Что есть человек? - 1

Машенька Фролова
~ Картинка: Его называют русским Дали, но лично мне кажется это оскорбительным. Это работа прекрасного русского художника Владимира Куша.
~  Примечание автора: это произведение плод моего воображения, потому прошу простить если мысли изложенные здесь кого-то заденут и относитесь к нему, как к художественному произведению.               


                Записки Циника. Вопросы без ответов.
                ~*~ Что есть человек? ~*~
 
   За ставнями моих покоев ничего не рассмотреть. Одна сплошная темень. Это, наверно от того, что луну закрыли плотные грозовые тучи. Будет буря, в этом нет сомнений. Я закутался в одеяние поплотнее и снова сел за работу. Лист пергамента все же безнадежно испорчен никуда негодными чернилами. Я свернул его и бросил в камин. Перо, так набухло от частого использования и вместе с тем иссохлось, что писать им, нет боле никакой возможности. Я глубоко вздохнул с досады и швырнул его к пергаменту. Камин, что не говорите, а совсем перестал греть комнату. Если присмотреться, то можно заметить маленькое облачко около моих губ, когда я выдыхаю.
 
  Нет, совершенно невозможно работать не имея пера и бумаги! Я перерыл весь свой скарб и все-таки нашел, еще рулоны пергамента и пару перьев. Чернила здесь совершенно не выносят никакой критики! Сама чернильница, так стара, что будь у кого-то желание ее отмыть, на то ушли бы века, никак не меньше. А сами чернила, вы уж простите, густы, как спекшиеся кровь козы. Как можно писать такими чернилами и не оставить разводов, на бумаге? Не иначе как, здесь заговор, никто не хочет, чтобы здесь писали, потому и ставят такие отвратные чернильницы! Но раз ничего другого все равно нет я начну. Видит Бог, не мне судить за плохие чернила и за холод, но как же хочется порой…

  Перо новое, а потому по листу идет легко, словно бы плывет. Я нахожу в написании некоторую красоту, природную грацию. Любое письмо в момент своего создания похоже на танец пера по бумаге, на его объятия с пергаментом, а от их любви рождает смысл. Я все же, простите, наверно в чем-то, где-то, как-то, но романтик, хотя и вижу в этом некоторую иронию. Не находите?

       « Что же есть человек?

  Над этим бились и будут биться, еще поколения. Не думаю, что я раскрою, что-то новое в этом вопросе. Но наверно, мне стоит высказать и свое мнение. Мы рассмотрим человека, как совершенно отстраненный от нас предмет, чтобы не переносить на него свои страхи, сомнения и надежды.

 Так что же есть человек? Разобьем этот вопрос на несколько вопросов, а точнее пунктов для ответа, так будет проще.

  Первый: человек – это тело.
 
