О тульском самоваре и чаепитии

Александр Бочаров 3
О ТУЛЬСКОМ САМОВАРЕ И ЧАЕПИТИИ

(Из книги «О людях и для людей»)

 «… В Тулу со своим самоваром не ездят!..», и вот так с лёгкой руки Антона Павловича Чехова  по всей Руси Великой и пошла эта поговорка. Ой, как она, оказывается и сегодня верна! А ведь,  правда, краше тульского самовара во всём  мире, действительно, ничего нет. А чай-то, в нём какой особенный – ароматный да душистый! Попьёшь, бывало, чайку и хворь твою всю,  как  рукой снимет! Но самое главное,  без него, без чая-то,  и семья – не семья. Он всех за стол сбирает, не живой он вроде, а душу греет, радушен и хлебосолен, всех готов приветить и с ним дом оживает.
 Вот потому-то и был самовар в каждом доме на правах члена семьи. Это сейчас он в доме как экзотика, как редкое украшение. И лишь по большим праздникам его ставят на стол, а в те времена, правда и не столь давние, это был друг семьи, генерал стола. Недаром же  когда  выдавали девицу замуж, смотрели: как она этот самовар заводит, и как жених с большим самоваром по избе пройдёт, и как он его на стол поставит. А впрочем, женской руке тогда подвластен был не только тульский самовар и муж, но и любая работа по дому. Да и мужики тоже не только вокруг стола сидели, да от чая отдувались.
Ритуал чаепития, конечно, у русских людей был особенный, ни на какой иной народ не схожий! У нас чай пьют и пивали во все времена не так, как во всём мире. Здесь к чаю на столе и холодные разные закуски, и наливки, и настойки. Здесь и грибки, и помидоры, и огурчики солёные. А в богатых домах – даже коньячок бывал!
 «Чай с позолотой!..», так  говаривали гусары, наливая в чай ром. А купчихи любили чай с изюмом, вприкуску с сахаром. А к нему ещё и ватрушки, и плюшки, и пирожки. И всё это лежало в центре стола, у самовара. А каков выход к чаепитию?! Хотя к чаю одевались просто, по-домашнему, но со вкусом, старались и в этом подчеркнуть домашность и необычность момента чаепития.
И не дай Бог, какое несчастье в доме – всё продадут: и скот, и мебель, и  последнюю рубаху, а самовар – в последнюю очередь! Ведь это символ дома, семьи, как же можно?!
Самовары и в те времена были самые различные по форме и объёму. Крестьянские и купеческие, дворцовые и походные, но все они предназначались не столько для утоления жажды или голода, а сколько для дружеского общения.
Всё это и ещё много интересного,  мы журналисты города Тулы, в том числе и с различных промышленных  предприятий, узнали на пресс-конференции, состоявшейся на заводе «Штамп». На том самом заводе, где делают эти  самые тульские самовары! Ведь всем известно, что именно у нас в Туле появился первый русский самовар, аналога которому не только за рубежом, но и в России просто не найти! Вот как всё оказалось здесь здорово и интересно!
А случилось это почти двести пятьдесят лет назад! Именно потому в 1995 году на заводе «Штамп», да и во всём городе Туле, будет праздноваться 250-летие тульского самовара и  115-летие этого замечательного предприятия. И на этой пресс-конференции очень интересно и подробно нам журналистам рассказала о ходе подготовки к этому празднику на заводе «Штамп» директор заводского музея самоваров  Ольга Георгиевна Полунина и генеральный директор АО «Штамп» Валентин Михайлович Митин. Они также рассказали об истории предприятия и сегодняшней его работе.
Как мы узнали сегодня в музее предприятия  в экспозиции около четырёхсот самоваров. И вот мы у экспонатов музея. Просто глаза здесь разбегаются, сверкают самовары золотом, серебром и медью. Каких здесь только нет самоваров! Говорят, более полного собрания и в мире нет. Здесь среди экспонатов самовары и массового изготовления, и штучного, старинные и современные, коллекционные и обычные. Здесь и те, что сделаны в последние двадцать лет, и старинные,  есть даже и очень редкие самовары,  изготовленные ещё на фабрике Баташова!
