Николай Михайлович Рубцов. 1936 - 1971 Нов. ред

Людмила Дементьева
Начну с того, что и нам близко. Со стихов.

Стихи  из  дома   гонят  нас,
Как -  будто   вьюга  воет,  воет
На  отопленье  паровое,
На  электричество  и  газ!
А утром солнышко взойдёт-
Кто может средство отыскать,
Чтоб задержать его восход?
Остановить его закат?
Вот  так  поэзия, она
Звенит --  её  не  остановишь!
А  замолчит -- напрасно  стонешь!
Она  незрима  и  вольна...
Прославит  нас  или  унизит.
Но   всё  равно  возьмёт   своё.
И  не   она  от  нас  зависит,
А  мы  зависим  от  неё...

Другие негромко и душевно запоют "В горнице моей светло". А мне запоются:"Как  далеко дороги  пролегли! Как широко раскинулись угодья!". Любимые "Купавы". Но все:и певцы, и поэты вспомнят имя всем полюбившегося поэта  Николая Рубцова. 

Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи...
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

Напевно  и  негромко  говорит поэт о  детдомовском детстве  своём. Отец -  военный политработник - ещё в 1941г. ушёл на фронт. Мать умерла в 1942г. Детство он провел в детдоме с.Никольское на Вологодчине. Вы представляете, какими жестокими бывают иногда дети, лишённые родительской ласки. И всё это пришлось  пережить мальчику. Коле было труднее всех: в семье было пятеро детей и всех раздали по разным детским домам. Ему только 6 лет, и он один среди незнакомых детей. Коля был самым тихим и ласковым. У него была одна надежда, что его заберёт отец. Но она не оправдалась. Отец женился во второй раз, появились новые дети, а о старых своих детях он забыл. Вспоминая о детском доме,Рубцов напишет:

Вот говорят,
Что скуден был паёк,
Что были ночи
С холодом, с тоскою,-
Я лучше помню
Ивы над рекою
И запоздалый
В поле огонёк.

Прошло "немного быстрых лет,...тогда нас всей деревней провожали". В 14 лет он поступил в лесотехнический техникум,в 16 был уже кочегаром рыболовецкого судна, 4года прослужил матросом. Освоил много рабочих специальностей. Но главной его любовью были стихи.Писал он их с детства.Печататься начал с 1957г.Владимир Солоухин помог ему напечататься в журнале "Молодая гвардия".На гонорар Рубцов купил валенки.

В  1960г. Николай Рубцов поступил в  Литературный институт. Его проникновенная поэзия природы, трогательная нежность ко всему живому сделали его любимым поэтом и детей, и взрослых.
 
    Воробей.

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней.
И дрожит он над зёрнышком бедным.
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему.

Сколько любви рождают эти трогательные строчки в душах детей! Нам бы, взрослым, поучиться у него! Правда, мы поём "В горнице моей светло", и считаем её народной. Близки нам и его "Купавы". Музыка жила в душе Рубцова.

В минуты музыки печальной
Я представляю жёлтый плёс.
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берёз.

В 1962г.Николай познакомился с будущей женой Генриеттой Меньшиковой.Родилась дочка Лена. Но совместная жизнь не сложилась. Они расстались...

Рубцову близки традиции Тютчева и Фета. Он так признаётся в этом:

Я переписывать не стану
Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же Тютчева и Фета,
И я придумывать не стану
Себя особого, Рубцова,
За это верить перестану
В того же самого Рубцова,
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..

Неподдельной любовью наполнены стихи Рубцова "Приезд Тютчева".

А он блистал, как сын природы,
Играя взглядом и умом,
Блистал, как летом блещут воды,
Как месяц блещет над холмом.

И сны Венеции прекрасной,
И грустной родины привет -
Всё отражалось в слове ясном
И поражало высший свет.

Хотелось бы поспорить с теми, кто считал Николая Рубцова почти неизвестным.Ещё в годы учёбы в Литературном институте любители поэзии знали о нём (особенно в Москве), и говорили, что появился новый талант. Но известность не спасала Рубцова от оскорбления чувства собственного достоинства. Рассказывают о его путешествии на пароходе с коллегами-литераторами. Уже после отправления парохода было обнаружено, что не хватает одного места в каюте. И все решили именно Рубцова поселить в коридоре. Он говорил, что ему и здесь удобно. Но мы представляем, что творилось в его душе. Правда, общенародная известность пришла к Рубцову после его трагической смерти. Это подтверждают слова современника поэта: "Только слава надёжная женщина, но она не жена, а вдова."

Прочитаем раздумья о поэтическом труде и призвании поэта:"высекать огонь из слова".