  Его плоть и кровь. Его потребности в еде, питье, возлежании и сне. Никто не станет отрицать, что человек - это прежде тело, потому как если бы не было тела, то не было бы и человека. Все логично и просто.
Люди хотят есть – идут и ищут себе еду; Они хотят пить – ищут питье; Тело требует продолжение рода. А потому они ищут того, кто им дарует это самое продолжение. Логично так же и то, что тело ко всему привыкает и требует нового. Потому человек ищет и нового возлежания, и новой еды, и нового питья. Любая живая плоть, будь то: человек, животное, птица или растение, хочет себя защитить. А потому логично и то, что человек строит дома, чтобы растить там свое потомство, сберечь себя от холода, зверья и врагов. В этом смысле человек такое же животное, как и все прочие. Просто люди применяют в своей жизни  поразительную фантазию и изобретательность. Они строят не просто дома, а дома разные и с разными целями.   Они сотворяют замки, дворцы восхищающие взгляд. Человек разводит скот, выращивает растения, хотя животные могут только заготавливать растения на зиму, они же научились выращивать и добывать себе еду без перебоев и голода.
Не имея клыков и когтей, люди научились создавать оружие, чтобы уберечь себя. Им мало просто еды, а потому они научились готовить ее по разному. Человеку мало просто воды, а потому он научился делать вино. Ему мало просто возлежать, а потому он возлежит часто и со многими. Людям мало просто тех домов, что они строят, им надо их украсить, а потому они научились писать картины. Человеку мало просто быть, жить и спасть, и потому он придумал массу самых разных занятий: рисовать, писать книги, лепить скульптуры, играть на созданных нам же инструментах, чтобы ему было не скучно в своих домах и замках. И это можно было бы назвать прекрасным достижением, если не тот простой факт, что это просто потребность в разнообразии, в новом, которой у животных нет. Они вполне довольны и тем, что вокруг них, их не волнуют вопрос того что сегодня они едят ту же траву, что и вчера; едят того же кролика, что и вчера, а человека волнует. Он не хочет есть, пить и вообще делать что-либо по многу раз подряд. Его телу становиться скучно и оно требует чего-то нового. Это новое в любом вопросе, становиться для них хорошим и даже прекрасным, на одном только факте, что оно новое, но потом, чуть позже и оно станет старым и им снова потребуется что-то новое. Тело требует так много нового, что я уверен: именно тело гонит прогресс. Человеку нужны новые машины, новые животные, новые вина, новые книги и картины, потому что к старым их глаза привыкли, руки уже их знают. А когда человек думает, что знает все, что его окружает, ему становиться скучно и тогда он впадает в уныние. А уныние пугает человека, а потому он прилагает все силы к тому, чтобы создать что-то новое и не впадать в него. Это новое может быть любым, плохим или хорошим, это уже не так важно. Главное, чтобы оно было новым, тогда ненадолго тело успокаивается и люди ощущают некоторую эйфорию, которую многие принимают за счастье.

   С точки зрения тела мораль – вещь глупая и совершенно не нужная, но было бы невежеством в нашем с вами мире отрицать, что какая-никакая, а мораль у человека все же есть. Так зачем она нужна, если мораль мешает во многом создавать нужные для тела вещи? Вот в этом многие и находят изъян. Многие говорят, что раз человек создает мораль, значит он уже не животное, значит он уже не просто тело. Не просто плоть с набором нужд и потребностей, которые нужно ублажать. А вот от этого места моих рассуждений и начинается переход к следующему пункту.

  Второй пункт: Человек – это ум.

 Любое  действие человека и его бездействие сопровождается морем, просто океаном, порой совершенно не нужных мыслей, а потому резонно предположить, что  телами руководит тот кто создает мысли о теле, тот кто создает мысли о еде, питье и возлежании. Тот кто сопровождает нас до самого конца человеческого жизненного пути, т.е. ум. Вполне логичное предположение любого здравомыслящего человека, что его действиями руководит не тело с его позывами, а ум, который потакает или не потакает телу. Ведь моментов, когда в голове нет мыслей в жизни каждого человека очень мало. Именно ум каждый день решает массу задач, которые перед ним ставит жизнь или его тело. Нужно построить дом – как? Нужно кормить скотину – чем? Нужно завоевать женщину или мужчину – снова как?
   
  Но помимо житейских вопросов, которые уму нужно решать, есть еще огромное, просто поразительно количество вопросов, которые, казалось бы не имеет особого отношения к жизни, но ум все равно должен их решить. Почему так все сложно? Мой ответ: ум и тело одинаковы в своей потребности в новом. Решать обычные вопросы каждый день – это скучно, а потому ум придумал деньги, стандарты по которым мерить других (например: образование, статус, профессия и т.п.), правила и законы, которые ум штампует сотнями и тысячами с течением времени и изменением эпох. Количество вопросов, которые ум решает с развитием человека только увеличивается, а потому резонно, что многие думают, что человек – это его ум, сознание, его мыслительный процесс. Но у любого сильно развитого инструмента или вещества, а мы ум рассматриваем именно с такой точки зрения, есть побочный эффект. И этот эффект: иррациональность. Если ум в обычном режиме – это логика и простые факты, и простые решения поставленных задач, то с его развитием он как бы раздвоился на логичную и иррациональную часть себя. Иррациональная часть, решая массу житейских и философских вопросов перешла к вопросу смысла всех этих решений. Логичная часть ума согласилась, что у любой задачи должен быть смысл. Ведь если человек решает вопросы пропитания и крыши над головой, то рано или поздно он задумается и над тем зачем вообще решать какие-либо задачи? Почему они перед ним встают? Таким образом иррациональная часть ума породила и вопрос о смысле жизни. Этот вопрос тоже очень интересен для изучения, а потому я в своих заметках коснусь и его, но не сейчас. Сейчас же я просто подвожу нас к третьему пункту логических построений в вопросе: «Что есть человек?» Вопросы о смысле жизни, смысле человеческого бытия, его решения тех или иным моральных дилемм  подвели человека к простому выводу, что помимо тела и ума, есть еще что-то и это что-то несомненно более важно, чем два первых пункта.
 
