О не потерянном времени или воспитание мужества

Валерий Справедливый
О моём не потерянном времени или воспитание мужества, рассказ второй Из детства в юность" /Из рассказов ветеринарного врача./
Добавил: kucherenkovg 07 апреля 2013 09:56
Я уже перешёл в шестой класс, когда моего отца перевели директором в другую школу этого же района. И вот мы переезжали тогда на огромном грузовом автомобиле. Я помню, как я ехал на кузове, загруженном доверху нашими вещами, сидя или на диване или на кровати. Рядом со мной впереди стоял гардероп с зеркалом, тогда ещё старого типа, которые были у всех хозяев. Мне нравилось ехать на кузове, тем более ранним утром. Ведь уже светало и солнце показывалось из-за горизонта, ярким оранжевым полукругом. Его лучи начинали ослеплять мои глаза и они слезились. Интересно то, что перед поездкой у нас тоже была собака. Я только запомнил, что это была простая дворняга. Но она меня слушалась и поэтому, тоже мне нравилась, как и все собаки в моей жизни. Но когда она ехала со мной на кузове, то ей видно захотелось по своим надобностям и она выскочила прямо из кузова на полном ходу. Это было в крупном посёлке, где был расположен сахарный завод. С тех пор я её больше не видел. Я потом очень долго за ней жалел, Ведь я уже отдал какую то часть времени на её воспитание.
Таким образом я пошёл учиться уже в другую школу и попал в новый коллектив нового шестого класса. Мы снимали небольшой дом у одного хозяина в центре села. Как вспоминаю я сейчас, мне тогда приходилось очень много работать физически. Это помимо ежедневной учебы в школе, Моя работа состояла в том, что мы с отцом производили заготовку топлива на зиму, так как отопление в доме было тогда у всех печное. Мы пилили с отцом дрова большой пилой. Перед началом каждой очередной работы мой отец всегда говорил мне: "Пойдём поупражняемся немножко". Хотя на немножко, как я олределил потом, это было совсем не похоже. И это потому, что мы перепилили на небольшие цилиндры где-то около двадцати длинных бревен. Я вспомнил, как мой отец рессказывал о брёвнах. А было это так. Служил он до войны и во время Великой Отечественной войны в Советской армии. В общем всего восемь лет. Это было до начала войны в Борисоглебске, где он учился в школе курсантов- авиаторов, а затем и сам стал инструктором по обучению молодых пилотов летать на У-2 и других самолётах. Возвратясь как-то один раз поздно из увольнения, он застал сержанта, который тогда ещё не спал в своей казарме. Он и доложил ему:"Товарищ сержант, разрешите лечь спать". Сержант ему и ответил: "Жора ложись  и лежи тихо, как бревно". Мой отец ему и ответил: " Есть! Лечь и лежать как бревно". Так вот. помимо этой работы. я занёс из улицы в сарай тонну угля двумя вёдрами. Потом я почти ежедневно помогап родитепям в кормёжке животных. Я производил очистку от навоза клетки, где находились две свиньи. Потом я их кормил. Ранней весной мы садили картофель, а осенью его убирали. Уборка картофеля продолжалась почти целый день. Ведь огород был большой, целых двадцать пять соток. Я помогал родителям и по дому. Носил почти всегда воду в любую погоду, двумя вёдрами на коромысле. Но у меня кожа на плечах была уже привыкшая к коромыслу, т.е.достаточно огрубевшая. Как оказалось  и здесь около колодца был  журавль, который я с большим трудом затягивал в колодец и доставал воду. Она была счень вкусная, ообенно в летнюю жару, когда меня мучила сильная жажда. Я и здесь пел по памяти песни, записанные у меня в блокноте. Учитель пения здешней школы добавил ещё много песен. Я очень любил петь, особенно по утрам, если просыпался в выходной с хорошим настроением. И особенно когда не было заданий от отца и не не надо было работать физически. Получалось так, что мой отец всё-таки почти всё время держал меня на спартанском образе жизни, не забывая всегда загружать меня физическим трудом, т.е. работой по дому. Хорошо было тогда, когда моя мать была дома. Она меня жалела и сбивала отца от его привычки заставлять меня тяжело работать. Мать, она всегда как мать, всегда любит сильнее своих детей, чем её муж. Помню, когда родился мой брат, мне исполнипось три года. Я в первом расказе о моём детстве забыл о нём написать. Так вот, поскольку мои родители были  заняты целыми днями на работе, в школе, то они наняли для нас няню. У нас тогда и корова на пополам с людьми была, как рассказывали, но я этого не помню. Помню только как ещё до рождения моего брата меня родители оставили дома самого, а сами ушли в школу. Мне тогда было около трёх лет. И вот проснувшись и не найдя ни кого дома я вышел в коридор. В это время сюда забежала собака и начала на меня лаять. Я очень испугался и начал сильно плакать и плакал до тех пор пока не пришла моя мать. Она меня помню успокаивала, но у меня очень сильно разболелась голова и я не мог прийти в себя. Однажды мой отец решил вместо сбежавшего от нас в Конецполе собаки решил привести нового песика палевиго цвета, как кофе с молоком и я не знал как им нарадоваться. Я начал усердно за ним ухаживать. И вдруг через некторое время я обнаружил у него сзади какой-то огромный мешкообразный шар розового цвета. Отец отнес его к ветеринару. Оказалось, что это выпадение прямой кишки. Доктор кишку вправил, но через некоторое время она опять выпала. Отец отнес куда-то щенка и я его больше не увидел. Я о нем его спрашивал долго, но он сказал что отправил его на длительное лечение.
