Мнахем Бегин - лидер еврейского народа

Лев Израилевич
Ещё одним представителем лидеров Израиля, родившимся в Белоруссии, является Седьмой премьер-министр Израиля (с июня 1977 по 1983гг.) лауреат Нобелевской премии мира (1978). Мена;хем Бе;гин.

М. Бегин  родился в семье секретаря брест-литовской еврейской общины. В раннем возрасте он примкнул к сионизму. Окончил в Брест-Литовске еврейскую религиозную школу. Затем государственную гимназию. После чего поступил на юридический факультет Варшавского университета. В 1935г.окончил его. и получил степень магистра права.

Будучи сионистом по семейной традиции, Бегин с 10-летнего возраста состоит в детской (скаутской) сионистской организации «Хашомер-Хацаир». В 16 лет он примыкает к радикальному крылу движения, «ревизионистскому сионизму». Увлечён Зеевом Жаботинского и его идеями создания независимого еврейского государства.

Бегин вступает в молодёжную организацию ревизионистов «Бейтар». Вот как он вспоминает об этом: «В Бейтаре меня покорил цельный, интегральный сионизм, Страна Израиля, еврейское государство вскоре, в наши дни»  Бегин быстро делает карьеру. Вскоре он становиться руководителем брестского отделения и одного из 9 высших «офицеров» “Бейтара” В марте 1939г. Жаботинский назначает его общим руководителем («комендантом») «Бейтара» в Польше.

«Этот парень далеко пойдет» — сказал о нём Жаботинский. При этом сам Бегин проявлял крайний радикализм. Выступал  с крайних позиций против самого Жаботинского, которого всегда считал своим учителем. В 1939 году Менахем Бегин был осужден на 6 недель тюрьмы за организацию демонстрации протеста перед посольством Великобритании.

  Став руководителем Бейтара, Бегин тотчас начинает формировать ячейки боевой организации «Эцель» (Иргун). Одновременно он пытается организовать массовые выезды польских евреев в Палестину. С нападением Германии на Польшу Бегин предлагает польскому правительству сформировать часть из бейтаровцев, но получает отказ. При приближении немцев к Варшаве он бежит в Вильнюс . К сожалению, вся его семья погибла от рук нацистов  в 1941).

В сентябре 1940 года Бегина арестовывают органы НКВД. Известно, что во время допросов в Вильнюсской тюрьме он держался весьма достойно. Не назвав ни одного имени своих соратников по сионистскому движению, он тем не менее не считал необходимым скрывать основные цели, которые это движение преследовало.

 Израильский историк Михаил Хейфец убежден, что советские органы безопасности, потерявшие во время сталинских чисток 30-х годов свою агентуру в сионистском движении в целом и в Палестине в частности, именно из допросов Бегина смогли понять планы европейских сионистов. Более того, Хейфец полагает, что протоколы допросов Бегина, попавшие, в конце концов, на стол Сталина, сыграли немаловажную роль в решении советского правительства оказать дипломатическую и военную помощь в становлении еврейского государства на Ближнем Востоке.

Но даже если признать точку зрения Хейфеца верной, то и в этом случае нельзя забывать, что речь советского представителя в ООН Андрея Громыко, выступившего за создание в Палестине Государства Израиль, относится уже к послевоенному времени. А тогда, за год до нападения Германии на Советский Союз, Менахем Бегин был приговорен к восьми годам заключения. Отбывать наказание он начал в Печорлаге, где участвовал в строительстве железной дороги Печора - Воркута.

В лагере будущий израильский премьер познакомился с Михаилом Гариным (1900-1980), обвиненным в троцкизме и также получившим лагерный срок. Над Гариным, убежденным большевиком, бывшим секретарем ЦК КП Украины и ответственным работником газеты "Правда", издевались уголовники. Менахем Бегин и еще несколько заключенных вступились за Гарина и спасли ему жизнь.

Через много лет, когда Бегин в Израиле возглавил партийный блок "Ликуд" ("Сплоченность"), он получил письмо от Михаила Гарина, в котором бывший зэк, проработавший после освобождения более четверти века в газете "Известия", благодарил другого бывшего зэка, ставшего крупным политическим деятелем, за спасение ему жизни.

