ТБ 3. Часть сыновей дана

Кот Базилио 2
Когда Израильтяне, после исхода из Египта, бродили в пустыне, они послали разведчиков в Кенаан, чтобы исследовать землю и представить отчет. Разведчики прошли землю вдоль и поперек «от пустыни Цин до Рехова, что по дороге в Хамат» (Числа 13:21). Предполагалось, что именно эти пункты будут южными и северными границами земли: «Южная сторона будет у вас от пустыни Цин…», а на севере «от горы гор… по дороге в Хамат» (Числа 34:3,8).
    
Выражения «по дороге в Хамат», или «ко входу в Хамат» показывают, что Рехов, северный пункт земли, посещенной разведчиками, был в месте, где начиналась дорога, которая вела к городу Хамат в Сирии.
    
В дни завоевания при Йегошуа бин Нуне, когда земля была разделена на части между коленами, племя Дана получило свою долю в холмистой стране по дороге от Иерусалима до Яффы. Колену Дана оказали сопротивление филистимляне, которые также претендовали на эту страну. С увеличением населения филистимлян в связи с прибытием новых иммигрантов со Средиземноморских островов, племя Дана, будучи авангардом Израильтян, должно было испытывать не простое сопротивление, но сильное давление. Сказание о Шимшоне (Самсоне) отражает эту борьбу. Утомленные непрерывным противодействием возрастающего притока филистимлян,  сыны Дановы мигрировали на север.
    
Они... прибыли в Лаиш, к народу спокойному и беспечному, «и побили его мечом, а город сожгли огнем».
    
«Некому было помочь, потому что он был отделен от Сидона и ни с кем не имел дела. Город сей находился в долине, что близ Бет-Рехова. И построили снова город и поселились в нем.   
И нарекли имя городу Дан…, а прежде имя городу тому было: Лаиш» (Суд. 18:27-29).
    
Здесь мы встречаем снова северный пункт Рехов или Бет-Рехов. Сказано, что он был расположен в долине. Прежде это был город Лаиш, но сыны Дановы сожгли город и воздвигли там новый город Дан.
    
Бет-Рехов, или Дом Рехов, с которым мы встретились  в истории разведчиков, посланных Моше, есть самый отдаленный пункт, который они посетили, продвигаясь на север.
    
Это место было «далеко от Цидона». Но если оно было там, где его разыскивают сегодня – у истока Иордана – следовало бы сказать не «далеко от Цидона», а скорее «далеко от Тира». Но если Цидон (Сидон) называют как самый близкий большой город, Тир должен быть еще дальше от Лаиш-Дана, дальше к северу, в долине между Ливаном и Антиливаном.
    
Сыны Дановы были в контакте с жителями Цидона уже в то время, когда они боролись с филистимлянами за владение территорией. Потому что, желая земли, они посылали многих своих сыновей  моряками на финикийских судах. В своем новом местожительстве, сыны Дановы стали родниться с финикийцами.
    
В Дане-Лаише, «поставили у себя сыны Дановы истукан» (Суд. 18:30), сделанный Михой (1).

История этого «святого» изображения связана с продвижением сынов Дана на север. Перед миграцией они послали несколько человек, чтобы найти для себя «удел, чтобы поселиться» (Суд. 18:1). Они пришли с этим поручением на гору Эфраимову. Миха был из колена Эфраима. Он построил собственный дом моления, «дом Божий», на горе Эфраимовой,  куда  поместил «истукан и литой кумир», и нанял левита, чтобы служить в нем священником. 

Мужи Дановы, посланные с поручением найти новое постоянное место жительства для племени, узнали от священника об оракуле. Разведав место Лаиш, они возвратились к своему племени, которое обитало на холмах пограничной области Цара (Цора), и с шестьюстами воинами пошли на север. Проходя мима горы Эфраимовой, они забрали с собой истукана и священника, несмотря на горькие протесты Михи. Когда они завоевали Лаиш «поставили сыновья Дана у себя истукан». С тех пор в Дане был оракул.
    
Имя Дан-Яан, найденное в Священном Писании (2 Царств 24:6), есть, очевидно, синоним  Дана: оно означает «Дан, что дает ответы», или «Дан-оракул».
    
Дан стал местом, где Йаровам воздвиг храм. Но еще задолго до того, как он построил здесь свой храм, это место было уже святым, со времени истории Михи и его оракула, рассказанной в Книге Судей. И поэтому, вероятно, Рахов был священным местом еще прежде, чем сыновья Дановы  построили свой город рядом с руинами Лаиша.
    
Относительно существующей деревни Эль-Кади, нельзя сказать, что она находится на дороге, по которой люди ходят в Хамат. Чтобы удовлетворить этому описанию, Рахов необходимо искать дальше к северу.

Иллюстрация: Баальбек на схеме.

(1) Это тот самый Миха, которого Моше вытащил из стены, и который бросил пластину в огонь, и вышел из огня Телец.