ТБ 4. Преемники Йаровама

Кот Базилио 2
Расположенный в удаленной части израильского царства, Дан часто становился предметом войн между царями Дамаска и Израиля. Вскоре после смерти Йаровама, храмовый город  был завоеван царем Дамаска. Кажется во время революции Йеху (1), тремя поколениями позже, в девятом столетии, Дан был все еще в руках царей Дамаска. Но считается, что Йеху, который разрушил храм Баала в Шомроне, не разрушал храм в Дане и не отменял его культ, «грех Йаровама». Это подразумевает, что Дан возвратился в руки Израильтян в дни Йеху. В любом случае, население северного царства – Израиля – а также и южного царства – Иудеи – продолжали ходить в Дан, предпочитая его Иерусалиму, на праздники Пасхи и Кущей.
    
Йеху, ревнитель Бога Яхве, не сделал ничего, чтобы препятствовать людям ходить в Дан, и очевидно даже поощрял их делать так; культ Дана был разновидностью  культа  Бога Яхве, хотя и под маской теленка, или быка.
    
В восьмом столетии пророк Амос, один из самых ранних пророков, чьи речи сохранились в письменной форме, говорил о вероисповедании в Дане:
    
Они, «которые клянутся грехом Самарийским и говорят: жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию! – Они падут и уже не встанут» (Амос 8:14).
    
Какое-то время Амос пророчествовал в Бет-Эле, другом священном месте Северного Царства. В его времена это место имело царскую молельню; и ввиду утверждения, что из двух мест, куда Йаровам поместила тельцов, люди ходили на поклонение в Дан, очевидно, что молельня в Бет-Эле оставалась незначительным святилищем и не привлекала много поклонников.
    
Осия, другой пророк, который жил в восьмом столетии, предупреждал: «Пусть не грешил бы Иуда;… не восходите в Бет-Авен» (Осия 4:15). Он пророчил также, что «за тельца Бет-Авена вострепещут жители  Самарии»  и что слава того места отойдет от него (Осия 10:5).
    
Общепринято, что Осия, говоря о Бет-Авене (“Дом Греха”), имел в виду Бет-Эль. Это подтверждается стихом из Книги Йегошуа бин Нуна, который говорит: «Иисус из Иерихона послал людей в Гай, что близ Бет-Авена, с восточной стороны Бет-Эля» (Иис.Н. 7:2).
      
Кажется, что название, Бет-Авен, или “Дом Греха” было применимо к обоим местам, где Йаровам построил храмы для поклонения тельцам. Возможно, что в другом своем стихе Осия имел в виду храм в Дане. Он говорит: «и истреблены будут высоты Авена – грех Израиля» (Осия 10:8).
    
«Грех Израиля» является обычное выражение  для культа Дана; а «высоты», согласно указанной истории о Йароваме, поместившего тельцов в Дане и Бет-Эле,  были построены в Дане.
    
В начале Книги Амоса, появляется следующее предложение: «и сокрушу затворы Дамаска и истреблю жителей долины Авен… и пойдет народ Арамейский  в плен в Кир…» (Амос 1:5).
    
Я возвращусь позже к этому отрывку и к принятой интерпретации «долины Авен» (2).
    
В течение войн восьмого столетия, храмовый город Дан, возможно, принял участие в борьбе Северного Царства за свое существование, будучи угнетаемым, сначала Сирией, и затем Ассирией. Дан, возможно, был осажден, и, возможно, перешел к другому владельцу во время этих войн, но ничего не известно о его разрушении.
    
В последней части восьмого столетия население Северного Царства было выслано Саргоном II в отдаленные страны туда, откуда они не вернулись. Больше чем столетие спустя Ирмиягу упомянул оракула Дана: «ибо уже несется голос от Дана» (Иер. 4:15). Это показывает, что оракул Дана  все еще существовал после конца Северного Царства.
    
Оракул, почитаемый с древних времен, великолепный храм, где поклонялись изображению теленка, место, где племена Израиля собирались в дни праздников, и куда народ Иудеи также имел обыкновение приходить – вот, что было этим культом.
    
По дороге в Хамат, на северной границе Северного Царства, ближе к Цидону (Сидон) чем к Тиру, и стратегически поставленный под удар Дамаску – вот, что  было этим местом.
    
А существуют ли руины, которые помогли бы идентифицировать это место?

Иллюстрация: Храмовый комплекс в Баальбеке окружает древняя стена, выложенная мегалитами.

(1) Йегу (Иуй) – сын Иегошафата и внук Нимши, царь Израиля, правивший ок. 845-818 гг. до н.э. После провозглашения царем начал освобождать Израиль от идолопоклонства. Йегу истребил дом Ахава по велению пророка Элиши. Йегу собственноручно застрелил из лука царя Йегорама и иудейского царя Ахазию. По его приказу была сброшена со стены и растоптана конями жена Ахава Изевель. Он также приказал умертвить 70 царевичей из дома Ахава и уничтожил в Шомроне культ Баала, а храмы его превратил в отхожие места.  Были зарезаны 42 брата царя Ахазии. Однако Йегу «не старался ходить в законе Господа ... от всего сердца». Он «не отступил от грехов» Йаровама I, сохранив культ золотого тельца, центрами которого были Бетэль и Дaн. Йегу царствовал 28 лет и после смерти был погребен в Шомроне. Его преемником стал его сын Йегоахаз. К.Б.
(2) В оригинале  «мибик’ат  авен». К.Б.