О вере, о религии

Елена Горяинова
Мы называем: Бог - все наивысшее, все непонятное. И мы, я думаю, не можем представить его в конкретном привычном для нас видении. Хотя люди именно это и делали всю жизнь, представляя  Бога в человеческом обличьи. Наш разум так устроен, что ему нужны конкретные формы, чтобы представить себе какое-то явление. А я так думаю, что если есть вещи в этом мироздании, которые мой мозг не может в полной мере осознать, к примеру,  понятие  «бесконечность»,  то уж понятие «Бог» тем более мне не подвластно.
Специфика нашего мышления такова, что во всем мы ищем окончание. И мы не можем понять, как это пространство бесконечно или время. Вот наша галактика заканчивается, начинается другая, а за ней еще другая. И если что-то заканчивается, то за ней что-то еще должно начинаться, и начинается и так до бесконечности. Впрочем, может это только мой мозг не в силах оценить это понятие «бесконечность»?  В чем я уверена, так это в том, что  Бог - создатель всего этого, всей этой бесконечности -  это настолько высшая сила,  что понимание этой силы неподвластно моему разуму точно так же, как неподвластно ему осознание бесконечности. Поэтому верить в то, что Богу присущи какие-то  человеческие черты или представлять его,  к примеру, в виде энергии мирового разума просто глупо. Наверно, нам вообще не дано представить Бога в силу ограниченности способностей человеческого мозга, пусть даже самого умного на Земле. Возможно, из страха перед этой неподвластной нашему сознанию силой, возможно, чтобы не сойти с ума и упорядочить все противоречивые  размышления о божественном, и были придуманы человеком   разные религии. Безусловно, сам Бог способствовал этому упорядочению, чтобы были у человека нравственные ориентиры в течение всей его жизни. Человек так устроен, что во всем создает систему, чтобы идти по жизни, пользуясь правилами, заведенным порядком. Конечно, развиваясь физически, интеллектуально и нравственно, он задумывается над смыслом жизни, над мирозданием, откуда, что и главное зачем? Подчас человек так закапывается в этих рассуждениях, что сам себя запутывает и других, идет по ложному пути, на котором зачастую или возносит себя, упиваясь гордостью за свой разум, или творит себе кумиры из других заблудших душ. Страх перед стихийными бедствиями, перед смертью и незнанием того, что будет Там, за последней чертой, кидает человека в поиски ответов в новых теориях, в новых религиях.
А что искать? Если  я родилась у православных родителей, и эта религия имеет давние корни, историю, в том числе и нравственных подвигов  с именем Бога на устах, то что мне искать в других религиях?  Только какую-то информацию в целях расширения познания.  А местом обращения  к Богу, покаяния, сохранения реликвий и традиций для меня всегда будет исключительно православная церковь.
Не нужно зацикливаться на каких-то темных сторонах православной церкви, коих нимало. Настоящего верующего человека это не должно пугать, не должно отталкивать от веры. Ведь церковь, как институт общества, важная часть его духовной жизни функционирует по человеческим законам, там служат такие же люди, как и мы, из плоти, попадающиеся на соблазны. И какая цена моей вере, если я из-за какого-нибудь заблудшего, перестану пытаться  обращаться к Богу.
Моя подруга долго не ходила в церковь, и как-то решилась. Сначала она, не зная порядков, пыталась зажечь свечку зажигалкой, все свечи в это время были потушены. Бабульки зашипели на подругу с суровыми и как, ей показалось, злыми лицами. Потом подружка попробовала поговорить с батюшкой о своей проблеме. Тот ее не выслушал, спешил, но не назначил время позднее, отнесся крайне невнимательно, отмахнувшись от нее, как от надоевшей мухи.
Подруга почувствовала себя чужой в храме. Я, понимая ее и опасаясь, что  этот неудачный опыт отпугнет ее от церкви, попыталась объяснить, что там такие же люди, как и на улице, самые разные. Не нужно к ним предъявлять особые требования. Надо отнестись к наличию таких людей с пониманием, может даже, и пожалеть их. Но есть в нашей церкви действительно подвижники, нравственно стоящие намного выше нас.  Я встречала и первых, и вторых.
