Конфликт

Лариса Григорьева
Маргарита пришла на 4-ю пару раньше, чтобы подготовить лучше доску к уроку. Она преподаватель в техническом колледже. У неё второкурсники, возраст примерно  16 – 17лет. Сегодня её любимая тема и хочется рассказать студентам понятно, доступно, интересно. Она удобно разместила рисунки для лекции, написала основные формулы, насколько позволяло место на доске. Прозвенел звонок на урок. Как обычно студенты не торопясь заходили и после звонка, при этом редко, кто извинялся за опоздание. За пять лет работы в этом общеобразовательном заведении Маргарита привыкла к опозданиям, не знала как с ними бороться,( никто не знал), поэтому в свою тетрадь она отмечала обнаглевших студентов, а в общем журнале всё было прекрасно.
Закончила перекличку, начала лекцию. Двадцать юных студентов вроде бы пришли учиться, но трудиться на четвёртой паре они не хотят. В учебной комнате стоит гул от бессмысленных переговоров мальчиков и девушек друг с другом. Маргарита привычно просит прекратить разговоры и послушать новый материал. Мало, кто  внемлет её просьбе. Она обводит взглядом присутствующих:
Две подружки в первом ряду что – то заинтерисованно рассматривают в тетради. Студенты во втором ряду тычат в свои сотовые телефоны, Петров с Кичановой оформляют практическую работу, которую ещё вчера надо было сдать. Троица парней на «камчатке» тоже о чём – то переговариваются. Очень немногие студенты смотрят на Маргариту, ожидая от неё знаний.
Один из студентов, развалясь на стуле, как у себя дома на кровати изрёк:
 - И что это всё с доски надо списывать?
 - Это всё и пишется на доске, чтобы студент списывал и спрашивал, что непонятно! – отвечала Маргарита. -
 - Но прежде, чем списывать вы всё же послушайте сначала, что я вам расскажу.
Маргарита стояла и ждала, когда всё таки все будут готовы её слушать.
 - Петров, я Вас прошу спрячьте пожалуйста телефон в сумку!
  - Войнов, Чинина, положите телефоны на край стола.
 - Маргарита Алексеевна, можно выйти?
 - Выйдите.
Вроде наступила относительная тишина, Маргарита начала рассказывать…
 - Зарисуйте эту схему, подтверждающую ваши записи.
Пока ребята срисовывали с доски, Маргарита прошлась по проходу. Студент Клячкин, который в начале урока почти лежал на своём стуле и теперь не изменил своего положения.
 -  Вы, Клячкин, почему не пишете?
 - А зачем? – был невозмутимый ответ.
 - Ну, если у Вас гениальная память,Клячкин, в чём я сомневаюсь, можно и не писать.  – отпарировала Маргарита. Она чувствовала, что не надо бы вступать со студентом в препирательства, но он так нагло развалился и не обращал внимание на просьбы преподавателя…
 - Вас бы Клячкин с Вашей гениальностью да на почётный пьедестал, чтобы все видели…
 - В конце, концов может быть Вы сядете нормально! Вы же не дома на кровати?!?.
Студент хмыкнул, но положения не изменил. Маргарита почувствовала, что сейчас «взорвётся».
 - Да, он просто решил поиздеваться надо мной!  А с какой стати я должна терпеть это? Вслух Маргарита произнесла:
 - Выйдите, Клячкин, я не хочу видеть Вас на своём уроке.
Клячкин, наконец, сел нормально, но с места не сдвинулся. Маргарита успела подумать:
 - Может быть оставить его в покое и продолжить лекцию как ни в чём не бывало?
Однако у Клячкина не было ни тетради ни листочка перед ним…
-  Нет, пусть идёт, гуляет, хоть другим мешать не будет.
 - А, что с той доски тоже переписывать? – так как спрашивающий Клячкин ничего и не собирался записывать, понятно стало окончательно, что он издевался.
- Пошёл вон отсюда! Студент казалось вздрогнул от крика преподавателя, но с места не сдвинулся.
Группа насмешливо ждала, что будет.
 - Шуруй отсюда и не приходи на мой урок, будешь отдельно мне экзамен сдавать!
Клячкин сидел. Маргарита обратилась к группе:
 - Тогда мне придётся уйти!
Послышались возгласы:
 - А что он сделал? Он больше не будет. Он ничего такого не делал…
 - Он не уважительно вёл себя по отношению к преподавателю!
Маргарита взяла журнал и вышла в учительскую, которая была рядом.
Было хорошо слышно какой в  учебной комнате стоял радостный грохот – нет занятий и можно побалдеть.
Конечно, никто не переживал о сорванном уроке и не жалел преподавателя.
У Маргариты разболелась голова, она готова была разреветься. Вдруг зазвонил её телефон, который лежал там у них на столе. Телефон звонил долго, но она не хотела встречаться сегодня со своими обидчиками.
 - Пусть звонит, потом посмотрю, кто там?
Однако Комаров постучал к ней:
 - Вам тут звонят – он подал  сотовый ей в руки.
 - Спасибо!
 Спустя некоторое время заглянула отличница:
 - А, что Маргарита Алексеевна нам этот урок зачтётся?
 - Нет, конечно!
Наконец, прозвенел звонок с урока, шум в соседней комнате утих т. е. все ушли. Вдруг заглянул виновник конфликта Клячкин и как ни в чём не бывало сообщил:
 - Там все ушли, закройте!
Маргарита вошла в опустевший класс, тупо обвела взглядом разбросанные бумажки, забытые карандаши и ручки:
 - И что теперь делать? Как выходить из создавшегося положения?
 - Всякое было, но, чтобы вот так ей пришлось бы уйти с урока вместо студента бездельника – такого ещё не бывало.
Она рассказала о случившемся классному руководителю группы и ушла из колледжа. Дома воспоминания о случившемся мучили её. Как вести себя в подобной ситуации? Маргарита подошла к  компьютеру, вошла в интернет и записала в поисковую строку: «Что делать, если конфликт преподавателя и студента?». Включила  «поиск». Ответов было множество для бедного обиженного студента, а для преподавателя всего один – «надо быть мудрее студента».
 -  Вот так… «мудрее»…   
Рассказала о случае преподавателю с дридцатилетним стажем:
 - В таких случаях представте, что это Ваш сын или внук! - был её совет.
Мама приёмных сыновей поделилась своим опытом:
 - Чтобы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки,резко перевожу разговор на лёгкую интересную тему, а потом возвращаюсь к прежней.
 - А, если всё произошло и учитель мудростью не смог воспользоваться?
    Она заметила, что год от года поведение студентов было наглее, знания всё хуже, желания учиться всё меньше. Отчего это происходит? Какая вражеская рука руководит всем этим процессом?
                ***

