P. S. Поскриптум к роману На переломе эпох

Владимир Минский
из Романа «На переломе эпох»
электронная книга скачать: http://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html
http://www.litres.ru/vladimir-zemsha/
https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin

P.S. Поскриптум

   Всё, что нас окружает, есть совокупность параллельных, не пересе-
кающихся реалий. Миров, которые порой и не подозревают о существо-
вании друг друга. Часто мы даже и не замечаем, что существуют рядом
и другие люди, социальные группы, с совершенно иными ценностями
и взглядами. Эти социумы разделены культурно, профессионально,
идеологически, мировоззренчески. Представителю же каждого из этих
«миров» кажется, что всё мироздание вращается именно вокруг их оси.
И пока им не доведётся пересечься с «параллельным миром», они не
будут его даже замечать. Если у человека личное горе, для него весь
мир вокруг становится чёрно-белым, но, в то же самое время, на самом
деле, жизнь течёт независимо от её восприятия отельной личностью. И
в ней всегда остаётся место и для радости, и для счастья, и для любви.
И, наоборот, в минуты чей-то личной радости для кого-то происходят
минуты горя и отчаяния. Таков мир. Такова его сущность и его филосо-
фия. Он не зависит от нас с вами, не зависит от наших оценок и нашего
настроения. Мир многогранен, он, как и Бог многолик, так и сама исти-
на многообразна. И любая односторонняя правда есть, уже сама по себе
ложь. B если и существует в мире Абсолют, то только как совокупность
всего многогранного мира, который мы знаем. Однако человеку не дано
объять необъятное. Ибо он, находясь в «собственном измерении», от
него только и может оттолкнуться и дать исключительно собственную
узкую оценку происходящего. Поэтому не стоит удивляться, если в ро-
мане я не затронул другие параллели и кто-то не узнал здесь свой мир
своих восьмидесятых. Ибо это лишь мой личный взгляд в прошлое, су-
ществовавшее в те годы вокруг меня. Так, как «проигрыватель» моей
души смог воспроизвести эту затёртую годами «пластинку».
Тогда, как и сегодня, мы всегда много размышляли о мировоззре-
нии, об обществе и идеологии, о мироздании, наконец. Поэтому рас-
суждения на эти темы, словно нити, пронизали весь этот роман. Мы
задаём себе извечный, ставший уже «философским» вопрос: «Что есть
идеальная модель общества?». Научный коммунизм или капитализм?
Какая из них самая справедливая и прогрессивная? Та, где «от каждого
по способности, и каждому – по труду» или даже «по потребности»,
567
или та, что провозглашает сегодня главной целью деятельности всего
мироздания – лишь «максимальное извлечение прибыли»? Всё ради де-
нег и интересов горстки имущих?
Которая из этих двух – истинная модель социального добра и сози-
дания? И существует ли некая третья модель? Тогда как она выгля-
дит? Но мало лишь изобразить или представить её. Вопрос состоит и
в том: как прийти к этому прогрессивному обществу будущего? Надо
полагать, что через высокое интеллектуальное и материальное разви-
тие общества и индивидуальностей, проживающих в нём. Известно,
что прежние борцы за народное освобождение от царизма, ещё больше
лишили свой народ свободы, нежели это было в период «царской ти-
рании», которая сегодня выглядит весьма либерально на фоне ужасов,
рождённых революцией. Наши советские лидеры видели по-своему
этот путь в «светлое будущее». Там было просто по определению не-
возможно получить «по труду», как предписывал учебник «научного
коммунизма». Ибо создание любого «объективного» государственно-
го аппарата контроля и оценки порождало коррупцию и предвзятость.
Социальные блага не редко распределялись на основе субъективных
убеждений лиц, не заинтересованных лично в конечном результате, не
способных мыслить по- государственному. Ибо, в большинстве своём,
люди всегда беспокоятся о своём «эго» гораздо больше, чем об интере-
сах общества. Потому-то западный мир капитализма и основывается
успешно именно на этом человеческом пороке, который мы, в совет-
ском прошлом-то, и хотели вывести.
Некоторые из тех, кого мы ранее называли «буржуазными фальси-
фикаторами», видели путь к тому же идеальному справедливому об-
ществу социального и экономического равноправия, которое можно
смело назвать «Коммунизмом», лежащим через капиталистическое,
конкурентное, развитие производительных сил общества. Переходная
же социалистическая модель, изначально рассматривалась ими как не-
эффективная и не способная привести к идеальному обществу! Но, как
и писали «классики», разве капитал сам, добровольно, когда-либо сдаст
свои позиции в пользу обделённых? Какой эволюции должно подвер-
гнуться осознание стоящих наверху «пирамиды» для этого? Личное
сознание тех, кто сегодня успешно манипулирует общественным созна-
нием!
