Третье задание

Мария Панова 2
Оглашение результатов второго этапа, ежегодных соревнований, «Спасатель 2114года», было обставлено торжественно. Из пятнадцати, стартовавших, к третьему этапу дошли лишь трое. Главной идеей соревнований было научить молодежь не только ориентироваться на месте, но и принимать верные решения. Задания каждый год менялись, и потому подготовиться заранее было невозможно.
Во дворе академии, ровными рядами стояли учащиеся академии.  Отдельным строем стояли участники, рискнувшие в этом году пройти испытания. Высокий, подтянутый преподаватель физической культуры, громко зачитывал имена, делая паузу, чтобы названный мог покинуть строй соревнующихся парней и слиться с наблюдавшими. В итоге, в строю остались стоять лишь трое. Виталик никогда не был в последних рядах, но и в первых не часто стоял. Участвовать в соревнованиях он решил лишь потому, что в него верил его дедушка. Виталик не был уверен в победе так, как Владислав Петрович. Он был готов покинуть строй, и не сразу понял, что его имя так и не было названо. А это означало лишь то, что ему представился шанс на победу.
- Итак, - громко и четко проговорил, Павел Игоревич. – Задание третьего этапа соревнований. Вы будете переброшены в начало прошлого века. А точнее в 2012 год. Вам предстоит, из отправного пункта, за три часа дойти до пункта назначения. Скажу сразу, это задание не такое простое, как может показаться на первый взгляд. Вам понадобятся знания истории и не только. Каждому будет выдана капсула возвращения, которую вы сможете использовать в любой момент. Выигрывает тот, кто не нарушит правил, существовавших в то время. С вами отправятся наблюдатели, так, что жульничество не пройдет. Время отправки завтра в десять ноль, ноль.
Дома, Виталика ждали поздравления родных. Владислав Петрович, не пытался скрыть гордость, которую он испытывал за своего единственного внука. Только самому Виталику не хотелось радоваться. Он знал, что третье испытание, всегда самое трудное, и не каждый год награждали победителей. Выждав, когда все успокоятся, он подошел к деду.
-Деда. Ты так радуешься за меня, что мне немного не по себе, - сказал он.
- Ты же мой внук, - для него этого было достаточно.
-Конечно, - согласился Виталик. – Но третий этап не всегда проходят, так что…
-Ты его пройдешь, - твердо сказал дед.
-Мне бы твою уверенность, - проговорил внук.
Владислав Петрович, с загадочным видом поманил внука за собой. Они прошли в комнату деда, где тот, понизив голос сказал.
-Я уверен в твоей победе, потому, что у меня есть то, что поможет тебе победить.
И он протянул ему старую, потрепанную книжку, на обложке которой стояли три больших буквы, сразу же бросавшиеся в глаза. ПДД.
-Что это? – спросил Виталик, перелистывая пожелтевшие страницы.
-Видишь ли, Виталик, - Владислав Петрович сел в кресло, и скрестил пальцы. – В начале прошлого века, люди передвигались не только на самолетах и поездах. В городах и селах многие ездили на машинах, мотоциклах и велосипедах. Движение на дорогах было огромное, и чтобы выжить в таких условиях, были разработаны правила дорожного движения. Они в этой книге. Там описано все. И дорожные знаки, и правила движения, все, что поможет тебе победить. Только нужно помнить одно -  нельзя спешить. В то время бытовала пословица, тише едешь – дальше будешь.
Они еще долго беседовали, сидя в комнате деда. Он рассказал внуку все, что знал о две тысячи двенадцатом годе. А утром лишь похлопал по плечу и ободряюще улыбнулся. Родители говорили слова, об их любви и вере в него. Но самое главное, то, что могло ему помочь уже лежало во внутреннем кармане широкой куртки.
