Теоретич. физика. Театр начинается с вешалки. II

Ольга Крюкова
Второе отделение.

Действующие лица, исполнители и зрители – те же и ещё все желающие быть свидетелями происходящих событий, начавшихcя  в первом отделении спектакля.
См. http://www.proza.ru/2015/03/17/514

Звонки для тех, кто уже успел подкрепиться в буфете и улыбнуться своему отражению в многочисленных зеркалах просторного фойе и для тех, кто ещё не успел.
Занавес.
Для участия во втором отделении артистам потребуется помощь зрителей.
От желающих нет отбоя.
Каждый хочет прославиться и покрасоваться.
Но вот страсти улеглись.
Часть зрителей примеряют на себя костюмы и почётную роль молекул, готовых толкать тех, кто, после недолгих уговоров, всё же принял на себя менее почётную миссию несчастных броуновские частиц.
1–ый со знание дела раздаёт всем артистам и зрителям тщательно отксерокопированные карты – навигаторы (См рис.1), наподобие тех, которыми пользуются или пользовались раньше дети в пионерских лагерях при игре в зарницу, чтобы непосредственно следить за развёртывающейся на сцене драме.

И представление начинается.

Все артисты и их помощники расставлены по местам.
(3) -ий артист вживается в роль Броуна в вольной интерпретации:
«Крайняя молекула, будьте добры, толкните ближайшую к вам броуновскую частицу влево. Следующая молекула слегка заденьте её плечом, пусть покрутится до следующей молекулы.
Все остальные участники, будьте добры, повторяйте».
И вдруг на сцене происходит внештатная ситуация, не предусмотренная сценарием.
Достаточно крупного телосложения молодой человек, играющий роль броуновской частицы, неуклюже толкает молодую девушку – молекулу. Да так, что она падает. В это время на него налетают три её подружки с целью отомстить. Не удержавшийся под их натиском молодой человек пролетает пару метров вперёд, пока ещё одна «молекула» не подставляет ему подножку. И он падает, вспоминая при этом все законы Ньютона вместе взятые, и, обиженный, покидает сцену и театр.
Зрители возбуждённо шумят, так же вспоминая законы, особенно первый и второй, о которых артисты почему-то забыли упомянуть во втором отделении.
«Молекулы», довольные тем, что правда восторжествовала, их товарка отомщена и одной помехой стало меньше, продолжают прерванный спектакль.
(1) – ый артист декламирует нараспев:
«Продолжаю повествование.
Внимательно.
Не отвлекайтесь.
Все участники, будьте так любезны, действуйте по отношению друг к другу по возможности предельно аккуратно.
Зрители, следите за происходящим по картам - навигаторам.
Молекулы, заново толкайте ближайшие к вам частицы.
Пусть движутся как им вздумается.
Теперь три молекулы бегут к самой большой частице и толкают её прямиком ВВЕРХ к другим молекулам».
Почему-то гробовое молчание повисло над залом.
Только одинокая муха, пригревшаяся около софитов осветителя, удивлённо подняв брови, растрогалась: «Вот и меня наконец-то услышали».
(3) –ий артист заикается:
«Память пока ещё хорошая».
Помощник суфлёра в шоке:
«Написано правильно».
Оформители сцены в оцепенении: «Мы всё верно сделали по эскизам.
Даже клеточки на сцене расчертили».
Режиссёр в панике: «Вот так всегда бывает без генеральной репетиции».
С галёрки голос всё ещё голодного студента, у которого не было денег на бутерброды: «Дайте мне карандаш и бумагу, и я вам нарисую стакан с водой или другой жидкостью и то самое...в трёхмерном измерении. Взамен – бутерброд».
Чтобы продолжить представление, из гардероба в срочном порядке приносят все вешалки...из буфета – бутерброд для студента.

Голос из суфлёрской будки: «Вот так и в жизни. Говорим и делаем одно –пишем и рисуем другое. И наоборот. Вздыхая, цитирует ( 1) -го: « Траектория молекулы схематично показана на рис. 2.10 (картинка, аналогичная вышеприведённому рис. 1), хотя, конечно, истинная траектория не лежит в одной плоскости.
Экономия на точном определении, корректной подписи под рисунком, схемой и т.д. – экономия на здравом смысле. Зрительная память часто оказывается эффективнее любой другой. А подкреплённая словами – эффективнее втройне. Вот у меня был в вузе математик – лектор! Так он параллельно с написанием на доске формул проговаривал каждую из них чётко и внятно. Кто-то тупо списывал с доски, кто-то просто успевал со знанием дела писать под диктовку».
Занавес.
Молчаливо расходятся зрители.
Работники театра и артисты чешут затылки.
Студент, растягивая удовольствие, медленно дожёвывает свой бутерброд.
А вешалки?
Их оставили на сцене, вдруг ещё пригодятся. А заодно за кулисами поставили холодильник и постоянно обновляют его свежими бутербродами.
Тоже могут пригодится…

