Космонавты после космического полета

Василий Лесников
                ПОСЛЕПОЛЕТНАЯ БОРЬБА СО СЛАВОЙ, СОБЛАЗНАМИ
                И С САМИМ СОБОЙ.
         Почти перед каждым космонавтом после космического полета вставал вопрос –что дальше?  Подумать о карьере или, оставаясь верным профессии, ждать, может быть и десять лет, нового полета.
    И, конечно же, каждый решал главный нравственный вопрос – вопрос звездной болезни.
   Юрий Гагарин, своей короткой послеполетной жизнью длиной в 7 лет, показал,  что оба вопроса можно и нужно решать нравственно чисто. Хотя и у него были срывы.
    Юрий Гагарин при жизни не получил генеральского звания. Хотя при желании мог бы этого добиться. Он все годы стремился в новый космический полет, и не его вина в том, что его уж слишком оберегали.
     Герман Титов звездной болезнью переболел сполна. 10 лет куролесил на полную катушку. Кто интересуется, пусть прочтет книгу Н.П.Каманина «Скрытый космос». Титов и пил, и в аварии попадал. Готовиться к новому полету он принципиально не хотел. Не хотел он и учиться. Хотел жить в свое полное удовольствие. Уж очень он был обижен тем фактом, что не ему суждено было стать первым космонавтом.
     После гибели Гагарина поведение Титова изменилось. Он пошел учиться в Академию генштаба, и дослужился до звания генерал-полковник.
        Не дружили между собой и космонавты-белорусы Петр Климук и Владимир Коваленок. Они были соперниками, и, может быть, именно это обстоятельство помогло им обоим стать генерал-полковниками.
     Владимир Титов.  5 лет он ждал  второго полета \с промежуточным аварийным стартом\, находясь в «подвешенном состоянии» -  не присваивали звание Героя Советского Союза. Затем он совершил два космических полета на американских кораблях, но в интересах нашей орбитальной станции «Мир». Однако от нашей страны за эти полеты в награду не получил ничего.               
       Полеты по программе «Интеркосмос» были значительно короче и проходили относительно спокойно в основной массе полетов. Но все космонавты - представители стран участниц по программе «Интеркосмос», которые слетали в космос, получили звание Героя Советского Союза.
     А Владимиру Титову  за два полета на американских кораблях просто сказали: « Не за что».
   Впрочем, врач Моруков тоже совершил полет на американском  космическом корабле и тоже в интересах нашего модуля для МКС, одним из первых поработал на самой МКС. До того, как туда прибыл первый официальный экипаж. Но звания Герой России он так и не получил. Так же как и места на российском космическом корабле в будущем. Хотя здоровье и позволяло летать в космос.
    Американский астронавт Лиза Новак. В 2006 году совершила космический полет на корабле Дискавери \ полет СТС-121\ в качестве специалиста по операциям на орбите. А уже в 2007 году она чуть не убила свою соперницу. В 46 лет, мать троих детей она влюбилась в молодого, не летавшего астронавта. Ради него она развелась с мужем, а ее любимый предпочел встречаться с другой женщиной.
   Лиза предпочла разобраться раз и навсегда с соперницей, а не решать вопрос с любимым человеком. Чтобы настичь соперницу, Лиза без остановки проехала на автомобиле 1500километров.
   Ей повезло. Полицейские не позволили ей совершать преступление. Она отделалась легким испугом. Была уволена из армии, из НАСА. Ее лишили привилегий и льгот при уходе на пенсию. Да еще дали год условно.
    Вообще, перед каждым космонавтом после первого космического полета всегда встает вопрос – а что дальше? Некоторые  «наедаются» впечатлениями уже в первом полете, и твердо знают, что больше не полетят. Но заявлять об этом во всеуслышание не принято. Не поймут – и коллеги, и особенно руководство. Проще не проходить медкомиссию по каким-то параметрам.
   Но таких немного. В основном космонавты летают два и более раз. А Сергей Крикалев слетал в космос 6 раз с общим налетом 803 суток.
    Конечно, есть два астронавта, которые слетали в космос по 8 раз, но налет у них  не превышает и сотни суток. Есть с чем сравнивать.   
    На мой взгляд, по нынешним временам настоящим космонавтом можно считать того, кто побывал в космосе два, а лучше три, раза.
    Настоящую же полноту  положительных и отрицательных ощущений от космического полета получает тот, кому  посчастливилось выйти в открытый космос. Пусть даже он совершил и один космический полет.
   Поэтому я согласен с Олегом Котовым, который считает, что первый космический полет это скорее реализация мечты, установки, заложенной с детства. И сопровождается этот полет слишком большими эмоциями.
    На второй полет космонавты идут уже осознанно, с пониманием важности и насыщенности самого полета, с желанием получить на выходе конкретные результаты.
    А в третьем полете космонавты уже передают опыт своим более молодым коллегам.
    Поэтому будучи  начальником Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев предлагал присваивать почетное звание Героя Росси только после второго или третьего космического полета. В зависимости от сложности программы полета.
     С этим мнением можно только согласиться.
  Но не соглашаются с этим сами космонавты. В результате конфликта Крикалева с группой летавших космонавтов, он был вынужден покинуть должность Начальника Центра подготовки космонавтов.
    После завершения своей космической карьеры космонавты стараются устроиться на хорошую денежную должность. Некоторые уходят в политику, другие в бизнес. Но есть и такие, которые становятся простыми пенсионерами, без претензий на свое особое положение. Борис Волынов, Валерий Быковский…
     Романтики в жизни становятся реалистами.    Семьи ведь тоже кормить надо, и о будущем своих детей надо позаботиться.
   Кондратьев человек честный  и непримиримый. У него не было перспектив на скорый космический полет, и он ушел в бизнес.
   Командир отряда Лончаков тоже ушел в «Роскосмос» на более высокооплачиваемую должность. Но потом вернулся и заменил ушедшего Крикалева.
      Сейчас стало модным и привлекательным для космонавтов последних наборов учиться в  академии  госслужбы, и затем попадать в  кадровый резерв Президента. Неплохая, однако, перспектива, если вдруг отчислят из отряда. 
   Жолобов в Украине сделал неплохую карьеру. Он многое испробовал, пока понял, что работа в исполнительной власти не бывает только удовольствием и чистым служением народу.
  Елена Кондакова после двух полетов ушла в политику – стала депутатом Госдумы от партии Единая Россия. Это время она использовала для того, чтобы в 2006 окончить  дипломатическую академию. 
     В 2011 году, когда однопартийцы сочли, что она не слишком активно работает и прокатили ее на очередных, она легко порвала отношения со своей партией. Теперь она Торговый представитель РФ в Швейцарии. Наверное, в международной торговле она разбирается лучше, чем в политике и космонавтике.


                ЛЕСНИКОВ  ВАСИЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ.