Шалунья

Валентина Телухова
Когда зима уступала права весне, и на свете становилось теплее, в Чигиринской школе все от мала до велика выходили на сбор сосновых шишек. В школе работало школьное лесничество. Мария Демьяновна, учитель биологии, давала норму сбора шишек на класс, а в классе норму распределяли на каждого ученика. В это время была у ребят в ходу одна уловка. Если школьники не хотели, чтобы строгая Мария Демьяновна с пристрастием проводила опрос на уроке биологии, они в начале урока спрашивали:
- Мария Демьяновна, а как правильно шишки собирать?
Такой вопрос дважды повторять было не нужно. Мария Демьяновна не усматривала в нем ни подвоха, ни детской хитрости. Она была простодушным человеком и легко “покупалась” на эту уловку. Минут десять она толково объясняла, что шишки нужно срывать нераскрывшиеся, лучше с невысоких деревьев, что ветки сосен ломать нельзя, а нужно их осторожно наклонять, и высоко на деревья забираться тоже нельзя – это опасно. В лес нужно брать с собой легкие сумки с большими ручками, чтобы можно было носить их наперевес. Тогда обе руки будут свободны для сбора, и можно собрать шишек за час больше. В лесу вести себя осторожно. Далеко от друзей не отходить. Хоть и не было замечено рысей в наших сосновых перелесках, но в Новопетровке они есть, и кто может знать, вдруг и у нас объявятся. В лесу лучше пошуметь, чтобы спугнуть нежеланных соседей. Шишками не кидаться друг в друга, потому что можно нечаянно причинить вред здоровью.
Когда Мария Демьяновна замолкала, и, судя по всему, все-таки собиралась бегло опросить учащихся по материалу прошлого урока, находчивые ребята задавали еще один вопрос, который действовал как тяжелая артиллерия.
- А для чего нужно эти шишки собирать?
- Как для чего? Как для чего? Разве вы не знаете? Я вам рассказывала, мы в лесничество ездили, вы своими глазами все видели.
- А мы забыли все, Мария Демьяновна!
- Ну, слушайте тогда!
Журнал окончательно закрывался, и учительница клала его на краешек огромного демонстрационного стола в кабинете биологии, а по классу проносился вздох облегчения. Мария Демьяновна сама выходила вперед. Лицо её менялось. Она говорила с таким воодушевлением, что её внимательно слушали даже знаменитые ученые на портретах, как будто говорили своим видом, что хозяйке кабинета звание «Отличника народного образования» дали не зря.
- Слушайте меня внимательно! Сосны, как и все хвойные растения, размножаются семенами. Весной на молодых ветках сосны видны маленькие шишки. Одни из них зеленовато-желтые и собраны тесными группами у оснований молодых побегов, а другие – красноватые, одиночные, и расположены они на вершинах веток…
Школьники узнавали, как происходит опыление, и как полтора года вызревают семена сосны в шишках, и за счет каких питательных веществ они живут.
- Через полтора года шишка раскрывается, и семена разлетаются по воздуху, потому что они имеют пленчатые крылышки. Важно сорвать шишки до этого момента. В сорванных шишках идет вызревание семян, а когда они раскроются на стеллажах в специальных помещениях в лесничестве, они будут собраны человеком. Лесники посеют семена на хорошо прогреваемых песчаных склонах и из них вырастут сосенки, а потом их высадят на нужных местах и создадут зеленую зону вокруг города.
Спохватившись, минут за десять до конца урока, учительница умолкала, виноватым голосом говорила, что едва успеет объяснить новый материал, но не успевала, держала ребят половину перемены, не отпуская с урока, даже говорила им что-то вслед, когда они покидали кабинет. В учительскую Мария Демьяновна приходила взволнованная, и говорила всем учителям, что дети сбором шишек интересуются!
Ольга Викторовна знала про детскую уловку от самих же ребятишек, и когда она услышала о том, как дети её класса интересуются сбором шишек больше других, она на этой же перемене отправилась к ним.
Они готовились к уроку литературы, и уже сидели за школьными столами в ленивых позах и всем своим видом показывали, что идет перемена, звонка на урок не было, поэтому можно расслабиться. Они не шумели, не разговаривали друг с другом, а просто сидели и смотрели перед собой. Восьмиклассников детьми назвать было  трудно. Ольга Викторовна называла их так по давней привычке. Она взяла классное руководство в этом классе пять лет назад, когда они перешли из младших классов в старшие, и была так очарована ими, что никакие их проделки не могли погасить огонек любви в её сердце.
- Значит, сбором шишек интересуетесь? И, судя по всему, интересуетесь сильно! Что же? Пойду навстречу вашим желаниям. Сегодня, после занятий ровно в половине третьего жду вас на верхней остановке. Коллективный сбор сосновых шишек!
