Плоды праздности. Глава одиннадцатая

Светлана Петровна Осипова
            Прошлое оторвалось, как звено модуля. Огромное, существенное, но отработавшее свое и теперь ненужное, оно отлетело в космическую бездну. Последний сегмент, державшийся силой традиции, отделился. Эту силу олицетворяла дружба, возникшая сорок лет назад. Но и она лопнула, как протертая вожжа. Все полетело в разные стороны – повозка, лошади, седоки и погонялы. Прошлое уходит вместе с людьми. Люди сами по себе живы. Но прошлое уходя, не оставляет нам людей. Такова закономерность. Ничего не остается из предыдущего, завершенного периода жизни. Это могут быть огромные куски, целые системы модуля. Это могут быть небольшие элементы, блоки или сегменты. Но они отрываются и с огромной скоростью уносятся от вас в бездну времени, забрав с собой привычные связи, прекращая отношения, унося людей, к которым вы успели привыкнуть, безвозвратно. Люди эти есть в пространстве, а вы их не можете больше видеть. Кончился фильм. Пошли титры « В ролях: и т.д.». Роли и исполнители. Потом будет другой сеанс. И вон, видите, уже идут новые зрители на сеанс фильма, который вы уже посмотрели. Они с интересом посматривают на вас: понравился ли вам фильм? А вы на них – они еще в предвкушении и ничего не знают о том, что их ожидает.  Потом, через некоторое время вы будете смотреть другой фильм. И так далее. Жизнь прекрасна, интересна, непредсказуема, как новое кино. Начинает формироваться новая конструкция, новый модуль. Комплектуются звенья. Приноравливаются, прилаживаются друг к другу. Так и эдак. Тем, этим боком. Как то будут они, эти звенья держаться? Авось не на соплях. Достаточно ли прочно? Поехали! Кто везет, кто погоняет, кто катается!

              Пройти чрез узкие врата - задача непростая. И что они собой представляют? И как надо исхитриться, чтобы не ободравши спины и других частей тела вывернуться? Эта новозаветная премудрость всплыла в памяти в дождливый весенний день. Начало апреля не отличалось от начала марта - не было вдохновенного шествия природы к освобождению от пут зимы. Ноябрь плавно перешел в апрель.               

             Солнце упало в лужу. Дождь принялся  гасить небесное светило, нанося по нему яростные удары тяжелыми и частыми каплями. Солнце сопротивлялось. То гасло, то вновь сияло, и находящиеся под водяными ударами  лучи искрились, прерывистые  золотые линии сияли, переливались, само солнце, умытое и яркое красовалось в этой луже и играло. Бомбежка не прекращалась. Борьба с солнцем продолжалась еще долго. Все-таки победу одержал дождь и золотой искрящийся шар окончательно погас.
             Таня мыла окна и наблюдала за несправедливостью дождя по отношению к весеннему, молодому, радостному, но еще не достаточно сильному солнцу. Шла Страстная неделя, вторник. В воскресенье уже Пасха. Еще немало надо сделать. Вымыть окна, постирать занавески, купить яиц, кулич. Заканчивался Великий пост. В начале поста она всегда ставила перед собой какие - нибудь задачи, небольшие и простые. Пост конечно не держала, как надо, но не употребляла в пищу мясо. Налегала на овощи. Послушанием себе вменила "служить людям". В этом аспекте и смотрела на свои действия во весь период поста. А уж как это получалось - не ей судить. Выявила в себе грех - часто чертыхалась и даже выражалась в сердцах нецензурно.  Удивительно, пост, а у нее надо- не надо вылетает из уст ругательство, не адресованное правда ни к кому конкретно, а так: не получилось что- либо ( выпало из рук, оторвалось, обломалось, укололо и т.п.), матюг! В другие, простые дни она не так уж и часто могла выругаться, а тут напасть какая. Не простое время Великий пост, интересное. Таня стала любить это время за его сложность.  Так или иначе, но в этот период идет важная и таинственная работа. Быть участником ее - большая честь и радость. В следующий раз возьму задачей не брюзжать и не выражаться. Хотя бы это. Может быть и сейчас можно подключить эти задания? Мытье окон подходило к концу. Небо напрочь затянуло, теперь до конца дня будет пасмурно. Дождь принимался накрапывать несколько раз пока Таня ходила в Петроэлектросбыт написать заявление о постановке на учет счетчика. Пасмурно, смурно, урно, но...Зажженные фары машин во влажном воздухе создавали иллюзию осеннего города, когда становится немного грустно, но всеже хорошо от чего-то. Впервые это осеннее настроение испытывала Татьяна весной.