У дверей комнаты, за которой находилась машина времени, Виталик увидел Степана. Они поздоровались. Обменялись парой дежурных фраз. Говорить о предстоящем испытании не хотелось. Оставалось пять минут до назначенного времени, а третий победитель, Михаил еще не появился. И это не удивило ребят. Он был прекрасно подготовлен, и считал, что победа у него в кармане. Такой абсолютной уверенности не испытывал ни Виталик, ни Степан.
-А Михаил еще не пришел? – это была учительница истории, которая пришла проводить своих учеников.
-Нет, Раиса Павловна, но он не опоздает, -  уверили ее ребята.
-Ну, что ж. Мальчики, будьте внимательны в прошлом и помните уроки истории. Мы все изучали, и если вы были внимательны на уроках, то в этом году у нас будет не один победитель.
-Конечно Раиса Павловна, - без энтузиазма ответили ребята.
Не стоило говорить, что уроки истории вылетали из головы быстрее, чем ученики выходили из класса. То, что каким-то чудом застревало в памяти, в этот день вряд ли могло помочь. На последней минуте, появился Миша. Он не удостоил никого вниманием. Лишь кивнул в знак приветствия. В тот же момент, дверь комнаты открылась, и появился Павел Игоревич. Осмотрев ребят, он заговорил.
-Слушайте меня внимательно. Вот это капсулы возврата.
Он раздал им небольшие, продолговатые капсулы, серого цвета.
-Чтобы активировать их, достаточно сильно сжать в пальцах. На перемещение потребуется половина секунды. Еще, о перемещении. Переместят вас в разные районы одного города, своих наблюдателей вы не будете знать в лицо, но уверяю вас, - он посмотрел на Михаила. – Они будут следить за каждым вашим шагом. Все будут снимать на камеру. Это карта города, где отмечены пункты, откуда и куда вам нужно идти. Это ясно?
Они кивнули. Получив этот короткий инструктаж, они прошли в огромную, светлую комнату, в центре которой находилась круглая площадка, на которую они и встали. Сверхпрочное стекло, поднялось из щелей в полу, отгораживая ребят от всего мира. Начался обратный отсчет.
-Пять, четыре, три, - доносилось сквозь стекло, заставляя нервничать. – Два, один, старт.
Легкое покалывание, яркая вспышка, и слабое головокружение.
Грохот города оглушил Виталика, заставив зажмуриться и присесть. Привычный к тишине городов своего времени, он был полностью дезориентирован, шумом города двадцать первого века. Понадобилось время, чтобы прийти в себя. Когда же Виталик решился открыть глаза, он увидел несущийся мимо, с ревом, поток машин. Дыхание перехватило. Он достал карту и сверился с ней. Затем достал заветную книгу. Нужно было пересечь дорогу, что казалось ему в тот момент невозможным. Найдя нужную информацию, Виталик решительно двинулся параллельно движению, ища пешеходный переход и светофор.
Виталик с удивлением, видел поток людей. Они не обращали внимания на несущиеся автомобили.  Разговаривая продолжали путь, и казалось, их все устраивает. Конечно, он не раз видел автомобили в музеях старины, но и представить не мог их в движении.
Наконец впереди появился столб, с тремя фонарями – светофор. Виталик подошел ближе, и увидел, что дорогу пересекают белые полосы. Небольшая группа людей, в ожидании поглядывала на светофор. Виталик остановился. Поток машин не уменьшался. Но вот загорелся желтый свет, машины стали останавливаться, но люди, стоявшие на обочине дороги, не двигались с места. Лишь когда появился зеленый свет, все заспешили, по белым полоскам на другую сторону дороги. Виталик пошел вместе с остальными. Он без стыда признался себе, что со страхом смотрит на замершие, но продолжавшие ворчать автомобили. Ему хотелось побежать, но он лишь ускорил шаг, следуя за другими людьми. Когда его нога ступила на тротуар, машины рванули с места. Вздох облегчения вырвался из груди Виталика, но никто не обратил на него внимания.

