Прости и прощай

Александр Александров 7
Умер Валентин Распутин. Как теперь осозналось – вероятно, самый русский и самый православный писатель из современников, крестьянский сын и соль русской земли, умер в самый канун своего 78-летия. Накануне, когда мир узнал о тяжелой болезни великого прозаика, миллионы поклонников его творчества, высоко ценящие талант автора «Прощания с Матёрой», «Уроков французского», молились о выздоровлении классика. Увы, его родные уже знали, что спасти Валентина Григорьевича, который умирает от онкологического заболевания, невозможно. И отнеслись к неизбежному с христианским смирением.
Великий прозаик, совесть русской земли, ушёл из жизни с верой в свою Родину. «Кажется, нет никаких оснований для веры, но я верю, что Запад Россию не получит. Всех патриотов в гроб не загнать, их становится все больше. А если бы и загнали – гробы поднялись бы стоймя и двинулись на защиту своей земли. Такого ещё не бывало, но может быть. Я верю ; мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тыща лет. Однако лёгкой жизни у России не будет никогда. Наши богатства – слишком лакомый кусок». И только теперь мы с удивлением осознали, что «Уроки французского» или «Прощание с Матёрой» непостижимым образом стали частью каждой русской души.
Жаль, писал он мало при советской власти, несмотря на огромную популярность.  Всего-то и были повести «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой» да рассказы. Валентин Григорьевич всё больше Байкал тогда  спасал, боролся с грандиозным проектом поворота сибирских рек, как позже восстанавливал Храм Христа Спасителя. 
В 1985-м, к объявленной Кремлём перестройке, был опубликован его набатный «Пожар». Странная, как тогда казалось, повесть деревенщика про рабочий поселок. Горит склад с дефицитными товарами, припрятанными от народа. Работяги честно пытаются спасти добро от огня, лишённые совести и корней «архаровцы» же, как он говорил, духовные не-пришей-пристебаи, под шумок стараются растащить казённое добро по своим норам. Приветливые прежде критики и почитатели посчитали повесть шагом назад в творчестве Распутина. Что за пожар? Зачем? Какой в этом смысл? Горькое понимание пришло спустя несколько лет, когда вся страна заполыхала. И в том духовном пожаре и всесоюзном, и в бывших союзных республиках шустрые «архаровцы», пользуясь смутой, лихо прихватизировали народное добро, возвели собственные заборы, чтобы припрятать похищенное. Те же алюминиевые заводы, ради которых когда-то и затопили распутинскую Матёру и многие другие сибирские посёлки. Пророческими стали слова одного из героев «Пожара»: «Против чужого врага стояли и выстоим. Свой враг, как и свой вор, пострашнее». Как угадал, увидел писатель ещё в канун «судьбоносной перестройки» тот пожар, что охватит огромную страну (и только ли её?), развалит её на части? Что заполыхает бандеровским майданом в матери городов русских Киеве? Что артиллерии и установки залпового огня будут ровнять с землёй шахтёрские городки и посёлки Донецка и Луганска, вместе с их жителями, детьми и стариками?
Сам Распутин после «Пожара» на два десятка лет оставил большую литературу. Ушёл в большую политику. Член Президентского Совета при Горбачёве, Народный депутат СССР. Видно, в меру сил пытался тушить предсказанный пожар не книгами, а советами властителям, речами, статьями, коллективными письмами.
«Когда началась перестройка – я поначалу поверил Горбачёву. Всем было тяжело жить, и вдруг предлагается совсем иная жизнь... Чего жалеть о том, что было. Не мог иначе. Ведь не для себя же старался. Хотя понимал, что ничего не сделаю, а душу надорву, слово потеряю, жизнь свою разметаю. Так оно и получилось. Лет двадцать ничего не писал, а ведь сколько мог! Много раз зарекался, говорил себе, что всё идёт своим чередом, ничем ты не поможешь, нужно спасать своё писательское дело. А потом думаешь: может, и не напрасно моё хождение в политику, публицистику».