              А чтобы пройти через узкие врата, надо стать маленькой-маленькой, ничего лишнего, только самое необходимое, а то и необходимого не надо. Уменьшиться, прежде всего внутренне. Это интересная задача. С чего начать? Не копить ничего, в том числе лишних эмоций. Упрощать уравнение до значения ab. До самого важного и вместе с тем простого - ab. Это и было в алгебре сложным заданием, а Татьяна, любимая русичками (особенно на литературе), была вне поля зрения математичек. Но Таню увлекала алгебра. Она до двух часов ночи сидела и решала сложные уравнения, то упрощая их, то доказывая равенство, то находя значения алгебраических конструкций, подставляя цифры. Однажды она взяла и списала с доски дополнительные, особо трудные уравнения, предназначавшиеся двум отличницам. Сидела дома, решала и решила. Помогала ей в этом только бумажка, превратившаяся в тряпочку, на которой были формулы, написанные с двух сторон. Таня переворачивая туда- сюда листочек, решала алгеброиды. Листочек стал таким образом в конце- концов тряпочкой. Так вот, решила и принесла учительнице, сказала: " Вот, я решила уравнения для отличников". Учительница была пожилая и добрая, не ругалась, только не поверила и пристыдила, доброжелательно: "Таня, ну зачем ты обманываешь меня? Ты не могла решить эти сложнейшие уравнения сама! Ты хорошая девушка, зачем придумала это? Брось, тебе это не к лицу". Так и не поверила.   



            Весна взялась за дело. Решительно она принялась вершить свою привычную работу. С ловкостью профессионала она в несколько часов покрыла газоны мягкой ровной зелененькой травкой. Голые еще ветви деревьев окрасила цветом напоминающим фисташковый. И деревья ждали своей очереди за настоящей зеленью. И ведь что учудила: в пасхальное воскресение задала температурный режим в 17 градусов по Цельсию на несколько дневных часов для того, чтобы дать подняться своей травке, а к вечеру, понизив температуру до 10 градусов полила свои всходы обильно и основательно дождем. А люди ( вот чудаки!) высыпали днем гулять на солнышко, грелись, разделись, а после замерзли и очень были недовольны и удивлены поведением весны, совершенно не понимая ее работы, ее задач, никаким образом не относящихся к людям. В этом и есть вечное несоответствие природы и человека цивилизованного. Вечно он меряет все своими мерками!



            Природа определяет нам - любите. Пришла пора! "Так-так, - думает он или она, - а как же работа? А как же семья? А что скажет сын, брат, сват?И что я буду делать потом? Когда все закончится? Когда меня разлюбят? Когда разлюблю я? А соперники? А вдруг мне показалось? А вдруг он (она) решил (а) посмеяться надо мной и это просто игра, шутки?" И потихоньку, помаленьку человек эту любовь гасит, как сигаретку... Ну что ж наученный горьким опытом, обжегшись на молоке, он дует на воду... О себе он думает, о себе... И тает любовь, как последний снег в апреле... Кто-то в паре должен взять на себя ответственность за эту работу. Вот и все решение. Рискнуть. Шагнуть. Другой пойдет, не бойся, вот увидишь. Только так. Если отступился, не пошел, не настаивай. Так тоже хорошо. Отпусти с миром и с Богом. Любовь останется с каждым в целости и сохранности. Любовь - природное явление, и человек не властен над ней. Конечно я Вас люблю, конечно, но не мучайте меня и не отступайтесь. Мне нужен отдых, мне нужно время. Это так неожиданно, и потом, я подозреваю, что не только я у Вас на крючке. Хорошо построенная случайная встреча тоже не подойдет. Случай не очень верный компас. Совсем не верный, я бы так сказала. Ведь ветер бывает попутный, но и меняет свое направление внезапно. Сделаем так: я удалюсь на какое-то время. Время и будет решать за нас. Время самый верный ориентир. Я вернусь, конечно, обязательно. Возможно, что это не будет иметь уже никакого значения. Или будет иметь совершенно другое значение. Я влюбилась. Это факт. Но факт моей биографии. И я удаляюсь с этой драгоценностью восвояси. Если Вы тоже обрели такое ж сокровище.... Нет, что- то не клеится... Я не хочу вас отпускать с Вашей любовью.



