Из Рая в ад

Виктория Белькова
           Звонок раздался уже поздно вечером.  Звонила Лера, сестра.
 
– Ты не поверишь! Я сегодня и в Раю и в аду побывала.

– Ну, рассказывай.

– Помнишь, я тебе говорила, что хотела бы посетить Православную выставку?


          Еще бы мне не помнить. Православные выставки – современное явление церковной жизни, появившееся относительно недавно, но успевшее стать популярным не только в среде воцерковленных людей, но и среди так называемых захожан – заходящих в храм, «чтобы свечку поставить».


        Споры о полезности и вредности таких выставок не умолкают . Противники выставок приводят доводы в виде предсказаний святых отцов о последних временах, когда не мир будет подниматься до уровня церкви, а церковь будет опускаться до уровня мира.  Со святыми отцами не поспоришь.  На самом деле так и получается:  многие посетители выставок спешат мимо храмов, чтобы отстоять многочасовую  очередь и поклониться святыням, чудотворным Иконам.  Благое ли это дело? Несомненно. Но не многие из них знают, что в тех храмах, мимо которых они спешат, находятся не менее почитаемые Иконы и святыни.  Если бы и в этом деле преуспеть и того не оставлять.


         Защитники и организаторы выставок приводят свои контраргументы.  Где еще простому смертному можно помолиться у святынь, привезенных через многие тысячи километров, встретить посланцев из самых дальних обителей: Святая земля, Афон, монастыри России и православного зарубежья?  По заказанным тобою требам за тебя и твоих близких (живущих и усопших) будут молиться монахи из самых разных монастырей земного шара.  Кроме того, выставки объединяются с ярмарками, где по доступной цене можно приобрести как церковную утварь, так и плоды монашеского труда.  Это и  печатные книги, диски, свечи, ладан, а также ястие и питие: мед, сухие грибочки к посту, рыба, выпечка и многое, многое другое, что дает отдаленным и не очень богатым монастырям и приходам чуток поправить свое материальное положение.


        Самой мне на выставке подобного рода побывать пока не удалось. Поэтому я с удовольствием приготовилась слушать Леру.

– Поехали мы с детьми на электричке, самой ранней. Я, как чувствовала, что народу будет тьма.  А муж с теткой отправлялись позже на машине.  Муж подготовил машину для участия в автомобильной выставке, которая в этот же день проходила в губернии.


Приехали мы как раз вовремя.  Едва встали в очередь возле ограждения, как за нами выстроилась река народа, конца которой видно не было.   В этот раз на выставку привозили  икону с частицей мощей блаженной Матроны Московской и икону преподобного Сергия Радонежского.

 
А погода была чудесная – не холодно и не жарко, так хорошо!  Пока в очереди стояли, записочки  с требами подали, там как раз мимо столиков проходишь.  Я за вас тоже подала.


Потом смотрю, казак икону преподобного Сергия несет и все к ней, кто в очереди стоит, прикладываются. Мы тоже приложились. И движемся дальше – к иконе Матронушки.  А Отче Сергий сам, значит, к нам пришел.
Следом другой казак несет такую маленькую икону, но никто из очереди к ней не прикладывается. Казак идет мимо очереди, молча и даже как-то сурово смотрит на всех.  В этом одиноком шествии казака с иконой было что-то, как мне показалось,  неправильное. Почему люди не прикладываются? Казак поравнялся с нами, и я спрашиваю:


– Скажите, пожалуйста, чья это икона?

С каким-то вздохом казак ответил:

– Оптинских старцев.

– А приложиться можно?

Брови казака изогнулись в праведном гневе:

– А я, по-вашему, для чего здесь хожу?

Мы приложились, и за нами стали другие люди прикладываться.  Представляешь, люди не прикладывались, потому что другие так же поступали.

      
Потом мы добрались до Матронушки, помолились во время молебна, потом заказали монастырские  сорокоусты о здравии и за упокой. А тут и тетка с мужем подъехали. На ярмарке прикупили грибочков.  Такое умиротворение от всего на душе! Такая благодать!


А потом мы поехали в ад.  Ты не смейся, я не шучу. Мы попали в самый настоящий ад.  По-другому эту выставку автомобилей не назовешь.  Представь себе крашеные-разукрашенные в агрессивной тематике навороченные машины. На капотах этих машин извиваются крашеные полуголые девицы. Кстати, почему, если крутая тачка, то обязательно возле нее почти голая девица?  Это что, атрибут «крутой» жизни?  В Европе и у американцев, я видела, машины рекламируют вполне прилично одетые девушки.


Мы сидим на трибунах, смотрим на весь этот содом.  Ты знаешь, наша машина там была самая приличная.  В уши нам из динамиков на предельной громкости бухает умопомрачительная музыка, если это можно назвать музыкой – это владельцы тачек демонстрируют аудиовозможности своих автомобилей.  Я смотрю на детей – они совсем сникли.  Мужу, вижу, тоже не нравится вся эта обстановка.  Даже наша современная тетушка и та приуныла и выдала возмущенную фразу:


– Как в аду!

А я подумала: «И вправду, как в аду.  Зачем мы согласились ехать сюда после того, как получили столько благодати у святынь?»


Домой ехали в подавленном настроении.  А я все размышляла о полученном нами от Бога подарке в первой половине дня, который мы не смогли сберечь даже несколько часов.