Степан огляделся, стараясь привыкнуть к необычному шуму города. В глаза бросилась вывеска «Пицца». Проходивший мимо мужчина, с кем-то говорил по телефону, проходя мимо Степана, задел того плечом. Не извинившись, он продолжил путь, и хоть Степану это не понравилось, он не стал вступать в ссору. Просто он не помнил, чтобы на уроках истории рассказывали о подобных случаях. Может в прошлом, это было что-то вроде приветствия незнакомца! Кто знал. Сверившись с картой, он огляделся. Прочел название улицы на ближайшем к нему здании, которое ничем не отличалось от остальных. Улица Ленина, теперь можно было наметить маршрут.
Степану повезло с самого начала. В десяти метрах он увидел подземный переход, и направился к нему. Краем глаза он увидел, как молодой человек перескочил через ограждение и побежал, лавируя среди машин. Когда он, с огромным риском пересек дорогу, пару раз, едва не угодив под машину, послышался свисток. И человек в синей форме, остановил нарушителя. Степан наблюдал за всем этим, раскрыв рот. Он не мог понять, почему тот, так рисковал жизнью? Ведь переход тут, рядом. Рукой подать!? Но как бы он ни старался, понять не смог, да и времени у него было не так уж и много. Мотнув головой прогоняя мысли, Степан нырнул в полумрак подземного перехода.
Прадед Степана был, долгожителем. Он помнил те времена, когда люди передвигались на машинах, по дорогам, покрытым асфальтом. В две тысячи сто четырнадцатом году, попасть, куда тебе нужно было быстрее и проще. Для тех, кто не торопился, были доступны передвижения по воздуху, в прозрачных капсулах. Если ты опаздывал, можно было пройти через телепортатор, заплатив нужную сумму, и оказавшись в нужном месте за пару секунд. Конечно, на память прадеда полагаться было нельзя. Поэтому Степан обдумывал каждый шаг, стараясь не нарушить правила.
От улицы имени Ленина ему нужно было добраться до площади Восстания. Пользоваться общественным транспортом не запрещалось. Запрет распространялся только на такси. Степан направился на остановку автобуса.