           Чтобы избежать недразумений, не суйся в воду, не зная броду. Я могла бы приписать все эти размышления Татьяне или Дульсинее, но хватит! Я сама могу отвечать за свои слова и поступки, за свои мысли и чувства. Посему с этой минуты буду рассказывать все как есть, от своего первого лица и точка. Или запятая, или кавычки с многоточиями. И в тот самый момент, как я это решаю, я чувствую, что не имею права приписывать себе поступки и мысли Татьяны, а также отвечать за жизнь Дульсинеи, или игнорировать их обеих. Посему, все останется по прежнему. Но и жить только их интересами я тоже не намерена. Татьяна более рациональна, более собрана, более логична и дисциплинирована. Дульсинея более легкая, непосредственная, артистичная и женственная. Я в глубине своей души больше мечтатель, нежели практик. Я люблю одиночество, как наиболее безопасный способ существования. Я люблю душевный покой, созерцательность, наблюдение, отстраненность, неучастие, погружение  в собственные идеи, цели и задачи. Здоровый эгоизм и даже лень. Пишу и сама удивляюсь, как давно я не позволяла себе такой философской отстраненности от обстоятельств, меняющихся декораций, бытовой дрязготни. А ведь умела когда то, и как было здорово в этой внутренней тишине и глубине обнаруживать сокровища. Слушать и слышать сердцевину своего сознания, питать его знаниями, особенно философскими, научными, системными. Неизбежно эта дорога вела меня в Публичку и там среди фолиантов, стеллажей, каталогов и каталожных карточек, монографий и справочников таился и открывался предо мной равный внутреннему моему миру океан, вселенная и бездонная бездна научных знаний. Это был поистине диковинный мир тайн, которые можно и должно было открывать, исследовать, познавать!

              Потом я спохватилась - а где же я сама - просто женщина, молодая и симпатичная?! Как же я не верчу нигде попой, не шокирую длинной своих ног никого?! Что - то рвалось из недр того же самого сознания и требовало выхода! На самом деле противоречия или внутреннего конфликта не было, все данности стремились к своему выражению, находили его, женщина конечно взяла верх над всеми остальными  - философской, педагогической, исторической, и прочими другими - сторонами личности. Надо уметь гибко перетекать из одного сосуда в другой. Из изящно изгибающегося кувшина в глиняный горшок, ведро, кастрюлю и обратно в хрустальный кувшин с женственным изгибом корпуса, или в вазу для цветов. Затем круг повторяется.


                В эпоху царствования Торговли образ манекена все чаще приходит на ум. Манекен, как образ жизни. И красиво, и презентабельно, и ни к чему не обязывает. Новый способ безопасного существования и достижения цели.



