Благодарю судьбу

Татьяна Штаб
 
 В преддверии Дня учителя я хочу рассказать об учителе химии , своей любимой классной руководительнице Пашковой Ларисе Сергеевне , пожелать ей крепкого здоровья и долгих лет . Ведь пока рядом с тобой учитель , ты чувствуешь себя учеником-ученицей , и это ни с чем не сравнимо. Я тоже учитель и уже на пенсии , но рядом с Ларисой Сергеевной хочется чувствовать себя моложе - ведь рядом такой пример ! Это пример высокой эрудиции , безупречной грамотности , жизнелюбия . Это человек , способный сопереживать за судьбы людей и родного государства , постоянно интересующийся школьными проблемами . Неравнодушный родной человек !
  Так уж совпало , что мы живём теперь в одном доме , в одном подъезде - я и МОЯ УЧИТЕЛЬНИЦА . И день рождения отмечаем вместе спустя несколько дней после профессионального праздника - 9 и 10 октября ( с разницей всего-то (!) в каких-то 25 лет ) . Нам - ВЕСАМ всегда есть о чём поговорить !
  Лариса Сергеевна - прекрасный собеседник , и лучше , чем она сама , о ней никто не расскажет . Поэтому я предлагаю вам , читатели , статью , записанную с её слов.

             Записано со слов моей классной руководительницы , учителя химии и               
            биологии Пашковой Ларисы Сергеевны в канун её 85-летия .


  Далёкий август 1950 года ХХ столетия . Поезд Москва - Новосибирск . Мы,одиннадцать выпускников Орехово-Зуевского государственного учительского института , едем в сельские школы Сибири . Десять девушек и один парень . Четверо суток веселья , смеха и планов на будущее .
  В облано Новосибирска нас распределили по районам . Мне , тогда девятнадцатилетней учительнице , досталась Верх-Ирменская средняя школа Ирменского района . Двух моих сокурсниц направили в Сузун . Асфальта не было . Прошли дожди , дороги раскисли , и нам посоветовали плыть теплоходом по Оби .
  Плывём . Широкая Обь . По берегам зелёные необъятные лева . Красота неописуемая! Вечером причаливаем у села Красный Яр , где мне нужно сходить . Я рассчитывала увидеть сверкающую огнями пристань , но на берегу не было даже никакого строения . Матросы сбросили сходни на берег . А дальше ... как в песне : "На теплоходе музыка играет , а я стою одна на берегу ..."
  Но берег был не пустынный . Небольшая группа жителей Красного Яра стояла на берегу . Люди щелкали семечки и глазели на теплоход . Она из моих подруг побежала в толпу и вывела из неё пожилую женщину . "Вот у неё переночуешь , а завтра она отправит тебя в Верх-Ирмень ."
  Утром пришли машины с зерном . На одной из них , на лавочке в кузове , я уехала в Верх-Ирмень , и как оказалось , на всю жизнь .
  Переночевала в Доме Колхозника и утром 15 августа 1950 года пришла в школу . В школе в разгаре ремонт . Учителля и технички готовили её к 1 Сентября . Директор школы Надежда Александровна Щукина сказала мне :"Сегодня устраивайся , завтра в рабочей форме в школу".
  Так началась моя трудовая деятельность в Верх-Ирменской средней школе , которая длилась сорок лет . Ушла я из школы только в 1991 году .
  В тот год в школе училось 1200 учащихся - работали в две смены . Электричества не было . Зимой в пять часов уже темно . В класс входила техничка , ставила на стол учителя одну керосиновую лампу , которая освещала доску и две первые парты каждого ряда . Дальше полумрак , в классе тридцать и более учеников . Поэтому ставили последними устные предметы .
  Я вела ботанику у пятиклашек , а их было шесть классов-комплектов . Были и переростки , и второгодники . И ничего - справлялись ! Несмотря ни на что , в школе кипела жизнь . Более ста человек была комсомольская организация . Школа была центром , где работали кружки : спортивные , литературно-художественные , музыкальные и другие . Я руководила большим хором старшеклассников . Жизнь кипела и в местном ДК , где мы , молодые учителя , сами участвовали в художественной самодеятельности и кружках .
  А осенью вместе с учащимися много работали на поляхколхоза "Большевик", помогая в уборке урожая .
  Постепенно жизнь налаживалась . Появился движок , который давал свет до двенадцати ночи . В клуб привозили кинофильмы . И только в 1957 году в селе появилось три телевизора . Для деревенских ребят это было чудо .
  Многие наши выпускники поступили в ВУЗы , техникумы , училища . Некоторые возвратились в село специалистами в колхоз , в школы и другие организации . Это были прекрасные годы . Я с большой теплотой вспоминаю своих учеников и очень благодарна им за понимание , за внимание и хорошее ко мне отношение .
  Мы , учителя тех лет , всегда были вместе с нашими учениками : и в праздники , и в будни , и в трудовых делах . Старались помочь , чем могли , и нам отвечали тем же .
  Я благодарю судьбу за то , что она мне позволила встретить в моей жизни хороших людей .
Фото автора . Февраль 2015 г.