 Глядишь на эти самовары и думаешь: «Да, умели и умеют туляки создавать красоту, дарили её и царям, и Устинову, и Брежневу, и даже Рейгану, да и многим другим известным людям в стране, гостям нашего города. Но главное, что туляки от всего сердца дарили тепло и уют простому человеку, ведь тульский самовар почти в  каждом есть российском доме!..». И вся эта красота делалась и делается по традиционной технике, с очень искусным украшением внешнего вида самовара. Подчас с тонкой ручной художественной работой, это ведь тоже очень высокое и искусное искусство!
А первые мастеровые «самоварщики» появились в Туле в конце восемнадцатого века, когда оружейники уже выходили из «казюков», то есть из казённых людей в мещане. Вот эти-то мещане и стали заниматься изготовлением самоваров, руки-то у них золотые, искусные, блоху подковали! Вот и вложили они тогда свою мастеровую душу и в самовар. Поговорка даже тогда была: «Дай туляку кусок железа, а он из него сотворит чудо!». Вот оно чудо и появилось, а название ему – самовар!
 Основали первые самоварные мастерские братья Лисицины. Затем в конце восемнадцатого века вошли в силу Баташовы, а таких фабрик в Туле к тому времени было двадцать восемь. И уже к концу девятнадцатого века  в Туле было семьдесят две самоварные фабрики! На рубеже девятнадцатого, двадцатого веков в самоварном промысле трудились около пяти тысяч человек.
 В шестьдесят стран мира продавали туляки свои самовары. Прославились они на всю Россию, на всех ярмарках имели успех. И всегда были уверены они – пройдёт много лет, а тульский самовар будет жить, коль есть ещё в Туле мастера способные вложить в него душу, коль всегда туляки будут  радушны и гостеприимны, если  останется в них  человечность на первом месте. То есть, те самые качества русского характера и русской души, которые до сих пор пытаются разгадать иноземцы! И сегодня нельзя не восхищаться  искусством самоварных дел мастеров всех времён, в том числе, и наших дней. Делают они самовары необыкновенные и отменные, но, несмотря на это, из старинного самовара чайку попить, мне кажется, приятнее, вкуснее. Кажется, что в каждом из них что-то есть своё, особенное, или это, кажется, может быть, это только экзотика?!
Возможно, что и так, хотя, раньше, в старину самовары изготавливались вручную и поштучно. Двенадцать человек его делали. Кто-то из них корпус делал, кто-то  кран, кто-то ручки. А кто-то все эти детали оттачивал, подгонял, кто-то лудил и украшал, превращая всё это в коллективное творение.  И тут самовар как бы оживал! И становился  более живым, тёплее и радостнее, чем ныне штампованный, тепло рук человеческих сохранял! Или это только мне кажется?!
Но каждый из них, штучных, сработанных вручную, пел по-особенному, когда закипал, жил своей особой жизнью. И чай в каждом из них был с особым вкусом, отличался этот чай от иного,  вскипевшего в другом самоваре. Но вот примета у всех самоваров была одна – если он загудит страшно, неприятно, то крестись от беды, чтобы мимо дома прошла! А стоил он, такой самовар ручной фабричной  работы, по тем временам,  недёшево – от пяти до семи рублей серебром! А это огромные деньги! Порой стоил более, чем сам дом, в котором он стоял.
 Фасоны самоваров были самые разные. Делались они и в стиле простом, и с изыском. Были они и гладко- конусные, и гладко-цилиндрические, и в стиле барокко и такие, что только от фантазии мастера зависели. Так  из года в год совершенствовалось мастерство  самоварных дел мастеров до самой революции семнадцатого года.
И только в 1919 году начался новый этап развития самоварного дела в России. В Туле, как по всей стране и в других отраслях хозяйства, произошла национализация самоварной промышленности. Стало теперь в Туле четыре крупных предприятия по выпуску самоваров. В том числе начал выпускать самовары и машиностроительный завод «Штамп».