              Витает в воздухе нерешенный вопрос о том, существует ли в нашей сегодняшней действительности безопасный островок, где можно укрыться и держать свое сознание в покое, в полноте содержания, в изначальной данности? Это желание обретения покоя затаилось в безнадежности, так как не находит исполнения уже больше 20 лет. Все время что-то беспокоит душу, обременяет ее мелкими неприятностями, заботами, страхами. Где? Где та обитель?! Нет ее, видимо. Возможно лишь такое: вокруг бушует океан, а ты один на своем суденышке спокоен. И качает его и бросает, а ты, привязав себя веревкой к мачте, чтобы не смыло в пучину волнующихся вод, остаешься в смиренном покое? Тут еще важно не думать об опасности, а слышать свою внутреннюю жизнь, философствовать неспешно, планировать развитие мысли и духа. Уход от действительности, осуждаемый многими, на самом то деле не так уж и опасен. Создание внутренней безмятежной лагуны, гавани, необитаемого берега - это ли не выход?! Ты можешь встречать солнце, поднимающееся из спокойных утренних вод. Ты можешь наблюдать погружение огромного усталого солнца в воды вечером, понимая и воочию убеждаясь, что солнце обитает в море. Бессмысленно спорить с этим фактом, любезные! Проверено и не раз! Вы и сами можете убедиться в этом, стоит вам только проследить за солнцем.

 
             "Она имитирует молодость, или даже юность. Играет она неплохо. Не переигрывает. Отрастила волосы, а были они не длинными, с "голливудской волной". Фидцжеральдовская дамочка 20-х, 30-х. Теперь стала Аля- Мерилин Монро. Красотка 50-х. Иногда просачивается сквозь эти роли и образы хиппи 70-х. Что еще скрывает за масками? Опереточка - не про нее. Происхождение не аристократическое. Из народа, как говорится. Интеллигентная, но очень тщательно это прячет. И правильно делает. Здесь много интеллигентных женщин. А все должно быть сбалансировано. Особых вожделений не вызывает. Но аппетитные красотки меркнут рядом с ней. Интересная особа. Появилась полноватой. Теперь стройна и легка, как нимфа. Но, черт побери, сколько ей лет?! Сорок восемь? Пятьдесят? Пятьдесят три? Думаю, около того. Ловит? Ищет? Похоже на то. Но за время, что она провела здесь, среди нас, уже могла убедиться, что ловить здесь нечего. Год? Полтора? Около того. И не уходит. Даже будто веселее стала и свободнее себя чувствует. Танцует, становится красной (щеки пылают, как у девицы на свидании). Глаза сверкают. Углубляется в нашу систему взаимоотношений, однако полностью не вязнет. Иногда исчезает надолго. Потом появляется и частит - все ходит. И опять исчезает. Впрочем так многие делают. Ничего в этом особенного. В общем включилась в игру. Тем и довольна. Танцует все лучше. Это тоже закономерность. Но женщина интересная. Видимая доступность, а на хромой кляче не подъедешь. Дистанцию, поди, умеет держать". Это мысли высокого господина лет пятидесяти семи с бритой головой ( ныне частая примета), так легче скрывать лысину.

              "Она странная женщина. Какая то своенравная и возможно не слишком добрая. От нее пожалуй, можно ожидать резкости, если не оскорбления. А сперва казалась ангелом, слетевшим с петербургской мокрой крыши. Она ревнива, как кошка. Одиночка. Мужчин не любит. Или любит как то поверхностно, не в серьез. Очень недоверчива, тоже как кошка. Одичавшая кошка, вот кто она. Может поцарапать и покусать. Больно делали ей, не раз и не два. Очаровательная, когда улыбается. Глаза у нее красивые. Иногда она бывает неприятной. Как то скалится некрасиво. Как разозлившаяся кошка. Приручить, чтобы спасти? По силам ли мне эта задача? Что -то в ней отталкивает. Она пристально наблюдает за мной. Как кошка. Поди, погладишь ее и она твоя. Но разозлишь чем нибудь и пипец тебе. А ведь видно по всему, что человек она душевный, понимающий, сочувствующий. Но своенравна. Человек хороший, а женщина... Разве может быть женщина хорошей? Нет. Вот противоречие. Апеллируй к человеку - получишь замечательного друга. Женщина в ней будет дремать как кошка. Смотри на неe как на женщину, будешь наказан презрением и насмешкой. А сама только на два часа оборачивается принцессой бала, и затем, переодевшись, выходит простым непритязательным человеком. Хотя, стоп! Что я говорю. Ведь было же - ноздри раздувает, глаза таращит, на вопрос, почему уходите так рано, отвечает: Мне нужен партнер!" Не отвечает, а прямо таки орет. С урока ушла недовольная. На милонгу пришла, не здоровается. Ну и черт с ней! Кто она такая вообще! " Так думал молодой мужчина. В общем просто интеллигентный молодой мужчина, хороший преподаватель аргентинского танго. С его подачи основы шага, принципы движения в танце, работа корпуса - все усваивается легко и понятно. Но это не все о нем. В нем есть что- то трогательное, детское, открытое. У него большие карие глаза. Хоть бы он не выстроил стену отчуждения! Хоть бы понял эту особу с длинными ногами. Она не могла поздороваться с ним, потому что он стоял с маэстро и подмаэстро. Потом он стоял с  Люсьеной. И она не кинулась к нему с приветствиями - человек с дамой стоит. Двое - третий не лезь! Ну ушла поспешно из зала после урока! Переполняли эмоции. И была обида за то, что уделил ей мало внимания. Сам должен понимать. Женщины существа обидчивые и ревнивые, поскольку слабые. И им надо все прощать.