Суфлёрская будка вздыхает: «Встречаться с последствиями таких подходов в теоретической физике приходится часто. И не только в физике. В жизни.
Вместо того, чтобы идти вперёд, приходится путаться в трёх соснах. Исправлять ошибки и представления, в том числе и свои, ставшие последствиями чужих.
Рассматривала в школьный микроскоп некие частицы (?) в чашке Петри (слой воды в которой достаточно мал, чтобы слёту понять, что речь идёт об объёмной картинке) и думала: «А не тряс ли Броун стол?" Потом, прочитав учебник, – тряслась от смеха. (Учительница физики была бывшей преподавательницей труда и объяснила сей процесс соответственно картинкам, думая о чём-то своём, женском…).
Куда направлен взгляд от окуляра микроскопа в чашку с частицами? Правильно, в плоскость, а не в объём. Что увидели, то и изобразили.
Причины. по которым одноклассникам не удалось стать свидетелями подлинного хаотичного (?) броуновского движения могли быть следующие:
-  слишком массивные броуновские частицы.
- слишком маленькие частицы, для которых не хватило разрешения школьного микроскопа.
- несмачиваемость пыльцы (в качестве броуновской частицы) водой, которая скользила по её поверхности из-за толчков или возмущения окружающего воздуха дыханием, взмахами рук или другими действиями школьников.
Сам Броун вообще-то наблюдал движение спор в растительном соке (!!!) и совершенно не претендовал на то, чтобы движение частиц в воде было названо в его честь.
Потому что об явлении растворении веществ в воде было известно, если мне память не изменяет, где-то уже до нашей эры, из чего древним людям хватило бы ума самим сделать вывод о нигде и никогда не прекращающемся движении. Объяснение умышленной утери многих рукописных свидетельств этому факту -  в третьем отделении.


И неужели интернет со всеми его изысканными возможностями не может правильно предоставить картину броуновского движения! Изъяв из обращения ту самую, тщательно скопированную и предоставленную мной в начале повествования.
Небольшая подборка характерных издевательских примеров.
Один, автор Прозы, предлагает читателям представить модель броуновского движения в виде коровы, которая толкается всадниками по полю (Наверное, пиками. Или пинками. Жалко корову.).
Другой, знакомый, описывает площадь в Ватикане, приводя в качестве образца тоже несчастное броуновское движение. По воздуху, что ли, паломники летают? Да и не хаотично и не бесцельно, небось, слоняются по Ватикану. А?
Броуновское движение – понятие движения не в плоскости. а в пространстве. Причём, не только в жидкости. Это косвенное подтверждение всеобщего движения.
Третий – выводит заключение, что масса превращается в энергию при скорости = квадрату скорости света (Нобелевскую премию ему, не задумываясь), четвёртый, до дыр протирая бумагу, пытается на числовой оси острым карандашом уточнять число пи.
Пятый приписывает звёздной системе (так и пишет – звёздная система) размеры = 10^16см десять в шестнадцатой степени (извините, местное программное обеспечение не в состоянии передать красоту написания математических символов). Какой звёздной системе?  Подробности – см. в учебнике астрономии.
А размерам Земли – 1х 10^8см. единица умножить на  десять в восьмой степени.
При этом считает себя знатоком математики. Критикует её с упоением. Конечно…, не умея делать простые математические расчёты и преобразования…знаток. Вышку бы ему, да пожалеем. Пусть сначала научится делать простые математические вычисления и приведения чисел к нормальному виду.
Размеры своей родной Земли нужно знать!
У него ошибка на порядок!
Следующий замечает у себя при засыпании, как пузырь надувается в груди, – наверное, парень ещё не женат…или храпит…
Следующий, вернее следующая, – представляет себе Вселенную в виде абсолютно чёрного тела.
Абсолютно чёрное тело можно наблюдать только находясь у него снаружи. Но за пределами Вселенной нет даже того, чтобы мы охарактеризовали бы как ничего и откуда кто-то мог бы характеризовать Вселенную в качестве чёрного тела.
Та же дама называет своё нехудожественное произведение «По ту сторону звёзд». Название интригует, не более того… Кто бы мне объяснил, где у звёзд эта сторона? Подразумевается, что об этой стороне мы должны что-то знать.
А о той она нам расскажет сама.
Звёзды имеют привычку вращаться вокруг себя или вокруг общего центра масс, подставляя нам на обозрение то одну, то другую сторону.
Ещё одни – смотрят на себя в зеркало и думаю, что там зазеркалье.
Да это ваше отражение (!), а не ваш двойник. И лево-право местами не меняется!
Репортёр центрального телеканала говорит о прививке АКДС (против коклюша, дифтерии и столбняка), как о прививке против туберкулёза.
Ещё одна дама (врач по образованию и по совместительству литературовед) посвящает своему кавалеру стих с такими строками: «Но ход мыслей не изменить, стиль мышления – не поменять…». А он с упоением берёт их на вооружение. А зря!
Если бы было так, то мы никогда не увидели бы бессмертного шедевра Данте А. «Божественная Комедия». Потому что в 35 лет Данте круто сообразил, что куда-то он не туда идёт по жизни и пора избавляться от грехов. А совет самого поэта-философа-мудреца Виргилия: ”Ti conviene tenere altro viaggio…” – Дословный перевод: «Тебе следует держать (придерживаться) иной путь (иного пути)…»! Естественно, путь – понятие метафорическое. Необходимо изменить направление мыслей, если хочешь чего-то добиться.
Да и где врачу знать о том, что каждый пациент требует к себе особого подхода! Сейчас ведь для каждой болезни установлен фиксированный план лечения (!). Ни шагу в сторону!
Продолжу.
В некоем факультативном пособии по высшей нервной деятельности и психологии (предназначенной для учащихся школ) ионы калия изображены меньшего размера, чем ионы натрия. Хотя натрий – в третьем периоде т. Менделеева, а калий –четвёртом и должно быть всё наоборот. А для свойства мембраны быть проницаемой для одних ионов и непроницаемой для других можно использовать красный и зелёные цвета.
В художественном фильме при торможении электропоезда метро пассажиры падают назад (!). Естественно, режиссёру фильма не известно такое явление, как инерция, а о том, что нужно бы проконсультироваться он понятия не имеет.
Один рекламируемый на Прозе поэт обзывает Монну Лизу в своём стихе продажной женщиной, а модераторы рекомендуют его для прочтения. Я, конечно, понимаю, что их мысли сходятся и негде взять итальянско-русский словарь, чтобы уточнить значение неизвестного слова. Но тогда не нужно писать и рекомендовать.
Таких примеров можно приводить и приводить…
А нас ведь читают. За нами подсматривают и подслушивают.
Особенно дети. Чему научим, то и получим…
Прошу прощения у уважаемых Читателей за отсутствие в моём повествовании абзацев. Они присутствуют в оригинале. Только к ним отсутствует процесс адаптации местного компьютерного обеспечения.  А я не желаю сама подстраиваться ни под что и ни под кого, тем более под тех, кто считает себя профессионалами своего дела.
Как сказал космонавт А.Леонов после гибели экипажа Добровольского: «Если бы они действовали бы не по инструкции, то были бы живы».
Человек – на то он и человек, чтобы находить нетривиальные решения в форс-мажорных ситуациях. С учётом оценки обстановки.