Когда хоронили двоюродную сестру мужа, рано ушедшую, еще недостигшую  50 лет, отпевание проводил молодой поп. Он был настолько упитанный, что казалось, что ряса вот-вот разойдется по швам. Намеренно говорю «поп». Мне понравилась такая градация писателя-юмориста Задорнова: есть попы и есть священники. Почувствуйте разницу. Почему мне захотелось назвать того служителя церкви попом? Мне не понравилось, как он разговаривал с матерью умершей - тетей мужа - Полиной. Ее давно тоже нет в живых. Она была сильно верующей, такой доброй, такой ограничивающей себя во всем. Глаза, как говорят, зеркало души. В глазах тети Полины отражалась ее чистая душа. Ей было уже много лет, за 80, а на ее кротком  бледном, покрытом  морщинками личике  сияли два ярких, совершенно молодых глаза карего цвета. Я бы назвала их ясными. Этот, в  прямом смысле божий одуванчик с самым кротким видом спрашивала что-то у молодого попа, смотрела на него с величайшим уважением и благоговением. А он отмахивался от нее раздраженно и как-то нервно грубо отвечал. Меня это неприятно покоробило. Я сама никогда не могла разговаривать с тетей Полиной иначе, чем ласково. Она вызывала такие чувства. Что позволило этому попу так неуважительно с ней разговаривать? Ее невысокий статус в его глазах - простой деревенской женщины? Платочек, длинная  юбка, старенькая кофта, натруженные руки. Так нельзя разговаривать с человеком, старше себя, к  тому же потерявшего дочь, к тому же многих лучше и чище в душе.  И я совершенно, не стыдясь своих мыслей по отношению к служителю культа, подумала: «Ах, ты! Да ты и мизинца не стоишь этой женщины. Похоже, что когда-то тело твое было стройнее и надеюсь, и помыслы чище, и ряса, как положено, была просторной и не трещала по швам, как сейчас. Понятно сразу, что посты, вы, батюшка,  не соблюдаете. А вот тетушка Полина не только в пост постится, но и в другие дни ест и пьет, как птичка, хлеб, овощи да воду. Она настолько кроткая, что все время боится кого-то стеснить, обидеть. Одним словом,  Божий человек». Так я тогда думала, естественно, молча. Не то событие - похороны, чтобы еще кого-то ставить на место.
Да, в лоне церкви есть разные люди.  И что же? Наша вера из-за этого должна колебаться? Среди верующих людей есть много закомплексованных на частностях. Они придают значение каким-то внешним вещам. Кто-то считает, что женщинам в церковь нельзя заходить в брюках, кто-то - с накрашенными губами. Не глупость ли считать такие пустяки грехом? Безусловно, если ты собираешься целовать икону, то не нужно губы красить.  Если я всю жизнь привыкла красить губы, и без этого выгляжу уныло и серо, к тому же привыкшие к увлажнению губы сразу начинают сохнуть, если макияж неотъемлемая часть моего образа, то отчего мой вид будет так оскорбителен церкви?! Грязные немытые неухоженные люди - это нормально в понимании многих, а нарядная женщина с макияжем - это плохо?!
Так одна женщина в Тервеническом монастыре (это в Ленинградской области в районе Ладожского озера) сделала мне замечание, когда я покупала у нее свечку: с накрашенными губами нельзя. Я ей вежливо ответила, что  к Богу мне как-то приятней обращаться в красивом виде и заверила, что целовать икону накрашенными губами не буду. Почему, если я иду на концерт или в театр на спектакль, я навожу «марафет», надеваю самую нарядную красивую одежду, а почему  в церковь я должна идти серой мышью? И я никогда не буду радостной, если буду выглядеть блекло и уныло. А я  хочу в церковь ходить с положительными эмоциями в душе.
Бог для меня -  радость, любовь, вера, надежда, свет. И я должна быть светлой и внутренне, и внешне. И в  этом тоже проявляются мои к нему уважение и любовь.
Кстати, как-то я слышала рассуждения на эту тему нынешнего нашего патриарха Кирилла. Он тоже сетовал на то, что почему-то многие люди стараются одеться в церковь в черное или серое, унылое, уж точно не радостное. Это и молодежь отпугивает.