             Когда думаешь о мужчинах, как о предмете вожделения - они видятся неинтересными, непривлекательными и абсолютно равнодушными.

             Мужской взгляд на женщину умеют направить только аргентинцы. Или им подобные мачо. И вообще заезжие корнеты. Подбоченясь картинно они могут заглядеться на тебя. Приятные мгновения. Можно даже простить им нетанцевание с тобой. Уйти с мыслью, что они сами жалеют, что не смогли с тобой потанцевать. Жесткий и необоснованный игнор "своих", "домашних" - вот что способно сводить с ума. Одни парадоксы и противоречия. Комплекс несовместимых задач, взаимоисключающих решений, клубок противоречий. А между тем, стержневые задачи: научиться танцевать аргентинское танго, встать на каблук 8,5 см, приобрести настоящее платье ( и не одно! Туфли тоже - не одни!) постепенно решаются. Я не собиралась и не собираюсь писать книгу о жизни в танго. Об этом уже кажется писали и не раз. Но это стало частью моей жизни, вернее становится, и волей неволей, приходится комментировать переживания, связанные с данной данностью, так сказать. Не писать же о работе. Производственные романы - малоинтересная задача.


               Питательный бульон телевизионных передач для обывателей лился как обычно, горячий и жирный. В нем плавало мясцо заказных убийств, капуста финансовых махинаций, разные овощи прочих новостей.

               Между тем задача моя решается по прежнему в одном и том же русле. Читая роман за романом я получаю отрывочные сведения о своем пребывании в прошлом, находя лишь отдельные совпадения, не получая цельного образа себя в ком то одном. Так, читая роман Булата Окуджавы "Свидание с Бонапартом", без особого внимания я отнеслась к одному герою. Австриец Франц Иванович Мендер (Франц Иоган Мендер)  учитель истории и естественных наук,  гувернер Тимоши в русской дворянской семье. Воевал с Бонапартом, шел по Европе, он был твердо уверен, что войско Бонапарта идет за ним, что именно он виноват в войнах, которые вел Наполеон, и что в Россию он вторгся только потому, что тут находится он, Франц Мендер, лейтенант австрийской армии. "Стройный, гладковыбритый, востроносенький,  голубоглазый, он выкрикивал цитаты из Плиния и Тацита, словно проклятия в адрес французов, а когда успокаивался, признавался мне, краснея, что почти точно так же кричали ему итальянцы, когда он ворвался к ним с австрийской армией однажды... "Это мы ничего не помним, - шептал он, - а история помнит все. - И еще тише: - Французы преследуют меня, поверьте. Стоит мне сейчас исчезнуть, и они оставят вас в покое..." И безумие вспыхивало в его голубых детских глазах. Ешь кашу, Франц Иванович, - говорил я союзнику браво, - и не болтай вздора". Я не обратила особого внимания на этого персонажа, увлеченная поэтическими образами и лирическим повествованием Булатика, открывая впервые для себя его как прозаика-романиста.  Но в один из дней дочь моя зайдя на кухню, где я мыла посуду после завтрака, протянула листок:

- На, это по моему реквизиты твоей банковской карты. Что они в моих бумагах делают? У меня своего хлама хватает - шутит моя взрослая дочь.