568
К чему сейчас идёт современный мир торжества конкуренции? К
международной борьбе за рынки и ресурсы, к войнам и насилию?! Хотя
существуют так же и «райские кущи» в мире «диких джунглей» капи-
тализма. И разве человеческое сознание эволюционирует в этом мире?
Разве существует выход из этого порочного замкнутого круга? Так кто
же тут прав?
А разве могут быть в этом вопросе правые? Вероятно, «справедли-
вое общество» и «демократия» – лишь утопические мечты романти-
ков, а на деле – инструменты для извлечения сверхприбыли и власти?
Назад в будущее? Людям свойственно ностальгировать о годах сво-
ей молодости. И как бы ни было трудно, эти годы всегда остаются в
памяти щемящим душу светлым воспоминанием. Но нужно смотреть
только вперёд. Прошлое уже не вернёшь. И всё же не стоит забывать,
что в действительности, порой новое, есть хорошо забытое или отвер-
гнутое старое…!
Когда же мы были счастливее, тогда или сейчас? Но и само понятие
«счастье» – вещь весьма относительная и очень иллюзорная. Не быва-
ет счастья объективного. Говорят, счастье не в деньгах, и это правда!
Счастье не зависит от материальных благ. А деньги лишь на короткий
миг могут осчастливить бедного, но не дадут ему счастья вечного, а
могут сделать его и несчастным! Просто счастье – в ощущении своего
социального равновесия, которое зависит от представлений индивида о
своей роли и месте в обществе. А это представление, в свою очередь,
зависит и от материальной доли индивида в материальном «пироге» об-
щества. Так, абориген, съевший на завтрак, предположим, лягушку и,
укрывшись в шалаше от ливня, чувствует себя абсолютно счастливым
на общем социальном фоне своего существования. Другими словами,
нужда человеческая вырастает в разные формы потребности, в зави-
симости от уровня развития социальной группы. Индивид, способный
временно удовлетворить свои потребности, чувствует себя счастливым,
индивид же, лишённый этой возможности, либо наоборот, получивший
возможность навсегда удовлетворить свои потребности, и таким об-
разом, лишенный эволюционной движущей силы, чувствуют себя не-
счастными.
Итак, счастье – это возможность удовлетворения своих постоянно
возникающих потребностей, посредством приложения определённых
усилий.
569
В нашем советском прошлом мы не видели другой жизни, нежели
той, в которой мы жили. Мы были счастливы, купив кусок колбасы или
рулон туалетной бумаги. А как мы радовались, когда удавалось купить
книги! Мы были счастливы, вернувшись после обязательной перво-
майской демонстрации трудящихся, домой, выпивая «пшеничную» и
закусывая припасёнными по такому случаю дефицитными продуктами.
Однако потребности меняются, когда мы видим нечто лучшее. Ибо луч-
шее – основной враг хорошему! Но тогда у нас не было лучшего и пока
мы его не увидели, мы были совершенно счастливы в своих представ-
лениях о себе и окружающем нас мире. Мы были в рамках, которые,
вероятно, и не должны быть шире, чем человеческие «рамки счастья»?
Ведь разве существует «Абсолют лучшего»? И кто определил, что такое
«объективное хорошо»? Хорошо в сравнении с чем? Разве невозможно
гипотетическое существование «лучшего» к любому существующему
хорошему?
Так или иначе, в своём советском прошлом мы были счастливы от
редкой возможности получить дешёвую путёвку, расплатой за которую
была вся наша, подчас, убогая жизнь. Система дотаций и бесплатного
сыра подменяла систему нормальных товарно-денежных отношений
и превращала всех нас в мышей, а страну в мышеловку. Но всё же,
страна медленно шла вперёд, хотя и сдавала темпами своего развития
«западному обществу».
Пресловутые «сталинские репрессии» остались далеко позади, да и
почти никто о них толком ничего и не знал.
(А может, многое из того, что мы сегодня, наконец, «узнали», от части
является сильным преувеличением тех, кто заинтересован, что бы мы поте-
ряли нить, связующую нас с нашей историей? Как проверить всё это? Я не
знаю! А видя сегодняшнее глобальное манипулирование процессами внутри го-
сударств извне, начинаешь отчасти понимать и то, что происходило тогда.
Но тогда, что ни говори, власть сумела противостоять этой «тихой интер-
венции» через активизацию внутренних противоречий и оппозиций. Сумеет
ли сегодня?)
