О славном капитане Блае и строптивом Баунти

Валерий Рубин
Причудлива фантазия человека. Йе-хо-хо и бутылка рома... На какие мысли, к примеру, наводит нас дата 23 декабря?.. Хорошо, спросим иначе, с чем ассоциируется слово "баунти"?.. Ну, это просто: с шоколадкой с кокосовой начинкой...

А между тем, в не столь давние времена имя "Баунти" носил фрегат или бриг( скорее бриг, чем фрегат, судя по водоизмещению в 215 тонн) военного флота Его величества Георга III, короля Англии, с которым и произошли описываемые ниже события.

В конце 18 века лондонские чиновники из колониального ведомства решили, что надо раз и навсегда закрыть продовольственную тему для темнокожего населения островов Вест-Индии, служивших источником рабсилы для метрополии. Хоть и черномазые, а кормить чем-то надо.

Чем кормить, не обременяя казну? - кто-то вспомнил, как капитан Кук, описывая свои плавания по Южным морям, с восторгом отзывался о местных деревьях, на которых растут плоды, по вкусу напоминающие хлеб, но величиной с добрый кокосовый орех. Хлеб не хлеб, но нечто вполне съедобное, чем негры на сахарных плантациях могли бы набить себе животы после работы.

Не забудем, что Британская империя в те времена действительно "правила морями", продолжая открывать все новые территории, расширяя свои владения по всему свету и потому была крайне заинтересована в их скорейшей колонизации. В полной мере это относится к островам Вест-Индии, где можно было использовать дешевый труд завезенных из Африки негров. Которых, увы, как было сказано чуть выше, надо было каждый день чем-то кормить...

Идея завезти в Америку хлебное дерево впервые пришла в голову здешнему губернатору Моррису, - и он подает прошение английскому кабинету с просьбой снарядить для этого экспедицию к островам Океании. Ответ Адмиралтейства не замедлил себя ждать... И 23 декабря 1787 года(по другим сведениям - в конце ноября) парусник "Баунти" с 48-ю моряками на борту под командованием лейтенанта Уильяма Блая отправляется в Полинезию с четкой директивой: найти и доставить на Ямайку саженцы хлебного дерева.

Здесь надобно сделать небольшое отступление об английском парусном флоте. *Мало кто по доброй воле хотел тогда попасть на королевскую службу: палочная дисциплина, издевательства со стороны офицеров, скверные бытовые условия и вдобавок многомесячные плавания без свежих продуктов и женского общества делали жизнь матросов невыносимой. Протесты подавлялись самым жестоким образом: зачинщиков вешали на реях, бросали без суда и следствия за борт, нещадно секли розгами, то бишь, линькой. Забегая вперед, скажем, что в этом смысле не стали исключением из правил и порядки на "Баунти"(в переводе - "Щедрость"), удачно переделанном, как свидетельствуют источники, из торгового в военный корабль, обладавший превосходными мореходными качествами и к тому же оснащенный пушками.

Капитан Блай слыл опытным моряком: в свои 33 года он успел побывать с экспедицией Кука в Полинезии и был хорошо знаком с маршрутом, которым предстояло достичь острова Таити. 10-месячное плавание прошло без особых эксцессов, если не считать приобретенной капитаном за это время дурной репутации, - команда ненавидела его за грубость, деспотичный нрав, самоуправство и рукоприкладство. Что ж удивительного, если недовольство в конце концов вылилось в бунт - случилось это на обратном пути, возле острова Тофуа, что в архипелаге Тонга, после того как корабль благополучно загрузил на борт горшочки с ростками хлебного дерева и покинул Таити.

Мятеж, произошедший 28 апреля 1789 года, возглавил помощник капитана Кристиан Флетчер, и несмотря на то, что другие офицеры приняли сторону Блая, восставшие легко овладели ситуацией. Не в пример Блаю, они проявили к нему милосердие, высадив капитана с лояльными тому офицерами и матросами в бот и снабдив на первые дни запасом продовольствия и водой. Безусловно, вопрос вопросов во всей этой истории о причинах, заставивших взбунтоваться военных моряков, - уж кому-кому, а им должно было быть известно, что за это по английским законам полагается смертная казнь...

Большинство исследователей полагает, что во всем виноват капитан Блай, доведший команду до белого каления. Однако стоит заметить, что и на других английских военных кораблях царила подобная атмосфера, моряки отлично знали, что им предстоит, роптали, но терпели... В чем же дело? Уильям Блай не был, конечно, пай-мальчиком, но и о конфликте как таковом говорить не приходится, противники мирно разошлись в разные стороны, как расходятся в море корабли. Скорее всего, бунтовщики успели вкусить на Таити чуточку заморской жизни и им не хотелось расставаться с аппетитными таитянками, ежедневным "шведским столом", теплыми воздушными и морскими ваннами - и на тебе, возвращаться в холодную, сырую старушку-Англию. А почему закоперщиком мятежа выпало стать помощнику капитана - тоже понятно: Блай относился к нему как к слуге, третировал, унижал, и Флетчер был готов бежать с корабля куда глаза глядят, как только представится случай. И случай представился!..

