4-го класса, то в 1916-1917 гг. – как ученик 7-го – старшего - класса). Далее следовали фамилия, имя, отчество, адрес училища: «Татарский пер. 14». Затем были обозначены годы издания сборника (с тридцатого – в 1913г. до тридцать третьего – в 1916г.). Таким образом, данный календарик был весьма востребован в среде учащейся молодежи разного направления – от гимназистов, слушателей и студентов до курсантов или юнкеров военных училищ. При этом он совершенствовался в своем оформлении и содержании и издавался более трех десятков лет. Далее шла текстовая добавка: «с приложением карт европейской и азиатской России», а ниже:  «Издание «Отто Кирхнер»». В календаре за 1916-1917 гг. была сделана дополнительная надпись, отдающая дань суровому военному времени: «Петроград, дозволено военной цензурой», 2 февраля 1916 г.».

       Вторая страница – личностная, без обиняков названная: «Я». Здесь всё основное: от даты рождения, роста, веса, физико-медицинских и эмоциональных характеристик (окружность груди, перенесённые болезни, дата привития оспы, характер, темперамент), до личностных предпочтений: кто является идеалом, другом; любимые: предмет, развлечение, занятие, писатель, герои русской истории.

       К сожалению, не все позиции этой страницы были заполнены дедом в разные годы, но некоторые из них всё же оказались обозначенными: из болезней – лихорадка; из любимых занятий – к.н. (?) физическая работа; из писателей – Н.В.Гоголь и М.Ю.Лермонтов; из исторических героев – А.В.Суворов; из друзей – Василий Цешинский.

       Необходимо отметить, что, если первые три книжки были приобретены самим дедом и изначально заполнялись его рукой, то книжка за 1916-1917 гг. первоначально явно имела другого хозяина, который на странице 2 обозначил деда Флегонта в качестве своего друга. Но был старше деда на полтора года и, прежде чем передарить деду этот календарь, поработал над исправлением данных, видимо, отображенных им ранее, на второй его странице.
 
       Так, среди перенесенных болезней, была отмечена, явно с юмором, «сердечная»; свой характер он обозначил как «строгий»; свой идеал он вымарал густо, до невозможности прочтения; любимыми героями русской истории назвал Декабристов, а любимым занятием – «ухаживание», которое затем зачеркнул. А своим другом обозначил именно Флегонта Попова.

       Вот такой оригинал, подаривший деду свой календарь за последний год обучения. Не исключаю, что им был именно Василий Цешинский – соученик деда на всё время их совместной учёбы и его бессменный друг.  Дальнейшие поиски его судьбы и страшная находка, обнаруженная мной в Интернете, подтвердили мою догадку – это был именно он, указавший дату своего рождения – 11 августа 1895 года (у деда она – 1 января 1897 г.).


                *     *     *

       Разве могли они в те далекие, предреволюционные годы знать, какая им уготована горькая судьба в будущие сумрачные тридцатые, когда оба они попадут под жернова большого террора, в разряд «врагов народа», по печально знаменитой 58-й статье? Деду Флегонту, арестованному в 1933 году, ещё при Г.Ягоде, повезёт вернуться из мест заключения живым, проведя в Ухтинских лагерях почти шесть лет. А его друг Василий Федосеевич (а точнее, по старинному – Феодосьевич, см. записи деда за 1913/1914 гг.) Цешинский, попавший в те же жернова, но четырьмя годами позже, в недоброй памяти 1937 году, уже в «ежовые рукавицы» «железного наркома» Н.И.Ежова, будет расстрелян.


                ПРИЛОЖЕНИЕ № 10:


       ЦЕШИНСКИЙ ВАСИЛИЙ ФЕДОСЕЕВИЧ. Родился в 1895 г., г. Ковель; украинец; беспартийный; начальник производственного отдела треста «Ленлес». Проживал: г.Ленинград, Кронверкская ул., д. 13б, кв. 11. Арестован 24 июля 1937 г. Приговорен: Комиссия НКВД и прокуратуры СССР 14 декабря 1937 г., обвинен: ст. 58-7-10-11 УК РСФСР. Расстрелян 20 декабря 1937г.

            (Источник: Ленинградский мартиролог: 1937-1938).

                http://lists.memo.ru/d35/f241.htm.

Продолжение:http://www.proza.ru/2015/03/27/1617