Разумеется, если есть определенные требования в монастырях относительно длинных юбок, например,  то я непременно их выполню, чтобы никого не оскорбить, проявить уважение.
Не так давно со мной произошел неприятный случай. Мы приехали с мужем на могилу старицы Мисаилы в село Муравлево. Я ехала с радостью, хотела поблагодарить матушку Мисаилу, что она молится обо всех нас и порадовать ее, рассказав, что  у нас в семье все наладилось, все хорошо. Мы отошли пару метров от машины в направлении кладбища. Навстречу шел священник. Он пристально вглядывался в мое лицо, прищуриваясь с подозрением. Приблизившись ко мне, батюшка как-то так ехидно с интонацией строгого учителя спросил меня: «А вы куда приехали?». Я слегка растерялась, по большей мере от неожиданности, что я должна кому-то пояснять, куда и зачем  я приехала. Кажется, мы живем в демократическом государстве, где конституцией гарантируются разные свободы, в том числе и передвижения. Растерялась я и от того, что почувствовала в недоброжелательном тоне вопроса какой-то подвох. Тем не менее, вежливо ответила: «К старице Мисаиле». Тогда он начальственным голосом повелевал: «Немедленно сотрите губы!» и пошел дальше. Причем, сказано это было довольно громко. Шедшие неподалеку люди услышали это. Я ничего не ответила. Мы с мужем прошли к могиле. По лицу мужа я увидела, что он тоже неприятно поражен таким бесцеремонным поведением человека в рясе. Слезы навернулись на глаза от обиды, но я надела темные очки и постаралась не показать вида, что я расстроилась. Позже, когда муж пошел к источнику набрать воды, я решила остаться в машине. Тут я и расплакалась. Когда муж вернулся, рассердился: «Нашла из-за чего плакать. Это было просто хамство со стороны священника, обычное человеческое хамство. По отношению к женщине вообще и к даме, гораздо старше его по возрасту, в частности». А я плакала еще и от того, что никак не ожидала, что меня обидят в таком святом месте. Я приехала сюда в радостном, даже каком-то благостном настроении, и вдруг меня быстро «окатили холодной водой», я бы даже сказала так грубо, как мы в детстве говорили: «мордой об асфальт». С тех пор я никак не могу избавиться от какого-то неприятного ощущения, приезжая на могилку старицы. Как в анекдоте, осадочек остался. Почему это священник решил, что с накрашенными губами на кладбище приходить нельзя? Непонятно, но понятно другое, что глупость это несусветная. Я читала воспоминания внучки матушки Мисаилы – Людмилы Соколовой « По молитвам бабушки». Она неоднократно подчеркивала, какая бабушка была тактичная, терпимая, никого не осуждала. Старица Мисаила часто говорила так: «Совет не даю, но воли не отнимаю». Она уважала право человека на выбор.
Настоящие служители не придают такого большого значения всяким условностям. Так один мною уважаемый священник – отец Ярослав, который служит в Сергиево-Казанском  соборе, вообще не обращает внимания на всякую ерунду. Несколько лет назад он соборовал мою маму. Я тогда водила машину, поэтому сама забрала отца Ярослава от храма к нам домой и после соборования привезла назад. Он мне рассказывал, что пишет статьи в местную православную газету, и в тот раз захотел дать почитать мне два последних номера. Пригласил пройти в храм. Я была в джинсах и без платка, о чем ему сказала. А он махнул рукой: «Да ерунда это все, пойдемте!». И в храме он дал мне газеты. Даже по этим деталям могу судить, что этот священник не тратит время на суетное и пустяковое.