Однако вернемся к Уильяму Блаю. Пройдя на хрупком суденышке морями-океанами более 3 тысяч миль, испытав всевозможные лишения, он достиг острова Тимор у берегов Индонезии, где в ту пору обосновалась многочисленная голландская община. Беспримерный, - можно смело утверждать, - шлюпочный переход Блая не пропал втуне: получив его рапорт, министр-лорд адмиралтейства приказал настичь мятежников и предать их суду. Капитан же Блай вернулся в туманный Альбион. Через некоторое время он вновь был послан с особой миссией на Таити, и на этот раз доставил саженцы хлебного дерева по назначению, на Ямайку. Они там прижились-размножились, - другое дело, что неблагодарные негры отнеслись к появлению в их меню папуасских хлебов неодобрительно, попрежнему предпочитая привычные бананы...

Выходит, зря старался старый морской волк? Как бы не так. Уильям Блай получил повышение, а закончил службу на флоте и вовсе в чине вице-адмирала.

Что же произошло с мятежными матросами? Промаявшись безо всякой цели пару месяцев под парусами свободы, они вернулись на Таити, где часть из них решила "бросить якорь", не подозревая, что островной рай вскоре обернется для них подлинным адом: корабль "Пандора" под командованием капитана Эдвардса уже был послан по их душу. Дальнейшее было делом техники: бунтовщиков отловили, арестовали, заковали в кандалы и отправили по этапу. Не всем из них выпала честь окончить свой жизненный путь на нок-рее линкора "Брунсвик". До этого им предстояло преодолеть Большой Барьерный риф... Однако "Пандора" во время шторма затонула, напоровшись на камни. Арестанты в большинстве своем, правда, спаслись, но чуть позже оказались в Австралии, откуда уже были переправлены в Англию, где их ждал скорый, но справедливый королевский суд...

Капитан Эдвардс, как мы видим, вследствие непреодолимых форс-мажорных обстоятельств не смог до конца выполнить поставленную перед ним задачу, а именно, разыскать и арестовать всех бунтовщиков. Морские бродяги с "Баунти" во главе с Флетчером в конце концов нашли для себя убежище, высадившись на затерянном посреди Тихого океана неприметном и необитаемом острове Питкерн. Произошло это замечательное событие 15 января 1790 года.

Чем занялись новые островитяне дальше? - поначалу сожгли "Баунти", дабы не оставлять за собой следов и не вводить себя в искус, а затем растворились среди дикой природы. За время скитаний они предусмотрительно прихватили с собой для компании нескольких аборигенов с Таити, Тупуаи и Раиатеа - женщин и мужчин, всякой твари по паре, согласно библейскому завету. Увы, не всем суждено было выжить - распри и кровавые разборки среди колонистов из-за еды и женщин основательно выкосили их ряды.

Через четыре года на Питкерне осталось только четверо англичан, а еще через пять лет вся колония состояла из 9 женщин-таитянок, 19-ти детей-метисов и... одного белого. Вы, очевидно, догадываетесь, как его звали... Да-да, Кристиан Флетчер... Говорят, и поныне на забытом Богом Питкерне, где-то в бескрайних океанских просторах между Таити и островом Пасхи, живут потомки тех мятежников с "Баунти", числом около полусотни, а может, и менее того, кто знает... Еще говорят, что их отличает от обитателей внешнего мира миролюбие, благочестие и высокая нравственность. Джеймсу Куку просто не повезло с островом... Он оказался не в том месте и не в то время.

Для любителей дальних путешествий небезынтересна справка об острове Питкерн. *Столица - поселок Адамстаун (единственное, кстати, поселение на острове). Владение Великобритании в Полинезии состоит из собственно о.Питкерн и практически необитаемых островов Хендерсон, Дюси (Дьюси) и Оэно. Питкерн - остров вулканический по происхождению (хотя вулканы давно потухли), с крутыми утесами и сильно изрезанной береговой линией, длиной 3,5 км и шириной 1,5 км. Ближайшие его соседи - остров Пасхи и юго-восточные острова французской Полинезии - Туамоту и Гамбье. Общая площадь островов - 35,5 кв. км, из них на Питкерн приходится 4,5 кв. км. Язык здесь креольский, смесь английского с полинезийским. На остров для экстремалов организуются туры, но я пока не встречал ни одного человека, который бы оттуда вернулся.