Италия

Геннадий Матюшин
            
      Италия – страна зелёных гор, синего моря и южного солнца! Благодатный край, где север увенчивают белоснежные хребты Альп, а южные области  покрыты апельсиновыми и маслиновыми рощами. Страна, территория которой является  колыбелью современной европейской цивилизации, основанной на достижениях древнего Рима в законодательной,  административной, финансовой, и в инженерных, сферах!  Правда, корни  современного  искусства, литературы и философии  лежат в античной Греции, но варварские племена, создавшие в дальнейшем европейские государства, получили понятие об этих сторонах человеческой деятельности именно от римлян, которые  сумели распространить свою культуру   по всей огромной территории, которая им принадлежала.  При этом надо отметить, что и Христианство, зародившееся в отдалённой восточной провинции Палестина  и ставшее  государственной религией в Римской империи, распространилось, после её падения, на всю Западную  Европу фактически из Италии. Да и проповедники Кирилл и Мефодий несли христианскую веру на славянские земли с благословения Папы Римского! 
      Не удивительно поэтому, что Италия буквально насыщена памятниками античности, раннего христианства и Эпохи Возрождения, заря которой занялась именно в этой стране! Италия – фактически огромный  музей под открытым небом, а её столица - тысячелетний Рим является  одним из мировых культурных и духовных центров! Не зря существует старинная поговорка: «Все дороги ведут в Рим». И  нам с женой тоже захотелось увидеть этот легендарный город, а также посетить наиболее  известные всему миру города, которыми так богата Италия. Как только нам представилась такая возможность, мы отправились в одно из туристических агентств, чтобы приобрести экскурсионные путёвки для путешествия по этой стране!
      И тут, неожиданно для себя, мы столкнулись с непростой проблемой. Оказалось, что практически все предлагаемые для экскурсий маршруты, конечно, «вели в Рим», но «разными дорогами»! А это означало, что надо было решить, какие итальянские города мы  хотим посетить, чтобы познакомиться с их достопримечательностями. Выбрать оптимальный маршрут по Италии, с учётом ограниченного времени пребывания, было очень непросто, так как  ни  одна страна не имеет такого созвездия городов, одни названия которых вызывают у  человека воспоминания о прочитанных когда-то книгах, об искусстве, истории, и о знаменитых людях,   внесших огромный вклад  в развитие  общемировой культуры. Неаполь и Помпеи, Милан и Пиза, Равенна и Флоренция,  Верона и Сиена, Венеция и Палермо –  вот далеко не полный перечень городов, которые хотелось бы увидеть своими глазами и ознакомиться с бесценными сокровищами культуры, хранящимися в их дворцах и музеях! Наверное, даже нескольких месяцев пребывания в Италии было бы недостаточно, чтобы осмотреть все эти города, а в нашем распоряжении всего двенадцать-четырнадцать дней!
     После достаточно долгих колебаний  и размышлений мы выбрали тур, позволяющий побывать в Риме, Неаполе, Помпеях, Флоренции и Венеции, а также посетить крохотное государство Сан-Марино,  окруженное со всех сторон итальянской территорией.   
        И вот в начале сентября 1996 года наш самолёт благополучно приземлился в аэропорту итальянского города  Римини, и мы  вместе со всеми пассажирами неторопливо двинулись к зданию аэропорта, чтобы пройти пограничные и таможенные формальности и занять места в автобусе, который должен будет доставить нас  в Рим.  Утро было пасмурное, аэровокзал был небольшим, помещение для прохождения паспортного контроля было до отказа забито русскими туристами, но мы испытывали чувство восторга и радости - мы в Италии!  Настроение слегка подпортили итальянские полицейские, которые громко стали  что-то объяснять стоявшим толпою пассажирам то на английском, то на своём языке, а затем попытались с помощью жестов выстроить их в какую-то   «правильную»,  по их понятиям,  очередь. Однако  кроме шума, суеты и нервотрёпки из этого явно ничего не получалось!
     Не выдержав, я подошёл к  полицейскому, который, как мне показалось,  был старшим по должности, извинился и поинтересовался, что происходит, и что они хотят от пассажиров? Явно обрадовавшись тому, что среди русских оказался турист, способный разговаривать на английском языке, полицейский вежливо объяснил цель своих действий. Оказывается, из двух секций паспортного контроля одна была предназначена для прохода жителей Италии и граждан, прибывших из стран, входящих в Евросоюз, а вторая – для всех остальных пассажиров.  Полицейские хотели, чтобы русские туристы освободили половину зала, встав в очередь вдоль стены,  ведущей к положенному для наших людей сектору паспортного контроля,  несмотря на полное  отсутствие  претендентов на проход по «европейскому» коридору и небольшой размер зала, в котором мы находились! Полицейские, похоже,  просто желали дать  понять русским, что они должны неукоснительно выполнять законы их страны, даже если при этом создаётся определённое неудобство! В нашем случае, некоторые туристы должны были ждать  своей  очереди не в зале, а   в душноватом и достаточно тесном коридоре, что мне, конечно, не очень понравилось. 
       Однако делать было нечего, и я громко изложил просьбу полицейских нашим согражданам, многие из которых, не  понимая, что же происходит, столпились возле  места переговоров, напряжённо вслушиваясь в произносимые сторонами фразы на английском языке.
       Все успокоились, быстро встали в упорядоченную очередь, после чего два служащих в форме приступили к проверке паспортов в нашем секторе, а ещё двое продолжили свой отдых в соседнем пустующем секторе!
«Всё хорошо, что хорошо кончается», - с облегчением подумал я, направляясь с женой в сторону ожидающего нас комфортабельного  автобуса, который должен будет доставить приехавших туристов в Рим! 
       И вот спустя некоторое  время колёса автобуса зашуршали по асфальту, наматывая первые километры итальянских дорог, а мы с большим вниманием принялись рассматривать проплывающие в окнах пейзажи и виды этой новой для нас страны.
Как известно, большая часть территории Италии занята горными хребтами Апеннин, простирающихся более чем на 1000 километров с севера на юг. Горы эти, хотя и молодые по геологическому возрасту, но относительно невысокие, практически сплошь поросли кустарником, буковыми и хвойными лесами, и  только отдельные вершины достигают высоты альпийских лугов и покрыты зелёным разнотравьем. Дорога то проходила по долинам небольших речек, то ныряла в хорошо освещённые туннели, то поднималась серпантином вверх по склону горы, чтобы потом, после очередного перевала, начать спуск вниз по такому же серпантину! Склоны гор выглядели достаточно миролюбиво, без грозных каменистых осыпей, огромных скальных  обрывов и устремлённых в небо клыкастых вершин, хотя землетрясения в этих местах происходят часто, и их разрушительная сила превращает в руины целые города и посёлки.
      Где-то около четырнадцати часов по местному времени наш автобус свернул с основной магистрали и, тихо проскользнув по узкой улочке небольшого городка, остановился на площади, в центре которой журчал тоненькими струйками фонтан, и стояла скульптура божьей матери. Немного побродив по раскалённым камням площади, все пассажиры собрались в прохладном зале уютного ресторанчика, где нас уже ждал незатейливый обед с макаронной пастой по-итальянски и чашечкой неплохого кофе. Интересно отметить, что большинство поселений в Апеннинах   располагаются  не в долинах рек  или на удобных пологих склонах  подножий хребтов, а на вершинах небольших по высоте и отдельно стоящих гор или холмов,  пригодных для обороны. Это  свидетельствует об их древнем происхождении, поскольку в то время  возможность противостоять набегам воинственных  соседей  была основополагающим фактором при выборе места жительства.    
      Ужинали мы уже в Риме, в ресторане отеля, расположенного в одном из переулков рядом с площадью Навоны. После ужина мы отправились осматривать ближайшие окрестности, прилегающие к нашему отелю, поскольку ночь  уже накрыла Рим темнотой, и углубляться в улицы огромного незнакомого нам города было как-то страшновато!  Спустя совсем немного времени почти все русские туристы оказались на площади Навоны, оставив в покое узкие каменные улицы, застроенные старинными домами с деревянными жалюзи на окнах.
      Сильно вытянутая в длину, одна из самых древних площадей Рима сохранила форму античного стадиона времён императора Домициана, на месте которого она возникла. По  центральной оси площади расположились три фонтана, искусно  подсвеченные электрическим освещением, отчего их красота, только выигрывала на фоне   полумрака свободного объёма открытого пространства. В южной части площади  серебрились струи фонтана «Мавр», в северной  стороне тихо стекали на зеркало ванны  водные потоки  фонтана «Нептун» со скульптурами купающихся коней. А между ними - грандиозный «Фонтан Рек», представляющий собой скалу, увенчанную обелиском, вокруг которой   расположены  человеческие фигуры, олицетворяющие собой реки четырёх континентов (Ганг, Нил, Дунай и Ла-Плата), извергающие мощные потоки воды.
      Надо отметить, что  Рим заметно отличается от других европейских городов обилием фонтанов, дворцов и соборов.  С наличием в городе огромного количества дворцов и соборов мне было всё более или менее понятно.  За  трёх тысячелетнюю историю  Рима в нём сменилось множество светских и церковных правителей, большинство из  которых не забывали строить для себя роскошные дворцы,   а также возводить   общественно значимые памятники и сооружения. А кроме этого, Рим, начиная с пятого столетия  нашей эры,  является мировым центром католической религии и резиденцией её главы Папы Римского, и поэтому соборы и церкви просто подтверждают этот факт.   А вот фонтаны?..   