- Да мы не можем! Да мы сочинение должны написать! Да у нас английский! Да нам нужно столько перевести, что и часа одного не хватит!
- Никаких возражений не принимаю!
Ольга Викторовна стремительно вышла из класса.
Конечно, трудом нельзя наказывать, это непедагогично! А она и не наказывала! Шишки все равно собирать было нужно! Да и за розыгрыш учителя на уроке нужно было их упрекнуть. Нотации мало помогают, а вот действия – другое дело! Пусть закрепят на практике теоретические знания, полученные на уроке!
После своих уроков Ольга Викторовна поторопилась домой. Нужно было приготовить ужин для семьи, сделать множество домашних дел. Вечером она сядет готовиться к урокам, и до полуночи будет гореть огонек настольной лампы, и до полуночи она будет добросовестно и придирчиво готовиться к урокам, выстраивая их в своем воображении, а на следующий день всё пойдет опять не по планам и уроки потеряют свою стройность.
В положенное время она пришла на конечную автобусную остановку. Ребята уже поджидали её. Шумной толпой отправились они в дальний перелесок за околицу села. Сосновый лес, посаженный чигиринскими школьниками прямо за селом, уже подрос, до шишек было не добраться, а дальний перелесок был еще молодым, деревья в нем были чуть выше человеческого роста, и шишки можно было рвать прямо с земли.
По давней привычке, выработанной годами, Ольга Викторовна шла позади ребят, так, чтобы все они были в поле её зрения. Проселочная дорога была пустынной, хорошо накатанной, безопасной, можно и не тревожиться за ребят, но бдительность никогда не бывает лишней.
Стоял последний день зимы. Весна начиналась по календарю завтра, но смена времён года никогда не бывает мгновенной. В природе, так же, как и в человеческой жизни, все проходит постепенно. Уже несколько дней стояла весенняя погода, а сегодня в полдень слышна была капель, пока ещё робкая, но в её мелодии было столько надежды на тепло и лето, которое уже было не за горами, что её звуки веселили сердце.
Ольга Викторовна рассматривала своих ребятишек. Они пришли на сбор шишек всем классом, потому что попробуй не прийти! С тебя утром такой спрос будет, тебя так «по головке погладят», и не только учительница, но и одноклассники, что надолго запомнится! Несколько человек шли явно не по своей воле, уныло поглядывали по сторонам и молчали. Большинство мальчишек окружали Машу – всеобщую любимицу, шутницу и озорницу. Она позволила мальчиком нести её очень большую сумку и огромный тулуп, на котором Маша собиралась прилечь в лесу. Она любила комфорт.      
Когда пришли на опушку леса, Ольга Викторовна с ужасом поняла, что контролировать сбор шишек она не сможет. В лесу были огромные зимние сугробы, которые проваливались под учительницей, и она по пояс тонула в них и не могла сделать ни шагу, а беспомощно плавала в сыпучем снегу. Пришлось остаться на поляне и только по голосам догадываться, что дети заняты делом, что они прекрасно справляются с ним без всякого её контроля. 
- Ольга Викторовна! Вот Вы где! А мы Вас потеряли. А я уже устала, отдохнуть пришла!
- Я не могу ходить по лесу, тону в сугробах. Вы легкие, вас снежный наст держит, а меня - нет!
- Не расстраивайтесь! В лесу все в полном порядке! Даже наш Валера собирает шишки. У него это здорово получается, он высокий вон какой! До макушек достает почти. А мы отдохнем с Вами.
Маша расстелила тулуп на снежном сугробе и прилегла на него. Ольга Викторовна после некоторого колебания, робко прилегла с краю.
- А давайте споем что-нибудь!
- Я не очень хорошая певица!
- Тогда подпевайте!
Маша стала громко петь русские песни. Ольга Викторовна подпевала вначале робко, а потом стала петь все громче и громче. И ей вдруг стало так хорошо! Она лежала на снегу, который лучше, чем любая перина повторял все изгибы тела, она не могла простыть, потому что овчинный тулуп не давал холоду проникнуть сквозь него. Ольга Викторовна смотрела в голубое небо над головой, и все проблемы, дела, заботы показались какими-то мелкими, ненужными и отступали перед этой небесной голубизной. Редко мы смотрим в небо! Чаще всего глядим на землю. Тоже нужно это делать. Но стоит иногда запрокинуть голову вверх и посмотреть в эту голубую, светлую даль, которой нет предела!
Маша пела знакомые песни. Именно такие песни пели родные Ольги Викторовны, когда они собирались вместе по праздникам. Особенно слаженно они с Машей спели песню про разлуку.
Все пташки - канарейки
Так жалобно поют,
И нас с тобою, милый,
Разлуке предают.