А взрослым людям для обыденной жизни мне хочется дать нелепые советы
Учителя, ходите в школу только за зарплатой!
Врачи, забудьте клятву Гиппократа!
Правители, губите мир ради своих амбиций!
Учёные, разрабатывайте новые виды оружия!
Администраторы сайтов, находитесь в удалённых точках от своих участников и от реальной жизни!
Подстраивайтесь под зарплату или доходы!
Плевать на то, какие примеры показываем подрастающему поколению!
Детей при этом – массово за компьютеры, чтобы учились убивать. Для начала хотя бы виртуально, а потом – как получится…
Эти призывы не шутка, потому что многие (Конечно, не все, но многие.) свою душу призывают поступать именно так.
А я её подслушала.
От моих глаз не скроешься.
Ошибки, в которых заложена суть в трактовке предназначение человека, как носителя разумной жизни, – опасны.
Нет продолжения идей.
Есть топтание на месте.
Особенно, если дело касается сути и ценности человеческой жизни, чистой среды обитания и чистых помыслов.
Не претендую на роль последней инстанции.
Не застрахована от ошибок.
Но у меня нет степеней и званий ….есть просто огромное желание познания…

А уж возможности интернета просто обязывают полномасштабно показать процесс броуновского движения. Со всех сторон. Ресурсы позволяют. И изъять все дезинформирующие наглядные пособия».
Подумала и добавила: «Хорошо бы указать масштаб… Хотя бы приблизительно».
При этих словах студент хмыкнул было в кулачок, но потом согласился с тем, что так будет нагляднее и поможет во многом разобраться.
А ещё подумал, что, вероятнее всего, он является единственным из зрителей, который понял, что во втором акте речь шла о броуновском движении не в воде, а в воздухе …Там проще наблюдать его в луче света, проникающем в запылённые помещения и запылённые мозги.
Причём отнюдь не хаотичное. Доказательства каждый может вывести самостоятельно. Я привела достаточно наглядный разбор вышеуказанного явления.
Не сложно.
Удивительно, что учёные мужи до сих пор не устают повторять сею величайшую глупость.





Продолжение следует.

Апрель-март 2014 г. ------ март 2015 г.,

Автор:  Ольга Валентиновна Крюкова.


Все права на произведение защищены.
Произведение предназначено для личного прочтения.
Все иные действия с текстом произведения только с разрешения и по согласованию с Автором или законными наследниками.
Цитирование в допустимом Законом объёме, в том числе в вольном пересказе и иной интерпретации – с указанием Автора.


Проза.ру
© Copyright: Ольга Крюкова, 2015
Свидетельство о публикации №215031900462