  Пункт третий: человек – это душа.
 
 Наверно, я скажу банальность, но все же, любая жизнь, в любом месте, в любой реальности, на любой планете идет от простого к сложному и обратно. Это смысл самого существования жизни. А потому и развитие человека, так же идет по тем же законам. Само тело человека, его плоть, кровь, продолжительность жизни построены так, чтобы развивался ум. Развитие ума в свою очередь привело к тому, что человек пришел к выводу: помимо его тела, которое он постоянно видит и ощущает; Помимо ума, чье существование у человека просто не может вызывать сомнений, потому что если бы не было ума, то не было и самого вопроса о нем же, его просто некому было бы задать. Есть еще что-то, что человек не ощущает, не знает, но оно непременно должно быть, потому как во всем и всегда должен быть смысл, а если смысла нет, то все теряет смысл. Прошу простить меня за тавтологию, но по другому просто не скажешь.
  И тогда, в далекие времена, которые настолько далеки, что кажется уже просто умозаключением о том, что они должны были бы быть, было создано убеждение о том, что человек – это душа. Некая сила, которая не зависит от времени и места. Причиной для ее появления была не только логика и некоторая иррациональность развитого сознания, но и элементарная необходимость. Людям, как любому не совсем развитому виду необходима надежда.

  Мысль о том, что есть только здесь и сейчас стала пугать человека, потому что это самое здесь и сейчас может быть не таким, как ему бы хотелось. Например: статус – человек желает быть значимым среди своих соплеменников, но этого нет и тогда надежда на то, что внутри него есть что-то, что будет жить и после него дает некоторую гарантию уму, что позже он станет уважаем; болезни – человек склонен страдать физически, а потому мысль о том, что опять же внутри него есть что-то, что никогда не будет болеть, испытывать боль дает силы на преодоление трудностей плоти. Я мог бы привести, еще много подобных примеров, но думаю смысл сказанного вы поняли.

 Итак с развитием ума была создана идея бессмертной души. Почему именно бессмертной? Все просто, мой ответ: человек боится бессмысленности собственный действий и если все прочие аспекты жизни можно легко объяснить созданными умом законами и правилами, то смерть, разложение плоти объяснить никак нельзя. Человек не смог этого сделать, а потому резонно решил, что должно быть в нем что-то такое, что не подвержено этому единственному нерешенному элементу – смерти. Этим решением стала душа. Она живет и после смерти плоти. Она сохраняет ум, а потому можно смело утверждать, что и человек не умирает, потому как любой из людей скажет, что он не только тело. Эта вечная сила внутри плоти стала не только спасением от страха прекращения существования, но и инструментом управления. А потому была создана религия.

 Логично, что если есть некая бессмертность, то должна быть жизнь и в этой бессмертности, а значит в ней должны быть и законы. Эти законы  стали верой, как впрочем и сама идея души. Вообще, должен признать, что человеческий вид уникален по многим причинам, но умение в создании не только правил, но и идей у этого вида просто впечатляющая.

 После понимания своего тела и отвергания того, что человек – это только плоть. Пришло понимание, что человек – это ум, а после него пришло понимание, что человек – это бессмертная душа, но так или иначе было одно, что человек объяснить не мог ни одним из трех пунктов, а потому была создана еще одна идея.
 
  Пункт четвертый: Человек – это чувства.