       На мой вопрос, с  чем связана необычайная любовь римлян к строительству самых разнообразных по форме и архитектуре  сооружений с задумчиво стекающей  водой или бьющими водяными струями, я получил интересный ответ! Один из гидов пояснил,  что в императорском Риме было 11 водопроводов,  которые обеспечивали подачу в город полутора миллионов кубометров воды в сутки, что соответствовало   среднему значению водопотребления около 700 литров воды на каждого жителя города. (Для сравнения норма водопотребления в конце двадцатого века в Петербурге была 200 литров в сутки на человека, а в Москве на 2011 год - около 350 литров, считая вместе холодную и горячую воду). Питьевая вода бесплатно  подавалась во все общественные здания и сооружения древнего Рима, а также, по личному разрешению императора, в отдельные дома уважаемых граждан.  Остальные жители брали её из фонтанов, которых в городе было более восьмисот.
      Естественно, что в жарком  климате горожане не хотели терять  возможность побывать хоть какое-то время возле струй прохладной и чистой воды, бьющей среди  раскалённых камней римских улиц и площадей.  Поэтому  фонтаны остались постоянно востребованной частью городского благоустройства, несмотря на все превратности судьбы этого удивительного города! Интересно, что подавляющее большинство  современных римских фонтанов расположено на месте древних рукотворных источников  воды, созданных ещё трудом рабов и гением античных инженеров!
     Надо отметить, что римские фонтаны завораживают гостей города не только  говором струй, шёпотом неторопливо льющейся воды и звоном падающих с высоты капель, но и своими изысканными формами и неожиданными художественными решениями! И это неудивительно, так как в их создании принимали участие самые известные итальянские архитекторы и скульпторы, сумевшие воплотить в камне своё великое мастерство!
      Налюбовавшись вдоволь фонтанами и осмотрев несколько  построенных в средние века церквей в стиле барокко, фасады которых выходили на площадь,  мы отправились спать в отель, чтобы уже с раннего утра отправиться в автобусную экскурсию по Риму! 
      В первую очередь мы должны были познакомиться с памятниками античного мира и поэтому, уже в восемь часов утра, автобус высадил нашу группу  близ Колизея, от которого начиналась знаменитая улица  Императорских форумов, проходящая   между Палатинским и Капитолийским холмами - с одной стороны и Квиринальским холмом,  с другой. Улица  был построен в 1933 году по указу диктатора Италии  Бенито Муссолини для проведения военных парадов, и скрыла под своим асфальтовым покрытием  заметную часть  древнеримских форумов и построек. 
       Мы осмотрели  хорошо сохранившуюся триумфальную  арку императора Константина, воздвигнутую  недалеко от Колизея в 315 году в честь победы над его соперником на императорский престол.
       Облицованная мрамором трёх пролётная арка имеет в высоту 21 метр, в ширину 25,7 метров и в глубину 7,4 метра и установлена в начале дороги триумфов, которая вела к Капитолию через  римский форум. Можно себе только представить, какое впечатление производило на варваров такого рода сооружение, если и в наше время арка выглядит грандиозно и величественно, не говоря уж о развалинах Колизея! Размеры и технические характеристики последнего, даже у меня, человека двадцатого  века, вызывали чувства удивления и восхищения, и плохо совмещались с датой его постройки, так как стадионы подобного типа и размера  появились в мире только совсем недавно!
        Колизей строился в течение восьми лет с использованием в качестве основного строительного материала трёхсоткилограммовых каменных блоков, и принял первых зрителей в восьмидесятом году нашей эры. Он представлял собой эллиптический четырёх этажный амфитеатр,  размером 188 на 156 метров и высотой около 50 метров, облицованный мрамором и украшенный двумя рядами статуй, стоявших в  многочисленных арках по периметру второго и третьего этажей. Колизей вмещал 80 тысяч зрителей, которые, благодаря правильно спланированным проходам, могли заполнить амфитеатр за пятнадцать-двадцать минут, а покинуть его за пять-десять минут, не создавая давки и очередей! Во время представлений над  трибунами натягивался тент из шёлка и льна, защищавший зрителей от палящих лучей солнца и непогоды.
       Устройство арены позволяло не только проводить спортивные состязания, конные турниры, сражения гладиаторов и травлю зверей,  но и устраивать морские сражения, в которых участвовали боевые суда, доставляемые подъёмниками с технических этажей подземного яруса. Так же,  с помощью подъёмников, на арену попадали полноценные  живые деревья, элементы пересечённой местности, дикие звери, гладиаторы и отряды воинов для показа батальных представлений. Не многие современные спортивно-развлекательные комплексы, цирки  и театры могут сравниться с древним Колизеем по своим возможностям зрелищного перевоплощения своих полей, сцен и арен!
       И сколько же было потрачено на строительство этого сооружения материала и человеческого труда, если даже после того, как Колизей  более двухсот лет  официально использовался в качестве  городской каменоломни,   его уцелевшие развалины до сих пор  поражают своими размерами и единством инженерного замысла! 
После осмотра арки императора Константина и Колизея, мы спустились по проспекту  Императорских форумов  до площади Венеции, над которой доминирует, не очень, на мой взгляд, гармонирующий с древностями помпезный  памятник «Алтарь Отечества», возведённый на склоне Капитолийского холма  в 1911 году и посвящённый объединению Италии в единое государство. Римские острословы называют его «печатная машинка», что, как мне кажется, довольно точно воспроизводит его внешний вид.
       По дороге мы посетили все пять форумов, и побывали на Капитолийском холме, являющемся  самым низким по высоте   холмом античного  Рима,  но наиболее важным по своему  историческому значению. Капитолий в древнем Риме был не только крепостью,   но и  основным религиозным и политическим центром, на котором располагались три храма главных римских богов: Юпитера, Юноны и Минервы, и стояло здание государственного  архива (табулярия), где хранились все документы  и постановления, связанные с деятельностью  народного собрания, сената, консулов и императорской администрации по регулированию  всех сторон жизни огромной державы.   
      Современный архитектурный ансамбль Капитолийского холма был создан   великим Микеланджело в шестнадцатом веке. По его  проекту  были построены лестница, ведущая к площади на вершине холма, стоящие по её бокам дворцы Нуово и Консерватории, превращённые в музеи, а также дворец Сената, где располагается римская мэрия. В центре площади возвышается огромная бронзовая статуя императора Марка Аврелия, а у стен  Сената стоит знаменитая Капитолийская волчица. Обе скульптуры, созданные древними римлянами, поражают чёткостью изображения и мастерством ваятелей, сумевших воплотить в металле свой художественный замысел. Даже не верилось, что они отлиты более тысячи восьмисот лет тому назад и сумели уцелеть практически без повреждений! На этой же площади  стоит базилика Санта-Мария-ин-Арачели, в которой  находится самый древний в мире алтарь.
       Времени посетить музеи, у нас не было, и поэтому мы ограничились их внешним  осмотром,  но зато смогли в полной мере оценить виды, открывающиеся с вершины Капитолийского холма на сохранившуюся часть бывшей  столицы огромной империи.
       От бывшего великолепия форумов мало что осталось, кроме леса разрушенных колонн, фрагментов храмов и отдельных памятников. Фактически, свой первозданный вид сохранила только  колонна императора Траяна, высотой 38 метров, поверхность которой обвивает по спирали лента  рельефов, длиной около 190 метров, посвящённая победе римлян над даками.  Удивляет сохранность   высеченных в камне человеческих  фигур,   позволяющая и сегодня различить принадлежность    воинов разным армиям и понять их действия, несмотря на прошедшие тысячелетия! И, конечно,    нельзя было  не обратить внимания на  огромную дугу подпирающих Квиринальский холм кирпичных развалин, являющихся остатком трехъярусного Траянского рынка с множеством ниш для торговых лавок. На верхнем ярусе когда-то  располагались знаменитые рыбные ряды, где в каменных ваннах плескалась живая рыба всех пород, включая морских, и куда подавалась как пресная, так и морская вода. Остальные  ярусы служили местом для продажи товаров, привозимых со всех концов мира, включая шёлковые ткани из далёкого Китая и пряности южной Азии. Полезное для населения Рима сооружение!
На площади Венеции нас ждал автобус, для продолжения экскурсии по Риму. Она была организована по стандартному способу, позволяющему много чего увидеть, но мало что запомнить! Нас подвозили к тому или иному известному памятнику или месту, автобус снижал скорость или даже останавливался на короткое время, и сопровождающий нас русскоговорящий гид кратко излагал, что мы видим перед собой. Тематикой  были: наследие древнего Рима, архитектура и искусство средних веков, Рим христианский. Конечно,  осмотру и комментариям подвергались памятники не  в хронологической  последовательности их создания, а по мере  появления памятников  на пути  следования нашего автобуса.
        Из увиденных в ходе экскурсии древнеримских сооружений запомнились:  мавзолей императора Андриана (современный замок Ангела), построенный в виде огромной  цилиндрической башни диаметром 64 метра и высотой более 20метров, покоящейся на квадратном основании со стороной 84 метра; Пантеон, ротонда которого увенчана свободно несущим куполом диметром более 42 метров, с круглым, девяти метровым отверстием  на его вершине (Это своеобразное  «окно» служит единственным источником  освещения внутреннего объёма этого огромного сооружения). А также мосты через реку  Тибр, вот уже более двух тысяч лет соединяющие остров Тиберина с берегами, словно само понятие  времени не для них не существует; театр Марцелла, вмещавший 11 тысяч зрителей, очень похожий по архитектуре на современные здания и остатки крепостной стены, построенной   императором Марком Аврелием. В своё время  эта стена,   имевшая  протяжённость   19 километров, высоту около 16 метров,  толщину 6 м, опоясывала основную часть древнего Рима   и включала в себя З83 башни, возведённые на расстоянии нескольких десятков метров друг от друга. Даже в наше время уцелевшие проездные башни с  частями сохранившейся  стены производят внушительное впечатление своими размерами и мощью. 