А тогда, в начале восьмидесятых люди всё ещё не выходили из-за
столов. Всё это напоминало пир во время надвигающейся чумы…
И вот, наконец, пришло время всё изменить. Изменить к лучшему,
мобилизовав все возможные преимущества социалистической эконо-
мической модели. И первый, кто это начал, был Андропов. Именно он
570
явился родоначальником перемен, которых «требовали наши сердца»,
как пел чуть позже легендарный В. Цой. Но Андропов был дитём свое-
го времени и действовал так, как ему подсказывало его сердце, воспи-
танное в суровые годы. К сожалению, он многого не успел осуществить
на пути реформирования застойной советской экономической и поли-
тической модели. Горбачёв стал более лоялен. Он первый официально
провозгласил Демократию и Хаос, близкий к апокалипсису. Экономика
страны, в ожидании «инициативы снизу», вошла в ступор. Дефицитов
становилось всё больше и больше. И вот дефицитными стали уже пред-
меты самой первой необходимости. Те, кто стоял у общественной «кор-
мушки», практически официально подстёгивались к тому, что бы «брать
столько, сколько сможешь унести»… Вскоре он встал костью в горле у
задыхающейся от дикой демократии державы, и она его выплюнула,
просто оставив «царя без царства», президента без страны. На смену
вознеслись из небытия новые «цари», движимые единственной идеей:
«разделяй и властвуй». Всё это, конечно, было выгодно всем основным
нашим политическим конкурентам на Евразийской «шахматной до-
ске». И «демократия», подпитываемая извне, вылилась в невиданный
ранее разрушительнейший бандитизм во всех сферах. На поверхность
повылазила всякая нечисть, повыскакивала как чёртики из табакерки.
Взращённые под «заморские скрипки» пороки, были приписаны едва
ли не характерными чертами русского характера. Стало очень плохо.
Гораздо хуже, чем было. Наряду с богатеющей вороватой частью об-
щества появился толстый слой выброшенных за борт людей. Красные
флаги вновь затрепетали на ветру, маня к застойному прошлому.
Но в одну и ту же реку невозможно войти дважды! Той благодат-
но – застойной страны Советов больше нет! Возвращаться к социали-
стическому прошлому пришлось бы путём новых потрясений, нового
передела. Что тогда снова может выплеснуться на поверхность? Какие
силы смогут взять верх? Кто снова смог бы воспользоваться этой стихи-
ей, когда глас божий молчит, но свирепствует лишь зло и насилие? Не те
ли, что так жаждут нашего национального уничижения?!
Нельзя оценивать происходящее в стране только своей минутной
выгодой. Необходимо думать и о детях, о будущем своей державы! Пре-
ступно за «презренное злато» продавать свою душу и будущее нашей,
всё ещё, великой державы! Подло покупаться на доводы недругов на-
ших, умело маскирующихся в «овечьи шкуры»…
571
Страна развивается, день за днём, достижением за достижением. И
это единственный путь к истинному «социально-справедливому» об-
ществу, где будут учтены интересы каждого, и каждому воздастся по его
заслугам и потребностям. Время! Всему нужно время и много-много
труда и терпения! Конечно, хотелось бы быстрее. Ведь жизнь-то так
коротка!
Сегодня население, проживающее в столице, считает, что Россия –
это то, что существует до опоясывающей город кольцевой дороги. А
«московская прописка» звучит уже едва ли не как дворянский титул,
измеряясь в «поколениях». Но в реалии, сердце России бьётся где-то в
Сибири. Не там ли и её настоящая истинная Столица?
Некоторые полают, что Россия – это страна русских. А я бы сказал,
что это страна Русской культуры, вобравшей в себя многие и многие
культуры народов, её населяющих. Это страна интернационализма во-
круг «русского культурного стержня».
Россия – страна православия, как основы, объединяющей многие и
многие народы, на протяжении столетий, сохраняя в них их «русскость».
Даже несмотря на любые попытки религиозного гнёта православия, на-
пример, на территориях, отошедших к Речи Посполитой. Именно Вера
была и остаётся символом объединения народов бывшей Российской
Империи в единый русский евразийский этнос, а не символом эскала-
ции религиозного и национального разногласия. Даже немцы и татары,
принимая Веру Православную, и нарекаясь православными именами,
становились верными преданными поданными Российской Империи!
При безусловной необходимости соблюдения всех норм веротерпимо-
сти, едва стоит допустить критическое изменение исторически сложив-
шегося баланса между основными религиозными группами, немедлен-
но последует не только религиозный, но и культурный, а возможно и
политический переворот. Так случилось, когда территории мусульман-
ского Пакистана были отделены от Индии, проповедующей индуизм.
Так случилось и в некогда православном Косово…
Наше советское прошлое для одних – предмет ностальгии, для дру-
гих – предмет отвращения. Для меня это предмет моего детства и юно-
сти, моей гордости за то, что мне довелось жить в то время нашего на-
ционального величия, нашего культурного и национального единства.