Разлука, ты разлука,
Чужая сторона.
Ничто нас не разлучит,
Лишь мать сыра земля!
Потом Маша запела песню про беглеца, в бочке переплывающего Байкал.
Славное море – привольный Байкал,
Славный корабль – омулевая бочка…
Эй, Баргузин, пошевеливай вал…
Молодцу плыть недалечко.
- Баргузин – это ветер такой на Байкале. Я когда ребенком была и слышала эту песню, я думала, что Баргузин – это царь подводного царства. Потом разобралась. А как хорошо петь с тобой! Я так отдохнула, как будто в отпуске побывала. А как же шишки?
- Не беспокойтесь, Ольга Викторовна, шишки будут!
И действительно, когда из леса стали выходить ребята с полными сумками собранных шишек, Маша к каждому однокласснику обращалась с жалобной речью.
- Зачем тебе, Алеша, столько шишек? Поделись с подругой, дай горсточку!
Алеша, который ещё в детском саду делал Маше предложение, за что был осмеян всей группой, но устоял и продолжал любить её преданно и в юности, высыпал в Машину сумку почти половину собранных шишек.
- Я знаю, ты не жадный, тебе ничего не стоит поделиться со мной шишками, - говорила Маша Славочке, самому маленькому по росту мальчику в классе, - прояви великодушие!
И Славочка проявил великодушие и щедро отсыпал шишек в Машенькин огромный мешок.
Девочки делились не так охотно, но по горсточке в мешок Машенькин тоже отсыпали.
Ольге Викторовне все происходившее сильно не нравилось, но она не вмешивалась. Она проявляла терпение.
Когда из леса вышли все, Ольга Викторовна поблагодарила ребят за добросовестный труд, извинилась за то, что не могла им помочь.
Весь обратный путь Маша веселилась сама, веселила других. Мальчишки покорно несли её сумку и тулуп, а девочка шла рядом налегке и громко говорила, что прогулка в лес подняла ей настроение.
Ей то подняла – это точно, а у Ольги Викторовны все благодушие куда-то исчезло. Поведение Маши настораживало – яркий пример иждивенчества и несерьезного отношения к жизни. В пятнадцать лет нужно взрослеть. На девочку нужно было рассердиться, но Ольге Викторовне что-то мешало. В поведении Маши было столько лукавства, озорства, простодушия и детской непосредственности, что вести с ней серьезные разговоры было просто не к месту.
Когда завершился сбор шишек в школе, Мария Демьяновна пригласила всех на большой перемене на школьную линейку. В руках у неё были белые конверты, в которых лежали деньги. Эти небольшие суммы приготовлены были для тех, кто особо отличился в сборе шишек.
- Рекордное количество шишек собрала Маша Петрова из восьмого класса. Она заняла первое место в школе по сбору шишек, - объявила учительница биологии.
И Маша пошла под гром аплодисментов всей школы получать почетную грамоту и конверт с денежной премией. Она шла с гордо поднятой головой, своей размашистой походкой уверенной в себе красивой девочки. Царственно шла, как боярыня на прогулке. С гордым видом она приняла конверт с вознаграждением и грамоту почетную, кивком головы поблагодарила школьников за аплодисменты и величественно вернулась к одноклассникам.
Ольга Викторовна здесь же на линейке твердо решила, что с Машей она поговорит о чести, о совести, об иждивенчестве.
Она ушла в классную комнату и села за учительский стол и стала подбирать слова, которые скажет Петровой прямо.
Дверь отворилась, и Маша вошла в класс. Конверт с деньгами она положила на стол перед Ольгой Викторовной.
- Возьмите на нужды класса, деньги-то все равно общие. Краски купите для оформления кабинета, вазы для комнатных цветов.
- Маша! Эта история с премией – не самая красивая история в твоей жизни.
- Да, я знаю. Вот такая я несерьезная девочка. Меня и дома за это ругают. Я не думала, что я первое место займу. Думала, что сдам шишки, а они ведь в общий зачет на класс пойдут. А тут видите, что вышло. Не сердитесь!
Ольга Викторовна вздохнула.
- Давай оставим эту историю, забудем про неё. А больше ты никогда не стремись жить за чужой счет. Ты у меня такая хорошая девочка! Больше не шали! Не огорчай меня! А теперь иди на урок и не переживай.
Ольга Викторовна отпустила девочку, а сама некоторое время переживала в душе: все думала, правильно ли она поступила? Может быть, нужно было вернуть премию и восстановить справедливость? А потом решила, что этого делать не нужно, потому что Маша - девочка хорошая, она просто побаловалась немного, и нечего костер раздувать на ровном месте и будить лихо, пока оно тихо…
Одна искра - ещё не пожар. Все равно гасить нужно, чтобы не полыхнуло невзначай.