Деревенский спорт

Мила Садко
  Я снова вишу на турнике, похожая на тряпку, а ещё на растянутого червяка или змею. Могу слегка раскачаться, вспоминая свои детство и молодость. Вообще-то от тяжёлой работы я никогда не надрываюсь, потому что живу с хорошим мужем. Но иногда всё же я умудряюсь что-то поднять неправильно. Вот и расправляю потом позвонки на турнике. Этот турничок находится при входе в детскую комнату. Есть ещё во дворе, где любят заниматься дети свои и чужие, а есть под навесом высоко над землёй, взрослый настоящий турник.
  Наша семья спортивная. Мы не занимаемся никакими видами спорта профессионально, тем не менее, увлекаемся многими видами спортивной деятельности. Мы участвуем в разных состязаниях, в играх, на лыжах и коньках. Это и плавание в речке, и езда на велосипеде, игры с ребятами на улице, на стадионах и спортивных площадках, на полянах, прыжки на «тарзанке» в берёзовой роще, лазанье по деревьям, по обрывам, катания и валяние по траве и по земле. Это и тренажёрный зал, и теннис в клубе и школе. Это различные секции по играм с мячом.
  В последнее время наши дети стали посещать дискотеки, так как возобновилась и обновилась работа в сельском Доме Культуры. Дискотека – это тоже своего рода гимнастика, аэробика. Я сама в своё время ходила на дискотеки, да и позже, сопровождая пятнадцатилетнюю дочь, сама получала удовольствие от танцев.
  Смолоду тело у меня было сбитое и гибкое, почти без жира, мышцы укреплены. Во время танца я могла спокойно сделать стойку на руках и легко вставала на ноги с «мостика». Эта способность оставалась у меня долго, даже когда дети выросли. Они тоже были спортивные, особенно старший сын.
   Он умел делать акробатическое сальто вперёд и назад, - натренировался на песке у реки. Он с детства полюбил гимнастику. Был он физически несильный,  поэтому добрую эту привычку перенял от отца, так и накачал мышцы. Став постарше, он устроил под навесом спортгородок с разными тренажёрными приспособлениями, боксёрской грушей, кольцами. Занимался один и с младшим братом, а ещё с друзьями. Вместе они бегали по пересечённой местности, готовились к Армии, не курили, не увлекались алкоголем.
  Муж мой с молодости занимался спортом с целью поправить здоровье, когда бросал пить. Мы вместе ездили на лыжах, бегали по лесу. Вечерами он садился на пол и делал всякие упражнения, даже по системе йогов. Позже он забросил это занятие, и в зрелом возрасте у него стал выделяться живот. Я слышала, что накопленные жиры должны сжигаться, иначе они со временем превращаются в жёлтые, которые плохо влияют на организм человека. Засоряются сосуды и люди получают ещё болезни сердца. Муж с годами стал вести малоподвижный образ жизни, что меня тревожит.
  Сама я почти всегда в движении. Мне жаль зря потерянного времени. Я и спать себе много не позволяю. В сельской местности не надо никаких тренажёров и шопингов. Работ всяких полным-полно, только не ленись. Полы я мою всегда вручную, без швабры. В кухне для поддержания чистоты наклоняться приходится очень часто. К тому же за картошкой и всякими заготовками мы лазим в подпол. Весной же остатки картофеля необходимо вытащить наверх и перебрать, а подполье вычистить и приготовить к следующему урожаю. Так что дремать не приходится.
  Конечно, к этим делам я подключаю и остальных домашних, так же, как к посадке, копке, обработке во время роста этого так необходимого нам продукта. На это уходит фактически всё лето. Если ещё льют дождики, - отбоя от сорняков нет, да и рыхлить и окучивать культуры приходится по нескольку раз. В маленьком огороде мы с детьми дружно полем грядки с песнями и музыкой, для того, чтобы скрасить скучное время, и делаем это мы тоже периодически всё лето. Находятся и другие дела, требующие наклонов-поклонов, растяжек и приседаний.
  Ещё мы лазим на сеновал, где порой несут яйца непослушные куры. Туда же осенью мы затаскиваем сено, наверх, под крышу, чтобы оно хранилось в сухости и сохранности. Оставишь на земле, - мыши могут сточить. Сбрасываем вниз и разносим по кормушкам, а объедки идут на подстилку.
  Ещё у нас есть необходимость работать с дровами. Сначала брёвна-кругляки распиливаем на чурки, потом колем. Поленья возим и складываем в поленницы, чтобы зимой накладывать на санки и везти домой, топить печь. У нас в доме водяное отопление, а вот другие только дровами и занимаются, топят избу, зимовьё (хозяйственный дом и кухня). Прогревают ежедневно и баню, потому что там готовят корм свиньям, а так же греют воду для скота и стирки-мытья.