30 июля 1941 года в Лондоне посол СССР в Великобритании Иван Майский и премьер-министр польского правительства Владислав Сикорский подписали соглашение о восстановлении дипломатических отношений, к которому был приложен протокол об амнистии польских граждан. После этого началось их освобождение из советских исправительно-трудовых лагерей и зачисление в подразделения польской армии, формировавшиеся на территории СССР. Тем самым реализовывалась договоренность между Сталиным и Сикорским о формировании на советской территории национальных польских частей под командованием генерала Владислава Андерса.

В начале 1942 года танковый корпус Роммеля захватил часть Туниса и двинулся в Египет, рассчитывая прорваться на Ближний и Средний Восток. Союзники по антигитлеровской коалиции опасались, что в случае успеха немцев на их стороне выступят режимы Ирана и Ирака. Поэтому для противостояния пронемецким силам, действовавшим в ближневосточном регионе, туда были переброшены части новообразованной армии Андерса. Менахему Бегину здорово повезло, что полк, в котором он служил, оказался в Палестине, на территории нынешней Иордании.

Вопреки встречающемуся до сих пор мнению, Бегин отнюдь не дезертировал из польской армии. После переговоров видных сионистских деятелей, бывших граждан Польши, с генералом Андерсом, тот отдал приказ об официальном увольнении Бегина из армии. Тем не менее этот факт сыграл с будущим израильским нобелевским лауреатом злую шутку.

Когда Бегин стал популярным политическим деятелем, неожиданно распространились слухи о том, что о его демобилизации якобы ходатайствовала советская разведка. И в самом деле, англичане долгое время считали Менахема Бегина "рукой Сталина в Палестине". Об этом свидетельствуют недавно рассекреченные документы, хранившиеся в архиве британской разведки. Британские аналитики полагают, что Бегин не был кадровым советским разведчиком, но получал помощь от советских спецслужб "для борьбы с британским империализмом".

Еще находясь на территории Иордании, Бегин руководил "Бейтаром" всей Палестины. Одновременно будущий израильский премьер возглавил "Эцель" ("Национальная боевая организация"), которая вместе с другой еврейской организацией "Лехи" ("Борцы за свободу Израиля") вела вооруженную борьбу с англичанами. Практически до дня провозглашения Государства Израиль Бегин находился в подполье. Он часто менял внешность, пользовался фальшивыми документами. Власти подмандатной Палестины назначили за его поимку или выдачу награду в 30 тысяч долларов, огромную по тем временам сумму.

В декабре 1943 г. Бегин стал руководителем подпольной организации «Иргун». В этом качестве он провозгласил восстание против английского мандата. Его организация начала нападать, и совершать террористические акции против английских войск, властей и учреждений.

Наиболее известена - взрыв английской штаб-квартиры в иерусалимской гостинице «Царь Давид»). Англичане назначили за его голову награду в 10 тыс. фунтов (30 тыс. долларов). Впоследствии, в одном из интервью на замечание, что он, как и Арафат, является террористом, Бегин ответил: «Я террорист, а он — бандит!».

В 1944 и 1948 годах дважды возникали ситуации, когда «Иргун» была на грани вооруженных столкновений с “Хаганой “ Это была подпольная вооружённая организация, подчинявшаяся руководству Сионистской федерации. Оба раза только прямой запрет Бегина на акции против евреев спас сионистов от междоусобной войны.

Бегин - активный участник Войны за независимость ИзраиляКак глава “Эцеля” он несет определённую ответственность за резню в арабской дерене Дейр-Ясине, Правда полевой командир делал всё по своему усмотрению. Тем не менее на Бегена пало позорное пятно.

В 1948 г., после создания Государства Израиль, “Иргун” самораспустился, и влилась в Армию Обороны Израиля. На основе “Иргуна” Бегин создает партию «Херут» («Свобода») В качестве её руководителя, он становится лидером правой оппозиции в Кнессете. На выборах в Кнессет 1-го созыва 25 января 1949 г. Херут получил 11,5 % голосов.