       Поскольку  в современном Риме насчитывается более 500 соборов и церквей, то нам показали только самые знаменитые и известные, такие как церковь Санта Мария Мажоре, являющаяся лучшим образцом стиля барокко,   церковь святого Игнатия Лойолы и церковь Санта-Мария-ин-Космедин. Своим внутренним богатым  убранством, красотой  и устремлённостью к небу арок, окон и стен эти католические церкви как бы подчёркивают  суетность земной жизни и временность бытия. В  интерьере всех римских церквей  есть что-то торжественное и завораживающее, заставляющее хотя бы на минуту присесть на скамью и побыть наедине с собой. 
       Из огромного количества Римских площадей, кроме величественной Навоны, классической площади Испании, и небольшой уютной площади у знаменитого фонтана Треви, нас ознакомили ещё с несколькими площадями, достаточно похожими  друг на друга. Во время нашей экскурсионной поездке  по городу  гид то там, то здесь просил  обратить  наше внимание на дворец или палаццо со  звонкими итальянскими названиями, из которых у меня в памяти остались только дворец Фарнезе и           Квиринальский  дворец, являющийся резиденцией президента страны.
       После посещения смотровой площадки на Авентинском холме, с которой  можно увидеть большую часть города и хоть немного разобраться с маршрутом экскурсии, нас   доставили к вилле Боргезе. В самой вилле находится Галерея современного искусства, а вокруг неё разбит огромный парк в английском стиле, где любят отдыхать жители Рима. Парк приятно удивил меня  своими размерами, памятниками, тихими уголками, где можно забыть, что находишься в шумном городе, и водоёмами с чистой водой, в  которой отражается красота окружающего ландшафта.
     Переполненные впечатлениями,  мы вернулись в отель, чтобы завтра с утра отправиться в Ватикан, о сокровищах которого я много читал и слышал. 
      Рано утром автобус доставил нас на прямую, как стрела, улицу Примирения, которая вела к площади Святого Петра с замыкающим перспективу монументальным собором его же имени. Спустя некоторое время мы, переступив белую полосу на мостовой, обозначающую границу государства Ватикан,  оказались на огромной площади, охваченной  с двух сторон полукругом колоннад, увенчанных 96 статуями святых и мучеников церкви. В центре этой, слегка   эллипсовидной, площади  с длиной  большой  оси около  240 метров стоит древнеегипетский  обелиск высотой 35 метров, а симметрично относительно него, примерно на половине расстояния до рядов колоннад, воздвигнуты два одинаковых и довольно аскетических по форме фонтана. Если встать  в один из двух небольших белых кругов, нарисованных возле обелиска, то четырёхрядная колоннада, обрамляющая площадь своеобразной непроницаемой для взгляда стеной, неожиданно становится лёгкой и прозрачной для света, как будто её колонны перестали затенять друг  друга и выстроились в один ряд. Проектировавший площадь и колоннаду Джованни Бертини  был явно хорошо знаком с законами линейной оптики!
        Полукруглые колоннады переходят в галереи, примыкающие под небольшим углом к портику собора Святого Петра, которые образуют ещё одну трапециевидную площадь,  расширяющуюся к  входу в собор, с огромными фигурами святых апостолов Петра и Павла возле дверей. На мой взгляд, вся общая геометрия площади выстроена так, чтобы взоры находящихся на ней людей сосредоточивались именно на главном фасаде  собора, на котором находится балкон для обращения Папы Римского к верующим, установлены статуи Христа, Иоанна Крестителя, а также всех  апостолов. 
       Но прежде чем посетить собор Святого Петра, мы отправились  на экскурсию в Папский дворец, вход в который  расположен в северной части Ватикана. Это крошечное суверенное государство в центре Рима, площадью чуть меньше 0,5 квадратных километров, представляет собой обнесённый неприступной стеной комплекс, в который входят, кроме собора Святого Петра, несколько дворцов, часовен и служебных построек, а между ними разбиты сады и парки. Надо отметить, что Ватикан  -  одно из самых закрытых государств мира для  посещений  туристами, и им доступны только отдельные части его территории, превращённые в музеи.
       Добравшись да нужного нам места, мы обнаружили, что перед входом в Папский дворец стоит длинная  очередь из желающих в него попасть. Сначала нам пришлось минут двадцать медленно двигаться под палящими для «северного» человека лучами солнца, которое вдруг  неожиданно спряталось под покровами чёрных рваных туч, набежавших буквально  из  ниоткуда. Нам оставалось пройти всего несколько метров до двери, как с неба на очередь обрушились   потоки воды начавшегося южного ливня. Часть людей бросилась штурмовать вход во дворец, другие принялись искать варианты   прикрыть голову от мощных струй дождя любым способом, используя всё, что было при себе, некоторые покинули очередь в поисках укрытия от стихии, и только два больших «отряда» японцев продолжили своё движение к цели, словно ничего не произошло. Одеты они были, как один,    в тёмные костюмы, белые рубашки с галстуком и чёрные туфли. По  неприкрытым головам и плечам японцев барабанили    огромные дождевые капли, покрывая  их фигуры плёнкой низвергающейся на землю воды, однако это их явно не смущало!
       В вестибюль они вошли  стройными рядами с непроницаемыми или улыбающимися лицами, немного постояли без шума, визга и громких слов у стены, приводя себя в порядок и доставая из мокрых футляров фотоаппараты, а затем, как по команде, плотной группой дружно двинулись осматривать дворец. «Непростой народ эти японцы», - решил я, вливаясь вместе с женой в поток туристов, жаждущих скорее добраться до мировых шедевров, которыми так  славится Ватикан!
Пожалуй, наибольшее впечатление на меня произвела коллекция  греческих и древнеримских скульптур, хранящихся в музее. Кроме известных всему миру шедевров: Лаокоон, Аполлон Бельведерский и Спящая Ариадна, можно найти ещё огромное количество скульптур, глядя на которые остаётся  только восхищаться талантом мастеров,  их создавших, и  удивляться вечному  стремлению людей всех эпох и народов окружать себя красотой!
        Мы, как и большинство присутствующих, разглядывали, затаив дыхание, росписи Сикстинской капеллы, выполненные Микеланджело и другими живописцами средневековья, любовались фресками в Станцах Рафаэля,  а также портретами его мадонн. В то же время,  картины на сугубо  религиозные темы, широко представленные  в музейных залах Ватиканской пинотеки,  каких-либо эстетических чувств, кроме, пожалуй, любопытства, у меня не вызвали, хотя талант и мастерство их авторов  несомненны. Многие из выставленных полотен, такие, как «Положение в гроб» Караваджо, «Святой Себастиан» Тициана, «Святое семейство» Гарофало, «Мучения святого Эразма» Пуссена, «Рождество христово» Перуджина, получили  широкую известность и вошли в сокровищницу мирового искусства. Но, на вкус и цвет… .
       Из-за недостатка времени мы с женой не ставили себе цель обойти  все музеи Ватикана, и поэтому, после четырёх  часов  пребывания в папском дворце,   решили остальное время потратить на осмотр собора святого Петра, так и не заглянув в залы, посвящённые древним цивилизациям,  этнологии  и истории папского государства.
       Собор Святого Петра является главным храмом   католической религии, выполнен в виде огромного латинского креста и вмещает более 50 тысяч верующих. В собор ведут пять огромных украшенных барельефами бронзовых дверей, из которых крайняя справа считается Священными Вратами и открывается с  соблюдением специального ритуала один раз в двадцать лет самим Папой Римским в год, который считается священным для католиков. Ну а  мы, как и все обычные люди, вошли в собор через центральную  дверь и буквально  замерли, поражённые открывшимся огромным пространством и великолепием оформления окружающих нас стен.
        Собор имеет длину 213 метров, ширину 127 метров, высоту сводов более 40 метров, а купол, диаметр которого 42 метра, вознесён гением Микеланджело на высоту 136 метров над полом и буквально парит над головами, словно не имеет веса и держится в вышине только за счёт  падающих из его окон столбов света.  Большая часть   поверхности  стен и потолка собора  покрыта  прекрасной мозаикой с религиозной тематикой, а   в нишах стен стоят многочисленные скульптуры святых. В центре собора, в подкупольном пространстве, под роскошным, покрытым золотом, бронзовым балдахином, возвышающимся на 29 метров, стоит  алтарь с неугасимыми лампадами над ракой, где хранятся мощи святого Петра. Служить мессы перед этим алтарём может только сам глава католической церкви Папа Римский. Рядом с ним располагается  бронзовая фигура Святого Петра, сидящего на папском престоле и держащего в руках ключи от Царства Небесного. По всему периметру собора расположены многочисленные капеллы, в которых находятся различные христианские ценности, а также гробницы Пап Римских, императоров и королей, выполненные великими мастерами  -  Микеланджело, Джотто, Бернини и другими.
       В соборе хранится копьё римского легионера Лонгина, которым был пронзён распятый на кресте Христос,  установлена витая колонна из Иерусалимского храма, прислонившись к которой  Он произнёс слова, воспроизведённые на фризе собора: «Ты есть Пётр, и на камне сём Я создал Церковь мою, и не одолеют её врата адовы, и дам тебе ключи Царства Небесного…», а также представлено   множество   других священных для христиан реликвий.