  Вода у нас привозная. Зимой воды тратится меньше, так как не нужно поливать огород, да и поголовье скота уменьшается. Примерно раз в неделю мы запасаемся водой, таская её вёдрами, или закатываем пластиковые бочки в зимовьё. Раньше использовали насосы, но они выходили из строя.
  Утро наше начинается с ухода за скотом. Необходимо коров выгнать, вычистить стайку (хлев), задать всем корм, напоить. Летом выпустить на волю, а вечером сделать необходимые дела и всех разместить на ночлег. Зимой метём, сгребаем снег, вывозим в большой огород. Площадку перед домом тоже чистим большую, чтобы водовоз мог беспрепятственно подвозить нам воду. Летом заготовляем сено, веники, а ещё грибы, ягоды, плоды, травы. Раньше варили варенье. Теперь ягоды и зелень с огорода замораживаем, и до новых заготовок всё съедаем. Часть грибов тоже кладём в морозилку, остальные солим, маринуем, как огурцы, помидоры.
  Начиная с зимы, приходится возиться с посевами, рассадой. Позже всё это необходимо рассадить в грунт и в теплицу. Цветы тоже необходимы. Они делают наш палисад и огород похожими на рай. Там же у нас стоит катер для стока дождевых вод. В нём мы купаемся, когда ещё вода в реке холодная, не прогрелась. А ещё приятно здесь ополоснуться после жаркого трудового дня.
  Бывает, воду в катер нам наливает водовозка, и тогда мы можем там повстречаться с жуками-плавунцами и водомерками. Однажды я запустила в катер живых карасей, и к осени там плавало множество карасят. Вначале я разрешала детям плавать вместе со взрослыми карасями, но потом запретила ввиду стрессов у рыб. Да и водавскоре стала для купания непригодной. Карасят я планировала к зиме выпустить в реку, но их почти всех поутаскивали птицы. Обычно же мы берём воду из катера для полива огорода.
  В жаркие летние дни воды требуется очень много. Стоки муж мой наделал всюду, так что технической водой природа нас обеспечивает и помогает экономить средства. Успевай только разносить скоту да поливать огород. За неимением насоса грядки мы теперь поливаем с детьми лейками. Если работников много, делается это быстро. Для удобрения овощей требуется дополнительные усилия, но когда человек здоров и полон энергии, всё ему по плечу.
  Бывает, люди преждевременно стареют. Со мной этого не происходит. Наверное, потому что вредными привычками смолоду я не увлекалась, здоровье непосильными работами не надорвала, всегда вела здоровый, спортивный в меру образ жизни. А ещё организм мой омолодился из-за приёмных детей.
  Мне было около пятидесяти, когда мы взяли их к себе из детского дома. В то лето младшему было пять лет. Когда он уставал от игр и походов на природе, я несла его на руках. Позже он стал потихоньку набираться сил и подрастать, а сначала был сущим заморышем. Помню, как я быстро и весело скакала с ним на плечах по лесу, сбегая вниз, к нашей усадьбе. Я удивлялась сама себе. В этом возрасте женщины, бывает, боятся сделать лишнее движение, а я…
   Мы с ними занимались разными спортивными играми. Я их всех научила плавать, полюбить гимнастику, танцы, а ещё приучила к разным видам труда. Муж их привлекал к строительству и столярничеству. Они все даже умеют делать ровные прочные табуретки. За это лето благодаря им мы смогли украсить всю нашу усадьбу красивыми деревянными узорами.
  А ещё я с ними выкрасила заново все наши постройки. Старшие мне помогали красить трудно доставаемые места, самый верх фронтонов, куда я соваться одна боялась, так как не была уверена, что при наличии солидного возраста не сумею сгруппироваться во время возможного падения сверху. Я только молилась постоянно: «Господи, храни нас всех!» и мы всё сделали. Вот это я понимаю, спорт! Вот это, я понимаю, экстрим!
  Есть теперь на свете новая профессия экстремалов-строителей и спасателей. Это очень нужный и полезный вид спорта. Я считаю, что некоторые виды спорта, особенно опасные для здоровья, приносят мало пользы, а больше вреда себе и своим близким. Всё хорошо в меру! Так бывает, когда спорт делают кумиром. Есть немало парней накаченных и красивых, сильных телом, но не желающих помогать своим родным. Грош цена их красоте и силе!
  Мне в этом отношении повезло с мужем. Таких же людей мы стараемся с ним воспитать для общества. Думаю, у нас получится. Ведь нам помогает ещё и Бог.

На фото я во дворе, лето-2014.