 Кроме всего прочего хорошего, что я узнала об отце Ярославе, общаясь с ним и наблюдая, как он провел соборование, а через несколько дней и отпевание мамы, потом позже я еще узнала о нем очень приятные вещи. Как-то уже через несколько лет мы увиделись с  отцом Ярославом в соборе. Он рассказал о встрече в школе №27 с известным художником Никасом Софроновым.  Это школа с художественным уклоном, и директор часто приглашает художников. Отец Ярослав, как я уже упомянула выше, постоянно пишет статьи в православную газету.  Однажды он писал о современной живописи, и прошелся слегка по этому самому Никасу Софронову, дескать, его живопись какая-то фотошопно - слащавая и т.д. Образ художника тоже представлялся  отцу Ярославу гламурным, салонным, сахарным. Отчасти отец Ярослав был прав, ведь Никас засветился в СМИ в  основном в роли  светского праздного завсегдатая, дамского угодника и немного сноба. Я сама видела передачу «Званый ужин», где Никас был одним из пяти участников. Один готовит блюда, встречает остальных четверых, а после они ему выставляют оценки. После пяти званых ужинов выявляется победитель, и  ему дарят что-то из бытовой техники: холодильник или стиральную машину. В той передаче с Никасом участвовали простые люди, нигде не засветившиеся. И вот в застольных беседах он обязательно вворачивал какой-нибудь рассказ, где непременно фигурировали знаменитости, к примеру: вот я как-то в Ватикане подарил свою картину римскому папе… или что-то в этом духе. Остальные участники званых вечеров должны были почувствовать, кто здесь кто, кто простой, а кто с папой римским на «короткой ноге».
Неудивительно, что и у отца Ярослава, и, к примеру, у меня сложился не очень приятный  образ Никаса - эдакого светского сноба, старающегося везде и всюду засветиться.
Когда же судьба свела отца Ярослава с художником в этой самой школе №27, то священник в корне поменял мнение о Никасе.  Никас нисколько не обиделся на слова  отца Ярослава о себе в статье, пояснил, что приходится иногда писать картины  ради денег, светиться на телевидении, чтобы получать заказы.  По словам отца Ярослава, Никас оказался очень доброжелательным человеком, верующим с детства. Он много писал иконы, и вообще очень любит иконопись. В юности он провел много времени в церкви, то ли иконы писал, то ли в хоре церковном пел, возможно, и то, и другое.  Его отец был из рода священнослужителей. Пообщавшись с Никасом, отец Ярослав переменил мнение о нем и даже извинился за свои нелестные слова в той статье. Вот такой он - отец Ярослав. Мне всегда импонировали люди, которые имеют мужество признать свои ошибки.  Хотя в принципе ему и не за что было извиняться, так как много картин у Никаса именно такие «фотошопные», прилизанные с красивостями. Но много и великолепных картин. Поистине талантливых. Безусловно, Никас - чрезвычайно одаренный художник.
Когда я захотела найти материал о Сафронове в интернете, то сразу наткнулась  опять  на такое, что заставило меня поморщиться. На некоем сайте были размещены снимки новой квартиры Никаса с уточнением миллионных долларовых  сумм, вложенных в создание жилища, в покупку каких-то немыслимых раритетов, типа поющего унитаза, какого-то камина из Италии или кровати, на которой спала Мария-Антуанетта.  Эта квартира - какая-то, показушная напыщенность,  роскошь кричащая: «Посмотрите, какие уникальные вещи у меня, ни у кого такого нет, как дорого они стоят. Сколько знаменитостей приходило сюда и восхищалось  всем эти богатством. Я же дружу с самыми известными людьми. Мне теперь не стыдно будет принимать у себя самых богатых и влиятельных людей планеты».
 К слову сказать, жить в этом музее, я думаю, не очень уютно. Показана на сайте и кровать специально для Софи Лорен. Как рассказал художник, актриса была в гостях у него в этой квартире и осталась в восторге от увиденного. Не думаю, что София была бы рада уснуть в этой мрачной музейной кроватке. Просто она не только умна и позитивна, лишена кичливости, но и хорошо воспитана, чтобы не огорчить хозяина.
Я вспомнила роман Сомерсета Моэма «Острие бритвы». Там как раз автор откровенно смеется над таким вот точно кичливым человеком из богемы, который заводил знакомства только с важными особами.  И жилище свое он создавал тоже таким же образом. Привозил какие-то редкие вещи из других стран, платил баснословные деньги, а потом невероятно гордился. Тщеславие, тщеславие и тщеславие, доходящее до абсурда. Если бы на эти деньги построить что-то для людей, вот чем бы можно было гордиться или же заплатить за операции больным  деткам. Впрочем, напыщенные честолюбивые люди бывают и добрыми. Таков и герой Моэма,  по сути он был не злым и щедрым. Никас тоже производит впечатление доброго человека. Я читала, что он тратит много денег на благотворительность.
