Ох, уж эта загадочная мадам Рекамье...

Алина Алексеева-Маркезин
Один из самых известных её портретов.Франсуа Жерар, «Портрет мадам Рекамье»,1805г

   Жюли Рекамье -известная французская красавица, о которой до сих пор с уважением пишут историки, литературоведы, искусствоведы. Ее облик запечатлен многими художниками, скульпторами и граверами.
   Что же до сих пор привлекает в этой женщине, не создавшей ничего замечательного, не совершившей никакого подвига?

О КАРТИНЕ

   Посмотрим на её портрет Франсуа Жерара.Мне он больше всего понравился.Как мне кажется, он правдивее всего отображает внутренний мир и красоту этой женщины.
        Франсуа Жерар создал этот портрет в 1805 году, когда Жюльетте было двадцать восемь лет. Он писал ее летом в ее особняке на улице Мон-Блан, в светлом легком платье, с обнаженными плечами, руками и приоткрытыми ступнями ног, как у античной богини.

         Красный занавес между колоннами замыкает интерьер, сужал пространство портика, и как бы отгораживая от Парижа, своеобразный храм-жилище прекрасной женщины, которую все называли королевой красоты.
              Высокая и стройная, она обладала удивительной грацией, каким-то особым внутренним музыкальным ритмом, который Жерар старался передать, струящимися складками, ниспадающими к ее ногам одежд, красиво обвившей фигуру шалью. В непринужденной легкости позы, чуть задумчиво склоненной голове и ясном, доверчивом взгляде, обращенных к зрителю прекрасных карих глаз угадывается открытость, мягкость и доброта.
 
О МАДАМ РЕКАМЬЕ

       Родилась она в Лионе  семье нотариуса, получившего новую должность и переехавшего в 1786 году в Париж.
      Девушке еще не было шестнадцати, когда ее выдали замуж за банкира Рекамье, который был старше невесты на двадцать шесть лет. Муж окружил ее роскошью.
 Как свидетельствуют современники, банкир Рекамье питал к своей молоденькой жене лишь отеческие чувства, используя ее светский успех для поддержания престижа и деловых связей.

         Репутация и поведение мадам Рекамье на фоне весьма легкомысленных нравов той эпохи были безупречны. Ее необычные отношения с мужем, известные многим, окружили ее имя своеобразным сочувствием и повышенным интересом к ее жизни.
        В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые стала принимать гостей, и эти визиты вскоре превратились в знаменитый салон.


     В то время этот салон был интеллектуальным центром Парижа. Её имя стало символом, олицетворявшим хороший вкус и образованность. Она была «звездой» европейского масштаба, о которой говорили в России и Англии, в Италии и Германии.

      Обаяние Жюли, её ум и политические взгляды привлекали к ней в салон людей различных возрастов и положений. В списках имен гостей дома Рекамье завсегдатаями были знаменитый писатель Рене де Шатобриан, горячо любивший мадам Рекамье,  лучшая подруга Жюли писательница мадам де Сталь, Камилл Жордан.

        Её салон из политического превратился в интеллектуальный и артистический центр Франции того периода, куда были вхожи самые знаменитые личности той эпохи: великий французский ученый Андре - Мари Ампер, Евгения де Богарнэ - дочь Жозефины, первой жены Наполеона, г-н Бернадот - будущий король Швеции, писатели Проспер Мариме и Сент-Бёв.

       Она дружна с Оноре де Бальзак и Виктором Гюго, её связывает общность вкусов с Мюссе и Стендалем, ею восхищаются художники Ж-Л. Давид и Эжен Делакруа и многие- многие другие. Это был цвет французского искусства и науки, имена, вошедшие в мировую культуру, - и всех их сумела объединить Мадам Рекамье.

        Удивительная красота Жюли привлекала к ней многих поклонников, среди которых были маршал Жан-Батист Бернадот, герцог Матьё де Монморанси-Лаваль, принц Август Прусский, Бенжамен Констан, брат Наполеона Люсьен Бонапарт и даже сын её подруги мадам де Сталь. Однако Рекамье предпочитала, держа дистанцию, сохранять дружбу, а не временных поклонников.

        Мадам Рекамье не скрывала своего недовольства новой государственной политикой.
    Сен-Бов называет её «сладким гением». Гением, который мадам Рекамье с самого начала применила против Наполеона.
     Она была в курсе всех заговоров против Императора, так как большинство из них зарождались в её салоне. Прибежище интеллектуалов, место, где собираются самые блестящие умы того времени, салон мадам Рекамье, таким образом, становится одним из самых свирепых центров оппозиции имперскому режиму. Императорская полиция несколько раз закрывала её салон.

      Она всегда была окружена толпой поклонников и почитателей, которых, го словам Сент-Бёва - критика и писателя - очень искусно умела превращать в своих преданных друзей.

  Правда, не всех.Наполеон, получивший решительный отказ на предложение стать придворной дамой его двора и «подругой императора», надолго затаил обиду. И когда в 1806 году банк Рекаме потерпел крах. Наполеон намеренно не помог ему спастись от разорения. Больше того, изгнал спустя несколько лет из Парижа и саму Жюльетту.
   

      Она переехала во французскую провинцию, путешествовала по Италии и вернулась в Париж после реставрации. В 1819 году она переехала в монастырь Аббе-о-Буа, где продолжала устраивать приёмы; её близкий друг Рене де Шатобриан оставался с ней до самой смерти.
       Жюли писала мемуары, но перед смертью приказала их уничтожить. Она оставила большое количество писем, часть из которых впоследствии была напечатана.

Много разного о ней говорят.

             Как пишет Сент-Бёв, один из завсегдатаев ее дома, «салон мадам Рекамье был центром и очагом литературы... Не было таланта, добродетели, своеобразия, которые бы она не отличала, не заставила обнаружить себя... Я слышал, как люди спрашивали, была ли умна мадам Рекамье.

        Мне кажется, что она обладала в высокой степени не тем умом, который сверкает сам по себе, но тем, который заставляет гореть и делает особенно блистательным ум других. Она слушала пленительно, не пропускал ничего из того, что было самым ценным. Отличительной и характерной чертой мадам Рекамье была способность внушать любовь... всем, кто ее видел и с ней общался...».

     "Источником её власти была двоякость, которая застигала мужчин врасплох. В первую очередь её ангельское личико и недоступность вызывали чувства, близкие к преклонению и обожанию, и будили родительский инстинкт.
      Но вместе с этим наружу прорывалось другое свойство, которое будоражило воображение, призывало к флирту, во взоре читался призыв, в безудержном танце проявлялась бьющая через край весёлость."

  "Тайна мадам Рекамье отравляла пьянящим ядом, и становилась загадкой, которую страстно хотелось решить. Она была неприступной богиней и, вместе с тем, кокетливой чертовкой, сводившей мужчин с ума. Какая бы женщина ни была вам по вкусу, она казалась именно такой. Она была мастером точно рассчитанного эффекта."

 
    Жюльетта Рекамье скончалась 5 мая 1849 года от холеры, пережив Шатобриана всего на год. Согласно завещанию, часть ее скромного имущества была отдана городу Лиону.
      Её имя становится символом, олицетворяющем хороший вкус и образованность.Она не писала романов и не создавала картин, но она обладала удивительным талантом притягивать к себе неординарных личностей, открывая их талант, помогая и поддерживая их.

http://maxpark.com/community/6782/content/2017631