Брал человек холодный, мёртвый камень
По искре высекал из камня пламень.
Твоя судьба не менее сурова -
Вот так же высекать огонь из слова.
(Н.Рубцов)

Есть у Рубцова стихи о себе, о том, что он испытывает в этой жизни, но мы его воспринимаем и как подсказку женщинам, как надо относиться к мужчине. После его стихов хочется сказать:"Давайте жалеть мужчин!"

Живу я в Ленинграде
На сумрачной Неве.
Давно меня не гладил
Никто по голове.
И на рабочем месте,
И в собственном углу
Все гладят против шерсти
А я так не могу!
Пусть с горя я напился
Я тоже человек!
Зачем не уродился
Я в двадцать первый век?!

Как много он любил и чувствовал! Как мало прожил - всего 35лет! Николай Рубцов погиб 19 января 1971года в Вологде. Но и сейчас его помнят и считают одним из самых лучших лирических поэтов. Как писал он о любви! Писал он и о тайнах бытия, о жизни и смерти. Смерть не пугала его. "Я умру в крещенские морозы".

Я умру в крещенские морозы,
Я умру, когда трещат берёзы,
А весною ужас будет полный:
На погост речные хлынут волны!
Из моей затопленной могилы
Гроб всплывёт, забытый и унылый,
Разобьётся с треском, и в потёмки
Уплывут ужасные обломки.
Сам не знаю, что это такое...
Я не верю вечности покоя!

Стихи поражали "мистикой" -точного предсказания своей смерти. Погиб он в семейной ссоре 19 января 1971года. Вернёмся к 1967году. Вышел его сборник "Звезда полей". Названо оно по стихотворению.

...Но только здесь, во мгле заледенелой.
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей...

Его как поэта полюбила начинающая поэтесса Людмила Дербина. Она стала второй
неофициальной его женой. В начале 1971г. они отнесли заявку в ЗАГС. Свадьбу наметили на 19 февраля,а 19 января в семейной ссоре он погиб, прожив с Дербиной последние полтора года. Её судили. Дали 8 лет.Отбыла она около 6 лет, и на 8 марта была освобождена.

Прочитаем стихи Рубцова о любви.

Пора любви среди полей,
Среди закатов тающих
И на виду у журавлей,
Над полем пролетающих.

Теперь всё это далеко,
Но в грустном сердце жжение
Пройдёт ли просто и легко.
Как головокружение?

Любовь и грусть идут в его стихах рядом. Но и грусть его светлая."Синий платочек!"

Я вспоминаю, сердцем посветлев,
Какой я был взволнованный и юный!
И пусть стихов серебряные струны
Продолжат свой тоскующий напев

О том, какие это были дни!
О том, какие это были ночи!
Издалека, как синенький платочек,
Всю жизнь со мной прощаются они...

Жизнь поэта в его стихах. И Рубцов продолжает:
И всё ж хочу я, странный человек,
Сберечь, как есть, любви своей усталость,
Взглянуть ещё на всё, что там осталось,
И распрощаться...может быть, навек.

А что же у него осталось? - Память о первой любви, как провожала она его на
службу на флоте."Любимая чуть не убилась,/Рыдая о грудь мою билась,/ Как море о грудь корабля".

В печали своей бесконечной,
Как будто вослед кораблю,
Шептала:"Я жду вас вечно",
Шептала:"Я вас люблю".
Люблю вас! Какие звуки!
Но звуки ни то ни сё,
И где-то в конце разлуки
Забыла она про всё...

И продолжает в стихах "Пора любви среди полей"

И чтоб трагедией души
Не стала драма юности,
Я говорю себе:"Пиши
О радости, о лунности"...
В стихах и боль, и подсказка себе и другим, как пережить эту трагедию.

Наш поэт Виктор Иванович Яковченко, член Московской городской  организации Союза писателей, в стихах "Памяти Николая Рубцова" говорит:

И сильный бывает-бессильным:
С открытой и доброй душой
Живёт среди равных, как ссыльный,
Живёт средь своих, как чужой.

И только когда умирает,
Уйдёт, одинокий, навек -
Спохватятся вдруг и вздыхают:
"Хороший он был человек!.."

Есть у Рубцова "Молитва". Как чисто и трогательно исполняет её Максим Трошин! Помнится, я долго не могла её наслушаться. Послушайте и вы её! Найдите!

Люблю я стихи Рубцова,
Живёт в них любви красота.
В стихах его главное помню:
Душа чтоб осталась чиста!
     Людмила Дементьева.

Ред. 13.03.2020.
Нов. ред. 21.01.2021. 04:30.
Ред. 28.10.2022.