Клячкин сам не понял вначале, что произошло. Неохота было ни писать, ни читать, ни вникать в то, что там училка вещала. Прилёг как мог на перемене на своём стуле и после звонка на урок не хотелось менять положения.
 - Привязалась, сядь, да сядь нормально! А что будет, если не послушаю? Ну, что она может сделать? Ещё одну двойку поставит? В него вдруг вселился бес противоречия. Стало весело. Он задавал глупые вопросы, преподавательница сердилась… Вдруг Маргарита грубо крикнула ему, чтобы он шёл вон из класса. Клячкин понял, что «переборщил», под ложечкой неприятно заныло. Он, наконец, сел нормально на своём стуле и решил, что ни за что не уйдёт из класса.
 - Она собралась уходить, ну и пусть, даже интересно, побалдеем все тут!
Тем более не слышно, чтобы кто – то из группы её поддержал, напротив его защищают.
  Маргарита ушла, но какой – то «червячок» мешал Клячкину беззаботно веселиться. Что – то подсказывало, что так просто всё не закончится и неприятности будут. Когда он пришёл домой, мать сказала, что звонила куратор группы и её приглашают в колледж.
 - Значит про мои пропуски мать узнает и про двойки… Вот чёрт! С отцом разговор неприятный будет…
                ***

               
Утром задолго до звонка Маргарита была уже в учительской. Постучали в дверь.
 - Войдите!
Вошли Клячкин с мамой. Маргарита рассказала, что произошло, показала журнал, где видно было, что парень не учился. Вошла куратор, сообщила, что Клячкин будет вызван на ближайший педсовет, где будет первое предупреждение о возможном отчислении за неуспеваемость.
Маргарита посмотрела на Клячкина. Лицо его пошло пятнами, глаза опухли и покраснели.
 - Переживает… - Маргарита уже всё простила ему.
 - И ведь даже не извинился!- вставила своё слово вошедшая в учительскую одна из преподавательниц.
 - Я извинялся.
 - Когда? – удивилась Маргарита.
- Я перед группой извинялся, что сорвал урок.
 - А, понятно!
Прозвенел звонок на урок и Маргарита ушла.
На практической работе Клячкин постоянно у неё что-нибудь спрашивал, а она с удовольствием объясняла ему.
 Вот так всё разрешилось пока.