Михаил, так же решил воспользоваться общественным транспортом. Поговорив с людьми на остановке, он узнал, каким маршрутом лучше воспользоваться, чтобы добраться до музея Естествознания, его точку назначения. Маршрут оказался сложным, но он был уверен в себе. Оттолкнув локтем женщину, он запрыгнул в остановившийся автобус с номером семнадцать, и уселся на свободное сиденье. Закинув ногу на ногу, он посмотрел в окно. Его не очень интересовала картина за окном, но больше смотреть было не куда. И так как победа была, можно считать, в кармане, он погрузился в раздумья, о том, как отметить очередную победу. В этот раз праздник должен быть запоминающимся.

Виталик, шел дворами. И хоть здесь движение было не таким сильным, и машины проезжали на низкой скорости, расслабляться не стоило. Если верить карте, то ему оставалось пройти чуть больше ста метров, и он выйдет к остановке, с которой сможет доехать до завода под названием «Интеграл». Что производили на этом заводе, для Виталика осталось загадкой. Главным было то, что этот завод был точкой возврата. Он остановился на обочине, пропуская медленно едущую машину. Затем убедился, в том, что больше машин нет, посмотрев направо и налево. Быстро перешел на другую сторону и вскоре вышел к остановке.

Автобус вез Михаила, петляя по улицам города. Покинув главную дорогу, он двигался по узкой полосе асфальта. За очередным поворотом, показалась остановка. Если сейчас выскочить из автобуса и быстро перебежать дорогу, то можно пройдя дворами, через полчаса выйти на улицу имени Лермонтова, где вновь можно было сесть на маршрутный автобус. Издав скрип, автобус остановился. Сходя, Михаил посмотрел в заднее окно. Дорога была пуста. Не теряя времени, парень обогнул автобус, мельком глянув на водителя, который уже набрал в грудь воздуха, чтобы что-то крикнуть. Глаза у него были широко распахнуты. Михаил усмехнулся, и продолжил путь. Еще не выскочив из-за автобуса, он услышал вой сирены. Он не мог видеть машину, а сигнал сирены ничего ему не сказал. Ну откуда было знать гостю из будущего, что с сиреной едут только те машины, которые все должны пропускать. Лишь оказавшись на дороге, он увидел несущуюся на большой скорости белую, с двумя красными полосами машину. Вой сирены слился с криком. Лишь за секунду до столкновения, он успел нажать на капсулу возврата. Михаил покинул двадцать первый век, чтобы проиграть в двадцать втором.
 
Степан, вновь сверился с картой, чтобы убедиться в том, что он двигается в верном направлении. Оставалось совсем немного, но впереди был перекресток. Степан в растерянности остановился. Ему нужно было попасть на площадь, которая была наискосок. Светофоры горели, регулируя движение, люди сновали туда, сюда, спокойно, и привычно. Но у Степана голова пошла кругом. Пришлось взять волю в кулак. Подавив поднимающуюся панику, он стал наблюдать за пешеходами, стараясь понять, как правильно переходить улицу на перекрестке. Потратив много времени, и боясь опоздать к назначенному сроку, который истекал уже через семь минут, Степан решил рискнуть. Он все сделал правильно. Следуя за полной дамой, из сумки которой выглядывала любопытная мордочка маленькой собачки, он почти дошел до нужного места. Оставалось лишь дойти до тротуара, когда зеленый свет начал мигать. Степан растерялся. Сердце его забилось с такой силой, что он его услышал. Оставалось одно, бежать, чтобы успеть, и не попасть под колеса машины.

Цель была близка. Виталик уже видел завод. Да и движение тут было небольшим. Перед ним была дорога, к которой примыкала еще одна. Время от времени по ней проезжали машины, поворачивая то вправо, то влево. Виталик остановился у белых полос, которые назывались зеброй, как он уже знал. Остановился потому, что не мог понять, куда повернет идущая машина. Светофора здесь не было. Он быстро достал заветную книгу. Быстро нашел нужное место, и так же быстро прочел. Теперь он знал, что узнать, куда повернет машина можно по сигналу, который включает водитель прежде, чем повернуть. Так и случилось. Водитель включил сигнал поворота, и Виталик остался стоять, ожидая, когда проедет машина. Но водитель остановил машину, не доезжая до зебры, и махнул ему рукой, пропуская. И хотя Виталик был удивлен, но поспешил перейти дорогу, убедившись, что больше машин нет. Остановившись у железных ворот завода «Интеграл», Виталик вздохнул с облегчением. Путешествие в прошлое далось ему тяжело, и он не прочь был вернуться в свое спокойное будущее. Он не знал, смог ли он соблюсти все правила, но он остался жив в этом безумном мире ревущих машин. Кинув последний взгляд на дорогу, Виталик сжал в пальцах капсулу. Оставалось три минуты.
На Михаила можно было смотреть лишь с жалостью. Он проиграл, и мало того, был напуган, до такой степени, что пришлось пригласить врача. После его появления на платформе перемещения, решили, что будет не лишним, присутствие врача при появлении оставшихся парней. Степан, хоть и был бледен, когда вернулся домой, от помощи врача все же отказался. Он произнес лишь два слова.
-Я проиграл.
И ушел из здания академии. Последнего участника соревнования ждать не пришлось. Он появился вслед за Степаном. Виталик был задумчив, слабо улыбнулся и сказал.
-Как хорошо дома.
Тот день, Виталик запомнил на всю жизнь. День его победы. Он не смотрел на проигравших ребят свысока. Он понимал, насколько трудным было это последнее задание. Задание, которое он смог выполнить благодаря старой, потрепанной книжке, которая завалялась в комнате его деда. Книге «Правила дорожного движения».