Подземная лаборатория

Алекс Росс
Из 6700 зарегистрированных в Словении карстовых пещер самой большой и более других посещаемой является Постойнская яма. За необычайное разнообразие сталактитов и сталагмитов и обитающее в ее кромешной тьме загадочное существо – “человеческую рыбу" (Proteus anguinus) в 1986 году она была занесена в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

По разным, порой неведомым причинам интерес человека к отдельным природным объектам бывает то совсем большой, то пропадает напрочь. Так было и в истории освоения этой пещеры. Многочисленные находки каменных орудий говорят о том, что человек бывал там ужу пятьдесят тысяч лет назад. Связано ли это с переменой образа жизни человека или с исчезновением пещерного медведя, на которого он охотился, но следующие знаки своего присутствия были оставлены им на стенах пещеры тысячи лет спустя, аж в XIII веке нашей эры. И лишь с 1818 года, после того, как часть, названную Старой пещерой, открыл местный пастух Лука Чеч, интерес к Постойнской яме начал расти постоянно. В 1872 году из-за большого числа туристов в ней была построена первая подземная железная дорога; в 1884 году старую систему освещения с факелами, свечами и маслеными светильниками заменила новая – электрическая (на двенадцать лет раньше, чем в столице страны, Любляне). А в 1967 году в пещере появилась кольцевая железная дорога на две колеи. Теперь Постойнскую яму ежегодно посещают более четырехсот тысяч туристов со всего мира. Узнав об этом, я решил отправиться туда сам.

Испытав наверху еще до отправления в черное чрево земли сильный приступ клаустрофобии, внизу на большой глубине после захватывающей, словно на американских горках, лязгающей езды в вагонетке по петляющим, искусно освещенным галереям, и очутившись в нескольких километрах от входа, я не мог надивиться легкости дыхания, необыкновенному ощущению свежести и желанию воображать, двигаться, слушать и смотреть.

Было так, словно попал в сказку Бажова "Хозяйка Медной горы". Все вокруг дышало тайной. В необъятном зале высилась образовавшаяся из глыб, оторвавшихся со свода, огромная гора - Калвария. Размеры ее определить было невозможно, очертания сводов над ней угадывались лишь по затейливым контурам мягких теней на далеких щербатых поверхностях. Вмиг разбредшиеся повсюду туристы казались маленькими насекомыми. Их шорохи и приглушенные звуки редкой капели походили на те, что извлекает рука опытного пианиста, совсем легко касаясь клавишей хорошего рояля. И хотя вместо привычного небосвода над головой находилась масса горы, а линии горизонта не было и в помине, чувство страха не возникало совсем. Наоборот, появилось отчетливое ощущение горнего, возвышенного мира. Привычные в заоблачных высотах воздушные замки находились на расстоянии вытянутой руки. Иные можно было даже потрогать: причудливые кучерявые кручи, самых разных расцветок маленькие трубки и свисающие с потолка слоистые столбы - сталактиты, растущие, как деревья из земли, большущие сталагмиты, и натеки, похожие на женские груди. На стенах и карнизах тут и там красовались широкие волнистые занавески.

Ум метался в полном восторге, вдохновенно сличая невиданное с хорошо знакомым: Пизанскую башню, небоскребы Нью-Йорка, свод, увешанный спагетти, сидящего в позе лотоса тибетского ламу, петушка из сказки о царе Дадоне...

Удивительно, что все это от начала и до конца создала и продолжает создавать вода!

В начале находившийся на этом месте семьдесят миллионов лет назад (Меловой период) океан сформировал на дне мощный слой известняковых пород. Потом, во время Третичного периода Кайнозойской геологической эпохи отступил. А в период Плиоцена местные реки начали проникать в известняк и уходить, углубляясь под землю, на север, в Паннонское море. Остатком его нынче является Черное море. В-итоге, в толще земли образовались русла на трех уровнях. Наиболее старые - сухие - находятся выше. Во многих местах они разрушены и труднодоступны. Самыми молодыми в районе Постойнской пещеры являются рукава реки Пивки. Вода по ним течет на глубине пятнадцать - двадцать метров ниже уровня туристских троп и выходит на поверхность недалеко от входа в пещеру. Самый обширный – средний уровень - был вымыт рекой в начале ледникового периода, то есть около полутора миллионов лет назад. Но река продолжает уходить ниже и верхние коридоры теперь почти не затапливает. Последний случай затопления в них был около двадцати тысяч лет назад, что доказывают найденные в старых и молодых сталактитах осадочные породы и глина.

И вот, создав на большой глубине, подальше от пытливых человеческих глаз, анфиладу огромных гротов протяженностью более двадцати километров, вода устроила в них своеобразную лабораторию для своих загадочных опытов. Где почти в полной тишине, неторопливо - по одному сантиметру в столетие – она как-будто воссоздает то, что "видела" наверху. И пытается создать или предварить те формы, которым еще суждено появиться на планете в грядущем. Средний возраст их пятьдесят тысяч, самых старых достигает пятисот тысяч лет.

Примечательно, что в этот, мягко говоря, продолжительный эксперимент поэтапно включаются новые виды воды. Например, на нынешней стадии с фигурами больше занята дождевая вода. Проникая с поверхности земли через пористые скальные породы, она размывает содержащийся в них известняк и, достигая сводов, выделяет из своих капель карбонат кальция, образуя полые сталактиты. Капли же, падающие со сводов вниз, образуют сталагмиты. Форма образований зависит от интенсивности капель, от концентрации в них карбоната и даже от толщины растительного слоя на поверхности земли.

