О коварстве

Надежда Филиппова Панченко
Коварство закрывает искренность на пять дверей. Точнее, замуровывает эти двери.

Искренность - естественные чувства души, так же естественно выраженные через поведение и слова. Отсутствие доброжелательности у окружающих останавливает искренность человека, особенно ребенка. Можно назвать это запретом на проявление естественных реакций. Сначала появляются недоверие и страх, или состояние жертвы. Это первая дверь, она есть почти у каждого...

Если страхи копятся, и если окружающие отказываются принимать искренние чувства человека или хотя бы его страхи, дальше в какой-то момент появляется злость. Злость - это вторая дверь, за которую прячутся истинные чувства человека. Злость имеет разный накал, от раздражения до ярости. Ярость уже означает желание уничтожить все даже ценой собственной жизни. Это означает, что мир настолько недоброжелателен, что хочется уничтожить его, не считаясь с собой. Горячая ярость - как разовая спонтанная вспышка, холодная - как уже осознанная целенаправленность.

Если мир продолжает отвергать чувства души и вдобавок накладывает запрет на выражение злости, человек прячет злость за третей дверью, за безразличием. Безразличие - это безнадежность. Попытки выразить себя прекращаются, нет веры ни миру, ни себе, есть лишь безысходность и замирание, подобно зимнему семечку в мерзлой земле.

Если мир не принимает и это, а требует от человека "приятного лица", вежливости и т.д., человек сооружает внутри себя еще одно защитное сооружение, четвертую дверь - лицемерие. Он "хлопочет лицом" и выдает себя за другого - такого, какого ждет мир или требуют мама с папой. По их требованию лицемерие может быть с оттенком открытого заискивания, или с оттенком бравады ("оптимизма"), или внимательности и заботы, или "высокой морали", - в общем,  чего угодно "воспитателям". Если «хлопотать» приходится не только лицом, но и языком, то появляется лживость, вербальная часть лицемерия (хотя их четко разделить, в общем, трудно).

Если приходится лицемерить очень долго и, конечно же, безрезультатно (так как настоящего счастья не выразивший себя человек по определению пережить не может), то наступает усталость, разочарование, опустошение, тоска и горечь. Покоя нет, и это лишь отчасти похоже  на безразличие, лишь внешне, так как замирание невозможно - слишком много горечи, "негатива", которые требуют выхода. Возникает следующая, пятая дверь - мстительность. Чтобы избавиться от невыносимого груза, человек мечтает о вреде (конечно же, «заслуженном») для других, хочет вреда и планирует его, а также и осуществляет. Самоубийство в этом смысле есть месть себе, то есть хоть кому-то.

Если пресекается и открытая мстительность и мир продолжает оставаться равнодушным к человеку, он замуровывает пятую дверь между душой и миром и выбрасывает ключи, он становится  коварным. Он вынашивает месть скрытно, с приятным лицом не врага, но друга, и точит нож за спиной, выбирая удобный момент для удара в самое уязвимое место. Не принятый во всех  предыдущих вариантах, он хочет все же проявиться в этом мире хотя бы так...

Исцеление или избавление от этих недоброкачественных наростов души происходит в обратном порядке, как очищение от шелухи. И невозможно пройти в четвертую дверь, пока не откроешь пятую. В ситуации с коварством открыть пятую дверь очень, очень сложно, почти невозможно (только через большие страдания). Такое наличие "пяти кож" в человеке часто вводит в заблуждение окружающих, но  внимательный или опытный взгляд различает таких страдальцев. И вообще-то бывает достаточно даже одной доброй и искренней души рядом, чтобы открылся замок и распахнулась дверь. Но это обязательное условие - хотя бы один доброжелательный и терпеливый среди равнодушного окружения, который станет смотреть искренним и добрым взглядом на монстра в пяти кожах. В этом смысле действительно доброта спасает мир...

А может просто искренность заразительна...