Не знаю почему, но я вдруг вспомнила скромную квартиру Пушкина на Мойке, 12 , скромный барский дом в Ясной поляне Льва Толстого  и вот еще - усадьбу  Тургенева в селе Спасское Лутовиново.
Как-то все достойно, не кричаще, скромно, что соответствует масштабности личности. 
Впрочем, я отвлеклась. Возвращаясь к теме веры и церкви, хочу сказать, что  в православии много есть каких-то моментов, которые лично мне не всегда нравятся. И конечно, в первую очередь, некий догматизм, излишняя заносчивость, выражающаяся в том, что  многие священнослужители считают православную веру единственно правильной. Такое заблуждение, как у радикальных мусульман: все, кто не мусульмане - неверные. И не нравится мне присущий некоторым служителям православной церкви - антисемитизм.  Но есть и главная черта православия - не было в истории православной церкви крови на ней. Проливалась только кровь самих священников, к примеру,  в периоды смуты в России, особенно в революционное время и после революции.
И самое главное. Что никоим образом все эти плюсы-минусы не должны влиять на нашу веру. Вера внутри нас, как внутри нас любовь к Богу. И ничто не должно поколебать их. А по вере и воздастся нам. Я сама убедилась в этом.  Позапрошлым летом я побывала  в Свято-Троицком монастыре Александра Свирского, куда я  специально не планировала поездку. Отвезли туда мои родственники - питерцы, когда я отдыхала в их загородном доме  в поселке Свирица со своими родными братьями и их семьями.  В монастыре мы много узнали о преподобном Александре Свирском во время экскурсии, которую  провела интеллигентная женщина-экскурсовод Елена Александровна. Нам повезло приложиться к нетленным мощам святого. Я своими глазами  увидела его руку - настоящую, не высохшую, а  такую объемную с нормальной человеческой кожей и ногтями. Когда я наклонилась поцеловать покров рядом с рукой,  хорошо рассмотрела кисть. И никакого запаха, а ведь умер святой в 16-м веке в 1533 году. Когда же мощи святого мироточат, то и вовсе чудесно благоухают.
После посещения монастыря я долго находилась в каком-то возвышенном состоянии.
Когда вернулась домой, наступил период, когда мне и физически было плохо, и морально. Были проблемы и у сына с мужем. У меня у самой побаливала правая нога. Плюс еще старые болячки воспалились. В общем, настроение было хуже некуда. И вот однажды утром я просыпаюсь: комната залита светом, день невероятно солнечный. И у меня как-то и ничего не болит, и душевный подъем необыкновенный. И я просто летаю! На работе продолжаю летать. Шла, да нет летела и поймала себя на мысли, что улыбаюсь и действительно, почти что летаю. Задумалась: с чего бы это? Ведь вчера я была в таком подавленном состоянии. Потом вернулась в свой кабинет и написала стихотворение. Я как-то быстро и легко написала, что называется, за один присест, потом  чуть-чуть только что-то подправила. В конце рука вывела фразу: «Все просто: НАДО ТОЛЬКО ВЕРИТЬ!". Не знаю, отчего я написала именно эти слова, ведь кроме них, все остальные строки говорили о другом. Я сделала вывод в стихотворении, что причина моего душевного подъема - солнечный день, мой оптимизм и вера в то, что все будет хорошо.
И только вечером я вспомнила (и как я могла забыть!), что накануне перед сном, будучи в состоянии полного отчаяния, я взмолилась, обратившись к Александру Свирскому, дескать, помоги, Преподобный, все же я была  в твоем монастыре, припадала к твоим мощам  с чистым сердцем. Типа, теперь то тебе сам Бог велел мне помочь, коль  я твои мощи целовала - это я конечно, сейчас шучу. Когда же молилась, тогда мне было не до смеха. Это сейчас мне стало смешно от формулировки: я все же была в твоем монастыре, как бы заслужила награду.  Но буду серъезной: собственно, я обратилась, даже  не на коленях, а уже лежа в кровати, да и просьба моя была не конкретная, а так, вообще о помощи, потому что: нет сил. Именно так я и говорила: у меня нет больше никаких сил, помоги, преподобный Александр Свирский.