 СССР развалился. Не спас страну пожарный-звонарь Распутин своими статьями, речами, советами. Его записали в реакционеры,  ксенофобы, консерваторы и т.п. Иные соратники не выдержали, дезавуировали свои подписи в коллективных письмах в защиту страны. Хотя среди них были солидные люди, генералы: боевые и литературные. А скромный тихий Распутин не сломался, продолжал вызывать огонь на себя. 
  Лишь в 2003-м появилась новая повесть Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Уже о нашем, постсоветском времени. Торговец с рынка в сибирском городе изнасиловал дочь героини. Милиция искать преступника не торопится. Героиня сама находит его, добивается ареста. Но прокурорские решают отпустить того за взятку. Отчаявшись добиться справедливости, героиня, дочь таёжного охотника, прямо в прокуратуре застрелит насильника. В момент передачи выкупа за него. И получит срок. Очень тяжёлая повесть. Кто ещё из нас уже тогда слышал голос истерзанной этими продажными нелюдями страны? Этот протяжный стон, как некогда вой изувеченной Природы в его «Прощании с Матёрой».
«Дочь Ивана, мать Ивана» оказалась непонятой. Ни властью, ни общественностью.  Он же писал, бил во все колокола не о кавказцах, а о беззаконии и коррупции, о смертельной «раковой опухоли», которая порождает межнациональные и прочие конфликты в стране. Да, насильник в его повести – кавказец. Но взяточник из прокуратуры – местный, сибиряк, как и менты. Все те же ушлые «архаровцы» превратили Фемиду в России из принципиальной женщины  в вульгарную стриптизёршу, которой преступники суют в трусики пачки денег. «Кто больше заплатит, тот и будет прав!» – такое кредо  у этих «архаровцев» в мундирах и мантиях. Когда большие прокурорские чины крышуют не в Тьмутаракани,  а вокруг столицы запрещённые президентом казино – дальше, как говорится,  уже некуда!
«За это двадцатилетие Россия пережила много что – и расстрел парламента, и смены президентской власти, и царство Березовского с Гусинским, и дефолт, и чехарду правительства, и принятие закона о продаже земли, и гибель «Курска», и парад олигархов на подиуме самых богатых людей планеты, и выборы, выборы, выборы... Выборы превратились в альфу и омегу нашего времени, в единственное, что нам не изменит. В это двадцатилетие на земле и под землей пылали пожары, большие реки и малые ручьи с доселе небывалым бешенством выбрасывались из берегов и шли на приступ человеческих поселений на севере и юге, на западе и востоке, урожаи сменялись недородом, неожиданные для коммунальщиков зимы вползали в неотапливаемые квартиры, падали самолёты... И продолжалась Чечня»… А в мире идол, в том числе и доморощенных российских демократов – Америка бомбила Югославию и покоряла Ирак, Ливию, окружала Россию по уже былым её окраинам военными базами, превратила международную дипломатию в грубые окрики международного жандарма и наскребла себе на хребёт знамение-манифестацию 11 сентября... Как предвестие будущих больших бед.
Затем запылал Арабский Восток, теперь грозящий уже Вавилонской блуднице (Европейской цивилизации) всеобщим мировым пожаром. От взрывчатки, пуль, мин, снарядов и ракет погибли тысячи и тысячи ни в чём не повинных людей, но от порядка, презревшего честь и совесть, извратившего все нравственные законы народа, погибли и ещё погибнут миллионы и миллионы… Разбуженные пожаром демонические силы требуют крови.