      Несмотря на огромное количество народа, в соборе стояла торжественная тишина, нарушаемая только легким шорохом множества ног, тихо передвигающихся  по мраморному полу, и чуть различимой звуковой какофонией, создаваемой большим количеством людей, говорящих шёпотом  одновремённо. Немного освоившись, мы с женой присоединились к потоку людей,  чинно  двигающихся вдоль стен в сторону алтаря.
     Конечно, я постоял в круге из порфира, обозначающем место, где проходила коронация императоров Священной Римской империи, и, как и все, прикоснулся  к пальцу на ноге статуи Святого Петра с просьбой дать долгого здоровья моим детям, жене и мне. Однако, пожалуй, наибольшее впечатление на меня произвела скульптура Микеланджело «Оплакивание Христа», в которой он сумел передать в камне великую земную скорбь матери по ушедшему из жизни сыну. Он создавал её во имя Бога, но для людей! Надо сказать, что ощутить  величие и красоту собора в полной мере можно, видимо, только побывав в нём, так как словами описать это великолепие и величие  просто невозможно.
       Чтобы только обойти собор внутри (его площадь более двадцати двух тысяч квадратных метров), нам понадобилось  больше  двух часов, после чего мы снова оказались у египетского обелиска на площади Святого Петра.   Усталые до невозможности от почти  восьми часового пребывания в стенах Ватикана, мы, наконец,  сели в автобус, который  неторопливо покатился по вечерним улицам Рима в  сторону площади Навоны, чтобы доставить нас к  месту желанного отдыха в отеле с тем же названием.
        Утром третьего дня нашего пребывания в Риме, автобус высадил  нашу туристическую группу у небольшого  парка на улице  Императорских форумов,  разбитому рядом с известной по учебникам истории статуей Юлия Цезаря. От этого места можно было легко попасть как в сохранившуюся  часть руин центра древнего Рима, так и на  знаменитую своими магазинами улицу Виа дель Корсо, главную торговую артерию современного Рима.  Нам предложили самостоятельно определиться со своим маршрутом по городу, но при этом не забывать, что к восьми часам вечера все члены группы должны будут  снова собраться  на этом же, месте, где нас будет ожидать   автобус.
       Предупредив, что туристы в Риме рискуют легко расстаться с документами, деньгами и сумками, часто просто выхватываемыми из рук зазевавшихся прохожих седоками проносящихся мимо мотоциклов и мотороллеров, наш гид ободряюще улыбнулся,  весело помахал рукой и мгновенно исчез в шумной толпе черноголовых итальянцев.
       Женщины крепче прижали к себе свои сумочки, мужчины напустили на себя  суровый вид, но спустя мгновение все оживились и принялись за обсуждение планов своих действий. Быстро выяснилось, что, кроме нас с женой, все остальные туристы хотят в первую  очередь пройтись по наиболее известным торговым улицам в поисках нужных вещей и товаров и только не могли  достичь полного согласия, с какой улицы, Виа дель Корсо или Виа Национале, начать свой шопинг? Разбившись на две группы, наши попутчики покинули нас и дружно  двинулись  в сторону площади Венеции, а мы с женой, решив посвятить день историческим ценностям, не торопясь,  пошли к входу древнеримского форума. 
      В древности форум был местом, где била ключом общественная жизнь Рима, и поэтому его площадь, с протянувшейся  по  ней Священной дорогой, была застроена храмами, посвящёнными культу  богов и обожествлённым римлянам, базиликами, триумфальными арками, колоннами,  статуями и фонтанами. На форуме были отведены места для проведения торговых сделок, судебных заседаний, выбора судей, стояло здание Курии, где заседал сенат, а также знаменитая Ростра, украшенная носами захваченных в плен вражеских кораблей, служившая трибуной для ораторов, выступавших перед римским народом.  В дни празднеств по Священной дороге торжественно проходили огромные процессии,  также по ней в сторону Капитолия двигались триумфальные шествия в честь консулов или императоров, одержавших  победу  в  войнах с врагами Рима.   Даже сейчас  для того, чтобы просто обойти то, что осталось от былого величия  форума, требуется немало времени и сил!
Мне было интересно, стоя перед руинами храма, памятника или общественного здания, по остаткам фундамента, колонн,  а иногда и  фрагменту стены, мысленно воссоздавать их первоначальный облик. Получалось, что на форуме стояли как огромные сооружения, типа базилики Максенция, протяжённостью более 100 метров и выстой 35 метров, базилики Эмилия или храма божественного Юлия, так и очень скромные по размеру здания, такие, как круглый,  диаметром 8 – 9 метров, храм Весты,  Курия, храм Ромула и даже отдельные колонны и статуи. И всё это разнообразие  архитектурной мысли было направлено на формирование у простых римлян чувства гордости за себя и свою историю,  а также чувства превосходства над другими варварскими народами, не способными создавать подобные дворцы,  храмы, цирки,  акведуки и другие инженерные сооружения.  Особенно это воздействовало на массы, когда варвары, закованные в цепи вместе со своими вождями, подгоняемые суровыми легионерами, брели за триумфальной колесницей римского императора! Ради той же цели воздвигались  многочисленные монументы и статуи   прославленным гражданам города и полководцам, на которых высекались гордые латинские буквы S. P. Q. R., что означает сокращённо «Сенат и народ римский». Поражать  людей своим великолепием и размерами должны были и дворцы римских правителей времён империи, когда простота и скромность высших должностных лиц уже  не была свидетельством их гражданской  мудрости и достоинства.
       Этими дворцовыми комплексами и был застроен Палатинский холм, куда мы с женой направились после осмотра форума.
       На него вели, как и в древности, плиты Священной дроги, которая идёт вверх  по достаточно крутому склону холма, сплошь покрытого  развалинами дворцов, среди которых встречаются несколько  скальных выходов коренной породы,  трудно отличимых  от рукотворных построек. Такое впечатление, что весь холм покрыт руинами  одного гигантского дворца, и что он сам частично из них и состоит, так как сквозь встречающиеся на его вершине провалы хорошо видны какие-то коридоры, арки и помещения, иногда идущие под землёй даже  в  несколько этажей!  Обломки мраморных колонн,  развалины стен, каменные блоки, остатки мозаичных полов и каких-то памятников   – это всё, что осталось на поросшей пиниями вершине холма от первых городских стен Рима,  дворца императора Тиберия, дома жены Августа  Ливии, термов и школы для императорских рабов. На южном склоне холма громоздятся гигантские развалины дворца императора Севера, возведённого на трёх террасах, предотвращавших  его сползание вниз в долину Мурция, где, согласно римским легендам, произошло похищение сабинянок, положившее начало возвышению Рима.
       Хорошо сохранились палатинский   ипподром Домициана с трибуной для императора, несколько фонтанов, пара цистерн для воды и ложе примыкающего к холму гигантского Цирка Массимо, размеры которого просто огромны. Длина хребта  цирка, вокруг которой проходили гонки одновременно 12 колесниц, была   600 метров. Гонки могли наблюдать до 250 тысяч зрителей. Можно было себе только представить, какой шум, а вернее рёв  толпы, сопровождал финиш  победителей этих соревнований! 
Однако больше всего меня удивила необычная форма и устройство двух фонтанов, один из которых  продолжает действовать и в наше время.  Это фонтан, в котором из расположенной на высоте четырёх-пяти метров ниши в стене сочится вода, стекающая   вниз, в каменную чашу, по сплошной занавеси из зелёных стеблей и  листьев какого-то растения, растущего из этой же ниши.  Эта живая занавесь не   доходит до чаши чуть меньше метра и  вся  её поверхность покрыта тонкой плёнкой   воды, которая тихими стеклянными струйками беззвучно ниспадает в чашу фонтана. И бывший восьмиугольный фонтан-лабиринт, где вода не рвалась струями в небо, а когда-то тихо журчала, растекаясь по  ложу, состоявшему из расположенных по кругу сегментов, представляющих собой  последовательность  соединённых между собой по законам лабиринта небольших  прямоугольных ванночек, вырубленных   из камня. В отличие от большинства римских сооружений и памятников,  которые претендуют на величие и вечность, эти лиричные фонтаны, как мне кажется, были рассчитаны на минуты  покоя и отрешённости от забот, которых так  не хватает людям, даже с императорским скипетром в руках.  И это так  не похоже на римлян,  ценивших в архитектуре, прежде всего,  мощь, точный инженерный расчёт и лаконизм!   
        А на следующее утро  автобус увёз нас   от седых развалин Рима (познакомиться с  современным Римом нам с женой так и не удалось) и доставил  в город Неаполь. 
        Неаполь – город яркого солнца, синего моря, энергичных людей и мягкого климата, расположился у подножья действующего вулкана Везувий, захватив под  жилые  дома и  общественные здания не только узкую прибрежную полоску    суши и часть плодородной долины, прилегающей к подошве огнедышащей горы, но и окрестные холмы  с достаточно крутыми склонами. Автобус сначала  проехал по набережной  вдоль Неаполитанского залива, потом мимо грозных  стен и башен замка Костель-Нуово,  воздвигнутого французским герцогом Карлом Анжуйским, и остановился на короткое время  возле  обширной и очень красивой площади Плебисцита. В центре  площади  стоит конный памятник королю-объединителю Италии Виктору Эммануилу, а по сторонам  её обрамляют  Королевский дворец, оперный театр Сан Карло, самый старый из действующих европейских театров,  а также фундаментальная базилика Сан Франческо ди Пиоло. Затем автобус  по узким улицам поднялся на смотровую площадку холма Позилино, с которой открылся  вид на улицы и площади Неаполя, Неаполитанский залив, с тёмными   силуэтами судов шестого американского флота на рейде,  и спящий, двуглавый конус Везувия. Почти все туристы обратили внимание на суровый  вид крепости, неприступные стены  которой словно вырастали из вод Тирренского моря на небольшом расстоянии от левой оконечности дуги городской набережной и как-то не очень гармонировали  с красотой окружающей природы.