По своей программе «Херут» продолжала традиции ревизионизма, сочетая приверженности идее Эрец-Исраэль (официальный гимн партии, — на стихи З. Жаботинского,- включал слова «Два берега у Иордана — и оба наши!») и силового давления на арабских соседей. Бегин н его партия придерживалась праволиберальной экономически Он очень резко выступая против социалистического руководства страны.

В 1952 г. были установлены дипломатические отношения с ФРГ и подписаны соглашения о репарациях. Германия  (обязалась выплатить  денежную компенсацию евреям, пострадавшим во Второй мировой войне)."Херут" активно выступила против «прощения врагу». Бегин лично возглавил массовые антиправительственные демонстрации протеста. С этого момента начался неуклонный рост популярности «Херута».

На выборах 1961 г. представительство партии увеличилось до 17 мандатов. На митингах Бегин осуждал тех, «кто продаёт кровь наших братьев, наших отцов и матерей»). В ходе этих акций, он возглавил демонстрацию, которая пыталась силой ворваться в здание Кнессета. Участники демонстрации перебила в нём стекла камнями, за это Бегина на три месяца отстранили от заседаний парламента.

Накануне Шестидневной войны 1967 г., когда ситуация требовала консолидации всех национальных сил, Бегин впервые вошёл в правительство (как министр без портфеля). Он оставался на этом посту до 1970 г. После создания в 1973 г. правого блока Ликуд Бегин возглавил этот блок. В результате его победы на выборах в 1977 г. сформировал первое в истории Израиля правое (не социалистическое) правительство.

В качестве Премьер-министра Бегин провел решительную программу либерализации экономики (так называемый «октябрьский экономический переворот» 1977 г.) Кроме того он активно проводил в жизнь программу сокращения социального разрыва между европейскими евреями (ашкенази) и евреями -выходцами из восточных стран (сефардами). Для подъема жизненного и культурного уровня восточных евреев правительство разработало широкомасштабную программу.

«Экономический переворот» Бегина оказался акцией более чем спорной, так как слишком стремительное разгосударствление экономики привело к потере контроля над ней. И как последствие – инфляция. В1980 г она составила около130 %). Такая ситуация вынудила Бегина частично пойти на попятный. Однако переизбрание Бегина в 1981 г. свидетельствует, что в целом израильское общество было удовлетворено его политикой.

В области внешней политики Бегин выступал за сохранение присутствия Израиля на спорных территориях (Иудея и Самария), но в то же время за мирное урегулирование с Египтом путем возвращения ему Синайского полуострова. Вскоре после прихода к власти он становится инициатором переговоров с президентом Египта Анваром Садатом, завершившихся подписанием в сентябре 1978 г. Кэмп-Дэвидских соглашений. Оно с успехом было реализовано полноформатным мирным договором. Он был подписан на лужайке перед Белым домом 26 марта 1979).

За это Бегин, наряду с Садатом, получил Нобелевскую премию мира. В 1981 г. по приказу Бегина израильская авиация уничтожила иракский атомный реактор, лишив таким образом Саддама Хусейна возможности получить атомную бомбу. Бегин полагал, что мир с Египтом развязывает Израилю руки для полного уничтожения ООП С этой целью он начинает в 1982 г. вторжение в Ливан (операция «Мир для Галилеи»).

  Однако большие потери в Ливане, расколи общество по отношению к ливанской войне. На фоне отчёта «Комиссии Кахана» и смерть жены приводят к нервному срыву и тяжёлой депрессии Результатом явилась его отставка 15 сентября 1983 г.

Последние годы Менахим Бегин прожил в Иерусалиме и Тель-Авиве, отойдя от всякой публичной деятельности. Он умер 9 марта 1992 в возрасте 78 лет в Тель-Авив, Израиль. Похоронен Мегин на Масличной горе в Иерусалиме, рядом с казненными англичанами членами «Иргун». Его похороны, не носившие официального характера, тем не менее собрали сотни тысяч людей.