Беседа

Владимир Емельяненко
   - Привет, Коша!
   - При-ивет!
   - Что делаешь?
   - Ле-ежу.
   - Спишь, что ли?
   - Не сплю, так лежу.
   - Кош, а что ты просто так лежишь и ничего не делаешь?
   - Да, Шкал. Лежу и ничего не делаю. Хотя... Думаю, наверное.
   - А о чём думаешь?
   - О чём-то...
   - То есть, ни о чём?
   - Как это, ни о чём?
   - Ну, смотри, Коша: Если кто-то что-то думает, тогда он думает о чём-то,
и что такое это "что-то", он знает.
   - Не забивай мне голову. Я лежу и лежу. Никому не мешаю.
   - Но ты же не спишь и ничего не делаешь. Тогда думаешь. А думают всегда
о чём-то.
   - Ага, Шкал. Кажется, я тебя понял. Я действительно лежу и думаю, а о чём
и сам не знаю. Просто думаю.
   - Тогда ты думаешь ни о чём. Но так же не бывает. Думают всегда о чём-то.
   - Ну, если хочешь, тогда я думаю обо всём. Успокойся, Шкал, и дай мне
подумать.
   - У-у-у, Коша! Да ты - философ. Действительно, можно думать обо всём.
И сразу.
   - А как это? И вообще, отстань.
   - Да я бы к тебе не приставал, но ты лежишь, причём на траве.
   - А по-твоему я в грязи должен лежать?
   - Да нет, всё правильно. На траве и прохладно, и чисто. Только я
специально к этой траве пришёл. Пощипать мне её надо.
   - Ну, ты даёшь... Дай лоб потрогаю, вдруг у тебя рога растут, и оленем
начинаешь становиться?
   - Нет, просто эта трава - вкусная. Я и впрямь, не набиваю травой живот,
вообще дыни люблю. Но сейчас эта трава - вкусная. Кош, передвинься
в сторонку, ты лежишь на моей траве.
   - В лесу всё всехнее. А ты, Шкал - пёс, и травой питаться не должен.
   - Должен - не должен? Каждый должен делать то, чего он хочет.
   - И ты должен жевать траву?
   - Должен или нет - неважно. И не жевать, а щипать. Тебе трудно
подвинуться?
   - Эх. Не хочется.
   - Спасибо. Ну, так далеко не отползай. Меня эта маленкая полянка интересует.

   - Шкал. А ты завтра эту траву тоже будешь щипать?
   - А я завтра её уже ем.
   - Бр-р-р. Ты её ешь сегодня. А завтра будешь?
   - Кош, что тут непонятного? Не знаю, будет ли эта трава завтра вкусной. Но
сейчас я её ем уже завтра. А чего ты так глаза расширил?
   - Завтра будет завтра. И ты завтра будешь, понимаешь, БУДЕШЬ что-то
делать. А сегодня ты у же что-то де-ла-ешь. Сей-час. А вчера было вчера.
И то, что ты делал вчера, сегодня делать уже не будешь. То, что было вчера,
уже прошло, и его не будет уже ни-ког-да. Шкал, не путай ты меня.
   - Счас, отщипну несколько травинок и объясню. По-твоему. Вот, ещё парочку.
Вот. Смотри. Помнишь мы с тобой осенью груш наелись. Кислые-кислые были!
Так? Ты потом два дня не мог рот открыть, а когда открывал, то он не
закрывался. До ушей цепляло.
   - Ну вапфем фы пак...
   - Кто такой вапем? А-а, "зачем я так?" Угу. Вот видишь, как ты скривился!
Но сейчас мы груши не едим. Вообще, они только завязались. А тебя от кислоты
передёргивает. Ты понял? То, что было не ушло никуда. Оно у тебя есть здесь
и сейчас. Никуда не пропало.
   - Но я же их не ем.
   - А во рту кисло. Ну, ведь, да же. Всё есть всегда и везде. Если оно есть.
А если его нет, то никогда и не будет.
   - Откуда ты знаешь? Что не будет. Вот скажи, будет сегодня дождь?
   - Будет. Тихо, ни один листик не шевелится. Небо какое-то белёсое. С утра
облака были такие, что обещают дождь. Будет, похоже.
   - Не похоже, а точно будет. А если точно будет, можешь считать, что дождь
уже идёт.
   - А солнце светит.
   - Пока. Но дождь уже к нам идёт. Значит, он есть. И мы не должны быть
глупыми, прятаться, скажем под высоким деревом. Дождь-то с грозой. Дождь
у нас уже льёт сейчас, но его пока мало. А потом будет много.
   - Умный ты больно, Шкал.
   - И то, что было вчера, оно сейчас у нас осталось. Только меньше, чем
вчера. Траву эту, на который ты лежал, я щипал сегодня, а завтра буду
здоровым, то есть, она у меня останется. Так вот, то, чего у меня
не осталось, можешь считать, что его и не было. И не переживать о своих
ошибках. Если будешь так думать, то станешь самым счастливым драконом
на свете.
   - Ага, и каждый раз вляпываться в одну и ту же лужу. Тебя слушать, Шкал,
то из проблем не вылезешь.
   - Ты что, глупый в одну и ту же яму попадаться? Нет, Коша, ты умный. Но та
яма, она в тебе остаётся. И ты второй раз в неё не полезешь. Яма была и
осталась. Но когда ты её из себя выбросишь, яма тебя снова поймает. Она,
ведь, всегда есть...
   - Понял. Ты этой своей мутатой пудришь зверям позги.
   - Не-а, не пудрю. Просто рассказываю. Вот вчера приходит ёжик
и спрашивает, идти ему за слизнями к пруду или нет. Я, конечно, не знаю.
Мы садимся рядком, я спрашиваю у ёжика о его желании и тут же о будущем
у звёзд. Они холодные, им всё равно, кто и с кем дружит. Слушают время и всё
знают. А я и здесь, и среди звёзд. Рассказываю ёжику. Как есть. Всё.
   - А теперь, мой друг Шкал, ты пудришь мозги мне. То ты сейчас и всегда,
то ты здесь и у звёзд.
   - Да, что тут такого? Так и есть.
   - А ещё скажешь, что ты и Шкал, и ёжик сразу.
   - Не-ет. Ёжика я просто беру за руку, и мы идём к звёздам. Оказываемся
там.
   - Он что, сам там не может побывать?
   - Не может. Ленится.
   - Ты говоришь, что всё есть всегда и везде? И я глуп, и этого не понимаю.
   - Коша, ты дракон и когда-нибудь очень-очень многое поймёшь. Не сейчас.
   - И ты, простой Шкал умнее меня?
   - Я, конечно, старше, значит опытнее. А потом эти штуки про везде и всегда
я не сам придумал. У костра подслушал. Подобрался, чтобы чем-то у людей
поживиться, а они сидят, в огонь смотрят и о своём говорят, вот я их
и подслушал. Потом сам кое-что додумал.
   - И кто они такие?
   - Не скажу тебе. Они - не наши, не из соседней деревни, да и не около
нашего леса был тот костёр. И тебе к ним не надо. Физики они. Вдруг тебя
увидят и скажут, что драконов не бывает. Тебя не станет. А я так люблю играть
с тобой в прятки. Кстати, пока дождь не пошёл, пойдем? Поиграем.