И вот получается, что он помог мне на следующий день, дал эти силы. Причем, я забыла о своем обращении  к святому. И все удивлялась: с чего это я вдруг летаю, ничего ж не изменилось? Даже стихотворение написала, опять же не вспоминая о том, что молилась.
Единственно, что все же где-то на подсознательном уровне вылезла же эта конечная фраза: надо только верить!
Вот я теперь понимаю фразу: по вере и воздастся вам. Не веришь - ничего не будет, а поверишь, что-то да сдвинется. Наверно, представляю я, Александр Свирский с улыбкой наблюдал, как я пишу стихи, удивляясь, откуда у меня выросли крылья. Потом увидел, что ход моих рассуждений по поводу, откуда появился душевный подъем, пошел не туда, куда надо, тогда взял мою руку и вывел: ВСЕ ПРОСТО: НАДО ТОЛЬКО ВЕРИТЬ!
Я рассказала своей свекрови об этом, как Преподобный Александр Свирский вдохнул в меня новые силы. Она – глубоко верующий человек, много читает религиозной литературы. Свекровь мне пояснила: считается,что наиболее действенна молитва, когда ты обращаешься не напрямую к Богу, а через какого-нибудь святого. И самое главное - от чистого сердца.
Вот такая вещь со мной произошла.
Вскоре все проблемы и у мужа, и у сына благополучно разрешились. Продолжаю, конечно, молиться. Боюсь и за сына, и за мужа, но верю, верю, что любовь все победит. Верю и в то, что и Александр Свирский, и святитель Лука Войно-Ясенецкий не оставят мою душу без веры и света.
А  к святителю Луке я обращаюсь, молюсь с тех пор, как купила в соборе его иконку. Одна моя приятельница посоветовала приобрести ее и молиться этому святому, дескать, очень помогает.
Я все время думала купить, зайти в храм, да все как-то откладывала на потом. И вот однажды шла в банк и проходила мимо собора. И вдруг мысль пришла: не зайти ли в собор и не купить ли наконец эту иконку? Купила, как раз  такого размера, какого хотела. А дома увидела надпись на обратной стороне, что именно в этот день и есть день памяти святого Луки. Может, мой ангел-хранитель шепнул мне зайти в храм именно в этот день.
Недавно увидела в интернете, что в тех родных местах, где я побывала в июле, в Новой Свирице (это недалеко от поселка Свирицы) открыли часовню на месте бывшей почты имени святого Луки Войно-Ясенецкого.  А ведь он был архиепископ Крымский и Симферопольский. Где Симферополь, а где граница Ленинградской области с Карелией? Вот так все переплетается. Ничего случайного в этом мире нет.
Бог есть любовь и свет. Таким образом он присутствует у нас в душах. А вот это стихотворение, которое было написано не без воздействия преподобного Александра Свирского.
Воскрешение неисправимой оптимистки
О Боже, что со мной? Вчера ж я умирала.
Болело тело, и душа страдала.
И дома было плохо, как всегда.
Казалось, что тандем: «я и беда»
Слит воедино прочно, навсегда.
И вот сейчас иду и улыбаюсь,
И выправку держать стараюсь.
И будто у меня все распрекрасно,
И, кажется, что выгляжу я классно,
И жизнь проходит вовсе не напрасно.
Так что тому виной, скажи на милость?
Что вдруг такое в мире приключилось?
Все просто. Утром, я глаза открыла,
А солнце комнату лучами озарило!
Я моментально о плохом забыла.
Ведь ничего прекрасней быть не может,
Чем свежесть утра раннего погожего!
Когда еще прохладно, солнце светит,
Листочки на деревьях будто шепчут,
Под легким летним ветерком: «Приветик!»
