5-я танковая армия

Владимир Николаевич Дмитриев
Давно отгремели салюты Победы в цветущем мае 1945-го. Навсегда останется в сердцах потомков имена тех, кто сложил голову в битвах Великой Отечественной войны за нашу Родину, тех, кто вернулся домой живым. Удивительные люди. Героическое поколение.

О тяжёлых битвах написано немало: мемуары участников тех событий, исследования военных историков, краеведов. Но в этих работах звучат далеко не все имена героев. А сегодня, к сожалению, многие не знают о подвигах и обстоятельствах гибели своих отцов, дедов, прадедов…

"Спасибо! Я узнал, как погиб мой дед, лейтенант Нефёдов Василий Лукич", – написал автору внук командира пулемётного взвода 248-й отдельной курсантской стрелковой бригады, который погиб 14 августа 1942 г. у с. Озёрки. "Я и не знала, за что у отца медаль", – сообщила дочь ефрейтора Алексея Михайловича Ильина, награждённого медалью "За отвагу".

Наша цель – на основании подлинных документов времён Великой Отечественной войны рассказать о подвиге каждого представленного к награде бойца и командира, об обстоятельствах гибели некоторых из них. Это не художественный вымысел, а голая правда войны. Это маленькие крупицы, из которых была сложена Великая Победа. Мы должны знать всё о трудах и подвигах наших предков, гордиться нашим непобедимым народом и нашей Великой Родиной.

В 1942 г. на северо-западе Воронежской области – в Семилукском районе – наши войска вели кровопролитные бои с немецко-фашистскими захватчиками. В числе других воинских соединений в июле 1942 г. здесь воевали танкисты и мотострелки 5-й танковой армии Героя Советского Союза генерал-майора Александра Ильича Лизюкова, который героически сражался и погиб на этой земле.

Командование Брянского фронта приступило к формированию 5-й танковой армии 29 мая 1942 г. на основании Директив Ставки ВГК № 994021 от 25 мая 1942 г. и № 994023 от 26 мая 1942 г.  в Московском военном округе с непосредственным подчинением Ставке ВГК. В нее вошли 2-й (26-я, 27-я и 148-я танковые и 2-я мотострелковая бригады) и 11-й (53-я, 59-я и 160-я танковые и 160-я мотострелковая бригады) танковые корпуса, 340-я стрелковая дивизия, 19-я отдельная танковая бригада, 611-й лёгкий артиллерийский полк, 1382-й отдельный инженерно-сапёрный батальон, отдельный зенитный дивизион, отдельный батальон связи и рота охраны.

В эти же дни командовать 5-й армией назначили генерал-майора А.И. Лизюкова, который проявил себя отличным военачальником при обороне переправ через Днепр, оборонительного рубежа по реке Вопь и в Битве под Москвой.

16 июня 1942 г. армия была включена в Брянский фронт. В начале июля в состав армии прибыл 66-й гвардейский миномётный полк, а для усиления придан 7-й танковый корпус (3-я гвардейская, 62-я и 87-я танковые и 7-я мотострелковая бригады). С 6 июля 5-я танковая армия участвовала в Воронежско-Ворошиловградской стратегической оборонительной операции (28 июня - 24 июля), в ходе которой нанесла контрудар по северной группировке противника.

В силу ряда причин 5-й танковой армии не удалось осуществить планируемое. Однако необстрелянные бойцы и молодые командиры приобрели здесь боевой опыт, благодаря которому победа нашего народа в Великой Отечественной войне стала ближе. К тому же, командующему 4-й танковой армией вермахта генерал-полковнику Герману Готу пришлось перебросить в этот район свои танковые соединения с направления главного удара плана "Блау", что, в конечном итоге, привело к провалу всей летней кампании 1942 года на восточном фронте.

5-я танковая армия расформирована 17 июля 1942 г. на основании директивы Ставки ВГК № 170511 от 15 июля 1942 г.