Судя по окраске, характерной для сталактитов определенных размеров (и, соответственно, возраста), можно подумать, что вода лишь со временем научилась использовать красители, которые подбирает на поверхности. Красный и коричневый цвета она заимствует у карстовой глины, в которой содержится много окисей железа, черный, зеленый и серый - у магниевой окиси. Без примесей у нее получаются очень чистые, излучающие здоровье восковые массы.

Забавно, что в холодные дни над пещерой, как над какой-нибудь фабрикой с трубами, появляются многочисленные облачка пара и столбы тумана. Ученые объясняют это своеобразным климатом в пещере, ведь там круглый год держится постоянная температура. И зимой, и летом около +10 градусов. Но я, вспомнив разумный океан из книги Станислава Лема "Солярис", представил себе все иначе: просто вода пробует имитировать явления, вызываемые на Земле человеком.

Последние обширные исследования, предпринятые всемирно известным японским ученым Масару Эмото, показали, что вода способна впитывать, хранить и передавать информацию, в том числе и человеческие мысли, и эмоции.

Почему нет? Она же родительница всего живого на земле, от простейших до человека. Если это так, то вполне допустимо, что стихийные бедствия на планете вызываются рефлексией воды. Ведь в сложнейшем механизме, удерживающем нашу планету на орбите и сохраняющем хрупкое экологическое равновесие, первостепенную роль играет именно вода. Она посредством конвекции – перераспределения огромных масс воды в океане и в воздухе - нивелирует температуру и электромагнитное поле Земли. А тогда, когда человечество бомбежками и сверхмощными взрывами мешает ей в этом, она принимает меры, и необходимые дополнительные ресурсы берет из своих запасов: полярных и горных льдов. С этой точки зрения становятся понятней  причины участившихся природных катаклизмов...

Откровения и вызванный ими восторг переполняли меня. Но и попутчики мои были ошеломлены увиденным не меньше. И они оставшийся до следующей станции узкоколейной дороги километр шли, не закрывая от удивления рты. Сначала по длинному коридору через высокий и красивый Русский мост, названный в память о русских военнопленных, строивших его во время Первой мировой войны. Затем по Прекрасным пещерам с рядом великолепных залов, Белому, Красному, Трубчатому, вдоль подножия Большой горы. Мимо самого красивого сталактита "Бриллиант" – символа Постойнской пещеры - до самого большого помещения - Концертного зала.

Высота зала почти сорок метров, площадь три тысячи квадратных метров. В нем легко могут поместиться десять тысяч человек. Там очень сильное эхо. Длится оно почти шесть секунд. В свое время в зале проводились концерты, но позже было решено, что музыка и овации вредны для экологии подземного царства, привыкшего к тишине. Теперь там установлены киоски с сувенирами, научная экспозиция и виварий с различными пещерными животными, особыми видами жуков, кузнечиков, пауков, крабов, сороконожек. Самым главным среди которых является занесенное в Красную книгу уникальное существо - "человеческая рыба" (Proteus anguinus).

У нее нет глаз, на их месте лишь ресницы. Есть рот и крохотные, скорее не лапки, даже не плавники, а ручки и ножки, верткий чуть расширенный хвост и гибкое тулово угря. Она бесцветна и безгласна. Ей незачем издавать звуки. У нее нет панциря, чешуи, шкуры и когтей, так как не от кого обороняться. Она — не рыба, не саламандра и не маленький дракон. Дышит с помощью внешних жабр. Живет до ста лет и обитает только в карстовых водах Динарской карстовой области. Питается микроскопическими организмами и размножается икрой. Но пока ни одному ученому не посчастливилось наблюдать это в естественных условиях, так как в подземные реки она выходит из недоступных подводных щелей. Ловят ее исключительно для осмотра и изучения, и после месяца – двух обязательно возвращают обратно в привычную среду. Среда ее обитания, кстати, много чище нашей. В этом я убедился при возвращении на поверхность. По мере нашего приближения к выходу воздух сгущался, наполняясь неприятными запахами, а стены и своды пещеры покрывались грязно-ржавым налетом.

После экскурсии я все чаще думаю об уникальных свойствах воды, бывающей такой разной. Речной, озерной, морской, дождевой, талой, родниковой, артезианской. Она мистическим образом способна принимать три состояния: жидкое, воздушное и кристаллическое. Она легко пропускает через себя звук, свет и электрический ток. Звучание ее бывает очень музыкальным и в то же время она точит камень. Вода очень пластична, но ее почти невозможно сжать. Потому то она и крутит огромные турбины ГЭС, освещая города и села. Человек же, хотя и пользуется ею ежедневно, по-настоящему недооценивает ее свойств и значения. Ближайший тому пример, стремительное загрязнение питающего Санкт-Петербург питьевой водой Ладожского озера.

Но, слава Богу, есть на Земле чудеса природы, занесенные в Список памятников мирового наследия ЮНЕСКО, призванные предостеречь Человечество от совершения непоправимых ошибок! И Постойнская пещера – одно из них.

P.S. Когда, закончив писать, я вышел прогуляться на улицу и взглянул на небо, то увидел сияющего в лучах заходящего солнца огромного, в миллион тонн воды усатого облако-человека. Он улыбался мне. Я понял его. Точнее ее, воду!