Возвращаюсь к жизни с братом.Так вот однажды няни с нами не было. Она отпросилась. Мы были дома одни. В это время моему братику шёл третий год, а мне было пять лет, шёл шестой. Мы я помню сильно проголодались, особенно мой брат. Он начал кричать мне: Кусать, кусать". Ну я, как старший брат, начал соображать, где же раздобыть еду. Ходил я по всей квартире и смотрел, чем же мне моего малого братишку накормить. Холодильника у нас в то время не было, ведь шёл 1955 год и мы жили, как я описывал не так богато. И я начал заглядывать во все кастрюли, Как назло нигде ничего я не нашёл. И вдруг, мне повезло, в одной из маленьких кастрюль я нашёл жидкую жёлтую массу. Я обрадовался и начал ложкой через всю комнату носить братику эту жидкость и кормить его. Естественно, что я проливал ее по пути. И поэтому образовался след в виде капель, по всей комнате, там где я проходил с ложкой. Как оказалось потом, я накормил братика опарой из теста и дрожжей для хлеба. Но ничего страшного не случилось. Мой братик был жив.  Моя мать один раз в неделю пекла хлеб и мы не знали, что это такое за опара. Когда с нами была няня, было всё хорошо. А еще мы одажды, оставшись дома сами, нашли патефон и начали изучать его устройство. Я не помню как это произошло, но мы добрались до его внутренне черной, огромной полости, которая служила для создавания сильного звука или увеличения акустики. Мы взяли насыпали туда картофеля и налили воды. Мои родители иешили послушать пластинку. Помню только, что это был вальс "На сопках Маньчжурии". Они столкнулись с трудностями, так как звука не услышали, или услышали, но очень слабый. Отец посмотрел внимательно в емкость и увидев картофель, очень рассмеялся, но бить меня не стал. Потом я надолго запомнил этот чемоданчик, который нам служил для разных вещей, которые мы в нем держали. Нам было весело вдвоем с братиком и хотя ему было три годика, мне было шесть, а все равно, как взрослые любили повторять "Ум у них одинаковый".Но вдруг у моего братика в углу левого глаза, где находится слезная железа, появилось какое-то образование в виде маленького оранжевого полумесяца, которое увличивалось в размере и стало похоже на полукруг. Моего брата срочно повезли в областной город  Одессу, в институт имени Филатова, на операцию. Опухоль удалили и казалось бы всё было в порядке. Но это только на первый случай. Как оказалось потом, через некоторое время эта опухоль опять выросла ещё в большем размере и даже вызвала у моего Серёжи слепоту. Помню у него увеличилась голова. При повторном оперативном вмешательстве ему пришлось полностью удалить глаз. Я очень хорошо помню своего братика. Он был красивым голубоглазым мальчиком с большим умом, который проявлялся у него начиная с трёх лет. А видно это было по таким действиям. Когда все садились кушать, Сергей тоже нёс свою табуретку и спрашивал: "А где моё место, а где я буду сидеть". И это в свои три годика. Дальше ему судьба не дала прожить. Он заболел корью и когда у него поднялась температура и он лихорадил, он вдруг спросил: "Мама!  Я что умираю?" Мы все сильно плакали, сознавая то, что он скоро от нас уйдёт. Когда Сергей умер, я сильно плакал и у меня сильно разболелась голова. Мне тогда исполнилось шесть лет и мне в эти годы уже пришлось перенести горе и узнать, что такое смерть, как она забирает близких людей и как их хоронят, помещая в глубокую яму. Это было за пять лет до того, как мы переехали в другую деревню, где я учился в шестом классе. А дальше, продолжая свой рассказ, я вспоминаю о своём двоюродном дедушке, родном брате моей бабушки по матери. С ним прошли мои лучшие годы потому, что я был долго с ним связан начиная с 11 и до 20 лет своей жизни, когда я учился в институте и жил у них в Одессе. Впервые они приехали, когда мне было 11 лет в эту школу, куда перевели моего отца. Мы с дедом Федей постоянно любили играть в шашки, Он меня этому и научил. И я у него  уже тогда выигрывал бесчисленное количество раз и был очень этим увлечён. А ещё мы играли в карты. Собственно мои дедушка и бабушка занимались тем, что резали яблоки в огромном саду школы и готовили их для консервации.               
  Продолжение следует.
Просмотры (3402)  Комментарии (0)  Форум (Рассказ Умная собака - надёжный друг. Автор Кучеренко В. Г.)