        Эта крепость, называемая неаполитанцами Яйцом за её форму, была построена, как пояснил наш гид,  норманнами, захватившими город в 1039 и присоединившими Неаполь к основанному ими  королевству Сицилия. Поэтому неудивительно, что значительная часть королей, чьи статуи помещёны в нишах Королевского дворца на площади Плебисцита, явно имеют скандинавские корни. «Надо же - невольно подумалось мне, -  эти лихие северные разбойники умудрились  стать основателями многих королевских, герцогских и княжеских династий от холодных русских равнин и покрытых туманами английских холмов до теплых земель побережья Испании и Италии! Явно  с большим размахом действовали незваные   норманнские пришельцы, осваивая земли силой своего оружия!».
        Потом нас снова привезли на площадь Плебисцита с тем, чтобы мы могли посетить Галерею Умберто Первого, являющуюся  торговым пассажем под стеклянной крышей, пол которого украшен огромными кругами  великолепного  орнамента  с изображением знаков Зодиака  и компаса с указанием сторон света, стоя на которых так любят фотографироваться туристы. Мы с женой тоже не устояли перед таким соблазном!   
       Обойдя площадь и осмотрев  поближе её достопримечательности, включая знаменитое кафе Гамбринус, мы вернулись в автобус, который, после остановки на обед в небольшом загородном ресторанчике, доставил нас на площадь перед Морскими  воротами  древнего римского города Помпеи.   
 Основанный в седьмом веке до нашей эры  коренными жителями этого района Италии, осками, город Помпеи превратился в один из самых процветающих городов Римской империи. Но когда в 79 году нашей эры на город обрушились миллионы тонн пепла и пемзы, выброшенных  начавшимся извержением вулкана Везувий, он был полностью погребён под    слоем  легких и сыпучих  вулканических продуктов, толщина которого достигала трёх и более метров. Таким образом, город Помпеи  оказался   законсервированным в своём первозданном виде  на целых тысячу семьсот лет, поскольку  катастрофа произошла настолько  быстро, что даже обстановка в домах осталась нетронутой.
       Это был типичный римский город, построенный по всем правилам «прямоугольной» планировки в градостроении, при которой улицы были прямыми и пересекались только под углом девяносто градусов. Общественным и экономическим центром такого города являлся  форум, окружённый портиками и зданиями самого разного назначения.
     В Помпеях проживало около тридцати тысяч жителей, основным занятиями которых было производство и окраска шерстяных тканей,  выделка кожи, виноделие, рыболовство, мореходство и конечно торговля. В городе было достаточно много богатых людей, чьи виллы и дома напоминали дворцы, и проживало немало врачей, художников и высококлассных ремесленников.  В общем, город, как город! 
       Кратко изложив историю Помпей, наш гид повёл нас к стенам города, окружавших его со всех сторон.  По достаточно крутой, вымощенной крупным камнем, дороге  мы поднялись к двух арочным воротам, один из проходов в которых был предназначен для пешеходов, а второй -  для повозок.  Миновав ворота и пройдя мимо  храма, посвящённого богине Венере, мы  оказались на внушительном по размерам городском форуме с развалинами, включая: руины базилики, нескольких храмов, общественных зданий, крытого продовольственного рынка, рынка тканей,  остатки памятников императорам, триумфальных арок, колонн портика и даже общественной уборной с достаточно больших размеров ёмкостью для сбора мочи.
После развалин императорских форумов в Риме удивить нас какими-то другими  древними развалинами было уже невозможно, а вот наличие уборной на форуме Помпей вызвало у меня естественное любопытство, и я начал задавать вопросы нашему гиду по поводу «почёта», оказанного этому заведению жителями города.  Выяснилось, что  в древности моча, за неимением других средств, широко использовалась при обработке кожи, для стирки и отбеливания шерстяных тканей, и поэтому для ремесленников Помпей она  представляла технологическую ценность, и часто её просто  не хватало. Больше всего в производстве ценилась верблюжья моча,  которую специально   привозили  из Аравии. 
       Надо сказать, что терять время на осмотр полуразрушенных  театров, цирков, общественных зданий и дворцов Помпей мне не очень хотелось, поскольку я всё это видел и в Риме, а вот понять, в каких условиях жили простые  граждане римской империи, да ещё  не в столице государства, было для меня очень интересно. Я ведь тоже вырос в маленьком городе с численностью населения  около сорока тысяч жителей, правда, почти на две тысячи лет позднее!  И поэтому, как только закончилась экскурсия по центру Помпей, и нам предоставили возможность изучать город самостоятельно, мы с женой  тут же отправились в путь по узким, шириной пять-шесть метров,  улицам древнего города!
        Мне потребовалось совсем немного времени, чтобы убедиться, что окружающий комфорт обычного жителя древних Помпей был намного выше, чем у жителей моего родного города Алатыря. Все городские площади и улицы Помпей были выложены камнем, а тротуары приподняты на двадцать, двадцать пять сантиметров над уровнем проезжей части.  Поперёк мостовой через определённое расстояние положены несколько выступающих камней для перехода улицы в дождливое время, когда по ним текли потоки  воды. Камни были уложены с таким расчётом, чтобы между ними могли свободно проехать колёса повозки, запряжённые лошадью или мулом. Среди обычных камней мостовой периодически попадались куски белого мрамора, уложенные для того, чтобы отраженный свет переносных фонарей позволял правильно находить дорогу в ночное время. (А вот в моём родном  городе подавляющее большинство улиц до сих пор  не имеют твердого покрытия!).
        В городе функционировал водопровод,  правда, вода, как и канализация, подводилась только к общественным зданиям,  к домам зажиточных граждан и к сорокам двум уличным фонтанам, работало несколько рынков, с аквариумами для живой рыбы, и осуществлялся автоматически регулируемый полив зелёных насаждений, которыми были обсажены улицы и площади.  Жители города имели свои дома в один или два этажа, покрытые черепицей, представляющие собой четырёхугольную постройку, состоящую  из внутреннего дворика, вокруг которого располагались пять-шесть жилых комнат, а также  несколько хозяйственных и подсобных построек или помещений, предназначенных для торговли. Дома строились обычно из кирпича, а иногда из камня, стены штукатурились или покрывались мраморными плитами и не имели оконных проёмов на улицу.
        По периметру открытого небу дворика,   проходил навес, украшенный колоннами, а сам дворик обсаживался цветами и низко растущими  деревцами,  среди которых играл бликами небольшой бассейн с водой, журчали струи фонтана и стояли небольшие скульптуры. Иногда возле дома имелся небольшой сад с фруктовыми деревьями или виноградник.
        Самой большой комнатой в доме была гостиная, через большое отверстие в крыше которой дождевая вода  стекала в накопительную цистерну, а свет попадал во внутренние  помещения дома, к  ней  примыкающие. Это были кабинет хозяина дома, столовая, в которой стояли один или два стола, окружённые каждый тремя ложами для приёма пищи полулёжа, и спальня. В доме имелась кухня, туалет, а иногда  и баня,  состоящая из трёх помещений, с холодной, тёплой и горячей водой. В более богатых домах по такому же принципу симметрично строилась женская половина дома, включая свой отдельный вход. Иногда в комнатах прорезались  узкие окна с решёткой, выходящие во внутренний дворик.
         В общем, принимались все меры для защиты помещений от прямого попадания солнечного света и сохранения в них прохлады, очень ценимой в жаркое летнее время, и тепла  зимой, когда они обогревались переносными жаровнями с древесными углями. Стены в домах украшали росписи по штукатурке или мозаичные панно, очень часто эротического содержания, особенно в спальных комнатах и столовых.  На нескольких домах  возле входа в вестибюль мы видели изображение мужской силы и достоинства (фаллоса),  которое, как считали римляне, приносит удачу в дом.
Вырубленная в камне мостовой цепочка такого  «символа», тянувшаяся от одних из городских ворот Помпей, привела нас к публичному дому (лупанарию). Это было двухэтажное здание с  несколькими  спальнями на каждом этаже, стены вестибюля которого разрисованы фресками, поясняющими назначение этого  заведения. Над  «рабочими» местами жриц любви, представляющими собой ниши с каменными ложами, изображены различные любовные позиции, в которых  они развлекали клиентов. А напротив лупанария стоял дом местного эскулапа, готового в любое время дня и ночи оказать медицинскую помощь посетителям этого заведения. Всё было досконально продумано и рационально в этом городе! 
       Такое впечатление, что в жизни   древних римлян   любовные утехи играли очень значительную роль, и  они  были более открытыми и публичными даже по сравнению  с нашим временем, породившим сексуальную революцию!
        В городе было два театра, цирк, где проходили бои гладиаторов,  большая палестра (фактически стадион) с беговой дорожкой для спортивных состязаний, плавательным бассейном и местом для занятий гимнастикой, а также несколько бань, в двух из которых тоже были большие площадки для занятий спортом. 
Мы сумели осмотреть одну из самых крупных бань, которая называется   Стабиевыми термами.
