ТБ 7. ОН АВЕН

Кот Базилио 2
Идентификация Бикат Авен (Bikat Aven), упомянутого в Амосе 1:5 с равниной Келе-Сирия общепринята. Текст, как уже указывалось, гласит: «и сокрушу затворы Дамаска и истреблю жителей долины Авен…».
    
В Септуагинте, греческом переводе Библии  семьюдесятью толковниками, в вышеупомянутом тексте “долина Он” записана точно так же как Он (или Гелиополис) в Египте. В еврейском написании Авен и Он не отличаются по согласным (1); а гласные были вставлены в тексты Массоретами позже. Он – еврейское название Гелиополиса в Египте, произносится также как Авен, как в Иезекиле 30:17 (2); Бикат Авен – название равнины Баальбека у Амоса. Предание говорит, что культ Баальбека был принесен туда из египетского Гелиополиса.
    
Гошеа, однако, называет именем Авен (Бет-Авен) города Бет-Эль и Дан (3);  он говорит о “высотах” там, а в случае, когда он упоминает “грех Израиля”, он, очевидно, подразумевает Дан.
    
Амос, который в восьмой главе выступает против поклонников в Дане, в первой главе говорит против равнины Авен и таким образом, сравнивая Осию и Амоса, каждый задается вопросом, говорит ли Амос 1:5 о Баальбеке или о Дане.
    
Выражение Бикат Авен, или Долина (Равнина) Авен у Амоса побудило экзегетов и комментаторов отнести это место к Келе-Сирии, и это название, потому что Bi’qa – специфическое имя для Келе-сирийской равнины, все еще  используется сегодня. Имя Баальбек обычно объясняется как Баал Bi’qa или Bekaa.
    
Баальбек расположен в долине между Ливаном и Хермоном. О Дане также говорится, что он был расположен в долине:
    
«Город сей находился в долине, что близ Бет-Рехова. И построили снова город и поселились в нем.» (Суд. 18:28)

Иллюстрация: В основании храмового комплекса вот такие «камушки».

(1) Авен записано буквами алеф, вав, нун. Если огласовки не расставлены, то читаться может (и скорее всего, так как на письме без огласовок вав необходимо, по правилам, удвоить), как он. КБ.
(2) «Юноши Авена и Пи-Бесета – от меча падут, а (других) в плен уведут» (Иез. 30:17). КБ.
(3) «За тельцов Бет-Авена вострепещут жители Шомрона; оплачет его народ его и жрецы-идолопоклонники его, радовавшиеся славе его, ибо отойдет она от него. А он (телец) унесен будет в Ассирию, в дар царю могучему; покроется Эфраим позором, осрамится Израиль из-за умысла своего» (Осия 10:5-6). КБ.