Мы строили справедливое общество и реформировали его, мы вскры-
572
вали смело его недостатки и стремились к лучшему. Мы гордились и
страной и собой. Мы совершали ошибки и падали, подымались снова
и снова. Но мы проиграли в «холодной войне». Вся страна проиграла.
Весь её народ.
Сегодня мы снова стремимся созидать. И важно не проиграть снова.
Важно, исходя уже из новых реалий, строить новое общество, основы-
ваясь на принципах эволюционного развития, отталкиваясь от реалий
современности, не повторяя ошибок прошлого. Объединяясь, а не раз-
деляясь.
Дни распада, как дни независимости? Глупо сегодня отмечать дни
национального позора, как дни независимости. Праздновать то, к чему
не было приложено достаточно усилий всего общества. СССР, вопре-
ки воли народа, высказанной на всенародном референдуме, прекратил
своё существование росчерком пера власть держащих: Ельцина, Шушкевича, Кравчука и ещё пары партийных лидеров того вре-
мени. Преступников или жертв того времени. Как следствие народы,
жившие ранее в мире и согласии, стали выстраивать границы между
собой и даже воевать! Что же тут праздновать?
Рано или поздно, не исключено, что Евросоюз так же развалится…
Ведь ход истории, он неотвратимо движется вопреки нашим чаяниям!
Что же тогда? Будут ли эти страны праздновать «освобождение от Ев-
росоюза»? Глупо? Да! Так же глупо, как и празднование «независимо-
сти» от Союза ССР. Это бы не было глупо, если бы в СССР народы бы
реально угнетались и боролись за своё освобождение… Но «братские»
народы более брали из РСФСР, чем вносили свой вклад, который, тем
не менее, неоспорим! Да так брали, и так привыкли к этому, что по сей
день впадают в истерику, если Россия, забирает у них свою сырьевую
и энергетическую «соску» или прекращает покупать их продукцию, ко-
торую, кстати вспомнить, на заре перестройки, те сами не хотели выво-
зить в РСФСР, под лозунгами: «Хватит кормить Россию!» Но и России,
кому бог дал право владеть ресурсами, занимать стратегические важное
место под солнцем, также не должен забывать, что этот дар – лишь дан-
ное свыше. Поэтому не стоит овладеваться такими пороками, как гор-
дыня. По отношению к соседним народам не стоит смотреть свысока, с
позиций «старшего брата». Только позиция равных – есть основопола-
гающий принцип для истинной дружбы и партнёрства.
573
Политическая формация сменилась, прежде всего, в самой России!
Поэтому недовольства советским государством не может сегодня про-
ецироваться на Россию. Россия, так или иначе, стала флагманом пе-
рестройки и переориентации на смену советской экономики в пользу
рыночной. Она, по сути, дала всем народам бывшего соцлагеря право
выбора иного пути, право на самоопределение и независимость! Только
почти никто достойно не смог воспользоваться своей независимостью,
и, как мы видим, либо встал на путь «истерично-потребительской»
дружбы с Россией, либо на путь откровенной конфронтации, агрессии
и эскалации напряжённости, поддерживаемой некоторыми силами на
Западе в борьбе, в конечном счёте, за контроль над Российскими стра-
тегическими ресурсами.
«У России есть только два союзника: её армия и флот», – пример-
но так когда-то изрёк российский император Александр III. Оттого-то
против Армии, как таковой, и была развёрнута такая мощная компания
по дискредитации.
Для врагов же России, друзьями будут все, кто против существую-
щей власти. И не важно, что эта за власть. «Белые» это или «красные».
В своё время, в девятнадцатом веке, они провоцировали антироссий-
скую деятельность Шамиля на Кавказе и российской интеллигенции
внутри государства Российского, в преддверии и в ходе Крымской вой-
ны, а спустя полвека – они же поддерживали большевиков. Далее пере-
строечные силы, во главе с Горбачёвым. Далее «демократические силы»
во главе с Ельциным. Сейчас они снова спонсируют или подстрекают
различные антиправительственные силы и местных националистов,
всех, стоящих в оппозиции к власти или способных внести раскол в об-
ществе, в том числе подстрекнуть межнациональное противостояние,
вызвать всплеск антироссийских настроений в других странах. Всё на-
правлено на расшатывание общества. За последние сто лет, ничего не
изменилось. Методы-то все очень старые!
И последние события в Украине – тому ярчайшее свидетельство. Кто
знает, на пороге какой беды мы живём сегодня! Пришла пора прозреть!
2013 г.

из Романа «На переломе эпох»
Читать полностью: https://sites.google.com/site/zemsha/Home/kniznyjmagazin

электронная книга скачать: http://ridero.ru/books/naperelomeehpoh.html