 Случаются в жизни каждого человека, не зависимо от пола и возраста некоторые спонтанные, неуправляемые и так же необъяснимые реакции, на которые реагирует тело и ум. Эти реакции на события или отсутствие событий стали называть чувствами. Например: Человек получает подарок от другого человека и у него бьется чаще сердце, в груди разливает тепло, ему хорошо – это радость; Человеку плохо от того, что кто-то его обидел, он плачет – это грусть; Человек испытывает резкое желание причинить вред другому или самому себе – это гнев; Люди придумали массу чувств, а точнее открыли их у себя в стародавние времена, с течением времени эти чувства претерпели множество изменений и развивались вместе с умом. Например: есть любовь, но так же есть и влюбленность (слабая форма любви), симпатия ( еще более мелкая разновидность любви), страсть (физическое влечение тел друг к другу) и наконец дружба ( так же разновидность любви, но без влечения тел); есть гнев, но так же есть и: ненависть ( мягкая форма гнева, которая может длиться годами), ярость (вспышка гнева такая сильная, что человек не может ее контролировать), презрение ( форма ненависти такая мягкая, что легко контролируемая и управляемая, как правило к тем с кем нужно постоянно общаться) и т.п.
 
 Практически каждая основная эмоция, такие как: гнев и любовь имеют к нынешнему моменту еще с десяток разновидностей, потому что человек со своим развитием научился не только контролю чувств, но и их развитию.
Спонтанную, резкую реакцию на события вокруг человек назвал чувствами, а учитывая тот простой факт, что далеко не всегда чувства могут быть управляемы, а наоборот полностью овладевают человеком, так что он не может себя контролировать, не слушает ум и тело, резонно, что есть мнение: человек – это чувства. Ведь в жизни каждого из людей часто происходят моменты, когда им руководит не его тело, не его ум, не вечная сила души, а именно чувства.
Одного объяснения любому достаточно умному человеку мало, а потому так же есть и еще один ответ на вопрос: что есть человек?
 
  Пункт пятый: человек – это комбинированный вариант.

  Время все-таки, чтобы кто не говорил, а прекрасная вещь, с его течением любой более менее умный человек приходит к простому выводу, что он иногда тело, а иногда ум, а бывает что и чувства, а в моменты особо трудные своего бытия он, конечно, бессмертная душа, которую все житейски невзгоды просто не касаются. Это очень удобный вариант для большинства людей. Услужливый мыслительный процесс ума легко находит оправдания собственным поступкам и импульсам, благо ответов уже найдено достаточно. Если что-то хорошее, то это заслуга ума или чувств, если плохое, то виной всему тело и опять же чувства, а если нужно единое решение, то это душа.
 
  Однако по моему мнению все это достаточно сложный, но обман, созданный просто для того, чтобы полностью снять с себя ответственность за все, что делает сам человек. Это не решение поставленного вопроса, хотя соглашусь, оно выглядит таковым. На самом деле это просто отговорки. Резонно, что решение вопроса: что же такое человек? Мог бы дать тот, кто человеком не является, однако таковых нет, а потому все эти построения, хотя и кажутся логичными, но не более чем игра развитого ума. По моему мнению, никто из людей не сможет найти ответ на этот вопрос, потому что у этого вопроса столько же ответов сколько и людей. А единого ответа быть не может из-за того что задают его именно люди…

 Вопрос так и останется вопросом, а ответы на него будут создать пока есть человек и не один из них не будет до конца верным.»
Я отложил перо, встал потирая руки от холода и огляделся. В моей комнате никого не было, здесь только я один. Тогда я плюнул в камин, на догорающие угли и пламя на мгновенье взвилось до самого потолка, а потом загорелось так словно бы в него кинули с десяток новых поленьев. Я с упоением погрел замерзшие руки около пламени.

- Вы обещали, так больше не делать, мой господин! – возмутилась тень сзади меня.
- Обещал, знаю. Но никто же не видел.
- Вам пора идти. Вас ждут! – тень не повысила на меня голоса, но что-то мне не понравилось в ее тоне.
- Я работал, а ты мешаешь.
Тень отлипла от стены и подошла к столу, на котором лежал пергамент с моими заметками. Она склонилась над текстом, так что почти касалась язычка свечи, от чело на ее теле пошли фиолетовые разводы.
- Мой господин, вам еще не надоело делать эти записи?
- Нет! – убежденно отметил я, подошел, свернул пергамент, убрал его во внутренний карман и повернулся к тени. Та поклонилась. – Идем.

  Тень расширилась, потеряв очертания моего тела и превратившись в проход. Я шагнул в него с полной уверенностью, что еще вернусь сюда.