        Фактически это был большой банно-спортивный комплекс, включающий в себя мужское и женское банные отделения, с  раздевалками, залами с холодной, тёплой и горячей водой, парилками типа сауны и комнатами для очистки  тела маслом или песком. Кроме этого в комплекс входили  плавательный бассейн, прогулочные галереи, спортивная арена, помещение для занятия гимнастикой и скамейки для отдыха. А с учётом того, что рядом с термами находилась  харчевня, туда можно было ходить на целый день! 
        В общем, когда бродишь по «извлечённым» из вулканического пепла Помпеям, с античными водопроводом, домами, дорогами, банями, стадионами, театрами, храмами и общественными зданиями, то невольно приходит в голову мысль, что современное человеческое общество, по своему культурному уровню развития и духовным запросам, не так уж далеко ушло от жителей этого древнего города! А с точки зрения удобства проживания, наши города, наверное, в большинстве своём, даже  не вышли на достигнутый  римлянами уровень комфортабельности, хотя с тех пор прошло уже две тысячи лет!
         Поздно вечером автобусом мы выехали в город Флоренция, известный  своими памятниками средних веков и творениями мастеров эпохи Возрождения.
Флоренция,  по-латински «цветущая», была основана  Юлием Цезарем в 59 году до нашей эры в верхнем течении реки Арно. Своего расцвета  город достиг в 14 – 15 веках нашей  эры, превратившись в    самый крупный финансовый и промышленный центр Европы. Флорентийские банки ссужали деньгами королевские дворы, а продукция суконных и шерстяных мастерских считалась лучшей в мире и экспортировалась во все европейские страны. Город некоторое время был не только столицей Тосканского герцогства, но даже столицей всей  Италии. Естественно, что Флоренция в  средние века  застраивалась великолепными  дворцами  феодальной и банковской знати, общественными зданиями и сооружениями  религиозного или светского характера, а её улицы и площади украшались творениями великих итальянских мастеров.
        Уроженцами этого города были Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джотто, Боккаччо, неистовый борец против богатства  Савонарола, Галилей, внёсшие огромный вклад в развитие культуры, искусства и науки. Не зря  считается, что  именно этот город был колыбелью  эпохи Возрождения, чему немало способствовало  увлечение искусством и вообще всем новым, проявленное членами знаменитой семьи  Медичи, которая  длительное время правила Флоренцией. 
      Переночевав в отеле в центре Флоренции, мы с раннего утра отправились осматривать город.
      Поскольку для осмотра всех известных достопримечательностей города требовался  не один день, а в нашем распоряжении было четырнадцать часов, то было решено, что гид сначала проведёт групповую экскурсию по самым знаменитым местам Флоренции, после чего всем туристам будет предоставлено время для самостоятельного посещения музеев и дворцов, которыми так богат  этот  город. 
      Первой достопримечательностью на нашем пути был собор Санта-Мария-дель-Фьори, который строился сто семьдесят пять лет и который был, до возведения  собора Петра в Риме, самым большим и роскошным храмом Европы. Все стены собора и стоящей рядом колокольни облицованы полированными мраморными панелями зелёных, розовых и красных тонов, что создаёт праздничное настроение и заставляет любоваться собором, словно  большим цветком. Квадратная по сечению восьмидесяти четырёх метровая колокольня, с четырьмя многоугольными опорами по углам, украшенная несколькими рядами барельефов, кажется очень легкой и готовой улететь в голубое небо. Прекрасно и внутреннее убранство собора, выполненное по классическому варианту итальянской готики, хотя, конечно, после посещения собора Петра в Риме оно производит меньшее впечатление, чем того заслуживает.
       Знаменитая площадь Синьории по количеству скульптур напоминает музей   и требуется немало времени, чтобы просто их осмотреть. Среди них такие шедевры, как «Давид» работы Микеланджело, «Персей с головой медузы» Челлини, «Юдифь с головой Олофена», олицетворяющие победу человеческого духа над грубой физической силой и  заставляющие многих людей, в том числе и меня, молча постоять возле них, отдавая дань таланту их ваятелей, сумевших выразить   эту мысль  в   камне.        Сурово и неподкупно возвышаются над площадью аскетические стены Старого дворца, бывшего резиденцией правительства республики Флоренция и  герцогов Тосканских, когда они правили городом. И сегодня в этом дворце заседает городская мэрия.
После осмотра площади Синьории гид провёл нас стандартным для туристов маршрутом -  дворец Строцци, дом великого Данте и  бронзовый кабан, любимец флорентинцев и туристов, рыло которого блестит от прикосновения тысяч рук, желающих  с его помощью осуществить свою мечту; церковь, прихожанином которой был сам Данте; и,  конечно, Понте-Веккио - мост, построенный в четырнадцатом веке через реку Арно.   В соответствии с принятыми в то время правилами   по сторонам моста были возведены жилые дома, на первых этажах которых  расположились торговые лавки с продовольственными товарами. Позднее, прямо по их крышам надстроили специальный  коридор, соединивший  Старый дворец с дворцом Питти и предназначавшийся для безопасного передвижения правящих герцогов от своей резиденции до места жительства.
      Так как отходы торговли мясом, а также гниющие овощи,  загрязняли реку и  портили своими запахами воздух, то в конце шестнадцатого века продавцы мяса и других съедобных  товаров были выдворены с моста и заменены  торговцами ювелирными изделиями.  С тех пор мост получил второе название – Золотой  мост.
И сегодня его магазинчики заполнены изделиями из золота, платины,  серебра и украшениями с использованием драгоценных камней. Чего в них только не было?! Однако нам с женой, несмотря на всё многообразие  товаров и цен, найти что-либо подходящее для покупки не удалось. Все украшения, которые нам нравились, были мне не по карману, а дешёвые -    выглядели, как  побрякушки для туземцев, а не произведения ювелирного искусства, и нас не привлекли. Слегка разочарованные, мы покинули это интересное для туристов место!
      Поскольку я и жена - оба ценители живописи, то  свободное время мы решили потратить на посещение известной галереи Уффици, являющейся одним из крупных музеев изобразительного искусства, в котором широко представлены работы итальянских мастеров эпохи Возрождения. Однако огромная очередь за билетами в эту галерею заставила нас изменить наше решение, и мы отправились на экскурсию во дворец Питти, в котором собрана самая большая в мире коллекция картин Рафаэля, а также находятся картины многих известных мастеров живописи, включая Рубенса, Ван Дейка, Караваджо, Мурильо и других художников. 
       И вот мы уже  перед фасадом этого дворца, удивлённые его монументальностью и какой-то  военной строгостью. Трёхэтажное здание, высотой около 38 метров и длиной 205 метров (для сравнения, Зимний дворец в Петербурге со стороны Невы имеет длину по фасаду 137 метров, а высоту 23,5 метров), облицованное огромными  грубо обработанными каменными блоками, было построено в пятнадцатом веке одним из  флорентийских банкиров и приобретено в собственность семейством Медичи. Позднее этот дворец на некоторое время стал резиденцией  королей Италии.   
Дворец Питти, имеющий, как и подавляющее большинство дворцов Италии, очень скромный,  лишённый пышных  украшений и колонн, внешний вид,   буквально ошеломил  нас внутри обилием белой с золотом лепнины, великолепием фресок, красотой  гобеленов, изяществом шёлковых обоев и яркостью красок росписей на стенах и потолках. На его 32 тысячах квадратных метрах площадей разместились две художественные галереи (Палатинская галерея и Галерея современного искусства), Музей серебра, в котором собрана уникальная коллекция ваз и чаш, украшенных драгоценными камнями, Музей костюма, а в саду, в отдельном здании – Музей фарфора.
       За неимением времени мы посетили только Палатинскую галерею, в которой представлены картины,  собранные в своё время владельцами дворца, очень ценившими живопись и скупавшими бесценные полотна по всей Европе. Мы получили огромное удовольствие от просмотра многочисленных высокохудожественных произведений мастеров различных школ и направлений в живописи, но, как это часто бывает, когда  мозг перегружен информацией, всё слилось в  общую картину чего-то прекрасного, не разделяемого на отдельные фрагменты.   Тем не менее, в памяти у меня осталось целое «семейство» Мадонн Рафаэля,   лица которых словно озарёны каким-то мягким внутренним светом, а глаза источают невинность  и  стеснение за свою красоту, и картина Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» - наиболее чувственное, на мой взгляд, изображение женщины  из всех полотен этой тематики!
          Усталые и немного возбуждённые, мы с женой вышли на уже   прохладный  вечерний воздух, чтобы успеть осмотреть знаменитые Сады Боболи, примыкающие к дворцу Питти. Эти Сады считаются одним из лучших парковых ансамблей, сочетающим особенности природного ландшафта с искусственными парковыми насаждениями, гротами, фонтанами, водоёмами и скульптурами.  Создатели Садов Боболи  преследовали   цель показать гостям  своё богатство, могущество  и  любовь к прекрасным вещам, и задуманное, судя по откликам многих людей, им явно  удалось! 
Однако у нас было очень плохо со временем, и мы были просто вынуждены буквально «промчаться» по прекрасному творению человеческих рук и разума, пытаясь получить хотя бы общее представление о Садах!
