Уникальный портрет Рафаэля. Дама с единорогом

Алина Алексеева-Маркезин
Рафаэль Санти,Дама с единорогом, ок. 1506.Галерея Боргезе, Рим

         Обсуждая женские портреты Леонардо да Винчи,нельзя обойти вниманием этот знаменитый портрет Рафаэля "Дама с единорогом."1506г .Считается, что Рафаэль создал этот портрет  не   без   влияния "Моны Лизы" Леонардо да Винчи, который в те годы тоже работал во Флоренции. Однако, по мнению историков искусства,  "Дама с единорогом" напоминает о Джоконде лишь некоторыми композиционными приемами.

    Несколько слов о художнике.
        Рафаэль (1483-1520), один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Его имя еще при жизни стало легендарным, современники называли его «божественным Санцио», а его искусство – воплощением ясной гармонии, уравновешенности, чистоты стиля. Рафаэль, как истинный сын Возрождения, был разносторонним художником: архитектором, живописцем, рисовальщиком, мастером монументальных росписей.
          Портреты Рафаэля составляют самостоятельную и законченную область творчества художника. Профессор Борис Робертович Виппер дал такое определение Рафаэлю – портретисту: «Рафаэль был замечательным портретистом, одним из самых великих портретистов во всей истории европейской живописи».

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

             Портрет «Дама с единорогом» был написан художником в период его пребывания во Флоренции. Созданный им образ молодой прекрасной женщины полон очарования и чистоты юности. Это впечатление связано так же с таинственным зверьком на ее коленях – единорогом, символом женского целомудрия. Незнакомка, изображенная Рафаэлем,  пребывает в полной гармонии с окружающим ее миром.

            Рафаэль создает новый тип ренессансного портрета.
 Он использует красочную палитру, построенную на градации чистых светлых цветов, и придающую пейзажу ясную прозрачность, которая подчеркивает чистоту и цельность изображенного на его фоне женского образа.

          Женщина изображена сидящей в лоджии на фоне озерного пейзажа. Она одета как благородная дама, в платье с низким вырезом и с широкими рукавами
 На шее у нее надета золотая цепь с подвеской из рубина и изумруда с грушевидной жемчужиной. На голове — небольшая диадема, почти скрытая волосами. Однако, что странно, на ее пальцах нет колец, включая обручальных — это необычно, так как женские портреты того времени создавались как правило по случаю свадьбы.

        В руках дама держит небольшого единорога — символ целомудрия. Согласно средневековым легендам, приручить его могла только девственница.
         Две главные черты этого портрета: «грациозное изящество, которому трудно противостоять, и загадочный характер этой таинственной дамы, которая все также продолжает избегать опознания»

 СЛОЖНАЯ СУДЬБА.Вопрос об авторстве.

            В прошлом картина была сильно повреждена. Реставрация  позволила вернуть шедевру его подлинный облик. Лишь в ХХ столетии реставраторы избавили живопись от позднейших дописок и привели ее в первоначальный вид. В 1930-е гг. были обнаружены позднейшие записи, открывшие сложный процесс искажения созданного Рафаэлем первоначального образа.


           В ХIХ веке, когда портрет попал в картинную коллекцию виллы Боргезе, его автором считался Перуджино. И только в 1928 г. авторитетный историк искусств Роберто Лонги атрибутировал портрет как произведение Рафаэля Санти, относящийся к самому началу ХVI века. Догадку подтвердили радиографические исследования проведенные в 1927 г., впервые в истории итальянской науки. Они выявили несколько живописных слоев и много любопытных деталей. Выяснилось, что сначала это была "Дама с собачкой", а потом поверх собаки появился единорог. Несколько раз переписывались и руки дамы.

       Однако картина не была закончена. Рафаэль вернулся к этой вещи лишь спустя несколько лет, и тогда уже дописал руки дамы, которая теперь обнимала уже единорога. Таким образом, символический смысл картины менялся: единорог - знак чистоты и непорочности.

                В конце XVI века "Дама с единорогом" превратилась в святую Екатерину Александрийскую: неизвестный художник прикрыл ей плечи плащом и изобразил на заднем плане колесо, символ мученичества святой. И только во время реставрации 1935-1936 гг. картине вернули прежний вид.

КТО ПОСЛУЖИЛ МОДЕЛЬЮ?

               Существует предположение, что моделью была Джулия Фарнезе, любовница папы Александра VI Борджиа, поскольку единорог являлся родовой эмблемой ее фамилии. Ортолани указывает на рисунок в Лувре, который вероятно является подготовительным к портрету, и предлагает идентифицировать модель как Маддалену Дони, предмет другого портрета кисти Рафаэля.Эта идентификация сейчас отвергается. Любопытно, впрочем, что украшение на шеи Маддалены Дони имеет изображение единорога.

            В своих портретах Рафаэль стремится в конкретном облике каждой модели показать человека таким, каким он должен быть при полном развитии своих физических и духовных сил..В его портретах привлекает благородство идеала человека, воплощенного в конкретном, узнаваемом облике людей эпохи Возрождения.

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/2991196