Старая фотография

Александра Мазманиди
   

                Старый, очень старый, прямо-таки архивный семейный альбом случайно нашла я, перебирая бумаги и документы в шкафу. В нём  оказалась фотография-реликвия прадедушки с прабабушкой и их тремя детьми, среди которых мой дедушка Константин лет шести. Фотография наклеена на картонку с вензелями, цвет фото коричневый, а не чёрно-белый.

                Я люблю рассматривать старинные чёрно-белые фотографии, фантазировать при этом, угадывая характер, род занятий людей, запечатлённых в вечности. Все с серьёзными лицами застыли перед фотографом и вот снимок готов и хранится любовно почти два века, сначала - в семье прадедов, потом дедов, потом моими родителями и достался мне по наследству, потом перейдёт к сыну и дальше по родству.В этом я не сомневаюсь. Фотография сделана на фоне уютной террасы с большими окнами и тяжёлыми шторами, какими-то цветами на подоконниках, в больших вазах на полу, а может это "задник" такой.

                Прабабушка, тогда ещё молодая изящная женщина, с выразительными глазами сидит в кресле в красивом светлом длинном платье с кружевами и такой же кружевной шляпе с  длинными полями и  букетиком цветов с боку. Тёмные волосы подобраны вверх, под шляпу, но кокетливый завиток упрямо упал на длинную шею, плавно переходящую в покатые обнажённые плечи. Она беременна четвёртым ребёнком - Марусей. Но тогда об этом никто ещё не знал.

                Прадед - высокий, стройный в костюме-тройке с платком, мудрёно завязанным на шее и  шляпе котелком на голове, с тростью в руке грациозно облокотился на стоящую рядом тумбу. Он самодовольно улыбается большим ртом, совершенно не заботясь о некрасивости своих редких зубов, наверное, гордится собой и своей семьёй.

                Сын-дед стоит рядом с отцом, пытливыми чёрными глазёнками всматривается в объектив, он очень похож на отца, такая же смуглая кожа, такой же длинный прямой нос и великоватый, по-детски пухлый рот. Говорили, что он красиво рисовал,обучался этому в специальной школе. Когда мне было года четыре, он был у нас в гостях и играл какую-то незнакомую, но очень приятную музыку.В 2013 году ему бы исполнилось 100 лет, благодаря живой бабушке мы отмечали эту славную дату, чтобы все помнили о своих корнях. Но я отвлеклась.

                А две маленькие девочки погодки трёх и четырёх лет с одинаково распущенными  светлыми кудряшками, одетые в нарядные, пышные длинные платья, похожи на маленьких миниатюрных женщин, расположились по обе стороны от своей мамы. Эти девочки мои тётки Евгения и Елена, вернее, я их внучатая племянница. У Жени глаза тёмные, слегка печальные, она явно не хочет фотографироваться, а у Леночки глаза светлые, возможно, голубые, очень озорные, кажется, что она непоседа, сейчас же ринется играть, не дождавшись конца съёмки. Девочки похожи на папу и маму и пока трудно понять - на кого больше.

                Я думаю, что никто из присутствующих на этом снимке не догадывался тогда, что это фото станет историей, их будут лицезреть потомки в четвёртом поколении, а может быть и дальше сохранят.

                К сожалению, я не знаю об этих своих родственниках ничего, но судя по тому, что фотографирование в то время  не было столь популярным, да и дорогим удовольствием, значит, они не были людьми бедными, вряд ли очень богатыми, возможно даже в какой-то мере прогрессивными. Во всяком случае, хочется, чтобы так было.  Почему? Зачем? Видимо, чтобы гордиться предками. Памятовать...помнить... чтить... Пока помним своих предков, чтим их могилы, мы по праву называемся ЛЮДЬМИ.

                Ах, как  жаль, что немногие из нас помнят свои корни, свою родословную, вот и растут  поколения, не помнящие родства, своей истории и готовые переметнуться в любом направлении в надежде, не прилагая особых усилий на  всё дармовое, готовенькое. О-о-о, куда мысли-то занесли меня. И всё из-за старой семейной  фотографии.


15.03.15.