          Осмотр Садов, разбитых на пологих склонах холма в виде террас, мы начали с Амфитеатра, напоминающего по форме  часть древнеримского ипподрома или цирка. В его центре находится египетский обелиск с фонтаном, а над каменными ступенями,  в  нишах,  установлены античные статуи богов. Затем по основной дорожке сада, идущей на вершину холма,  поднялись   к фонтану «Нептун»,  заглянув на минуту в Большой грот со скульптурами Париса и Венеры. По воле автора потолки и стены  грота, украшенные искусственными сталагмитами,  сталактитами, ящерицами, лягушками  и раковинами, пугают посетителей  возможностью падения вниз огромных камней, которые, на первый взгляд, едва держатся на потолке и стенах грота.   Это впечатление усиливают     скульптуры рабов Микеланджело, пытающихся изо всех сил  удержать на месте вроде бы уже сорвавшиеся глыбы.  Конечно, это только видимость, но очень реалистическая, и мы в первое мгновение  решили, что гроту требуется профилактический ремонт!
       Немного отдохнув на одной из скамеек, и полюбовавшись красивыми    видами на город, мы перебрались на вторую, перпендикулярную, осевую дорожку, и  попали на Кипарисовую аллею с её прозрачными сумерками  теней  от огромных,  свечами уходящих в небо, деревьев и с многочисленными скульптурами,  таинственно белеющими на фоне  тёмно-зелёной хвои кипарисов. Вечернее освещение, кипарисы, холмы на горизонте,     подёрнутые голубоватой дымкой, заставили меня неожиданно вспомнить строчки из   стихотворения А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» о мирной стране, «…где всё для сердца мило, где дремлет   нежный мирт и тёмный кипарис…».   
        После романтичной  Кипарисовой аллеи особенно контрастной выглядела пышная зелень  искусственного острова Изолотто, окружённого гладью воды небольшого  пруда. На острове собраны вместе различные виды цитрусовых деревьев, растущих в керамических  кадках, цветут старинные сорта роз, за которыми  присматривают статуи Персея и Андромеды. Здесь же о чём-то тихо    журчат и  шепчут  струи фонтана «Океан». Такое гармоничное  сочетание воды, скульптур, цветов  и  зелёной листвы очень красиво и не может не создавать у человека праздничного настроения!
     Огромные деревья, живые изгороди, цветы, водоёмы, изумительные фонтаны,  многочисленные скульптуры, гроты, амфитеатры придают Садам Боболи неповторимую прелесть.   
      Утро следующего дня мы уже встретили в одном из отелей, расположенном на материковой части современной Венеции.
      Венеция основана приблизительно в 420 году,  как поселение местных жителей на островах Венецианской лагуны, спасавших таким образом свою жизнь от мечей варварских племён, которые  с пугающей частотой стали обрушиваться на плодородные земли Италии. Количество людей на островах быстро увеличивалось, и уже спустя всего несколько десятилетий они смогли создать свою, независимую от материковой части,    республику,  которая в средние века превратилась в могучее  государство Венеция, чей флот господствовал в Средиземном море. Обогащаясь в основном, за счёт торговли с Востоком, и не брезгуя грабежом прибрежных городов, Венецианская республика, расположенная на 118 островах, уделяла много внимания величию и красоте своего города с тем же названием. Город застраивался великолепными дворцами, набережными, каналами и мостами, соединявшими их берега. Это был город на воде, а точнее, на вбитых в слабый грунт дубовых сваях, передвижение по которому без плавучего  транспорта было невозможно. Таким он остался и сейчас в своей исторической островной части!
      Ранним солнечным утром мы погрузились на паром, который направился в сторону пристани на главном острове Венеции – Риальто, разделенном Большим каналом на две части.
      По мере приближения к острову из воды, словно в сказке, вырастали дворцы и дома Венеции. Вскоре на фоне неба стали хорошо различимы купол собора «Санта-Мария делла Салюте», четырёхгранник колокольни собора Святого Марка, а также известный по многим репродукциям и фотографиям дворец Дожей. Спустя двадцать минут мы уже стояли на площади Святого Марка, большая часть которой была  по щиколотку    затоплена водой лагуны, и передвигаться по ней можно было только по специально проложенным для этого деревянным мосткам.
       Надо же, именно море  дало возможность людям превратить островную  Венецию в   рукотворную  жемчужину Адриатики, а теперь оно же стремится стать её единственным обладателем, неуклонно погружая город в свою пучину! 
        Осмотр мы начали с Кампаниллы - так называют в Венеции колокольню, украшенную часами, показывающими время, фазы луны,  положение солнца относительно знаков Зодиака и времён года, которая огромным четырехугольным гранёным сто метровым карандашом вонзается в небо на площади Святого Марка. Эта колокольня в средние века служила не только Богу, но и была прекрасным ориентиром  для  судов, прибывающих к венецианским причалам.  Впечатляющее сооружение!
       Ближе к набережной стоят две мраморные колонны, одна из которых увенчана статуей крылатого льва, ставшего символом  Венеции, а вторая – статуей Святого Теодора, одного из главных покровителей города. Когда-то между колоннами было место для публичной казни преступников, и поэтому проходить между ними и сегодня считается плохой приметой. Я человек не суеверный, однако, на всякий случай, не стал искушать судьбу и, прислушавшись к совету жены, вместе с ней обошёл  это место стороной, направляясь к собору Святого Марка.
       Если не обращать внимания  на готические башенки, античные колонны, статуи и другие украшения, включая знаменитую квадригу на фасаде собора, то этот пятиглавый собор внешне чем-то похож на наши русские соборы, что очень не типично для католической Италии с её одиноко уходящими высоко в небо  шпилям церквей, яйцеобразными куполами соборов  и столбами колоколен. В соборе в престоле главного алтаря хранятся мощи Святого Марка, поклониться которым приезжают многие верующие, а в сокровищнице собора до сих пор хранится  большое количество реликвий и произведений искусства религиозной направленности, вывезенных венецианским дожем Дандоло из Константинополя во время четвёртого крестового похода.  Да и вообще, в храме многие статуи, колонны, резные мраморные плиты, мозаичные панно и другие украшения привезены венецианскими купцами из  Византии и ближневосточных  городов, до которых смогли добраться их корабли, за которыми маячили вымпелы  могучего венецианского  военного флота, господствовавшего на Средиземном море.   
       Пол собора выложен разноцветными мраморными плитками, потолок и стены покрыты разноцветной мозаикой, причём на потолке она положена на тонкие листы золота, которыми он весь покрыт. Из золота и перегородчатой эмали выполнен главный алтарь собора, створки которого украшены медальонами с изображением святых и огромным количеством драгоценных камней. Роскошь и великолепие алтаря и всего убранства собора просто потрясают!
      Такое же впечатление произвела на нас и отделка внутренних помещений дворца Дожей, предназначенных для приёма гостей и заседаний  высших органов управления Венецией – Посольский зал, Зал Большого Совета, Зал коллегии, Зал десяти и апартаменты Дожа. Всё это - огромное количество золота на стенах и потолках, драгоценные камни, великолепные украшения,  картины, портреты и скульптуры должно было ошеломлять гостей города, кичившегося своим богатством, силой и великолепием! 
      У меня, правда, от увиденной во дворце Дожей красоты осталось впечатление, что она немного «тяжеловата» и ей, иногда,  не хватает тонкости и изящества, присущих интерьерам  итальянских и французских дворцов.  В ней, как мне показалось, есть что-то общее с грубой варварской  красотой  массивных  золотых гривен, цепей и фабул киевских князей, которые хранятся в Музее золота в Киеве.  Не исключено, что так это и было задумано, чтобы показать гостям и послам не только богатство, но и военную мощь  республики, стоявшей за внешней любезностью и купеческой покладистостью её правителей? Сила, она всегда выглядит достаточно грубовато!
        После ознакомления с церковью «Сант-Стефано» нам была предоставлена возможность побродить самостоятельно пару часов по улицам Венеции, после чего мы должны были вернуться на площадь святого Марка, чтобы отправиться в путешествие по Большому каналу.  Многие члены нашей туристической группы предпочли отправиться на прогулку по каналам Венеции на гондолах, ну а мы с женой решили, чтобы не заблудиться, изучить район города, примыкающий к знакомой нам площади святого Марка, ориентируясь, как мореходы в средние века, на Кампаниллу.  Однако, углубившись в узкие улицы города, мы быстро  обнаружили, что, кроме полоски неба над головой и карнизов крыш домов, с мостовой ничего не видно, и поэтому возвращаться из путешествия нам придется тем же маршрутом, что уже прошли, и поэтому следует его хорошо запоминать и искать местные ориентиры.
      Улочки часто выводили  нас к набережным  многочисленных каналов, заставляя пересекать их по горбатым пешеходным мостикам, или вдруг закачивались тупиком для пешего передвижения, так как приводили к каналу, берегами которого были сами стены домов. По темно-зеленой глади каналов скользили черные, с лакированными бортами, гондолы. Их носы, высоко поднятые над водой и украшенные шести полосными железными наконечниками в виде  большого гребня, уравновешиваются высокой кормой, на которой  стоит во весь рост гондольер,   одетый в полосатую футболку и соломенную шляпу, и который виртуозно управляет лодкой одним веслом.
      На пересечениях   каналов с основной  магистралью – Большим каналом, установлены светофоры, а перед остальными  водными перекрёстками гондольеры голосом извещают о своём намерении его пересечь. Мимо нас  проплыли  две или три гондолы, в которых пассажиры могли не только любоваться видами городских строений, но  и наслаждаться пением своего рулевого. Мы, заслышав песню, старались специально  выйти   на берег канала, чтобы не пропустить этот сольный концерт и  поприветствовать певца, словно появившегося из старой сказки.
