Хаксли - Орвеллу

Виктор Постников
Райтвуд, Калифорния.
21 октября 1949 г.

Дорогой м-р Орвелл,

С вашей стороны было весьма любезно попросить издателей прислать мне вашу книгу.  Она пришла в тот самый момент, когда я был погружен в работу, требующую  от меня чтения  и поиска литературы;  и поскольку слабое зрение заставляет меня ограничить объем чтения, я был вынужден ждать, пока наконец не приступил к "1984".

Соглашаясь со всем, что пишут о вашей книге критики, мне не надо лишний раз говорить, насколько я считаю вашу книгу замечательной и чрезвычайно важной.  Могу я вместо  этого поговорить о главной теме, поднятой в книге– о конечной революции? Первые намеки на философию конечной революции — революции, лежащей за пределами политики и экономики и настроенной на полный подрыв индивидуальной психологии и физиологии  — можно найти у Маркиза де Сада, который рассматривал себя  в качестве продолжателя, если не вершителя, дела Робеспьера и Бабефа.

Философия правящего меньшинства в 1984 – это садизм, доведенный до логического завершения тем, что выходит за рамки секса и отрицает его.  Я сомневаюсь, однако, что в реальности философия «сапога–на-лице» сможет продолжаться неопределенно долго. Я считаю, что правящая олигархия найдет менее трудоемкие и менее затратные способы правления для удержания власти, и эти способы будут напоминать те, которые я описал в Дивном Новом Мире.  Недавно я посмотрел историю животного магнетизма и гипноза,  и поразился тем, что на протяжении ста пятидесяти лет мир отказывается серьезно принимать во внимание открытия Месмера, Брейда, Эсдайля и других.

Частично из-за превалирующего материализма, частично из-за скромности, философы и ученые девятнадцатого века не пожелали исследовать  странную психологию политиков, солдат и полицейских, дабы применить ее в целях правительств.  Благодаря невежеству наших отцов приход конечной революции задержался на пять-шесть поколений.  Еще одной удачей было то, что Фрейд не интересовался гипнозом.  Это также задержало применение гипноза в психиатрии еще лет на сорок.  Но сегодня психоанализ соединен с гипнозом; а гипноз легко достижим и доступен  благодаря  барбитуратам, вызывающим гипнотическое  и суггестивное состояние даже у самых упрямых субъектов.

Через одно поколение, я полагаю, мировые правители обнаружат, что состояние инфантилизма и нарко-гипноза гораздо эффективнее в качестве инструмента правления, чем дубинки и тюрьмы, и что им легче будет удержать власть, если они  привьют  людям любовь к  своему рабскому положению, а не будут силой заставлять подчиняться. Другими словами, я чувствую, что кошмар 1984  должен будет перейти в  кошмар, напоминающий тот, который описан в Дивном Новом Мире. Этот переход будет вызван требованием большей эффективности. Тем временем, конечно, возможны широкомасштабные биологические или атомные войны — и в этом случае у нас будут кошмары, которые трудно себе представить.

Спасибо еще раз за книгу.

Искренне ваш,
Олдос Хаксли



Interview of Aldous Huxley (1958)
https://www.youtube.com/watch?v=3TQZ-2iMUR0


George Orwell
The Final Warning
https://www.youtube.com/watch?v=ox-shlDXKO4