 Первый год все эти четыре  предприятия  работали по прейскуранту бывшего фабриканта Баташова. Делали точно такие же самовары, какие раньше делала его фабрика. Затем в тридцать восьмом, тридцать девятом годах, выпуск самоваров в Туле прекратился. Не было сырья для их изготовления. Но потом выпуск самоваров возобновился с новой силой. Перед самой войной выпуск самоваров достиг ста двадцати тысяч штук в год!
 В начале Великой Отечественной войны выпуск самоваров вновь прекратился. Немцы вплотную подошли к городу. Заводы были эвакуированы. И лишь в сорок третьем году вновь был налажен выпуск самоваров, который к концу этого же года составил около шестисот самоваров в год. Время показало жизненность этого изделия. И оказалось, что не только тульское оружие, но и тульский  самовар, очень нужны  народу во время войны. Собирал тульский самовар вокруг стола и раненных в госпитале, и бойцов в землянке, и детишек в детском доме, и работавших в тылу на победу тружеников полей, заводов и фабрик.
 В сорок четвёртом году выпуск самоваров в Туле уже составил тысячу двести сорок семь штук в год. А после войны, в тысяча девятьсот пятидесятом году, случилось так, что лишь на одном лишь заводе «Штамп» стали продолжать выпускать самовары в Туле. Но зато их стали выпускать на Урале, на Украине и в Ленинграде.
  «… Но и этого оказалось лишь «каплей в море!», – рассказывает нам о тех временах директор заводского музея Ольга Георгиевна Полунина. – То, что они выпускали и выпускают сейчас – мелочь! Представляете, из двух с половиной миллионов всех выпускавшихся  самоваров в Советском Союзе, на Тулу приходилось миллион восемьсот тысяч самоваров в год! А остальные семьсот тысяч штук делили между собой заводы Урала, Украины и Ленинграда! Делили четырнадцать заводов! А тульский самовар иметь  желал каждый. Как самовар особенный, добротный, подобный тульскому оружию, или прянику!».
Вот потому сейчас на заводе «Штамп» идёт сегодня энергичная подготовка к празднованию юбилея тульского самовара, как особенного вида тульской продукции. Создана праздничная комиссия. Разработаны мероприятия. Праздник намечается отметить в Туле широко, с народными гуляниями! Намечен он на июль девяносто пятого года. И наполнен будет концертами, театральными представлениями, массовыми чаепитиями.
 С этой целью на заводе «Штамп» будет изготовлен самовар на двести пятьдесят литров. Продолжится праздник и в августе. Это будет время выставок, бесед, лекций по тульской тематике. В том числе будет организована художественная выставка в Выставочном Зале на Красноармейском проспекте Тульским отделением Союза Художников России. В этом же зале будет организована и уникальная выставка тульских самоваров. Здесь будут предоставлены для обзора и сувенирные образцы, даже с возможностью их приобретения.
К выставке тульские самоварщики собираются изготовить самовары-копии. Тех самоваров, которые были у великих наших земляков – Л. Н. Толстого, В. И. Жуковского, В. В. Вересаева, В. Д. Поленова, а также различных видов сувенирных самоваров за все годы выпуска их на Руси.
И основное торжество, кульминацией праздника, станет замечательная дата – двадцать второе сентября будущего года! Именно в этот день пройдёт торжественное собрание в честь 115-летия основания завода «Штамп» и 250-летия тульского самовара. Именно к этому дню будет выпущена книга об истории завода и тульского самовара! Будут изданы красочные  буклеты, а также книга рецептов по приготовлению чая и рассказами о традициях чаепития.
 Будут в эти дни выставлены на улицах города стенды и плакаты. Установлены щиты с изображениями тульского самовара. А также выпущены значки, посвящённые юбилеям, а также будет выпущена красочная заводская газета, в которой уже сейчас идёт рубрика в часть юбилеев. И это будет праздник не только завода «Штамп», тульского самовара, но и всего города!
А.Бочаров.
1994.