      Тихие улочки, старинные дома, стены которых явно знали лучшие времена, неожиданно распахивающиеся небольшие площади с колодцем для сбора дождевой воды и островками зелени, задумчивые воды каналов, ажурные решётки балкончиков – всё это  создавало атмосферу тихого уюта и романтики, которую вряд ли можно найти в другом, может быть и даже более красивом и комфортабельном городе. Покидать этот уголок Венеции нам не очень хотелось, но, как всегда, неумолимое  время заставило нас отправиться в обратный путь, чтобы не опоздать к месту сбора всей группы!
Вернувшись на площадь святого Марка, мы увидели, что воды лагуны её покинули, мостки уже убраны, магазины открыли свои двери, около кафе гостеприимно стоят  стулья, а голуби спокойно расхаживают по плитам мостовой, над которыми совсем недавно плескались волны.
       До прибытия пассажирского катера мы с женой успели побывать в нескольких магазинчиках, где   ознакомилась с  различными типами масок, которые используются при проведении городских карнавалов, и  полюбовались изящными  и очень красивыми изделиями из знаменитого венецианского стекла, изготовленными руками мастеров с острова Мурано. От своего похода по магазинам мы получили большое удовольствие, как будто побывали на выставке произведений искусства местных мастеров.
         Большой канал Венеции, по которому медленно  двигается наш катер, является (и являлся) главной «улицей» города. Длина его составляет 3800 метров,  ширина - от тридцати до семидесяти метров, глубина - около пяти метров. Его берега соединяют всего три моста, в том числе и знаменитый мост Риальто, построенный в  12 веке и реконструированный  в 16 веке. По берегам Большого канала высятся  больше ста дворцов, хозяева которых, за неимением набережной,  передвигались только  на гондолах, причаливавших прямо к порогу или ступеням дворца.
       Даже простое перечисление названий  исторических зданий и дворцов, выстроившихся, как на параде, вдоль берегов Большого канала, заняло бы  слишком много места в моём повествовании,  не говоря уж о даже кратком  описании их архитектурных особенностей и внутреннего интерьера. Поэтому скажу только, что наибольшее впечатление на меня произвели два из них: очень элегантно выглядящее палаццо Санта-София, фасад которого был когда-то облицован ультрамарином, сусальным золотом и раскрашен киноварью, и палаццо Фоскари, являющееся прекрасным образцом венецианской готики, построенным в 1452 году дожем Венеции Франческа Фоскари.
       В настоящее время во всех дворцах, называемых по именам  их бывших владельцев, располагаются музеи, отели, рестораны и офисы, что позволяет поддерживать их в более или менее  приличном состоянии. 
       Венеция это город, сплетённый из нитей каналов, каменного многоцветья  дворцов, звёздочек площадей, сетки узких улиц,  зыбких отражений построек на водной глади и бликов рассеянного мелкими волнами света на стенах домов.  В нём очень много воды, неба, воздуха, капризной морской дымки и совсем мало  земной суши с её чёткостью линий, и поэтому восприятие города сильно зависит от погоды, времени года и капризов морской лагуны. Мне же Венеция показалась дремлющей  красавицей, ждущей своего пробуждения!
       Следующим утром наш автобус неторопливо взбирался по серпантину дороги, соединяющей Италию с карликовым  государством  Сан-Марино, расположенным на юго-западном склоне трёхглавой горы Монте-Титано, высотой 738 метров над уровнем моря. Республику Сан-Марино основали в четвёртом веке нашей эры, бежавшие от преследований  христиане, которые нашли себе  убежище среди неприступных скал в отрогах Аппенин. Кроме города Сан-Марино, защищенного тремя поясами крепостных стен с мощными крепостными башнями, ими  были построены ещё девять городков-замков, которые  должны были оборонять население этого государства от непрошеных гостей.
         Сан-Марино - одно из самых маленьких государств Европы,  площадью около 61 квадратного  километра, на территории которого проживают двадцать восемь тысяч человек, и которое  не меняет своего политического устройства уже  более  1400 лет. Им управляют два Капитана-Регента, назначаемые Большим Советом сроком  на полгода. Сам же Большой Совет избирается на пять лет всеобщим голосованием жителей этой маленькой страны. Сан-Марино имеет свой календарь, отсчитывающий годы со дня основания города,  выпускает свои монеты и марки для продажи их туристам, и доходы от них являются одним из основных источников пополнения государственного бюджета. 
         Практически всё население страны  трудится в сферах  услуг и  торговли, и поэтому  государство старается создать все условия для привлечения как можно больше иностранных туристов. Отели, рестораны, кафе, смотровые площадки с прекрасными видами на равнины у подножия горы,  местные сорта вин и блюд, различные театрализованные представления, отсутствие преступности, а главное, обилие магазинов с товарами высокого качества и по ценам, примерно процентов на двадцать ниже, чем в Италии  (Сан-Марино является зоной беспошлинной торговли) - всё это способствует массовому приезду  туристов круглый год!
        Вместе со всей группой мы наблюдали торжественную смену одетого в красочные  костюмы караула   у входа в Правительственный  дворец на площади Свободы. Затем осмотрели внутренние помещения дворца и расположенную рядом базилику «Дель-Санто», которая считается самой большой и красивой церковью в Сан-Марино. 
        Конечно, это далеко не дворцы и соборы Флоренции или Венеции, и всё в них выглядит намного проще и скромнее, хотя и не лишено своеобразия и обаяния, позволивших нам с женой не считать потерянным время пребывания  в них.
        По окончанию экскурсии в церковь нам, как обычно, было предоставлено три  часа на самостоятельное путешествие по городу. Дружно посетив несколько крупных магазинов, торгующих меховыми шубами, полушубками и куртками, в том числе и местного производства, а также товарами из натуральной кожи,  дорогими платьями и мужскими костюмами, вся наша группа мгновенно растаяла в узких улочках древних кварталов в поисках нужных вещей и вещиц. Мы с женой тоже занялись систематическим обходом  множества магазинчиков, прилавки и витрины которых  были до отказа набиты самым разнообразным товаром, начиная с поделок местных ремесленников и до ювелирных изделий и самых последних новинок электроники. Было что поглядеть, и чем полюбоваться! А главное,  можно было подобрать прекрасный презент себе и своим близким по вполне приемлемым для нас ценам.
        Продавцы были любезны и разговорчивы, магазинов много, цены на  товары были  явно ниже итальянских.  В результате своего похода по магазинам мы купили модную сумку из натуральной кожи жене, красивую рубашку мне, сувениры детям и знакомым, а также ларцы из серебра и золотые серёжки  двум  маленьким внучкам! Довольные своими приобретениями,  мы поднялись к ресторану, расположенному в самой верхней точке города, и, сидя на веранде, принялись с удовольствием  пробовать блюда итальянской кухни,  дегустировать местное вино и любоваться видами местности, простирающейся у подножия горы Титано! Ощущение такое, что ты находишься в гнезде орла, свитом на вершине огромной скалы с отвесными склонами и кручами, поросшими деревьями и кустарником. А там, далеко-далеко  внизу, почти под самыми ногами, в чуть   голубоватой дымке видны аккуратные прямоугольники полей, лоскуты рощ, кудрявящиеся зеленью холмы с проплешинами обрывов, нитки дорог и игрушечные дома поселений! Только в отличие от могучей гордой птицы, воспарить  выше, в синее небо, мы, люди, не можем, даже если сильно захотим!
         Вечером мы уже были в городе Сенигаллия, который встретил нас хмурым небом, бурным морем и непривычным холодом (температура воздуха  была около пятнадцати градусов по Цельсию). Нас  поселили в двухкомнатных апартаментах с большой кухней, укомплектованной всей необходимой для приготовления пищи утварью и посудой, но при этом  нам было предложено завтракать в ресторане одного из отелей. Так как мы сильно устали от частых переездов автобусом из одного города в другой и утомительных, хотя и интересных, многочасовых пешеходных экскурсий по улицам, музеям,  дворцам и  паркам, то все два дня пребывания в городе были посвящены отдыху и спокойным прогулкам.
        Мы несколько раз посетили местный рынок, с удовольствием приобретая образцы неизвестных  нам местных продуктов питания, и, разумеется, разнообразные южные фрукты, а также прогулялись вдоль кромки прибоя штормящего по-осеннему  моря, искупаться в  волнах которого  я  так и не решился.
        Обсаженная огромными пальмами набережная города, тянущаяся  вдоль песчаного пляжа на  тринадцать километров, была пустынна и на фоне серого неба и свинцового моря казалась какой-то унылой и неуютной. А пронзительный холодный ветер отбивал у нас всякое желание посетить многочисленные магазины, кафе и рестораны, которые ещё совсем недавно были заполнены многочисленными отдыхающими.  Поэтому мы  большую часть времени провели в апартаментах,  расположившись в удобных креслах,   с удовольствием вспоминая отдельные эпизоды нашего путешествия.
Утром третьего дня автобус доставил нас в аэропорт, и вечером мы уже ужинали у себя дома в Москве.
P. S.
        Когда впечатления от поездки в Италию немного улеглись, я понял, что испытываю чувство человека, который вынужден  оценивать красоту бриллианта через бронированное стекло стенда, так как  не имеет возможности  удовлетворить своё желание взять его в руки, чтобы  в полной мере насладиться игрой света в его гранях. Таким «стеклом» для меня было, увы,  время!
Всё-таки  не зря раньше наших русских художников командировали  в Италию на несколько лет, чтобы они могли своими глазами увидеть подлинные произведения великих мастеров живописи, скульптуры и архитектуры! 

               
               
                Январь  2012  года.