Только теперь для меня стали понятны пророческие предзнаменования-предсказания Валентина Григорьевича. Да и сама его смерть – явленный нам повод-указание остановиться, оглянуться, задуматься перед новым шагом…
Что мы обрели? Что потеряли в том пожаре? Увы, потеряли Великую Империю победителей, которая одним движением «бровей» останавливала любых посягателей на нашу Родину. Разменяли бесценное золото Победы, стоившее нашей стране 27 млн. человеческих жизней и непомерных, нечеловеческих усилий и лишений, на медные монеты супермаркетовских товаров в блестящих упаковках да на потные трактирные гривенники. Полностью лишившись иллюзий о исцеляющей силе рыночной экономики, мы воочию увидели каннибальский оскал Маммоны, при воцарении которой всё продаётся и всё покупается. И нас ужаснул этот лик, где вместо лица – лукавая улыбка селфи – окупай… Полная потеря нравственных и духовных ориентиров в придачу. По служебным вертикалям карабкаются вверх мерзавцы, типа «Сашки – 30%», которого знали поголовно, как лихоимца, местные жители – бывшего главы Охиповского района, с патологической склонностью к поборам и хищениям, назначенного в будущем губернатором Сахалина, с неизвестными целями, о которых, правда, нетрудно догадаться. Патологическая жажда наживы, побеждающая даже инстинкт самосохранения…
Кем дозволяется, а точнее стимулируется эта селекция негодяев? Для Распутина, как для глубоко верующего православного, ответ на этот вопрос был хорошо известен, ведь он видел разбуженные пожаром демонические силы и пытался предупредить о них всех.
Что же мы приобрели, кроме горького опыта и утрат иллюзий за прошедшие с начала пожара годы? Кого Бог любит – того испытывает.
Так уж устроены законы Создателя, что, забирая одно, Небеса дарят другое. Нам Небеса даровали, точнее вернули, веру в Христа. И лично для меня это стоит всего остального, потому что в преддверии грядущих грозных событий, Спас на нашем знамени, как во времена Александра Невского или Поля Куликова Дмитрия Донского – будущее знамя нашей Победы. «Не в силе Бог, а в Правде. Сим победиши!» – завет Св. Преподобного Вел. князя А. Невского. Второе и бесценное, что нам вернули, это осознание нашей исконной принадлежности к древнейшей Восточноевропейской христианской цивилизации, свет которой, как оказалось, не погас в сумерках атеистического затмения. Россия стряхнула с себя мрак безбожия. Мы осознали цену истинных ценностей и суетных желаний.
Ещё мы окончательно убедились, что в последней битве с Антихристом мы – Страна Белой Медведицы – будем одиноки, как и пророчествовал Иоанн Богослов. Остальные примкнут к Антихристову войску без боя.
Создатель дарует каждому человеку жизнь – как огромный и неоплатный аванс или кредит и дар бесценный. Он завещает человеку соблюдать нравственные законы, которые являются абсолютными и соблюдение которых уберегает человека от власти демонических сил, попадания его в рабство и кабалу Преисподней. Как в Христовой притче о Милосердном царе и безжалостном займодавце (от Матфея 18:21-35; от Луки 17:3-4).
Один человек был должен царю десять тысяч талантов*. Заплатить ему было нечем, и царь велел продать его жену и детей и все его имения. Но должник упал на колени перед царем и стал просить его:
"Потерпи на мне, я все заплачу тебе».
Царь пожалел его и простил ему долг. Должник же, выйдя от царя, встретил своего друга, который должен был ему только сто динариев схватил его и начал душить, говоря:
"Отдай мне, что должен".
Бедолага упал на колени и стал просить:
"Потерпи немного и все отдам тебе".
Но тот не хотел ждать и посадил его в тюрьму. Царь, когда узнал об этом, то призвал к себе жестокого должника, которого недавно простил, и сказал ему:
"Злой раб, я простил тебе, потому что ты умолил меня. Не нужно ли было бы и тебе простить своего друга"? Царь рассердился и приказал посадить злого раба в тюрьму, пока он не выплатит весь свой долг.
Рассказав эту притчу, Иисус Христос прибавил: "Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его".
Рассказ не о деньгах, а о соотношении ценности даров Небесных и Земных. Триста тонн серебра (10 000 талантов) каждый из нас должен Отцу Небесному уже при рождении своём. Сто динариев – цена доступных нам земных даров. Выбор – личное дело каждого.
(написано с использованием материалов СМИ)

*Талант - мера веса, распространенная в древности на Ближнем Востоке и в Средиземноморье, которая также использовалась как денежно-расчетная — не монетная — единица в Древней Греции и Древнем Риме.  1 талант равен 6000 динариев или 30 кг. серебра. 10 000 талантов – 300 тонн серебра.