Я силюсь вспомнить что к чему и почему.
- А! Это я тебе давала реквизиты, когда в Израиль собиралась, на тот случай, если тебе придется высылать мне деньги - шучу я в свой черед.
         И вот тут я вспомнила про странного героя еще не дочитанного романа.
         Мне, уважаемая аудитория, понятна ситуация, и в моих глазах вспыхивает безумие, когда я рассказываю о двух моих неудавшихся попытках поехать за границу, произошедших с интервалом в 30 лет... Судите сами. Первая попытка сорвалась из- за Чернобыля. Собирались в Финляндию коллективом одного большого музея. Составили списки, прошли собеседование в райкоме партии. Все. Едем. Папа дал мне 600 рублей на поездку ( 1986 год). Ну вот ехать 28 апреля. А 26 апреля рвануло Чернобыльскую АЭС. Граница захлопнулась. Заграница накрылась медным тазом. Никто никуда не едет. Меня это так потрясло, что я много лет даже и не пыталась никуда поехать. Хотя сами знаете, как свободно люди могли в постперестроченное время ездить куда угодно. Проходит 30 лет. Срок немалый, чтобы сойти с некоей определенной мне планиды, если таковая существует. Первый загранпаспорт, полученный на пять лет пролежал в комоде все пять лет. И вот теперь я делаю паспорт на десять лет, биометрический, попробую воспользоваться. Забирая паспорт, быстренько высказала свои сомнения выдававшей мне его женщине, она улыбаясь посочувствовала, пожелала удачи. И вот представился случай поехать в Израиль. Поеду! Все ездят и я съезжу. Начала собираться загодя. В свободное от работы время обстоятельно объезжаю магазины, собираю гардероб для посещения очень жаркой, в июле особенно, далекой и загадочной страны, Земли Обетованной. Весь Питер собирал меня в поездку. Записывалась на педикюр- маникюр, на стрижку, а так как предполагалось быть гостьей на свадьбе, купила платье, клатч и украшения. Да, босоножки тоже! И во все то время, пока я собиралась ( примерно месяц), начались и все нарастали тревожные репортажи о войне Изриля в Палестине и ответных ракетных ударах по израильской территории. Тут еще и обломки сбитого над Донецком самолета целыми днями демонстрируют. Ой, что-то не очень хочется лететь. Над двумя войнами. Вот и палестинская ракета семь км не долетела до аэропорта Бен - Гурион. Диктор озвучивает угрозу сбивать самолеты, приземляющиеся в аэропорту Тель-Авива. Глажу футболочки и вижу репортажи: ракеты, похороны, слезы, эвакуация в аэропорту Бен-Гурион, все бегут. Нервы не выдерживают. Отказываюсь от поездки. До самого дня вылета, 29 июля, не прекращаются и усиливаются, ожесточаются военные действия. В сам день вылета эвакуируют пассажиров из Пулково - из- за угрозы с Украинской территории (!) направить баллистическую ракету по самолетам, вылетающим из Пулково (!!!). Об этом слышу по радио. Я в полном изнеможении. Но я уже на работе, живу в своем штатном расписании. 
            И Я ЗНАЛА, ЧТО ВСЕ ЗАКОНЧИТСЯ КАК ТОЛЬКО Я ОТКАЖУСЬ ОТ ПОЕЗДКИ!!! ТАК ОНО И ПРОИЗОШЛО. Все затихло, все прекратилось. Никаких репортажей, и прочих ужастей.
            Когда я об этом рассказываю или вспоминаю,  у меня тоже вспыхивает безумие в глазах, как у Франца Ивановича Мендера.