Все в памяти моей. Гл. 39. Не стыжусь и не прячусь

Светлана Компаниец
     Но,  конечно  же,  жила  я  не только  этим,  и  держалась  в  тонусе  и  на  плаву,  вот  уже почти  девять  лет, благодаря,  может,  и  незаслуженному  мною,  подарку  судьбы – чувству,  которое  спасало  меня  от  необдуманных,  а  порой  и  от  очень - очень… критических  решений. Я любила... Говорю  об  этом  честно,  не  прячусь  и  не  стыжусь,   потому   что  это  не  только  давало  силы  жить  дальше,  но  и  спасало  меня. Да, была  замужем,  был  муж,  хоть  и  не  совсем  рядом,  но  был.  И  любил   меня,  я  знала  это, но  своей, особенной  любовью,  любовью  собственника и рабовладельца. А я  полюбила  другого человека,  полюбила  искренне,  всем  сердцем,  хотя  поначалу  не  поняла, что  со  мной  происходит…  А   Виктор  сразу  все  понял.  И  сделал  все,  чтобы  я  укрепилась  в  своем  чувстве…

    Я  еще  только восхищалась этим человеком, противилась тому, что  происходило  в  моей  душе,  а  Виктор…  Ему стоило  тогда  просто  переключить  мое  внимание  на  себя, поступать  так,  чтобы  я   восхищалась   им   самим!  А  в  то  время  этого  достичь  еще  было  легко,  я  была  еще  очень  предана  ему,  как  мужу,  как  другу…   А  он  поступил  по-другому.  Угрозами,   оскорблениями,   пытками
ревности  стремился  утвердить,  во  что  бы  то  ни  стало,  свою  власть  надо  мной.  И  пустился   во  все  тяжкие…

     Когда  я  в  тот,  первый  раз,  вернулась  из  профлактория,  он   настоял,  чтобы  я  немедленно  оформила  очередной  отпуск.  И  я,  еще  не  будучи  ни  в  чем  виноватой,  уже  чувствовала  свою   вину  перед  ним и  не могла  перечить.
 
     Особенно  ужасными  тогда  были  для  меня  ночи.   Возвращался  он  домой  поздно,  дети  уже  спали, - (а   ведь   они  многое   слышали   и  многое  могли  понять,  не  маленькими  уже  были, - Андрею  шел  четырнадцатый  год,  а  Сережа  заканчивал  школу),-  и  уже  почти  под  утро,  вытащив  меня,  измученную  его  пьяною  любовью  и  ревностью, из постели  на  кухню,  доставал  коньяк,  наливал  в  две  рюмки:
 
-   Пей! - и ослушаться  я  не  решалась, не  хотела  скандала, шума. - А  теперь  говори  правду!  Что  у  тебя  там  было?

-   Не  было  ничего…   Ничего  не  было…  Это  правда, -  твердила  я  шепотом,  боялась,  чтобы  не  проснулись  дети.
   
    А  внутри  закипало  что-то  очень  нехорошее  к  нему…
   
    Днем  оставалась  дома  одна.  Что  только  не  лезло  тогда  в  мою  голову,  в  мой  воспаленный  мозг!   Из  дому  выходить  не  разрешалось,  с  подругами  встречаться  тоже,-  все  они  были    «б....  и  проститутки».  Ночами,  ожидая  его  с  работы, (или  дождавшись:  наконец!  уснул!), я  подолгу стояла  в  кухне  у  окна,  слушала   далекие   гудки  тепловозов  и   мысленно  представляла  все   расстояние  до  них,  до…  рельсов…    Как  это  живо  в  моей  памяти  до  сих  пор!

     ...Уже  сейчас,  в  Израиле,  открыв  в  своем  компьютере  спутниковую  карту  (съемку)  поселка,  завода,   я   легко   нашла  в  лесу  эту  железную   дорогу,  просеки,  ведущие  к  ней,  шоссе…  В  те,  теперь  уже  такие   далекие  годы,   я  мысленно  проходила  этот  путь  не  единожды…
 
    А  тогда  была  словно  тяжело  больная. Слово «депрессия»  еще  не  бытовало  в  нашем  обиходе,  но  теперь  я  понимаю,  что  это  была  она,  родимая!  Мне  ничего  не  хотелось,  я  похудела,  осунулась,  к  зеркалу  не  подходила,  было  чувство  подавленности,  тупого  безразличия,  страха  перед  предстоящей  ночью…
         
    Машинально  готовила,  убирала,  встречала  детей,  старалась  занять  себя  шитьем, вязанием.  И  постоянно  болела  голова…
   
    Вывел   меня  из   этого   состояния   телефонный    звонок.  Звонил   Павел  Константинович:
   
-   Где  вы  пропали?  Что  случилось? – больше  из  его  слов  я  ничего  не  помню, но помню,  как  словно  что- то  отпустило  меня  всю,  и  я…  разрыдалась  в  трубку…
 
    …Отпуск  закончился, я вышла  на  работу, к  людям, - подругам,  сотрудникам,  знакомым.  Тут  уж  Виктор  не  волен  был  препятствовать, но постоянно  звонил,  проверял,  где  я.
 