И все проблемы видятся иначе.
И хочется любить, творить и значит -
Жить радостно, со вкусом в полной мере,
В душе раскрыв для света двери.
Все просто: НАДО ТОЛЬКО ВЕРИТЬ!
Это стихотворение  я написала 25 июля 2013 года. Получается, что Преподобный Александр Свирский вдохнул в меня жизненные силы, помог и сыну, и мужу, но как оказалось, он вдохновил меня не только к написанию стихотворения, но и романа. Его я писала 5 месяцев, закончила к Новому году. Писала на одном дыхании, сюжет рождался тут же под звук клавиш. Мысли и фантазии вылетали из меня с такой скоростью, что руки еле поспевали печатать. Конечно, в результате такого стремительного написания, потом я долго исправляла ошибки, ляпы. И до сих пор продолжаю исправлять. Друзья читают, им нравится. Мне приятно.
Совсем недавно я вдруг подумала: «А ведь роман я начала писать тоже вскоре после обращения к святому. Интересно, когда я создала этот файл с романом?». Заглянула в компьютер. Дата создания файла - 30 июля. 24 июля молила Александра Свирского, и со следующего дня начались эти чудесные события.
Приведу строки из книги "Жития Святых". Лучше не скажешь, поэтому привожу цитату: "Россия - страна славная своими святыми: строителями христианского сознания, людьми, которые своей праведной жизнью, своими духовными подвигами и чистотой показывали всем людям что может и должен достичь человек, погруженный в любовь к Христу. Это герои Духа, преодолевшие небытие, которые и сейчас помогают обращающимся к ним людям. Сознание святых и после ухода их из материального мира продолжает участвовать особым образом, направляя людей на Путь истинный". Золотые слова. Когда читала о жизни своих любимых святых Александра Свирского и Луки, удивлялась их самоотверженному служению людям и Богу. И как богата русская земля такими личностями.
 Я горжусь, что живу в городе, в котором родился и вырос и такой почитаемый в православии святой - Серафим Саровский. Я могу любоваться Сергиево-Казанским собором, к строительству которого приложили руки родители святого. Маленький Прохор Машнин упал с колокольни этого храма и чудом остался жив для того, чтобы потом служить Богу и людям под именем Серафим Саровский. Я рада, что имею возможность бывать и в Ахтырском храме, который находится недалеко от моего дома. В этом храме молились все члены семьи Серафима Саровского - Машнины. И здесь же похоронена его мать.
Но тем не менее, жизнь меня вновь ведет в родные места.
В августе 2014 года мне снова довелось побывать в Свято-Троицком монастыре Александра Свирского. Я с благодарностью приложилась  к мощам святого. Очередь была небольшая, даже не выходила за пределы того зала храма, где стоит рака с мощами. И вновь нам повезло, как и в прошлом году, человек за 10 до нашей очереди пришел священник и открыл стеклянную крышку раки. До этого люди прикладывались к крышке.

 Удивительно, что именно этот святой стал для меня столь близким душе. Удивительно, но не случайно. Ведь называют его Свирским из-за названия реки Свирь.  Мои родители  и вообще корни из этих мест. В поселке Свирица, находящемся в устье реки Свирь, где она впадает в Ладожское озеро, мама работала  после войны в сельсовете, а в 50-м году прошлого века даже была его председателем. Сюда приехал молодой лейтенант-пограничник к своим братьям и познакомился с мамой. Увез ее на заставу на финскую границу. Потом родились мы с братьями. А когда отец ушел в отставку, семья переехала в Курск. Мне тогда было 10 лет.
 Сегодня из всей родни  в Курске живу я одна. Родители тоже тут, вернее их могилы. Старший брат живет в Калининграде, а средний - в Сочи.
 В этом мире кажущиеся случайности вовсе не случайны. Александр Свирский покинул земную жизнь в 1533 году. Он является одним из немногих, кто буквально через  какие-то 14 лет после смерти в 1547 году был канонизирован. Предполагаю, что дорога к почитанию Александра Свирского  была проложена для меня молитвами моих предков. Мне оставалось только, наконец, найти ее, чтобы отправиться в долгий путь к Богу.