Обидчивость удел слабых

Ольга Силина
Обида всегда возникает из-за того, что наш прогноз поведения человека не соответствует его поведе-нию в действительности. Но на чём основан этот прогноз? Конечно же, на нашем опыте общения с этим человеком. Нам кажется, что после добрых слов в его адрес или просто ласкового взгляда он должен ответить тем же или расплатиться вдвойне, став доброжелательным и преданным другом. Иначе говоря, модель поведения другого человека выстраивается на основе нашего представления о нём - образа, который мы сами создали.
Но ведь наши представления не всегда совпадают с его представлениями о самом себе. У человека есть своя точка зрения. Но именно она во внимание нами не принимается. Более того, обижаясь, мы как бы исключаем даже вероятность того, что у него есть своя логика поступков, одним словом, ин-дивидуальность.
Человек  должен поступать так, как хочу я, как я считаю правильным. Если же он поступает иначе, то я воспринимаю это как тяжёлую обиду или даже оскорбление. Возникает желание компенсировать это чем-то – например, тоже обидеть его или наказать как-то, чем тяжелее, по моим представлениям обида, тем суровее должно быть наказание, чтобы он запомнил это на всю жизнь, я не хочу больше общаться с ним, не хочу работать с ним, даже разговаривать с ним.
Теперь уже не только один поступок, но вся его жизнь должна соответствовать моим представлени-ям. А при случае и других людей постараюсь предупредить, чтобы с ним были поосторожнее.  И вот тут дело уже не ограничивается обидой, здесь я нарушаю заповедь Божью «Ты не должен свидетель-ствовать на ближнего твоего ложно», так как подрываю репутацию человека. Неважно выражено ли это словами или «лишь путём выразительных жестов, заставляющих предполагать больше, чем мо-жет быть выражено словами».
А если я обижена не на одного человека? Ведь часто так и бывает. Мы слышим: «он очень обидчи-вый», «она обиделась на весь свет». В Послании Граля есть такие слова «Велика, к примеру толпа тех, кто постоянно живёт в сотворённом ими самими принуждении – они-де оттеснены назад в Миро-здании. Лишены  своей доли счастья, оставлены без внимания своими ближними и многое другое, но при этом они сами предъявляют совершенно несправедливые претензии своим ближним, действуя завистливо-разлагающе на своё окружение и лишь взваливая на себя тем самым вину за виной как тяжкое бремя….Но при этом они не только мучают своих ближних капризами, они травмируют при этом и собственные душевные тела…»
Если я нахожусь в таком состоянии, это значит, что я признаю лишь собственную точку зрения, не принимая  в расчёт, что у людей есть свой взгляд на проблему, - таким образом, вариант компромисса для меня исключается. Мир должен быть устроен так, как приятно и удобно мне: поступки окру-жающих программируются моими ожиданиями, а если  они им не соответствуют, я обижаюсь. Такой эгоцентрический взгляд на жизнь неизбежно ведёт к постоянному душевному дискомфорту, к раз-очарованию и неудовлетворённости жизнью.
Что же делать? Ведь невозможно вообще не прогнозировать поведение человека, с которым об-щаешься. Да, конечно, но при этом не следует создавать для себя жёсткую модель поведения это-го человека, а  представить себе несколько вариантов того, как человек может поступить, и все эти варианты принять как вероятные.  Только в этом случае прогноз может быть объективным, а разрыв между ожидаемым и действительностью – минимальным. А значит, не будет и оснований и для обид.
Неужели можно вообще ни на кого не обижаться?
Жизнь достаточно разнообразна. Случаются ситуации, когда первой реакцией на неожиданный по-ступок становится гнев, который может вылиться в обиду. Но поразмыслив, приходишь к выводу, что ожидания были чрезмерно жёсткими. А когда видишь, что сама ошиблась,  то обижаться остаётся лишь на саму себя. Человек, который осознаёт это, никогда не обижается. Он становится неуязвим и уверенно идёт к своей цели. Вот почему обидчивость – удел слабых, сильные люди – не обидчивы.
- Сделать себя таким помогает знание Законов Мироздания, взаимосвязей, а с этим приходит и по-нимание людей, признание за ними права быть такими, какие они есть. Ведь у каждого человека  своя ответственность за своё поведение. И порой внутренние побудительные мотивы того или иного поступка приведшего меня в возмущение совсем не злонамеренные. Мы должны научиться гибкому мышлению и постараться разрушить жёсткие психические структуры. Ведь такая струк-тура в случае обиды, например, может выражаться в прогнозировании только одной модели по-ведения, что мешают адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Следствием их, как правило, становится стресс. А стресс всегда связан с бурной реакцией организма, и прежде всего с выбросом в кровь адреналина. Для нашего здоровья опасна не только первая реакция на чьи-то поступки, но и может быть, ещё в большей мере наши переживания, следующие за первой реакцией. Поэтому, изменив себя, путём познания Законов, изменив своё мышление, мы изменим своё окружение не только в материальном мире, но и в эфирно-вещественном…
Прежде я была раздражительна, подвержена депрессии, тоске, страхам, робела в присутствии началь-ства. Стремясь жить в соответствии с Посланием Граля, я избавилась от этих свойств характера, дос-тавлявших мне немало неприятностей. Обрела  спокойствие, уравновешенность, доброжелательное отношение к окружающим. Выяснилось, что можно прекрасно обходиться без конфликтов, если, ко-нечно, речь идёт о ситуации непринципиальной (ведь чаще всего серьёзные ссоры случаются из-за пустяков).