     А  я  уже в мыслях  была  далеко не с  ним. Автоматом  продолжала  выполнять  все,  что  положено,  по  дому.  Старалась   забыться   в   работе,  в   саду...

    Но  стоило  мне  хотя  бы  мысленно  остаться  наедине  с  самой  собой, - и  я  уже  не  могла  не  думать  о  нем,  о  П.К. Я  ехала  на  работу в  автобусе,  смотрела  в  окно  на  весенний  лес, а  видела  только  одно  лицо, одни  глаза.  И  отворачивалась,  придвигалась  ближе  к  окну, -  прятала  лицо, боялась,  что  увидят  мои  слезы…   И  в  отделе,  в  нашей  комнате,   отгородилась  от  всех  кульманом  и   чертежным   столом   так,  чтобы   можно  было   скрыть  постоянно  мокрые  глаза,  за  что  однажды  утром  услыхала  от  нашего  главного: 

 -  Что  это  вы  прячетесь,  Светлана  Михайловна?   На  вас   еще   смотреть  хочется!
      
    И  это  во  всеуслышание!   И  мне  еще   больше   захотелось    закопаться  куда-нибудь,  скрыться.

    И  как  нарочно,  снова  навалилось  полно  работы   для   подшефных,   для  все  того  же  института,  и  опять  надо  согласовывать  документы.   Но  ехать  туда  я  не  решалась, отправляла  свои  чертежи  и  сметы  с  другими. И  каждый  день  ждала  звонка.  И  он  звонил…  И  каждый  раз  один  и  тот  же  вопрос:
      
-   Вы  можете  приехать?  Нет?…   Это  худо…
               
    Решилась  я  уже  в  конце  лета…
   
    Снова  надо  было  что-то  подписывать-согласовывать.   Он  прислал  машину.

    Мы  ходили  по  теплицам,  я  что-то  рисовала  в  своих  бумагах,  с  умным  видом  старалась  сосредоточиться,  а  сама  не  могла  оторваться  от  его  глаз  и  уже  жестоко  ревновала,   видя,   как   расцветают   улыбками  ему  навстречу  лица  молодых   женщин - тепличниц…

    И  вот  уже  прошло  почти  девять  лет,  а каждая  встреча, - как  в  первый  раз…  Видимся очень  редко,  и  всякий  раз  это – праздник.  Я  «полюбила»  все  торжественные  партийные  мероприятия  райкома:  там  мы  могли  увидеться.

    Обычно  его  забирали  в  президиум, на сцену,  и  я просила:  ну, не  садись  позади  всех,  мне   хочется  тебя  видеть!  Он  же упрямо  устраивался за  всеми  спинами,  но,  прежде,  чем  сесть, чуть  задерживался, когда  все  уже  уселись,  и  слегка  кивал  залу!  Я  знала: это  для  меня…   Было  приятно  и…   смешно.  Как  дети! 
   
    Однажды,  на   один  такой  торжественный  вечер   меня   пригласил   Виктор,  - пришлось  идти.  Когда  проходили  по  просторному  фойе  театра,  в  настенных  зеркалах вдруг  увидела  женщину  в длинном черном  платье, на высоких  каблуках,  с   бледным   лицом  и  широко  раскрытыми,  испуганными  глазами.  Я  не  сразу  узнала  себя!  Боже, -  мелькнуло  в  голове, - ведь  у  меня  все  написано  на  лице!  Что  я  жду ЕГО!   Что  мне  страшно!…  ОН,  как  всегда,  опять  был  в президиуме...  Сразу  после  торжественной  части  я  попросила  Виктора  отвезти  меня  домой:  очень  болит  голова! На  удивление, -  он   молчал   в   машине,  молчал  и  дома.  После  ужина  ушел  в  гараж...
    
     В  редкие  часы  встреч  мы  с  П.К.  уезжали  далеко  в  лес  или  в  поля.  Я  до  сих  пор  во  сне  часто  вижу  эти  просторы...

     И  не  могли  наговориться...
   
     А  как интересно было узнавать, как  и чем  жили  до  того, как встретились,  кого  любили,  где  учились…  Он  подолгу,  молча  смотрел  на  меня,  усмехаясь  одними  глазами,  а  я  не  могла  оторвать  своих  глаз  от  этого  лица.
    Однажды    спросила:
 
-   И  о  чем  ты  думаешь?

