17. Богоматерь Владимирская

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 17. "БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ".


            Для того, чтобы начать разговор о живописи средних веков, по-моему, нет примера более подходящего, чем икона "Богоматерь Владимирская".

     Изобразительное искусство тех времён было, как известно, главным образом не светским, а религиозным, в русле задач церкви.

     Мне кажется, было бы интересно разобраться, почему это так и является ли это делом хорошим и правильным или же неправильным и плохим. Интересно было бы поставить вопрос даже более широко: а каково вообще взаимоотношение господствующей государственной идеологии и искусства? Известно, что буржуазные искусствоведы злобно сравнивают положение советского искусства с феодальным средневековьем в смысле его строжайшего подчинения задачам господствовавшей идеологии. Правильна ли эта критика?

     Я думаю, постепенно мы сможем разобраться в этом вопросе. Пока же вернёмся к названному произведению.


     Итак, икона "Богоматерь Владимирская".

     Кто хоть немного интересуется Древней Русью, конечно, знает историю этой вещи. Напомню вкратце. Икона была написана в самом начале 12-го века в Византии (есть версия, что в 5-м веке в Иерусалиме, но специалисты-реставраторы это не подтверждают) и в 1131 году передана в дар киевскому князю Мстиславу. В 1155 году князь Андрей Боголюбский перевез её во Владимир, где она находилась долгое время, отчего и получила своё название.

     Это изображение уже в те времена производило громадное впечатление благодаря бесспорной гениальности неизвестного нам автора и считалось (и продолжает считаться) одной из самых великих икон Руси.


            Главное слово, которое сразу возникает в голове при характеристике этого художественного изображения, - это слово "гармония".

     Художественная гармония - это единая направленность всех художественных средств (находящихся в правильном соотношении между собой) к одной, центральной идее. Художественная гармония должна быть желанной целью любого автора, в каком бы виде искусства он ни работал.

     В произведении должна быть одна, центральная идея, - один полюс, одна смысловая точка, стягивающая на себя все части произведения. Все художественные средства, которыми сделана вещь, должны быть направлены в этот полюс, должны служить этой центральной идее. Ни одно из этих средств не должно быть непропорционально выпячено, чтобы не отвлечь этим от центральной идеи и не нарушить единство всего произведения.

     Соблюдение этих трёх условий и даёт то ощущение единой, цельной и краткой силы, которая обозначается словом "гармония".

    
            
            Центральная идея этого произведения - святая необходимость величайшей жертвенности.

     Для того, чтобы что-то приобрести, надо что-то отдать, - это закон жизни, иначе в жизни не бывает. И если целью ставится обретение счастья всем человечеством, то та жертва, которую требует эта цель, должна быть так же грандиозна, как грандиозна сама цель. В этом трагедия, но в этом и выход.

     Центральной точкой притяжения является взгляд Богоматери, - взгляд не на ребёнка, а на всех нас. Каким словом определить этот взгляд? Он и мягкий, и строгий, и скорбный, и властный. Он всевидящий. В нем - предвидение всех ужасных страданий будущего, но и спокойное знание их обязательной необходимости.

     Умилённая материнская печаль и великая гордость за будущий подвиг сына.
    
     Все художественные средства гармонически служат этому, - тип лица, разрез глаз, наклон головы, строгий, но плавный контур. Сочетание черного с золотым означает единство скорби и света.

    

                -----

            На вопрос о подчинённости искусства идеологии мы здесь уже можем кое-что ответить. Если идеология верна (во всяком случае на данном историческом этапе) и если художник искренне привержен этим идеям, подчинённость искусства идеологии не только не пагубна для него, но и ведёт его к высочайшим образцам творчества. Повторяю: если идеология верна и художник искренен.

     Разумеется, автору приходится при этом соблюдать предписываемые идеологией каноны. Но как же можно послужить великим идеям, если отходить от их норм?

     В частности, религиозная идея предписывала свести до минимума животную составляющую изображаемых людей и максимально преподать их высшую, человеческую составляющую. Человеческие чувства изображаться могут, но только самые высокие.
   
     Цель таких норм - подчеркнуть божественное в человеке, созданного, как сказано, "по образу и подобию Бога", и подать изображаемых не в их сиюминутной изменчивой конкретности, а как бы людьми вне времени, образцами на все времена.