-   О  судьбах  выходцев  из  Палестины,  -  почему-то  сказал  он,  и,  как-то  смутившись,  чуть  запнувшись,  проговорил:  -  Ты  -  как  полураспустившийся  бутон.  У  тебя  еще  все  впереди…
 
    При  чем  тут  Палестина  и  что  у  меня  впереди,  было   неясно,  но   он словно  чувствовал  что-то...    А  я  докапываться  не  стала.  Это  были  еще  восьмидесятые  годы…
   
   Часто  зимой  привозил  меня  в цветочные теплицы, просторные,  как  небольшие  поля  под  светлыми куполами  из стекла  и прозрачной  пленки. И море  хризантем!  Белые,  желтые,  розовые...  Большие,  как  мохнатые  шапки,  и  мелкие, похожие  на  ромашки… И  запах!  Свежий,  чуть  терпкий,  отдает  полынью  и  чебрецом.

   Я   медленно   брожу  по  бетонным   дорожкам   среди   этого   многоцветья,  полными  легкими  вдыхаю  влажный,  ароматный   воздух.  Как  хорошо!   Не  могу  налюбоваться  этой  красотой,   пьянею  от  запаха  и  еще  от  того,  что  все  это  время  вижу  его.   Вижу,   как   он   беседует  с  женщинами,  работницами  теплиц,  как  у  них  сияют  глаза,  светятся  улыбки.  И  я  опять  ревную  его  к  ним,-  они  каждый  день  видят  его!  Ревную  и  к  цветам, -  они    тоже  "видят"  его  чаще,  чем  я...  Он, наверное,  каждый  день  бывает  здесь…

   И  каждый  раз  я  увожу  отсюда  большие  букеты  хризантем...  Оставляю  их  на  работе  или  у  подруг.

   ...Зима.  Снегу  намело!   Сугробы   достигают   до  балконов  второго  этажа.  Воскресенье. Дома  пахнет  свежей  сдобой, - по  выходным  я  пеку  "французские"  булочки,  из  сдобного  теста,  со  cладким  творогом,  орехами  и  корицей.  За  окном  яркий,  солнечный,  морозный  день.

   Достаю  с  балкона  лыжи,  одеваю  ботинки. Зошка  скачет  вокруг меня,  лезет  носом  и  языком  в  лицо,  скулит:  видит, что  я  собираюсь  на  улицу. Но  ему  не  светит  сегодня  гулять  со  мной  по  лыжне,  я  иду  не  в  сад...
   
    Ночью   опять  была  метель  и  снег  чистый-чистый,  сверкает   на  солнце,  слепит  глаза.  На  лыжи  становлюсь   прямо  у   дома.   Из  подъезда  выходит  соседка,  Рая.
 
 -   О,  Света!  Привет!  Далеко  собралась?  В  лес?
   
 -   В  сад, -  отвечаю  я.
      
 -   А  что  одна?  Без  Виктора?
   
 -  Он  в  гараже.  Я  люблю  одна.  Лучше  думается.
   
 -  Ты  права…  -  помедлив,  произносит  она.
   
    Я  догадываюсь, о  чем  она  думает. Как-то  удалось  ей  выкроить  несколько  минут  побыть  у  меня  и  на   мои  слова:  да   тебе  грех  жаловаться,  твой  Алексей  Кузьмич  идеальный  муж! -  она  ответила:

 -  Ничего  ты  не  знаешь…  Он  мне  шагу  не  дает  ступить…
      
    Я  не  стала  расспрашивать,   только  еще   раз   убедилась,  что  в  каждой  избушке  свои  погремушки.  А  мне  и  моих  - по  самое   горло...
   
    «Знала  бы  ты,  куда  я  на  самом  деле  собралась…»  -  подумала   я.

     Обхожу  дом,  перехожу  дорогу  и  дальше, за  посадкой,  иду  по  укатанной  лыжне   вдоль   гаражей.   Выхожу  к  старому  кладбищу.  Здесь   лыжня   круто  поворачивает  влево,  к  тракту,  за  ним  садоводство,   где   был  наш  первый  сад.  Я  иду  прямо,  в  поля,  уже  по  целинной    белизне.  Под  тонким  слоем  свежего  снега  твердая  корка  старых  сугробов.

    Лыжи  скользят  легко,  чуть  проваливаясь   в  верхнее,  пушистое   снежное  покрывало. Убираю  палки  в  одну  руку,  без  них  идти  легче.  Сколько  видит  глаз -  я  одна  в  этом  белом,  искрящемся  на  солнце,  пространстве.  Далеко,  километрах  в  двух,  справа  тянутся  наш  Южный,  Спутник,  Лебяжка.   Впереди  темная  полоска  лесопосадки.  Я  направляюсь  к  ней.   Здесь   старые, высокие, клены   и  тополя   с  мощными,  толстыми   стволами.  Внизу   густая   поросль  кустарника.

   Деревья  стоят  в  два  ряда,  между  ними,  я  знаю,  есть  тропинка.  Я  уже  ступаю   на   нее   и  вижу,  как  навстречу   мне,  спрятав  в  карманы  теплой  куртки  руки  и  низко   надвинув   на  глаза   шапку,   медленно,  расслабленно  вышагивает  П.К.  И  день  становится  в  тысячи  раз  ярче!…